Роль конкуренции в современном хозяйственном механизме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 10:27, курсовая работа

Описание работы

В условиях стремления каждой фирмы к максимизации прибыли и, следовательно, к расширению масштабов хозяйственной деятельности.
Фирмы выступают по отношению друг к другу как конкуренты. Под экономической конкуренцией понимается соревнование экономических агентов на рынке за предпочтение потребителей или как говорят, за
«рубль потребителя» в целях получения наибольшей прибыли. Именно на этом основано функционирование фирм в современных условиях, в условиях складывающихся рыночных отношений.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Конкуренция и ее основные аспекты……………………………………………5
Понятие и сущность конкуренции…………………………………………5
Характеристика методов конкуренции……………………………………7
Рынки совершенной (чистой) конкуренции и
несовершенной конкуренции…………………………………………. …….10
Особенности и основные черты совершенной конкуренции………….…10
Рыночное ценообразование………………………………………………..12
Достоинства и недостатки совершенной конкуренции…………………..14
Характеристика рынков несовершенной конкуренции…………………15
3. Роль конкуренции в современном хозяйственном механизме……………20
Рыночное равновесие………………………………………………………20
Конкурентоспособность ………………………………………………. …23
Значение конкуренции……………………………………………………..25
Заключение………………………………………………………………………..28
Библиографический список……………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по экономике.docx

— 107.49 Кб (Скачать файл)

Роль  отдельного продавца на рынке совершенной  конкуренции незначительна, своим поведением он не может изменить совокупное предложение всей отрасли и вызвать изменение уровня цен.

Понятие «совершенная конкуренция» играет особую роль в экономической теории. Совершенная  конкуренция характеризуется следующими условиями:

  • Много покупателей и продавцов. Имеется множество покупателей и продавцов благ, причем каждый из них покупает и производит (продает) лишь небольшую часть общего рыночного выпуска.
  • Совершенная однородность. Товар должен быть совершенно однородным с точки зрения покупателей, и все покупатели должны быть одинаковы с точки зрения продавцов. То есть продавцам безразлично, кому продавать свою продукцию, а покупателям безразлично, у кого приобретать товар, потому что он, по сути своей, одинаков.
  • Отсутствие входных барьеров. Отсутствуют входные барьеры для вступления в отрасль нового производителя и возможности свободного выхода из отрасли.
  • Полная информированность. Все участники рынка полностью информированы, т.е. каждый покупатель осведомлен о ценах всех продавцов и о любом изменении цен любым продавцом.
  • Рациональное поведение. Все участников рынка, преследуют собственные интересы и рациональны в своем поведении (то есть потребители максимизируют полезность потребляемых благ, а производители - собственную прибыль).

 

                             


 

 

 

 

 

 

                                      

 

 

Совершенная конкуренция, определенная приведенными выше условиями, весьма редка на практике. Например, однородность продукции. Это, простое на первый взгляд, условие  весьма редко выполняется на практике. Даже совершенно одинаковые товары могут  быть неоднородными для покупателя в силу, например:

а)    географического положения места продажи (магазин в вашем доме и универсам в получасе езды);

б)     условий обслуживания (вам нравится данный магазин, поскольку там вежливые продавцы);

в)    рекламы, упаковки (например, в косметической промышленности зачастую одинаковые по химическому составу вещества продаются под разными названиями и по разным ценам) и т.д.

Совершенная информированность также невозможна в реальных условиях, так же, как  и абсолютная рациональность поведения (вы уже знаете это после того, как изучили явление функционального и нефункционального спроса).

Совершенная конкуренция позволяет построить  некую идеальную модель функционирования экономики, в сравнении с которой  можно изучать реальные рыночные структуры; причем оказывается, что  модель совершенно конкурентного рынка дает вполне удовлетворительное приближение к действительности для многих реальных рынков.

 

 

    1. Рыночное ценообразование.

 

Социальная  направленность конкурентного рынка  постиндустриального общества обеспечивается рыночной ценой на товары и услуги. Рыночная цена, по А.Маршаллу,- это цена, свободно устанавливаемая на рынке  под влиянием спроса и предложения. Она складывается из цены спроса, отражающей действие факторов обращения (полезность, покупательная способность потребителей, насыщенность рынка товаром), и цены предложения, выражающей издержки факторов производства, или стоимости товара. Важно отметить: социально направленными ценами называются не любые цены, формирующиеся на рынке под влиянием спроса и предложения, а лишь те из них, которые принято называть сознательно регулируемыми, устанавливаемыми в результате уравновешивания интересов производителей и потребителей. Поэтому порядок формирования и функционирования цен конкурентного рынка - объект регулирования и саморегулирования свободной конкуренции постиндустриального общества. Экономическая теория для хозяйственной практики государственных органов, занимающихся контролем за ценообразованием, и маркетинговых служб предприятий должна показать, как формируются рыночные цены, каким образом достигается равновесие спроса и предложения на рынке единичного товара.

Рыночное  ценообразование - многомерный процесс, при котором взаимодействуют различные факторы. Количество товаров, которое может быть куплено, зависит не только от   цены, но и от доходов потребителей, наличия или отсутствия на рынках взаимозаменяемых товаров, предпочтений и вкусов потребителей и др.  При формировании рыночных цен, согласно неоклассической теории А. Маршалла, доминирует спрос. По закону спроса, сформулированному в 1838 году Антуаном Курно, чем выше рыночная цена, тем ниже спрос. И наоборот. Только, у этого правила есть исключение: товары Гиффена (картофель, хлеб и другие товары первой необходимости), спрос на которые увеличивается даже при росте цен. Эти товары названы именем ученого, проводившего наблюдение в конце XIX века в Ирландии во время голода. Тогда картофель остался для бедняков единственно доступным продуктом питания; и его покупали все чаще, хотя цены на него постоянно росли.

