Роль биржи труда в решении проблемы безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 13:52, курсовая работа

Описание работы

В работе освящаются вопросы возникновения и развития бирж труда в России, их назначение и направление деятельности. Дается обзор деятельности бирж труда в России и за рубежом. Отдельный раздел посвящен политике занятости населения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА І. ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР
НА РЫНКЕ ТРУДА 4

1.1. Исторические формы трудового посредничества 4
1.2. Возникновение и развитие бирж труда в России 7

ГЛАВА ІІ. БИРЖИ ТРУДА. ИХ НАЗНАЧЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. БИРЖИ ТРУДА
В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ 10

ГЛАВА ІІІ. ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22

Файлы: 1 файл

КР по эконом.теории Биржа труда и безработица.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

Государственную политику занятости следует рассматривать как многоуровневый процесс. Выделяют макроуровень, региональный уровень и микроуровень, т.е. уровень, предприятий и домохозяйств.

На макроуровне высшие органы государственной власти решают следующие кардинальные задачи политики занятости:

  1. Согласование социальной, демографической, миграционной политики с целью и приоритетами политики занятости;
  2. Согласование финансово-кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономической политики с системой целей и приоритетов политики занятости;
  3. Политика трудоустройства и социальная политика  поддержки незанятого населения. В число задач данного блока входят организованное развитие Министерства труда и социального развития, в том числе службы занятости и других структур (в том числе государственных фирм, занятых трудоустройством, профессиональной подготовкой и переподготовкой населения и др.). Основой данного блока является политика Министерства труда (служб занятости) на рынке труда.

На региональном уровне государственная политика занятости в основном осуществляется в тех же трех направлениях.

Политика трудоустройства  и социальной поддержки незанятого населения в регионах имеет те же задачи, что и на федеральном  уровне. Поскольку задачи данного  блока в основном выполняются  региональными органами по труду (службами занятости) за счет региональных фондов занятости, то роль регионов здесь шире роли центральных органов власти.

На микроуровне политика занятости включает законодательное  регулирование, финансовое, налоговое  и иное стимулирование поведения на рынке труда предприятий, организаций, индивидуальных зарегистрированных (формальный сектор) и незарегистрированных (неформальный сектор) предпринимателей и домохозяйств (семей).

Суть политики на рынке  труда, которая может быть положена в основу разработки программ содействия занятости в период до 2000 года, заключается в том, чтобы добиться улучшения ситуации в сфере занятости населения отдельных территорий, профессиональных и социальных групп  с критическим уровнем безработицы и т.д.

Реализация политики занятости на рынке труда в ближайшие годы предполагает более четкое разграничение функций и ответственности между федеральной и региональными службами занятости в регулировании рынка труда. Отдельные направления мер содействия занятости могли быть полностью переданы на усмотрение региональных служб занятости. К ним относятся: подготовка и переподготовка незанятого населения с целью его дальнейшего трудоустройства, организация общественных и других работ временного характера, расширение занятости в сфере малого бизнеса, поддержка рабочих мест на отдельных предприятиях, содействие занятости инвалидов, многодетных матерей, матерей-одиночек и других контингентов населения, испытывающих дополнительные трудности на рынке труда, организация социальной поддержки безработных.

Стержнем федеральной  программы занятости могли бы стать меры, которые требуют непосредственного  участия Министерства труда и  социального развития как центра, координирующего работу территориальных  служб занятости:

- содействие занятости в определенных регионах с остро критической ситуацией на рынке труда;

-  оказание методологической  помощи региональным службам  занятости;

-  совершенствование  законодательной основы, регулирующей  занятость и рынок труда,   социальную поддержку безработных;

-  развитие инфраструктуры  рынка труда, в том числе  улучшения работы государственной  службы занятости (ГСЗ).

Дальнейшее развитие инфраструктуры рынка труда связывается  прежде всего с необходимостью повышения  роли ГСЗ в регулировании рынка  труда.

Приоритетной задачей  улучшения деятельности ГСЗ является расширение информационного поля относительно числа и качественной структуры  вакансий. Это предполагает налаживание  непосредственных контактов ГСЗ  с работодателями различных форм собственности, координацию её работы с деятельностью негосударственных служб содействия трудоустройству.

Не менее важно повысить функцию контроля за регистрацией и  учетом безработных, перевода их на досрочную  пенсию, за оформлением документации, предоставляемой для получения пособия по безработице.

