Роль государства в рыночной экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 07:22, курсовая работа

Описание работы

Основные аспекты роли государства в рыночной экономике. Понятие и сущность государственной экономической политики. Объекты, функции и цели государственного регулирования экономики. Тенденции экономико-политического развития России в 2006 году. Анализ динамики ВВП в России.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты роли государства в рыночной экономике 4
1.1 Понятие рынка 4
1.1 Причины и сущность участия государства в рыночной экономике 5
1.3 Функции государства в рыночной экономике 10
Глава 2. Роль государства в рыночной экономике России 19
2.1 Становление рыночной экономики в России 19
2.2 Анализ динамики макроэкономических показателей России с 2008 г. по 2011 г. 21
2.3 Основные показатели макроэкономического развития в прогнозе социально-экономического развития РФ на плановый период 2012 и 2013 годов 24
Заключение 43
Список использованной литературы 45

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РОЛЬ ГОСУДР.docx

— 753.74 Кб (Скачать файл)

Оглавление 

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РОЛИ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 4

1.1 Понятие рынка 4

1.1 Причины и сущность участия государства в рыночной экономике 5

1.3 Функции государства в рыночной экономике 10

ГЛАВА 2. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ 19

2.1 Становление рыночной экономики в России 19

2.2 Анализ  динамики макроэкономических показателей  России с 2008 г. по 2011 г. 21

2.3 Основные показатели макроэкономического развития в прогнозе социально-экономического развития РФ на плановый период 2012 и 2013 годов 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

      Актуальность  темы. В развитии экономики во второй половине XX в. обозначилась тенденция к расширению масштабов деятельности государства и усилению его роли в экономической сфере. Общепризнанным является тот факт, что экономическая эффективность в наибольшей степени достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия для его свободного функционирования. Конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно регулирующее воздействие государства, и везде, где оно необходимо.

      Недооценка  экономической роли государства, как  свидетельствует опыт первых лет  реформирования экономики России, порождает негативные последствия. Изучение экономической роли государства – неотъемлемая часть экономического образования. Отечественная экономическая наука переживает сегодня новый этап. От почти полного отрицания государственного регулирования экономики, навеянного борьбой с командно-административной системой хозяйствования в начале 90-х гг., в конце 90-х гг. она опять была вынуждена обратиться к теме государственного регулирования экономики.

      В России продолжается процесс формирование рыночной экономики. В результате экономических  реформ сложилась крайне нерациональная, деформированная в основах хозяйственная  система, имеющая мало общего с нормальной рыночной экономикой.

      После радикальных рыночных преобразований стала признаваться необходимость  усиления экономической роли государства. Но это усиление должно идти не в направлении продолжения прежнего экономического курса и усиления деформации рыночных отношений, а в направлении кардинальной корректировки рыночных преобразований.

      Проблема  государственного вмешательства в  экономику является, основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. Все вышеперечисленные факторы также обусловили актуальность нашего исследования.

      Цель  курсовой работы состоят в изучении роли государства в рыночной экономике.

      В развитие этой цели можно выделить следующий круг задач:

      -рассмотреть  основные аспекты роли государства в рыночной экономике;

      -дать  понятие и сущность государственной  экономической политики

      -определить  объекты, цели, функции и цели  государственного регулирования  экономики;

      - рассмотреть тенденции экономико-политического развития России в 2006 году;

      - провести анализ динамики ВВП  в России;

      Методы  исследования:

      -обработка,  анализ научных источников;

      -анализ  научной литературы, учебников и  пособий по исследуемой проблеме

      Объект  исследования – механизм государственного регулирования в рыночной экономике.

      Предмет исследования – роль государства в рыночной экономике

      При написании работы широко использовались ряд учебных пособий по экономике; множество периодических изданий, предоставляющих аналитические  материалы и данные; а также  информационные ресурсы сети Интернет.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РОЛИ ГОСУДАРСТВА  В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

     1.1 Понятие рынка

 

    Принцип свободного выбора форм деятельности в рыночной экономике не исчерпывает  понятия экономической свободы. Принцип всеобщности заслуживает самостоятельного выделения, хотя он представляет в известной мере следствие принципа свободы выбора и осуществления разных видов и форм экономической деятельности. Он характеризует, прежде всего, проникновения рыночных отношений во все сферы общественного производства. Иначе неправомерно называть экономику рыночной.

