Роль Центрального Банка Российской Федерации в кредитно-денежной структуре Государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 17:41, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение места и роли Центрального банка в денежно-кредитной системе.
В работе ставятся следующие задачи:
- дать общее описание финансовой политике Государства;
- раскрыть сущность денежно-кредитной политики;
- показать основные инструменты денежно-кредитной политики;
- рассмотреть кредитную систему РФ;
- исследовать Центральный Банк РФ и описать его роль в денежно-кредитной системе Государства.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 104.28 Кб (Скачать файл)

Введение.

 

Созданию современной кредитной  системы Российской Федерации предшествовал  длительный исторический период, который  определялся социально-экономическими условиями развития нашей страны.

За всю свою историю кредитная  система прошла несколько этапов формирования.

В первые месяцы, после революции 1917 г. была проведена национализация всех кредитных институтов (банков и страховых компаний), на базе Госбанка был создан Народный банк. Начавшаяся в начале 1918 г. гражданская война по существу ликвидировала кредитную систему, так как в условиях отсутствия товарно-денежных отношений кредит потерял свое значение.

В последующие годы кредитная система  претерпела дальнейшие изменения под  влиянием кредитной реформы 30-х годов, когда были ликвидированы все  виды собственности, кроме государственной.

Кредитная система была представлена тремя банками, сберегательными  кассами и двумя страховыми организациями. В результате такой реорганизации  Государственный банк, помимо эмиссионной  и расчетно-кассовой деятельности, взял на себя предоставление краткосрочных  кредитов промышленности, транспорту, связи и другим отраслям хозяйства, а также долгосрочных кредитов сельскому  хозяйству.

Второй банк страны - Стройбанк  сосредоточил свою деятельность на предоставлении долгосрочных кредитов и финансировании капиталовложений в различных отраслях хозяйства, кроме сельского хозяйства.

Банк для внешней торговли занимался  кредитованием внешней торговли, международными расчетами, а также  операциями с иностранной валютой, золотом и драгоценными металлами.

Система сберегательных касс обслуживала  широкие слои населения путем  привлечения денежных сбережений, оплаты услуг и реализации выигрышных государственных  займов.

Госстрах монополизировал страховые  операции юридических и физических лиц внутри страны. Ингосстрах осуществлял  операции по иностранному страхованию (страхование имущества иностранцев, советского имущества за рубежом, экспортно-импортных  грузов, транспортных средств).

В средние 80-х годов в связи  с реорганизацией управления экономикой была проведена банковская реформа, которая выразилась в создании крупных  отраслевых специализированных банков.

Система сберегательных касс была преобразована  в единый Сберегательный банк с многочисленными  филиалами и отделениями.

Как ответ на негативные последствия  банковской реформы в 1988-1989 гг. стали  создаваться коммерческие и кооперативные  банки в основном на базе денежных накоплений различных отраслей промышленности.

Начала вырисовываться новая двухъярусная структура банковской системы: Госбанк  и специализированные банки - первый ярус, коммерческие и кооперативные  банки - второй ярус. В середине 1990 г. в связи с объявлением программы  перехода к рынку стало очевидным, что банковская система нуждается  в дальнейшей реорганизации.

В конце 1990 г. Верховным Советом  СССР был принят “Закон о Госбанке и банковской деятельности”, который  окончательно устанавливал двухъярусную банковскую систему в виде Центрального банка (Госбанка), Сберегательного банка  и коммерческих банков.

Закон изменил функциональную деятельность Госбанка: кроме эмиссионной, расчетной  функции, он стал контролировать деятельность коммерческих банков путем установления для них обязательных норм резервов и хранения их на счетах Центрального банка. Закон способствовал созданию широкой сети коммерческих банков во всех регионах страны.

Целью курсовой работы является рассмотрение места и роли Центрального банка  в денежно-кредитной системе.

В работе ставятся следующие задачи:

- дать общее описание финансовой  политике Государства;

- раскрыть сущность денежно-кредитной  политики;

- показать основные инструменты  денежно-кредитной политики;

- рассмотреть кредитную систему  РФ;

- исследовать Центральный Банк  РФ и описать его роль в  денежно-кредитной системе Государства.

