Роль государства в рыночной экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 07:22, курсовая работа

Описание работы

Основные аспекты роли государства в рыночной экономике. Понятие и сущность государственной экономической политики. Объекты, функции и цели государственного регулирования экономики. Тенденции экономико-политического развития России в 2006 году. Анализ динамики ВВП в России.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты роли государства в рыночной экономике 4
1.1 Понятие рынка 4
1.1 Причины и сущность участия государства в рыночной экономике 5
1.3 Функции государства в рыночной экономике 10
Глава 2. Роль государства в рыночной экономике России 19
2.1 Становление рыночной экономики в России 19
2.2 Анализ динамики макроэкономических показателей России с 2008 г. по 2011 г. 21
2.3 Основные показатели макроэкономического развития в прогнозе социально-экономического развития РФ на плановый период 2012 и 2013 годов 24
Заключение 43
Список использованной литературы 45

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РОЛЬ ГОСУДР.docx

— 753.74 Кб (Скачать файл)

     Определенное  влияние на увеличение инфляции может  оказать рост денежной массы (агрегат  М2). Темпы роста денежной массы (М2) и ИПЦ в процентах к соответствующему месяцу предыдущего года за период с января 2006 г. по август 2010 г. представлены на следующем графике(рисунок 6).

     

     Рисунок 6 - Динамика роста денежной массы (агрегат М2) и индекса потребительских цен (в% к соответствующему периоду предыдущего года).

     В среднесрочном периоде прогнозируется постепенное снижение целевого параметра  инфляции (декабрь к декабрю предыдущего  года) с 6–7% в 2011 г. до 5–6% 2012 г. и 4,5–5,5% в 2013 г.

     В прогнозе отмечается, что «приоритетной  задачей тарифной политики в 2011–2013 гг. является ограничение темпов роста цен и тарифов субъектов естественных монополий в условиях дальнейшей либерализации этих сфер деятельности для снижения нагрузки на потребителей». Однако рост цен и тарифов на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий планируется существенно выше целевого уровня инфляции.

     Так, ежегодный рост регулируемых тарифов  на электроэнергию для населения  в 2011–2013 гг. составит 10% и превысит среднегодовой прогнозируемый уровень потребительских цен соответственно в 2011 г. на 2,1 процент. пункта, в 2012 г. – на 4,3 процент. пункта, в 2013 г. – на 4,6 процент. пункта. При этом доля электроэнергии, реализуемой на свободном рынке, возрастает с 28,7% в 2009 г. до 53% в 2010 г. и до 76% в 2011–2013 гг.

     Регулируемые  оптовые цены на газ природный  для населения увеличатся в 2011 г. на 17,1%, в 2012 г.–на 19,2%, в 2013 г. – на 15% и превысят среднегодовой прогнозируемый уровень потребительских цен на 9,2 процент. пункта, на 13,5 процент. пункта и на 9,6 процент. пункта соответственно.

     1.8. В соответствии  с базовым сценарием  прогноза социально-экономического  развития Российской  Федерации до 2013 г. индекс-дефлятор ВВП в 2011 г. составит 107,1%, в 2012 г. – 106,9%, в 2013 г. – 105,9%. По мнению Счетной палаты, прогнозируемые значения индекса-дефлятора ВВП согласуются с динамикой индексов цен по показателям, оказывающим значительное влияние на индекс-дефлятор ВВП.

     Динамика  изменения цен по показателям, оказывающим  значительное влияние на индекс-дефлятор ВВП, представлена на следующем графике (рисунок 7).

     

     Рисунок 7 - Динамика изменения цен

     1.9. Согласно прогнозу  экспорт товаров в 2011–2013 гг. по сравнению с 2010 г. увеличится по стоимости на 14,2% и будет составлять ежегодно 389,2–432 млрд. $ США. При этом темп прироста физического объема экспорта товаров уменьшится с 2,6% в 2011 г. до 2,2% в 2013 г., рост цен экспортных поставок существенно замедлится в 2011 г. – до 0,3%, вырастет в 2012 г. до 4,1%, а в 2013 г. составит 2,7%.

     Импорт  товаров, после значительного сокращения в 2009 г., в 2010 г. по стоимости вырастет на 25,7% и увеличится за период 2011–2013 гг. на 38,6%.

     Более быстрый рост импорта товаров  по сравнению с экспортом приве-дет к тому, что сальдо торгового баланса снизится с 111,7 млрд.$ США в 2011 г. до 98 млрд. $ США в 2013 г. Это может создать риски для устойчивого социально-экономического развития в среднесрочной и долгосрочной перспективе(таблица 2).