Организационные структуры  службы занятости нуждаются также  в совершенствовании.

Завершение создания единой информационной системы ГСЗ, объединяющей все её региональные подразделения, относится также к числу первоочередных мер по развитию инфраструктуры рынка труда.

В соответствии с изложенным, федеральная программа содействия занятости населения в период до 2000 года могла бы состоять из следующих  разделов:

  • оценка макроэкономических возможностей занятости на перспективу, на основе правительственных программ социально-экономического развития РФ;
  • основные направления мер, имеющих  общефедеральное значение и за реализацию которых несет ответственность непосредственно центральный аппарат ГСЗ;
  • региональные меры содействия трудоустройству незанятых и социальной поддержки безработных, обобщенные в центре, но которые будут разрабатываться  в регионах и в основном ими финансироваться.

Таким образом, можно  сделать вывод о том, что главные  цели политики занятости связаны  с проблемами использования труда – повышением его эффективности. Этому должны способствовать сдвиги в структурах занятости (отраслевой – за счет возрастания доли передовых технологий, профессионально-квалификационной – за счет увеличения удельного веса квалифицированного труда и современных профессий, демографической – за счет более образованной молодежи).

Важным направлением политики занятости на современном  этапе должно стать решительное  сокращение излишних масс труда (скрытой  безработицы).

Контроль уровня безработицы  в обществе следует осуществлять главным образом путем сохранения и прироста рабочих мест [5, с.33].

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В данной работе я рассмотрела особенности российского рынка труда, проблемы занятости и безработицы, а также роль бирж труда в решении этих проблем.

Насколько активно ведет  себя человек, оказавшийся на рынке  труда, определяется разными мотивами. Собственно говоря, обращаясь в службу занятости, люди уже проявляют активность.

Изучив материалы к данной курсовой работе, я сделала вывод, что чаще всего на биржу труда приходят, чтобы:

- найти работу или  информацию о вакансиях;

- получить профессию  или повысить квалификацию (чаще  говорят о профобучении);

- переждать тяжелые  времена;

- получить официальное  прикрытие (для чего-то или  отчего-то);

- получить психологическую помощь или консультацию [1, с.142].

Анализ мотивов обращений на биржу труда показал, что активность клиентов проявляется по-разному. Одни предлагают свои знания и умения работодателю, используя этот канал для трудоустройства, другие ищут здесь социальных гарантий (или благ) в связи с потерей рабочего места.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ:

 

 

 

  1. Бизюкова В. Типология представителей рынка труда. // Эко -№11, 1997 г.

 

  1. Вишневская Н. Государство на рынке труда: изменение стратегии.// МЭ и   МО -№7, 1997г.

 

  1. Дроков С.А. Преодолеть трудности можно только сообща. // Вестник администрации Тамбовской области. №4, 1997г.

 

  1. Занятость и рынок труда: новые реалии, национальные приоритеты, перспективы. М., Наука, 1998г. – 254 с., ил.

 

  1. Котляр А.О.  Понятие рынка труда. // Вопросы экономики.№1, 1998г.

 

  1. Кабанина В., Рыжикова З. Неполная занятость в России // Вопросы экономики.  №2, 1998г.

 

  1. Кострюнов В.  Вопросы занятости // Экономист. №8, 1998г.

 

  1. Курс экономической теории  /под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А./ Киров, изд. АСА, 1994г.

 

  1. Марцинкевич В.И., Соболева И.В. Экономика человека. Учебное пособие для высших учебных заведений. М., Аспект Пресс, 1995г.

 

  1. Покрытан К. Формирование организационных структур на рынке труда //Экономист. №3, 1998г.

 

  1. Райзберг Б.А. рыночная экономика. Учебник. // М., ТОО  Редакция журнала «Деловая жизнь», 1995г.

 

  1. Четвергина Т. Положение безработных и государственная политика на рынке труда // Вопросы экономики №2, 1997г.

 

  1. Четвергина Т., Лакунина А.  Напряженность на российском рынке труда и механизмы её преодоления // Вопросы экономики. №2, 1998 г.

 

  1. Шишкин А.Ф. экономическая теория. Воронеж. ВГАУ, 1995 г.

 

  1. Экономика: учебник / под ред. А.С. Булатова. М., изд. БЕК, 1997г.

 

  1. Дадашев А. занятость населения и безработица в России: проблемы регулирования // Вопросы экономики. №1, 1996.  

Информация о работе Роль биржи труда в решении проблемы безработицы