Актуальность темы определяется значительностью  кредитно-денежного регулирования  и банковской системы в целом, как в теоретических аспектах экономической теории, так и в  решении практических задач в  экономике любой страны.

В своей работе я рассмотрю денежно-кредитную  политику Государства в целом, а так же опишу роль Центрального Банка Российской Федерации в ней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1: Государственная денежно-кредитная система.

    1. Денежно-кредитная политика Государства. Определение,

методы, инструменты денежно-кредитной  политики.

Денежно-кредитная (монетарная) политика — это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Осуществляет монетарную политику Центральный банк.

Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования.

Обычно денежно-кредитная политика ЦБ направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации, в первую очередь укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны.

Денежно-кредитное регулирование — это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

Денежно-кредитная политика является составной частью единой государственной  экономической политики. Государственная  экономическая политика должна предусматривать  меры по решению проблем в каждом блоке. Центральный банк исполняет свою роль в денежно-кредитной политике, он отвечает за её проведение.

 

 

 

 

      1. Виды денежно-кредитных политик.
  • Жесткая денежно-кредитная политика — направлена на поддержание определенного размера денежной массы.
  • Гибкая — направлена на регулирование процентной ставки.

Различают виды монетарной политики:

  1. Стимулирующая — проводится в период спада и имеет целью «взбадривание» экономики, стимулирование роста деловой активности в целях борьбы с безработицей.
  2. Сдерживающая — проводится в период бума и направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией.

Стимулирующая денежно-кредитная политика заключается в проведении центральным банком мер по увеличению предложения денег. Ее инструментами являются:

  1. снижение нормы резервных требований
  2. снижение учетной ставки процента
  3. покупка центральным банком государственных ценных бумаг.

Сдерживающая (ограничительная) денежно-кредитная политика состоит в использовании центральным банком мер по уменьшению предложения денег. К ним относятся:

а) повышение нормы резервных требований

б) повышение учетной ставки процента

в) продажа центральным банком государственных ценных бумаг.

 

 

      1. Методы денежно-кредитной политики.

Методы денежно-кредитной политики — совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики воздействуют на объекты для достижения поставленных целей.

  • Прямые методы — административные меры в форме различных директив Центрального Банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов служат примерами количественного контроля. Реализация этих методов даёт наиболее быстрый экономический эффект с точки зрения центрального банка за максимальным объёмом или ценой депозитов и кредитов, за количественными и качественными переменными денежно-кредитной политики. При использовании прямых методов временные лаги сокращаются. Временные лаги — это определенный период времени между моментом возникновения потребности в применении той или иной меры в сфере денежно-кредитной политики и осознания такой потребности, а также между осознанием потребности, выработкой мнения и началом реализации.
  • Косвенные методы регулирования денежно-кредитной политики воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов, имеют большой временной лаг, последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов. Однако, их применение не приводит к деформациям рынка. Соответственно, использование косвенных методов непосредственно связано со степенью развитости денежного рынка. Переход к косвенным методам характерен для общемирового процесса либерализации, повышения степени независимости центральных банков.

Так же различают  общие и селективные методы:

  • Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.
  • Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Благодаря этим методам решаются частные задачи, как ограничение выдачи ссуды некоторым банкам, рефинансирование на льготных условиях.

Операции на открытом рынке.

Продажа (покупка) ЦБ государственных ценных бумаг на открытых рынках коммерческими  банками уменьшает (увеличивает) резервы  банков, а следовательно, уменьшает (увеличивает) кредитные возможности  банков, увеличивая (уменьшая) процентную ставку. Этот метод денежной политики применяется в краткосрочном  периоде и обладает большой гибкостью.

Изменение минимальной резервной  нормы.

Увеличение  резервной нормы центральным  банком уменьшает избыточные резервы (которые можно отдать в ссуду), тем самым способность банка  расширять денежную массу путем  кредитования снижается. Это средство регулирования денежной массы обычно применяют в долгосрочном периоде.

Изменение учетной ставки.