    Существуют  многие элементы рынка и рыночных отношений, которые не всегда имеют  отношение именно к рыночной экономики. Существуют эти элементы и в нерыночной, государственной, плановой экономике. Точно также элементы государственного планирования, регулирования экономических процессов, централизованного руководства заведомо есть в любой сугубо рыночной экономике. Так что экономику можно считать рыночной только в случае, когда товарно-денежные отношения становятся превалирующими, проникают во все сферы и секторы экономики.

    В централизованной экономике объектом свободной купли-продажи становятся только потребительские товары и  отдельные виды услуг. А в условиях рыночной экономике сфера обменных процессов распространяет свое действие на подавляющее большинство видов продукции, товаров, услуг. Объектом купли-продажи становятся не только основные предметы потребления, но практически и все другие предметы, блага, услуги, включая средства производства.

    В рыночной экономике объектом купли-продажи  является жилье, иные виды имущества, недвижимость. Жилая площадь не предоставляется, не распределяется государственными органами, а покупается и продается на рынке жилья.

    Наличие рынка средств производства и природных ресурсов (орудий труда, земли, природных богатств, производственных зданий и сооружений, оборудования, машин, материалов, энергоносителей и энергии) также неотъемлемые признак рыночной экономики. В условиях рыночных отношений государственное распределение этих видов экономических ресурсов заменяется свободной оптовой и розничной продажей. Все объекты обретают денежную стоимость и цену [6, с.33].

    Рыночная  экономика немыслима без свободного рынка капитала (денег, валюты, ценных бумаг), который практически отсутствует в централизованной экономике либо представлен в ней в мизерных дозах и проявлениях.

    Всеобщность рынка и рыночных отношений проявляется  и в том, что в нем широко представлен рынок труда и  рабочей силы, которые становятся товарами, свободно реализуемыми их собственниками на началах купли-продажи.

    Рыночная  экономика не есть экономический  мир, в котором свободно покупается и продается все без ограничения. Законы страны, государства призваны разумным образом ограничивать продажу и покупку земли, природных ресурсов, оружия, опасных для людей веществ, национальных культурных ценностей, духовного наследства и рядов других предметов, вещей. Ограничивается и деятельность в форме оказания отдельных видов услуг. В то же время все это вместе взятое не противоречит тезису о всеобщем характере рынка в рыночной экономике.

     1.1 Причины и сущность участия государства в рыночной экономике

 

      Рыночная  система формировалась на протяжении нескольких тысяч лет в результате постепенного разложения натурального хозяйства. В основе этого процесса лежало развитие общественного разделения труда и экономическое обособление  производителей в рамках частной  формы собственности на средства производства. Этот процесс сделал необходимой и единственно возможной  формой связи между экономическими субъектами обмен результатами хозяйственной  деятельности. Именно такой непрерывный  процесс обмена продуктами труда  и есть одно из определений рынка.

      Рынок, по сути своей – анархия высшего  порядка, то есть саморегулирующаяся анархия [4, c. 9]. Управляющей системой рыночного механизма является свободная конкуренция. Но в некоторых случаях сил одной конкуренции недостаточно для синхронизации всех рыночных процессов. Возникающий дисбаланс расшатывает саморегулирующий механизм (примером может служить «Великая депрессия» 30-х годов), и если не устранены причины сбоя, рынок терпит крах, или, выражаясь экономическими терминами, фиаско.

      «Рыночная экономика» означает качественный скачок в экономической истории человечества. Ведь это – «рынок покупателя», в  котором производитель утрачивает диктаторский статус. Если мы осознаем всю значимость перехода приоритета к потребителю, (то есть, от продавца к покупателю), то нам станет, ясна и необходимость характеристики новой ступени экономической  истории общества только как «рыночной» экономики [20, c. 138]. Сам по себе производитель (продавец) – это еще не рынок. Таковым он становится только с появлением свободного, имеющего возможность выбора своей потребительской выгоды покупателя.