     Таблица 2- Рост импорта и экспорта

  2008 2009 2010 2011 2012 2013
Среднегодовой курс доллара США, рублей за 1 доллар США 24, 31,7 30,4 30,5 30,7 31,0
Мировая цена на нефть марки «Юралс», долларов США за 1 баррель 94,4 61,1 75 75 78 79
Экспорт товаров, млрд. долларов США 471,6 303,4 378,2 389,2 411,8 432,0
Импорт товаров, млрд. долларов США 291, 191,8 241,0 277,5 303,1 334,0
Сальдо  торгового баланса, млрд. долларов США 179,7 111,6 137,2 111,7 108, 98,0

     В структуре внешней торговли России остаются чрезмерно высокой доля в экспорте топливно-энергетических товаров и металлов и очень  незначительным удельный вес машин, оборудования и транспортных средств. По итогам 2010 г. в структуре экспорта доля минеральных продуктов, металлов и изделий из них составили в общем объеме экспорта – 80% (по оценке). Доля машин, оборудования и транспортных средств в структуре экспорта составила в 2010 г. 5,1% (по оценке).

     Прогнозируемое  снижение в структуре экспорта доли минеральных продуктов с 67,8% в 2011 г. до 66,2% в 2013 г. и увеличение удельного веса металлов с 11,4% до 11.6% предусматривают сохранение доли этих групп товаров в общем объеме экспорта на высоком уровне (79,2% – в 2011 г. и 77,8% – в 2013 г.), т.е. фактически закрепляется сырьевая направленность экспорта. В то же время удельный вес машин, оборудования и транспорт-ных средств, по прогнозу, должен вырасти только на 0,3 процентного пункта (с 5,3% в 2011 г. до 5,6% в 2013 г.).

     1.10. Определенный риск  для макроэкономической  стабильности создает  высокая степень  неопределенности тенденций изменения курса национальной валюты в планируемом периоде.

     В предлагаемом прогнозе на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг. намечается ослабление среднегодового номинального курса рубля к доллару США (среднегодовой номинальный курс доллара США к рублю в 2011 г. 30,5 рубля за 1 $ США, в 2012 г. – 30,7 рубля за 1 $ США и в 2013 г. – 31 рубль за 1 $ США (по оценке, 30,4 рубля за 1 доллар США в 2010 году).

     Прогнозируемые  серьезные изменения в курсовой политике оказывают существенное влияние  на доходную часть бюджетной системы, а также затрудняют возможность  хозяйствующим субъектам выстраивать  долгосроч-ные прогнозы своего развития. При этом в случае возможного снижения цен на нефть на мировом рынке и увеличения оттока капитала вероятность ослабления курса рубля к доллару США существенно возрастает.

     Для бюджетной системы РФ ослабление курса рубля к доллару США  будет означать, с одной стороны, получение дополнительных доходов, в том числе и из-за курсовой разницы, а с другой усиление инфляции, замедление роста реальных располагаемых  доходов населения, повышение процентных ставок, включая ставки по кредитам, что приведет к ограничению возможностей активизации инвестиционной деятельности. В конечном итоге не исключена вероятность замедления экономического роста в целом.

     В то же время нельзя исключить риски  укрепления курса рубля к доллару  США в рассматриваемом перспективном  периоде. Вероятность такого развития событий связана с возможным ростом цен на нефть на мировых рынках сверх планируемого в прогнозе уровня в случае более динамичного выхода из кризиса мировой экономики и обусловленного этим увеличения спроса на нефть на мировых рынках. Укреплению курса рубля к доллару США может способствовать увеличение притока иностранного капитала в Россию.

     Кроме того, необходимость обеспечения  достижения целевых уровней инфляции в 2011–2013 гг. потребует реализации более жесткой денежно-кредитной политики, что также будет способствовать укреплению рубля.

     1.11. Анализ прогноза  показывает, что наблюдается  сдержанная динамика  по основным показателям,  характеризующим  уровень жизни  населения.

     Реальные  располагаемые доходы (РДН) увеличатся в 2011 и в 2012 гг. – на 3,6% ежегодно, в 2013 г. – на 4,2%. Реальная заработная плата увеличится в 2011 г. – на 3,5%, в 2012 г. – на 4%, в 2013 г. – на 4,7%, т.е. прогнозируются более низкие темпы роста данного показателя по сравнению с 2010 г., что будет сдерживать активизацию внутреннего потребительского спроса в плановом периоде.

