Роль биржи труда в решении проблемы безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 13:52, курсовая работа

Описание работы

В работе освящаются вопросы возникновения и развития бирж труда в России, их назначение и направление деятельности. Дается обзор деятельности бирж труда в России и за рубежом. Отдельный раздел посвящен политике занятости населения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА І. ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР
НА РЫНКЕ ТРУДА 4

1.1. Исторические формы трудового посредничества 4
1.2. Возникновение и развитие бирж труда в России 7

ГЛАВА ІІ. БИРЖИ ТРУДА. ИХ НАЗНАЧЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. БИРЖИ ТРУДА
В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ 10

ГЛАВА ІІІ. ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22

Файлы: 1 файл

КР по эконом.теории Биржа труда и безработица.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

Наличие большого количества посреднических организаций, несогласованность  их действий, необходимость общего плана и единого руководства  привело к созданию центрального посреднического органа – Всероссийского бюро труда, которое было учреждено на совещании представителей местных бюро труда 16 сентября 1915 года. Всероссийское бюро бесплатно рассылало карточки форм учета любой заинтересованной организации, благодаря чему в скором времени все региональные бюро и биржи перешли на единые формы учета. Оно также вырабатывало законодательные нормы и принципы трудового посредничества. Так, было принято положение о необходимости обслуживания всего рынка рабочей силы, не выделяя беженцев и небеженцев, что позволило устранить социальную напряженность, а также разработать рекомендации о привлечении предпринимателей и представителей рабочих организаций к управлению биржами и бюро труда.

Всероссийское бюро проводило  и статистическую работу: собирало ежемесячные сводки местных организаций о движении спроса и предложения на труд в количественным и качественном выражении. К февралю 1916 года Всероссийское бюро труда поддерживало связи со 153 бюро труда.

Опыт работы Всероссийского бюро труда был использован в годы разрухи после гражданской войны. Это позволило быстро и эффективно наладить посредничество. По данным на 1 октября 1925 года в СССР насчитывалось 256 бирж труда. Очевидно, этот опыт может быть полезен и в наше время [10, с.94].

 

 

 

 

ГЛАВА  II.  БИРЖИ ТРУДА, ИХ ЗНАЧЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.  БИРЖИ ТРУДА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ.

 

 

Видное место в регулировании  рынка труда занимает биржа труда.

Биржа труда – это  учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы и регистрацию безработных.

В настоящее время  функции бирж труда выполняют  в основном государственные биржи  труда, так называемые государственные  бюро занятости, подчиненные министерствам труда.

В задачу государственных  бюро занятости входит:

    1. Оказание посреднических услуг при трудоустройстве безработных и лиц, желающих переменить работу.
    2. Изучение спроса и предложения рабочей силы.
    3. Предоставление информации о требующихся профессиях.
    4. Профориентация молодежи.

           Основными направлениями деятельности  бирж труда являются:

  1. регистрация безработных;
  2. регистрация вакантных мест;
  3. изучение конъюнктуры рынка труда и предоставление информации о ней;
  4. тестирование лиц, желающих получить работу;
  5. профессиональная переподготовка безработных;
  6. выплата пособий  [15, с.248].

В некоторых странах, например, во Франции, Великобритании, Италии государственные биржи труда  ведут учет безработных и производят выплату пособий по безработице. В случае отказа от работы, предложенной биржей труда, безработный лишается такого пособия.             

Службой, ответственной, например, во Франции за положение  дел в области занятости, является Национальное агентство по занятости. Оно было создано в 1967 году. Деятельность его находится под контролем Министерства труда, занятости и профобучения. Основное предназначение этой организации заключается в следующем:

  1. Оказывать помощь как лицам, имеющим работу, нуждающимся в образовании или в профессиональном совете, так и работодателям, заинтересованным в найме или перераспределении рабочей силы;
  2. Участвовать в акциях, способствующих географической и профессиональной мобильности в целях увеличения занятости, а также в мероприятиях, осуществляемых государством для того, чтобы облегчить найм и перераспределение рабочей силы.

Наряду с государственными биржами труда существуют платные  частные агентства по найму рабочей  силы, имеющие различные спецификации, а также посреднические бюро по трудоустройству  при профсоюзах, религиозных и молодежных организациях.

