Роль государства в рыночной экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 07:22, курсовая работа

Описание работы

Основные аспекты роли государства в рыночной экономике. Понятие и сущность государственной экономической политики. Объекты, функции и цели государственного регулирования экономики. Тенденции экономико-политического развития России в 2006 году. Анализ динамики ВВП в России.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты роли государства в рыночной экономике 4
1.1 Понятие рынка 4
1.1 Причины и сущность участия государства в рыночной экономике 5
1.3 Функции государства в рыночной экономике 10
Глава 2. Роль государства в рыночной экономике России 19
2.1 Становление рыночной экономики в России 19
2.2 Анализ динамики макроэкономических показателей России с 2008 г. по 2011 г. 21
2.3 Основные показатели макроэкономического развития в прогнозе социально-экономического развития РФ на плановый период 2012 и 2013 годов 24
Заключение 43
Список использованной литературы 45

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РОЛЬ ГОСУДР.docx

— 753.74 Кб (Скачать файл)

    Лишь  немногие товары являются чисто общественными  или служат только для индивидуального потребления. Где же пролегает граница между теми товарами и услугами, которые обеспечивает государство, и теми, которые производятся частным сектором? На этот вопрос нет простого ответа. Некоторые частные товары и услуги поставляются и частным компаниями, и государством. Например, государственные органы обеспечивают граждан услугами охраны общественного порядка, однако многие частные компании также предлагают услуги служб безопасности. В условиях современного рынка правительства многих стран через приватизацию государственного имущества отказались от предоставления услуг, прежде находившихся в их ведении.

    Вопрос  об экономической роли государства  является одним из старейших в  экономической науке. Существует несколько  причин, которые делают вмешательство государства возможным и даже необходимым - когда рынок показывает свою « несостоятельность»:

    1. монополия, которая ведет к  неэффективности. Существуют различные  причины возникновения монополий,  регулировать их деятельность в нужном направлении для общества сам рынок не в состоянии. Это – функция власти, государства.

    2. наличие внешних факторов, издержек  или выгод которые получают  или несут лица, не участвующих  в сделках обмена.

    3. неспособность государства обеспечить  население общественными благами- товарами и услугами, которые обеспечивают коллективное потребление.

    4. дифференциация доходов населения  и возникающая при этом проблема  бедности, становится бедой для  всего общества.

 

    ГЛАВА 2. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА  В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ  РОССИИ

     2.1 Становление рыночной экономики в России

 

    В результате начавшихся с 1992 г. рыночных реформ Россия прошла часть пути к  современной рыночной экономике. Произошли  следующие заметные изменения:

    во-первых, появились многочисленные коммерческие банки, товарные биржи, рынок ценных бумаг, валютный рынок, т. е. элементы рыночного  хозяйства, без которых невозможно его нормальное функционирование;

    во-вторых, заметно выросли частный сектор экономики, частное предпринимательство, чему способствовала проведенная в 1990-х гг. приватизация. Около 70% валового внутреннего продукта производится в негосударственном секторе. В  конце 1990-х гг. в сфере мелкого  и среднего предпринимательства  действовало более 860 тыс. предприятий, на которых было занято около 6,5 млн человек;

    в-третьих, ликвидирован острейший дефицит  потребительских товаров и средств производства, заполнились прилавки магазинов; предложение товаров превышает спрос на них, что создает условия для конкуренции;

    в-четвертых, произошла институциализация рыночных отношений в результате закрепления в Конституции Российской Федерации свободы экономической деятельности, равноправия различных форм собственности, включая частную; в результате принятия Гражданского кодекса, а также ряда других законов, регулирующих функционирование рыночных институтов.

    Однако  рыночные реформы сопровождались и  негативными процессами. Наполнение рынка товарами было достигнуто не в результате подъема сельского  хозяйства, легкой, пищевой промышленности, производства товаров длительного  пользования (напротив, происходило  глубокое падение отечественного производства), а за счет импорта товаров, произведенных за рубежом. Вместе с тем произошло значительное сокращение покупательского спроса из-за снижения реальных доходов большей части населения страны.

    В результате приватизации экономическая  власть, по данным специалистов, оказалась  в руках 5—6% населения, включающих четыре группы собственников: это представители  теневой экономики и специалисты, накопившие состояние в 1990—1992 гг.; представители  высшего аппарата управления; преступные структуры, получившие возможность  «отмывания денег» через скупку приватизационных чеков; «директорский корпус», имевший  привилегии в приобретении акций.