     Предлагаемые  в прогнозе меры по дальнейшему повышению  уровня материального обеспечения  лиц, получающих трудовые и социальные пенсии, позволят в целом за 2011–2013 гг. увеличить средний размер трудовой пенсии на 2 390 руб., или на 31% (с 7710 руб., по оценке, в 2010 г. до 10100 руб. в 2013 г.), а прожиточный минимум пенсионеров – на 1292 руб., или на 28,9% (с 4473 руб. в 2010 г. до 5765 руб. в 2013 г.). В то же время прогнозируется, что коэффициент замещения (соотношение среднего размера пенсии и заработной платы) снизится к 2013 г. до 35,8% по сравнению с 37% в 2010 г.

     В среднесрочном периоде рост прожиточного минимума в среднем на душу населения  будет опережать рост потребительских  цен на 2,5 процент. пункта. Предлагаемая в прогнозе относительно медленная динамика восстановления доходов населения будет препятствовать более активному сокращению численности малообеспеченного населения. В результате численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума снизится с 12,5% общей численности населения в 2010 г. до 11,3% в 2013 г., т.е. лишь на 1,2 процентного пункта.

     Прогнозируется  уменьшение общей численности безработных (в среднем за период) с 5,6 млн. человек  в 2010 г. до 4,9 млн. человек в 2013 г.

     В условиях необходимости реализации программно-целевого принципа планирования и исполнения бюджета, принципов  бюджетного планирования, ориентированного на результат, повышаются требования к  качеству прогноза социально-экономического развития на очередной финансовый год  и на плановый период. Этот прогноз  должен не только с большой степенью надежности определять исходные условия  для разработки проекта феде-рального бюджета, но и иметь целевой характер, то есть отражать результаты реализации поставленных целей и задач в среднесрочной перспективе.

     По  мнению Счетной палаты, подготовка прогнозов должна осуществляться в тесной взаимной увязке с концепцией, долгосрочной стратегией социально-экономического развития страны и бюджетной стратегией. Для этого необходимы, во-первых, синхронизация и четкое согласование между собой стратегий и концепций, с отраслевыми программными документами и, во-вторых, разработка комплекса мер и плана действий по реализации намеченных в прогнозе на ближайший плановый трехлетний период индикаторов. В случае отклонения прогнозируемых индикаторов от целевых Правительством РФ должны быть предприняты соответствующие меры.

     1.12. Проведенный Счетной  палатой сопоставительный  анализ прогноза  развития экономики  страны на период  до 2013 г. и Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ период до 2020 г. (далее–Концепция) подтвердил наличие имеющихся проблем при прогнозировании, так как предлагаемый прогноз не обеспечивает достижения целевых экономических индикаторов, предусмотренных в Концепции.

     Например, на 1 этапе реализации Концепции (2012 г. к 2007 г.) темпы роста ВВП должны были составить 137–138%, на 2 этапе (2020 г. к 2012 г.) – 164–166%, что позволило бы к 2020 г. по сравнению с 2007 г. увеличить ВВП в 2,25–2,3 раза. Однако существенное снижение макроэкономических показателей в 2009 г. вследствие финансово-экономического кризиса и последующее прогнозируемое относительно медленное восстановление экономики не позволят достичь намеченного на первом этапе реализации Концепции целевого индикатора роста ВВП. Так, по данным прогноза, темп роста ВВП составит в 2012 г. по сравнению с 2007 г. лишь 109,1%. Таким образом, для достижения целевого значения Концепции объем ВВП должен в 2020 г. относительно 2012 г. увеличиться ≈ в 2,1 раза, а среднегодовые темпы роста ВВП в 2013–2020 гг. должны быть не ниже 109,5–109,8%.

     Аналогичные риски содержатся в достижении и  некоторых других целевых макроэкономических индикаторов, представленных в таблице 3, характеризующей темпы роста  макроэкономических показателей.

     Таблица 3- Темпы роста макроэкономических показателей

  2012 г. к 2007 г. 2020 г.

к 2012 г.

2020 г.

к 2007 г.

2020 г.

к 2012 г.

2013–2020 гг. среднегодовые темпы роста (расчетно)
  Концепция (I этап) Прогноз на 2011–2013 гг Концепция (II этап) Концепция расчетно  
Валовой внутренний продукт 137–138 109,1 164–166 225–229 206,7–211,3 109,5–109,8
Производительность  труда 140–141 110,1 171–178 239–251 219,1–228,8 110,3–110,9
Инвестиции  в основной капитал 180–185 107,5 215–223 387–412 360,9–381 117,4–118,2
Реальные  располагаемые доходы населения 153–154 117,3 164–172 251–265 214,4–225,5 110–110,7

Информация о работе Роль государства в рыночной экономике России