Крупнейшая в мире американская компания, оказывающая  посреднические услуги, «Мэнпауэр» (Manpower),имея 1350 своих отделений в разных странах, содействует найму ежегодно 700 тыс. человек, обслуживает примерно 300 тыс. фирм  [15, с.248].

Следует подчеркнуть, что в современных  условиях в развитых странах большинство  граждан трудоустраиваются не через  биржи труда, а обращаясь непосредственно  в кадровые службы предприятий и организаций или, как уже отмечалось, с помощью частных посреднических агентств.

Более активная деятельность в России такого рода частных фирм, наряду с деятельностью государственных  бирж труда, имела бы важное значение для эффективного функционирования рынка рабочей силы. Пока такие фирмы обслуживают в основном относительно узкий рынок дефицитных специальностей.

Вместе с тем, роль бирж труда в оказании помощи безработным (выплата пособий, трудоустройство) во многих странах весьма заметна. В США такая помощь оказывается ежегодно в среднем 6-8 млн. безработных. В России в 1995 г. в органы государственных служб занятости за содействием в трудоустройстве обратились 3,9 млн. человек. Из них получили работу 1,1 млн. безработных.

Законодательство большинства  стран содержит основные условия получения пособия по безработице. В США максимальный срок его получения составляет 26 недель (в некоторых случаях он может быть продлен на 13 недель), средненедельное пособие по стране (при довольно больших различиях по отдельным штатам) в 1995 году равнялось 200 долларов.

Законодательное регулирование  занятости и безработицы в  России осуществляется в соответствии с Законом РФ «О занятости населения  в Российской Федерации» от 19.04.91г, а  также Положением о порядке регистрации  безработных граждан и условий выплаты пособий по безработице, принятым Правительством РФ 17.11.92г.

В соответствии с российским законодательством центр занятости, где зарегистрирован безработный, обязан в течение 10 дней со дня обращения  гражданина по возможности предложить ему два варианта подходящей работы, а впервые ищущему работу, не имеющему профессии – два варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы в пределах транспортной доступности.

В случае невозможности  предоставления указанным гражданам  подходящей работы из-за отсутствия необходимой профессиональной квалификации им может быть предложено пройти профессиональную подготовку или повысить квалификацию по направлению службы занятости. Кроме того, гражданам, ищущим работу, может быть предложено участие в общественных работах на добровольной основе.

Решение о признании  граждан безработными принимается  центром занятости не позже 11 календарных  дней со дня предъявления всех необходимых  документов. При этом безработными не признаются те, кто отказался  от двух предложенных вариантов работы, а также впервые ищущие работу, отказавшиеся от двух предложенных вариантов профессиональной подготовки.

Решение о назначении пособия по безработице принимается  центром занятости  одновременно с решением о признании гражданина безработным. Размеры пособий  по безработице дифференцируются в зависимости от категорий граждан, признанных в установленном порядке безработными:

  • уволенным с предприятий по любым поводам, имевшим до увольнения оплачиваемую работу не менее 12 календарных недель на условиях полного рабочего дня, пособие выплачивается в течение первых трех месяцев в размере 75% среднего заработка за последние 2 месяца работы, в течение следующих четырех месяцев – 60%, в дальнейшем – 45%, но во всех случаях не ниже минимального размера заработной платы, установленного законодательством РФ, и не выше средней заработной платы в данной республике, крае или области;
  • уволенным с предприятий на любых основаниях, но не имевшим за последний год 12 недель оплачиваемой работы, пособие выплачивается в размере минимальной заработной платы;
  • гражданам, ищущим работу впервые, а также стремящиеся возобновить трудовую деятельность после перерыва (более одного года), пособие по безработице выплачивается только в размере установленной законодательством минимальной заработной платы.

Продолжительность периода  выплаты пособия по безработице  не может превышать 12 календарных  месяцев в суммарном исчислении.  Выплата пособия прекращается в  случаях трудоустройства безработного, прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки с выплатой стипендии, назначения ему пенсии  [15, с.250].

Следует отметить, что  деятельность бирж труда не оказывает  существенного влияния на состояние  рынка труда. Направления, выдаваемые биржами труда, не являются обязательными для предпринимателей. Многие предприниматели нанимают работников непосредственно через отделы кадров своих предприятий, что позволяет особенно квалифицированным работникам не пользоваться услугами бирж труда, а связываться напрямую с предприятиями.