    Приватизация  государственной собственности  не сопровождалась модернизацией производства. На большинстве приватизированных  предприятий рыночные стимулы не заработали. Возник кризис неплатежей, когда предприятия, банки, государство  оказались не в состоянии расплатиться с долгами друг другу. Частное  предпринимательство было придавлено непомерными налогами, бюрократическими препонами, рэкетом (вымогательством  имущества или денег путем  угроз и насилия со стороны  преступников). Государство не сумело воспользоваться новыми методами регулирования  экономики, той части собственности, которая осталась государственной. Социальные последствия этих процессов  оказались тяжелыми: снижение жизненного уровня значительной части населения, рост безработицы, усиление социального  расслоения.

    В этих условиях обострились споры  о путях экономического развития страны. Одни считали, что нужно вернуться  к командной экономике, государственной  собственности. Другие, напротив, предлагали и далее вытеснять государство  из экономики. Более взвешенной выглядела  точка зрения тех ученых-экономистов, которые считали, что оздоровить экономику можно не путем отказа от реформ, а продолжая их, постепенно преобразуя имеющиеся формы хозяйствования в направлении социально ориентированной и регулируемой рыночной экономики при сохранении важной роли государства в экономических и социальных процессах.

    В 2000—2003 гг. экономическое положение  начало постепенно улучшаться. Почти  на треть возрос ВВП. Многие тысячи предприятий эффективно работают. Развивается  внутренний рынок. Экономика России стала привлекательной для инвестиций. Международные организации официально признали Россию страной с рыночной экономикой[10, c. 9].

    Однако  темпы роста экономики нашей  страны все еще недостаточны. Структура  экономики пока не сбалансирована. В ней преобладают отрасли, добывающие сырье. Необходимо продвижение российской экономики в высокотехнологичные, высокодоходные сферы. Медленно формируется  рынок услуг. Их качество низкое, а  плата за них растет. Эти и другие проблемы российской экономики потребуют  решения в предстоящие годы.

     2.2 Анализ динамики макроэкономических показателей России с 2008 г. по 2011 г.

 

     Проанализируем  динамику ВВП РФ с 2008 г. по 2011 г.

     Таблица 1. Динамика макроэкономических показателей  РФ (к предыдущему году)

    2008 2009 2010 2011
ВВП млрд. руб. 33248 41265 38797 44491
  % к пред. пер. 8,5 5,2 -7,8 4,0
Промышленное  производство % к соотв.  пер. пред. года 6,8 0,6 -9,3 8,2
Инвестиции  в основной капитал % к соотв.  пер. пред. года 22,7 9,9 -16,2 6,0
Реальные  доходы населения % к соотв.  пер. пред. года 12,1 2,3 2,1 4,1
Инфляция % к пред. пер. 11,9 13,3 8,8 8,8
Безработица % экон. актив. нас. 6,1 6,4 8,4 7,5
Федеральный бюджет          
доходы млрд. руб. 7779 9274 7337 8304
  % ВВП 23,4 22,5 18,9 18,7
профицит млрд. руб. 1796 1708 -2300 -1812
  % ВВП 5,4 4,1 -5,9 -4,1
Консолидированный бюджет          
доходы млрд. руб. 13368 16004 13421  
  % ВВП 40,2 38,8 34,6  
профицит млрд. руб. 1990 2012 -2427  
  % ВВП 6,0 4,9 -6,3  
Стабилизационный  фонд млрд. руб. 3849      
Резервный фонд млрд. руб.   4028 1831 775
Фонд  национального благосостояния млрд. руб.   2584 2769 2696
Цена  нефти Urals долл./барр. 68,9 94,8 60,4 77,9
Экспорт млрд. долл. 354,4 471,6 303,4 398,0
  % ВВП 27,3 28,4 24,8 27,2
Импорт млрд. долл. 223,5 291,9 191,8 248,8
  % ВВП 17,2 17,5 15,7 17,0
Золотовалютные  резервы млрд. долл. 478,8 427,1 439,0 479,4
  мес. импорта 20,4 14,0 20,8 22,7
Денежная  масса M2 % к соотв.  пер. пред. года 47,5 1,7 16,3 28,5
Обменный  курс (средний за период) руб./долл. 25,6 24,8 31,7 30,4
Индекс  реального курса рубля к $ % к пред. пер. 15,0 -0,2 -0,4 4,0
  дек 1997 г. = 100% 130,6 129,1 128,7 133,5
Внешний долг РФ млрд. долл. 463,9 480,5 467,2 483,0
  % ВВП 35,8 28,9 37,9 33,0

 

     Как видно из приведенных выше стат. данных макроэкономических показателей РФ с 2009 года наблюдается снижение темпов роста ВВП (с 8,5% до 5,2%), особенно резкое его снижение произошло в 2010 г. (с 5,2% до -7,8%). Такое низкое значение данного показателя вызвано в первую очередь пагубным влиянием мирового экономического кризиса, явные признаки которого были видны уже в начале 2009 года. Но не смотря на это российская экономика уже в 2011 году дала положительный прирост в размере 11,8%. Мировой кризис в первую очередь был связан с кризисом финансовой системы. Российская экономика имеет связи с большинством стран мира в сфере торговых отношений. Это в свою очередь и повлияло на резкое снижение темпов роста ВВП в 2010 году. В этом году экспортные операции большинства российских предприятий резко сократились (с 471,6 млрд. долл. до 303,4 млрд. долл.) и по сути производство стало работать на склад.

