Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 07:22, курсовая работа
Основные аспекты роли государства в рыночной экономике. Понятие и сущность государственной экономической политики. Объекты, функции и цели государственного регулирования экономики. Тенденции экономико-политического развития России в 2006 году. Анализ динамики ВВП в России.
Введение 2
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты роли государства в рыночной экономике 4
1.1 Понятие рынка 4
1.1 Причины и сущность участия государства в рыночной экономике 5
1.3 Функции государства в рыночной экономике 10
Глава 2. Роль государства в рыночной экономике России 19
2.1 Становление рыночной экономики в России 19
2.2 Анализ динамики макроэкономических показателей России с 2008 г. по 2011 г. 21
2.3 Основные показатели макроэкономического развития в прогнозе социально-экономического развития РФ на плановый период 2012 и 2013 годов 24
Заключение 43
Список использованной литературы 45
Определенное влияние на увеличение инфляции может оказать рост денежной массы (агрегат М2). Темпы роста денежной массы (М2) и ИПЦ в процентах к соответствующему месяцу предыдущего года за период с января 2006 г. по август 2010 г. представлены на следующем графике(рисунок 6).
Рисунок 6 - Динамика роста денежной массы (агрегат М2) и индекса потребительских цен (в% к соответствующему периоду предыдущего года).
В
среднесрочном периоде
В прогнозе отмечается, что «приоритетной задачей тарифной политики в 2011–2013 гг. является ограничение темпов роста цен и тарифов субъектов естественных монополий в условиях дальнейшей либерализации этих сфер деятельности для снижения нагрузки на потребителей». Однако рост цен и тарифов на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий планируется существенно выше целевого уровня инфляции.
Так, ежегодный рост регулируемых тарифов на электроэнергию для населения в 2011–2013 гг. составит 10% и превысит среднегодовой прогнозируемый уровень потребительских цен соответственно в 2011 г. на 2,1 процент. пункта, в 2012 г. – на 4,3 процент. пункта, в 2013 г. – на 4,6 процент. пункта. При этом доля электроэнергии, реализуемой на свободном рынке, возрастает с 28,7% в 2009 г. до 53% в 2010 г. и до 76% в 2011–2013 гг.
Регулируемые оптовые цены на газ природный для населения увеличатся в 2011 г. на 17,1%, в 2012 г.–на 19,2%, в 2013 г. – на 15% и превысят среднегодовой прогнозируемый уровень потребительских цен на 9,2 процент. пункта, на 13,5 процент. пункта и на 9,6 процент. пункта соответственно.
1.8.
В соответствии
с базовым сценарием
прогноза социально-
Динамика изменения цен по показателям, оказывающим значительное влияние на индекс-дефлятор ВВП, представлена на следующем графике (рисунок 7).
Рисунок 7 - Динамика изменения цен
1.9. Согласно прогнозу экспорт товаров в 2011–2013 гг. по сравнению с 2010 г. увеличится по стоимости на 14,2% и будет составлять ежегодно 389,2–432 млрд. $ США. При этом темп прироста физического объема экспорта товаров уменьшится с 2,6% в 2011 г. до 2,2% в 2013 г., рост цен экспортных поставок существенно замедлится в 2011 г. – до 0,3%, вырастет в 2012 г. до 4,1%, а в 2013 г. составит 2,7%.
Импорт товаров, после значительного сокращения в 2009 г., в 2010 г. по стоимости вырастет на 25,7% и увеличится за период 2011–2013 гг. на 38,6%.