Ставка, взимаемая ЦБ за ссуды, представленные коммерческим банкам, называется учетной  ставкой. С понижением учетной ставки увеличивается спрос коммерческих банков на кредиты ЦБ. Одновременно увеличиваются резервы коммерческих банков и их способность давать кредит предпринимателям и населению. Снижается  и банковский процент за кредит. Предложение денежной массы в  стране возрастает. Наоборот, когда  нужно снизить деловую активность, уменьшив денежную массу в стране, центральный банк повышает учетную  ставку. Повышение учетной ставки является также приёмом борьбы с  инфляцией. В зависимости от экономической  ситуации центральный банк прибегает  к политике «дешёвых» и «дорогих»  денег.

Политика дешёвых денег.

Проводится  в период низкой конъюнктуры. Центральный  банк увеличивает предложение денег  путём покупки государственных  ценных бумаг на открытом рынке, понижения  резервной нормы, понижения учётной  ставки. Тем самым понижается процентная ставка, достигается рост инвестиций и повышение деловой активности.

Политика дорогих денег.

Проводится  Центробанком, прежде всего, как антиинфляционная политика. Для того чтобы сократить  денежное предложение, ограничивается денежная эмиссия, осуществляется продажа  государственных ценных бумаг на открытом рынке, увеличивается минимальная  резервная норма, увеличивается  учётная ставка.

Наряду  с перечисленными методами государственного регулирования, имеющими внутриэкономическую  направленность, существуют специальные  меры внешнеэкономического регулирования. К ним можно отнести меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, «ноу-хау», управленческих услуг. Это - кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение и отмена квот, изменение величины пошлины во внешней торговле.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1.  Инструменты денежно-кредитной политики.

Денежная база.

Денежно-кредитная политика может  осуществляться посредством изменения  объёма денежной базы. Центральные  банки используют операции на открытом рынке, чтобы изменить объём денежной базы. Центральный банк покупает или продаёт резервные активы (обычно финансовые инструменты, такие какоблигации) в обмен на депозитные деньги в центральном банке. Эти депозиты могут быть конвертированы в наличные деньги. Вместе эти наличные деньги и депозиты составляют денежную базу, которая является обязательствами центрального банка, номинированными в его собственной денежной единице. Обычно другие банки могут использовать денежную базу в качестве частичного резерва и расширять общую денежную массу в обращении.

Резервные требования. 

Монетарные власти осуществляют регулирующий контроль над коммерческими банками. Денежно-кредитная политика может  осуществляться посредством изменения  объёма активов, которые банки должны хранить в резервах центрального банка. Лишь небольшую часть своих  активов банки держат в наличных средствах, доступных для мгновенного  снятия. Остаток инвертируется в  неликвидные активы, такие как  ипотеки и кредиты. Изменяя норму  ликвидности, центральный банк изменяет объём доступных кредитных фондов. Центральный банк, как правило, часто  не изменяет резервные требования, так как это создаёт  изменения  в предложении денег вследствие действия кредитного мультипликатора.

Учётная ставка.

Кредитование по учётной ставке заключается в том, что коммерческие банки и другие депозитарные учреждения имеют право занимать резервы  у Центрального банка по учетной  ставке. Эта ставка обычно устанавливается  ниже ставок рынка краткосрочного капитала (Казначейские векселя). Это позволяет институтам изменять условия кредитования (то есть, сумму денег, которую они могут выдать в виде кредитов), таким образом влияя на денежную массу.

Процентная ставка. 

Сокращение денежного предложения  может быть достигнуто косвенно, посредством  увеличения номинальных процентных ставок. Монетарные власти в различных  странах имеют различные уровни контроля процентных ставок во всей экономике. В США Федеральная Резервная  система может установить учетную  ставку, а также достигнуть требуемой  Ставки федеральных фондов операциями на открытом рынке. Эта ставка оказывает  существенный эффект на другие рыночные процентные ставки, но совершенной  связи не существует. В США операции на открытом рынке занимают относительно небольшую часть суммарного объема на рынке ценных бумаг. Нельзя поставить  независимые ориентиры и для  денежной базы и для процентной ставки, потому что они обе изменяются единственным инструментом — операциями на открытом рынке.

Информация о работе Роль Центрального Банка Российской Федерации в кредитно-денежной структуре Государства