Биржи труда являются учреждениями, от управления которыми трудящиеся и профсоюзы отстранены. В деятельности бирж труда нередко  процветают коррупция, взяточничество, шантаж, дискриминация трудящихся по признакам расы, национальности, политическим убеждениям.

Важное значение для  формирования цивилизованного рынка труда и предотвращения социальных взрывов имеет политика занятости населения. Эту политику осуществляет Министерство Труда России, а также его органы на местах – центры службы занятости (биржи труда).

В нашем городе тоже существует государственная служба занятости  – это Мичуринский городской  центр занятости населения. С  января по сентябрь 2004 года в него обратились 12029 человек, трудоустроены из них 857 человек. В это число входят школьники (их 440), которые получили работу только на лето.   207 человек направлены на профобучение для получения дополнительной профессии.

Каждый год в Мичуринский  городской центр занятости населения  обращаются примерно 100-150 выпускников различных учебных заведений города, которые не смогли трудоустроиться. Сюда приходят и слабозащищенные категории граждан, к которым относятся инвалиды, дети-сироты, дети от 14 до 18 лет, лица, освободившиеся из мест лишения свободы, лица предпенсионного возраста, беженцы, переселенцы, лица, уволенные с военной службы и члены их семей, одинокие и многодетные родители, семьи, в которых оба родителя признаны безработными, чернобыльцы. Со всеми этими категориями граждан активно работают специалисты городского центра занятости населения, но трудоустроить их бывает очень сложно. Например, сейчас в центре на учете стоят 100 инвалидов, которых трудоустроить практически не возможно, так как у них очень четкие ограничения по труду (на физическую нагрузку, сокращенный рабочий день). Естественно, любой руководитель предприятия предпочитает брать на работу сотрудника без каких-либо ограничений.

На 1 августа 2004 года в  городском центре занятости населения  было зарегистрировано 663 безработных, уровень безработицы составлял 1,4%. На 1 сентября в центре было зарегистрировано уже 820 безработных, а уровень безработицы, соответственно, вырос до 1,8%. На рост уровня безработицы в городе Мичуринске за такое короткое время повлияло массовое увольнение работников с ЗАО «МЗПК». Оттуда в центр занятости населения обратилось 284 человека.     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА III.   ПОЛИТИКА  ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

 

Государственная политика занятости населения как отражение  стратегии занятости – это  часть социально-экономической политики развития страны, нацеленная на комплексное и взаимосвязанное с макроэкономическими условиями решение проблем занятости в интересах полного и эффективного использования трудового потенциала и его развитие.

На важное место в  политике занятости выдвигается  обеспечение социально-приемлемого уровня занятости. Социальная поддержка безработных – это, по существу, постоянное направление политики занятости. Только в политике занятости переходного периода подчеркивается её с экономическими возможностями общества, особенно в части пассивных мер социальной поддержки безработных.

С учетом направленности политики занятости целесообразно  решать в ближайшее время следующие  задачи:

    1. Сохранение и обновление квалифицированных кадров на предприятиях, где возможен экономический рост в силу расширяющегося спроса на продукцию и улучшения его финансового состояния;
    2. Обеспечение упреждающей подготовки (или переспециализации) квалифицированных специалистов снижается в результате либо ожидаемых структурных сдвигов, либо намечающейся модернизации производства, либо банкротств;
    3. Содействие быстрейшему трудоустройству квалифицированных работников, оставшихся без рабочего места, с целью предотвращения потери квалификации;
    4. Обязательное трудоустройство молодежи, окончившей профессиональные учебные заведения, по полученной специальности, если она отвечает спросу экономики, или первоочередное (по сравнению с другими контингентами нуждающихся в работе) дообучение с учетом конъюнктуры рынка труда;
    5. Сдерживание роста открытой безработицы в районах с малопроизводством;
    6. Содействие занятости в районах с недостаточным развитием экономики и высоким уровнем общей незанятости населения:
    7. Усиление социальной поддержки безработных и членов их семей с низким уровнем  среднедушевого дохода.

Информация о работе Роль биржи труда в решении проблемы безработицы