Более
быстрый рост импорта товаров
по сравнению с экспортом приве-
Таблица 2- Рост импорта и экспорта
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | |
Среднегодовой курс доллара США, рублей за 1 доллар США | 24, | 31,7 | 30,4 | 30,5 | 30,7 | 31,0 |
Мировая цена на нефть марки «Юралс», долларов США за 1 баррель | 94,4 | 61,1 | 75 | 75 | 78 | 79 |
Экспорт товаров, млрд. долларов США | 471,6 | 303,4 | 378,2 | 389,2 | 411,8 | 432,0 |
Импорт товаров, млрд. долларов США | 291, | 191,8 | 241,0 | 277,5 | 303,1 | 334,0 |
Сальдо торгового баланса, млрд. долларов США | 179,7 | 111,6 | 137,2 | 111,7 | 108, | 98,0 |
В структуре внешней торговли России остаются чрезмерно высокой доля в экспорте топливно-энергетических товаров и металлов и очень незначительным удельный вес машин, оборудования и транспортных средств. По итогам 2010 г. в структуре экспорта доля минеральных продуктов, металлов и изделий из них составили в общем объеме экспорта – 80% (по оценке). Доля машин, оборудования и транспортных средств в структуре экспорта составила в 2010 г. 5,1% (по оценке).
Прогнозируемое снижение в структуре экспорта доли минеральных продуктов с 67,8% в 2011 г. до 66,2% в 2013 г. и увеличение удельного веса металлов с 11,4% до 11.6% предусматривают сохранение доли этих групп товаров в общем объеме экспорта на высоком уровне (79,2% – в 2011 г. и 77,8% – в 2013 г.), т.е. фактически закрепляется сырьевая направленность экспорта. В то же время удельный вес машин, оборудования и транспорт-ных средств, по прогнозу, должен вырасти только на 0,3 процентного пункта (с 5,3% в 2011 г. до 5,6% в 2013 г.).
1.10. Определенный риск для макроэкономической стабильности создает высокая степень неопределенности тенденций изменения курса национальной валюты в планируемом периоде.
В предлагаемом прогнозе на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг. намечается ослабление среднегодового номинального курса рубля к доллару США (среднегодовой номинальный курс доллара США к рублю в 2011 г. 30,5 рубля за 1 $ США, в 2012 г. – 30,7 рубля за 1 $ США и в 2013 г. – 31 рубль за 1 $ США (по оценке, 30,4 рубля за 1 доллар США в 2010 году).
Прогнозируемые
серьезные изменения в курсовой
политике оказывают существенное влияние
на доходную часть бюджетной системы,
а также затрудняют возможность
хозяйствующим субъектам
Для бюджетной системы РФ ослабление курса рубля к доллару США будет означать, с одной стороны, получение дополнительных доходов, в том числе и из-за курсовой разницы, а с другой усиление инфляции, замедление роста реальных располагаемых доходов населения, повышение процентных ставок, включая ставки по кредитам, что приведет к ограничению возможностей активизации инвестиционной деятельности. В конечном итоге не исключена вероятность замедления экономического роста в целом.
В
то же время нельзя исключить риски
укрепления курса рубля к доллару
США в рассматриваемом
Кроме того, необходимость обеспечения достижения целевых уровней инфляции в 2011–2013 гг. потребует реализации более жесткой денежно-кредитной политики, что также будет способствовать укреплению рубля.
1.11. Анализ прогноза показывает, что наблюдается сдержанная динамика по основным показателям, характеризующим уровень жизни населения.
Реальные располагаемые доходы (РДН) увеличатся в 2011 и в 2012 гг. – на 3,6% ежегодно, в 2013 г. – на 4,2%. Реальная заработная плата увеличится в 2011 г. – на 3,5%, в 2012 г. – на 4%, в 2013 г. – на 4,7%, т.е. прогнозируются более низкие темпы роста данного показателя по сравнению с 2010 г., что будет сдерживать активизацию внутреннего потребительского спроса в плановом периоде.
Предлагаемые в прогнозе меры по дальнейшему повышению уровня материального обеспечения лиц, получающих трудовые и социальные пенсии, позволят в целом за 2011–2013 гг. увеличить средний размер трудовой пенсии на 2 390 руб., или на 31% (с 7710 руб., по оценке, в 2010 г. до 10100 руб. в 2013 г.), а прожиточный минимум пенсионеров – на 1292 руб., или на 28,9% (с 4473 руб. в 2010 г. до 5765 руб. в 2013 г.). В то же время прогнозируется, что коэффициент замещения (соотношение среднего размера пенсии и заработной платы) снизится к 2013 г. до 35,8% по сравнению с 37% в 2010 г.