     Плюс  ко всему кризис имеет определенный временной лаг воздействия на экономику, поэтому он и отразился  с небольшим запозданием (предпосылки  зарождающегося кризиса наблюдались  уже с конца 2008 г.).

     По  итогам 2010 года не выполнено большинство прогнозных показателей социально-экономического развития России.

     Главным образом, темп роста ВВП в 2010 году прогнозировалось обеспечить за счет увеличения объема производства в ведущих отраслях экономики: промышленности, строительстве, торговле.

     ВВП начал снижаться в 2009 г. и на 2010 г. пришелся пик снижения ВВП РФ. В отраслевом разрезе, это объяснялось резким замедлением роста в сельском хозяйстве и продолжающимся сокращением промышленного производства. Выпуск в промышленности снизился в 2009 г. на 6,2%, а уже в 2010 г. на 9,9%. Инвестиции в основной капитал за этот же период также резко снизились на 12,8% и 26,1% соответственно. Пытаясь сократить издержки, предприятия указанных отраслей фактически заморозили зарплату, сократили занятость и уменьшили рабочее время. Реальные доходы населения в 2009 г. составили лишь 2,3% по сравнению с 12,1% в 2008 г., а в 2010 г. произошло дальнейшее снижение РДН до 2,1%. В данных отраслях также сократилась занятость и увеличились потери рабочего времени. Безработица в период с 2009 г. по 2010 г. составляла 6,4% и 8,4% соответственно. В связи с увеличившейся безработицей снизились доходы федерального и консолидированного бюджетов. Как видно из таблицы 1 доходы федерального бюджета в 2009 г. составляли 22,5% ВВП, а в 2010 г. 18,9% ВВП.

     Не  удивительно, что и инфляция в  2009 году увеличилась и составляла 13,3%.

     Бюджетная система страны весь разгул кризиса  почувствовала на себе с еще большим  опозданием – в 2010 г., поскольку запас прочности в виде «экономической подушки», накопленный в период экономического роста РФ благополучно смягчил его падение. Профицит федерального бюджета с 2008 г. неизменно снижался вплоть до 2010 г. (5,4% ВВП, 4,1% ВВП и -5,9% ВВП соответственно по годам).

     В 2011 году российская экономика начала выравниваться. Виден рост практически по всем макроэкономическим показателям. ВВП увеличился с -7,8% в 2010 г. до 4,0% в 2011 г. Наметилась некоторая стабильность в промышленном производстве и как результат рост с -9,3% в 2010 г. до 8,2% в 2011 г. Сократилась безработица до 7,5%, а доходы населения выросли до 4,1%. Инвестиции в основной капитал также увеличились с -16,2% в 2010 г. до 6,0% до 2011 г[24].

     2.3 Основные показатели макроэкономического развития в прогнозе социально-экономического развития РФ на плановый период 2012 и 2013 годов

 

     Макроэкономические  условия разработки прогноза социально-экономического развития РФ на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг. характеризуются постепенным восстановлением темпов экономического роста, стабильной ценовой конъюнктурой для основных товаров российского экспорта, постепенным сокращением численности безработных при ускорении роста потребительских цен во второй половине 2010 года.

     Основные  риски в достижении прогнозируемых параметров объема, темпов роста и индекса-дефлятора ВВП связаны:

  • с сохранением высокой зависимости российской экономики от мировых цен на топливно-энергетические ресурсы;
  • обеспечением прогнозируемого роста инвестиций в основной капитал;
  • усилением влияния возрастающего объема импорта на конкурентоспособность российских товаров.

     В достижении целевого уровня инфляции в 2011 г. (6,5%) существуют определенные риски, связанные с ростом цен на продтовары ввиду существенных потерь урожая в России из-за аномальных погодных условий лета 2010 года, планируемым повышением акцизов на горюче-смазочные материалы. Повышение инфляции сверх прогнозируемого уровня приведет к снижению расходов бюджетной системы в реальном выражении.

     Прогнозируемые  относительно умеренные темпы роста экономики в 2011–2013 гг. обусловлены постепенным восстановлением потребительского и инвестиционного спроса по сравнению с докризисным периодом.

Информация о работе Роль государства в рыночной экономике России