      Избавляя  общество от дефицита, стимулируя научно-технический  прогресс, рыночная организация вместе с тем демонстрирует явную  неспособность решать другие, может  быть, не менее важные социально-экономические  проблемы.

      К первой, прежде всего, относится удовлетворение тех общественных потребностей, которые  невозможно измерить в деньгах и  превратить в платёжеспособный спрос. В современном обществе круг таких  потребностей весьма широк, а их игнорирование абсолютно немыслимо. Никакое общество не может обходиться без национальной системы обороны, народного образования, единой энергетической системы, охраны общественного порядка, аппарата управления государством и т. п. Поскольку речь идёт о товарах и услугах, которыми поровну пользуются все граждане страны, они получили название «общественных» (или «коллективных») товаров. «Производство» этих товаров и услуг целиком вынуждено брать на себя государство, финансируя его из средств бюджета за счёт налогов на доходы предприятий и отдельных граждан [13, c. 270]. При этом государство должно учитывать, что «общественные товары» имеют весьма сложную структуру, ибо часть из них (например, национальная оборона) «потребляется» всем населением страны поровну, другая - лишь частью населения (услуги милиции данного региона), третья - лишь малым коллективом коммунальные услуги, предоставляемые муниципалитетом данного населённого пункта). Но тем не менее совершенно ясно, что удовлетворение потребностей на «общественные товары» не может происходить на рыночной основе.

      Вторая  проблема, лежащая за пределами досягаемости рыночного механизма, связана с  так называемыми «внешними эффектами». Суть их в том, что деятельность предприятий рыночного типа может иметь как отрицательные, так и положительные последствия, не имеющие, но реально влияющие на благосостояние других членов общества. Таковы, к примеру, внешние эффекты, связанные с загрязнением окружающей среды в результате производственной деятельности, исчерпание природных запасов из-за возрастающего вовлечения их в хозяйственный оборот, возникновение региональных и структурных диспропорций в производстве, и пр. [9, c. 37] Конечно же, рыночный механизм «сам по себе» не способен нейтрализовать эти негативные последствия, потому что ориентирует экономику исключительно на постоянно возрастающий платёжеспособный спрос. Поэтому регулирование внешних эффектов по необходимости должно взять на себя государство. Оно делает это путём их измерения и организации перераспределения доходов через госбюджет с целью погасить негативные внешние эффекты или справедливо перераспределить выгоды, полученные от положительных внешних эффектов (например, ирригационных работ, инициатором которых выступил один производитель, а положительными результатами пользуются многие).

      Ликвидация  негативных внешних эффектов возможна и путём прямого администрирования, т.е. запрета эксплуатации части  невосполнимых природных ресурсов, применения вредных технологий, производства товаров и услуг, наносящих ущерб  здоровью людей, и т.п. Виновные в  нарушении таких запретов подвергаются штрафам, размер которых многократно  превосходит возможные выгоды производителя. В своей борьбе с негативными  внешними эффектами государство  не одиноко. Ему помогают многочисленные общества по защите прав потребителей, свободная пресса, институты представительной демократии.

      Всё это даёт возможность существенно  корректировать действие рыночного  механизма, смягчать или вовсе ликвидировать  негативные последствия слепой игры рыночных сил, проявляющейся во внешних  эффектах [16, c. 19].

      Наконец, третья группа проблем, порождаемых  ограниченностью рыночного механизма, связана с важнейшими социально-экономическими правами личности и, в первую очередь, с правом на труд. Надо иметь ввиду, что теоретически немыслима и практически невозможна рыночная экономика с полной занятостью.

      Роль  государства в этой сфере отношений  сводится вовсе не к тому, чтобы  любой ценой обеспечить «полную  занятость». Это означало бы разрушение самого рыночного механизма. Задача состоит в другом – в эффективном регулировании рынка рабочей силы, поддержании с помощью трансфертов (социальных выплат) людям, не по своей утративших рабочие места, осуществлении программ по созданию новых рабочих мест и т.п.

Информация о работе Роль государства в рыночной экономике России