В среднесрочном периоде рост прожиточного минимума в среднем на душу населения будет опережать рост потребительских цен на 2,5 процент. пункта. Предлагаемая в прогнозе относительно медленная динамика восстановления доходов населения будет препятствовать более активному сокращению численности малообеспеченного населения. В результате численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума снизится с 12,5% общей численности населения в 2010 г. до 11,3% в 2013 г., т.е. лишь на 1,2 процентного пункта.
Прогнозируется уменьшение общей численности безработных (в среднем за период) с 5,6 млн. человек в 2010 г. до 4,9 млн. человек в 2013 г.
В условиях необходимости реализации программно-целевого принципа планирования и исполнения бюджета, принципов бюджетного планирования, ориентированного на результат, повышаются требования к качеству прогноза социально-экономического развития на очередной финансовый год и на плановый период. Этот прогноз должен не только с большой степенью надежности определять исходные условия для разработки проекта феде-рального бюджета, но и иметь целевой характер, то есть отражать результаты реализации поставленных целей и задач в среднесрочной перспективе.
По мнению Счетной палаты, подготовка прогнозов должна осуществляться в тесной взаимной увязке с концепцией, долгосрочной стратегией социально-экономического развития страны и бюджетной стратегией. Для этого необходимы, во-первых, синхронизация и четкое согласование между собой стратегий и концепций, с отраслевыми программными документами и, во-вторых, разработка комплекса мер и плана действий по реализации намеченных в прогнозе на ближайший плановый трехлетний период индикаторов. В случае отклонения прогнозируемых индикаторов от целевых Правительством РФ должны быть предприняты соответствующие меры.
1.12. Проведенный Счетной палатой сопоставительный анализ прогноза развития экономики страны на период до 2013 г. и Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ период до 2020 г. (далее–Концепция) подтвердил наличие имеющихся проблем при прогнозировании, так как предлагаемый прогноз не обеспечивает достижения целевых экономических индикаторов, предусмотренных в Концепции.
Например, на 1 этапе реализации Концепции (2012 г. к 2007 г.) темпы роста ВВП должны были составить 137–138%, на 2 этапе (2020 г. к 2012 г.) – 164–166%, что позволило бы к 2020 г. по сравнению с 2007 г. увеличить ВВП в 2,25–2,3 раза. Однако существенное снижение макроэкономических показателей в 2009 г. вследствие финансово-экономического кризиса и последующее прогнозируемое относительно медленное восстановление экономики не позволят достичь намеченного на первом этапе реализации Концепции целевого индикатора роста ВВП. Так, по данным прогноза, темп роста ВВП составит в 2012 г. по сравнению с 2007 г. лишь 109,1%. Таким образом, для достижения целевого значения Концепции объем ВВП должен в 2020 г. относительно 2012 г. увеличиться ≈ в 2,1 раза, а среднегодовые темпы роста ВВП в 2013–2020 гг. должны быть не ниже 109,5–109,8%.
Аналогичные риски содержатся в достижении и некоторых других целевых макроэкономических индикаторов, представленных в таблице 3, характеризующей темпы роста макроэкономических показателей.
Таблица 3- Темпы роста макроэкономических показателей
2012 г. к 2007 г. | 2020 г.
к 2012 г. |
2020 г.
к 2007 г. |
2020 г.
к 2012 г. |
2013–2020 гг. среднегодовые темпы роста (расчетно) | ||
Концепция (I этап) | Прогноз на 2011–2013 гг | Концепция (II этап) | Концепция | расчетно | ||
Валовой внутренний продукт | 137–138 | 109,1 | 164–166 | 225–229 | 206,7–211,3 | 109,5–109,8 |
Производительность труда | 140–141 | 110,1 | 171–178 | 239–251 | 219,1–228,8 | 110,3–110,9 |
Инвестиции в основной капитал | 180–185 | 107,5 | 215–223 | 387–412 | 360,9–381 | 117,4–118,2 |
Реальные располагаемые доходы населения | 153–154 | 117,3 | 164–172 | 251–265 | 214,4–225,5 | 110–110,7 |
Информация о работе Роль государства в рыночной экономике России