Политика  в области контроля над ценами может привести к полным убыткам в совокупных излишках производителя и потребителя. На рисунках треугольники В и С отражают полные убытки, связанные с государственным вмешательством в рыночное ценообразование.(рис.2-3)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2 Убытки производителя и потребителя  при ценах (P1) ниже равновесного уровня


 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Кривые  долгосрочного и краткосрочного предложения в условиях совершенной конкуренции.

 

    1. Достоинства и недостатки совершенной конкуренции

 

Анализируя  условие долгосрочного равновесия, можно выделить следующие позитивные черты рынка совершенной конкуренции.

1.    Производство в условиях совершенной  конкуренции организуется технологически наиболее эффективным образом. Это определяется тем, что равновесие устанавливается на уровне долгосрочного и краткосрочного минимума средних издержек;

2.   Фирма  и отрасль работают без излишков  и дефицитов. В самом деле, кривая  спроса при совершенной конкуренции  совпадает с кривой предельного  дохода (D = MR), a кривая предложения — с кривой предельных издержек (S = МС). Поэтому условие долгосрочного равновесия в конкурентной отрасли фактически равносильно тождеству спроса и предложения на данный продукт (так как MR = МС, то D = S). Следовательно, можно говорить о том, что совершенная конкуренция ведет к оптимальному распределению ресурсов: отрасль вовлекает их в производство ровно в том объеме, который необходим для покрытия платежеспособного спроса;

3.    Безубыточность фирм в долгосрочном  периоде (Р = LATCmin). Это, с одной стороны, гарантирует отрасли устойчивость — фирмы не несут убытков. А с другой стороны, нет и экономических прибылей, т.е. доходы не перераспределяются в пользу данной отрасли из других секторов экономики.

Совокупность  перечисленных достоинств делает совершенную  конкуренцию одним из самых эффективных типов рынка. Собственно говоря, когда мы говорим о саморегулировании рынка, автоматически приводящей экономику в состояние оптимума — речь идет о совершенной конкуренции.

Вместе  с тем, совершенная конкуренция  не лишена и ряда недостатков:

1.   Малые  предприятия, типичные для этого  типа рынка, часто оказываются  неспособными использовать наиболее эффективную технику. Дело в том, что экономия на масштабах производства часто бывает доступна только крупным фирмам;

2.   Рынок  совершенной конкуренции не стимулирует  научно-технический прогресс. Небольшим фирмам обычно не хватает средств, чтобы финансировать длительные и дорогостоящие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

3.    Способствует унификации и стандартизации  продукта, что не отвечает требованиям современного покупателя;

4.     Не может распространяться на  производство общественных благ;

5.     Вытесняется монополиями и олигополистическими  структурами. 

Таким образом, при всех своих достоинствах рынок  совершенной конкуренции не должен быть объектом идеализации. Малые размеры действующих на рынке совершенной конкуренции компаний затрудняют их деятельность в современном, насыщенном крупномасштабной техникой и пронизанном инновационными процессами мире.

 

    1. Характеристика рынков несовершенной конкуренции

 

Рыночная  структура характеризуется совершенной  конкуренцией, если ни один из продавцов (покупателей) не способен оказать существенное влияние на цену товара. Когда данное условие не соблюдается, то конкуренция  является несовершенной.

                         Таблица 1

Рыночные  структуры несовершенной конкуренции

Модели рынка несовершенной конкуренции

Количество фирм в отрасли

Характер продукции

Входные барьеры

Контроль над ценой

Чистая монополия

Одна фирма (отрасль представлена одной фирмой)

Однородная продукция, не имеющая субститутов

 

Высокие

 

Полный

Дуополия

Две фирмы

Однородная

Высокие

Частичный

Олигополия

Малое количество фирм

Однородная или с незначительной дифференциацией

Высокие

Частичный

Монополистическая конкуренция с  дифференциацией продукта

Множество фирм

Разнородная продукция

Низкие

Слабый



Монополия (от греч. «монос»- один, «полео»- продаю)- исключительное право государства, предприятия, организации, торговца (т.е. принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству) на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности. По своей природе монополия выступает силой, подрывающей свободную конкуренцию, стихийный рынок.

 


 

 

 

     

 

 

 

 

 

 

                           

 

                        Рис.4.  Схема изображающая монополию.

 

Виды монополий:

Естественная монополия - это монополия, которой обладают собственники и хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (редкие металлы, земля и др.);

Искусственная монополия – это монополия, означающая сосредоточение в отдельных руках производства и рынка сбыта какого-либо продукта.

Появление монополий явилось результатом  концентрации производства (укрупнения производства за счет дополнительного  вовлекаемого капитала) и централизации  производства (слияние мелких и средних предприятий в единое крупное). Это слияние может происходить по-разному: либо путем поглощения в процессе конкурентной борьбы  одним предприятием других (а именно скупка за бесценок предприятий разорившихся конкурентов), либо путем создания акционерных обществ.

Методов и средств для ведения конкурентной борьбы очень много. Наиболее типичными для монополий являются следующие методы конкурентной борьбы:

1)  лишение  сырых материалов — один из  важнейших приемов для принуждения к вступлению в картель;

2) лишение  рабочих рук посредством "альянсов", т.е. договоров предпринимателей с рабочими союзами о том, чтобы последние принимали работу на картелированных предприятиях;

3)  лишение  подвоза;

4)  лишение  сбыта;

5)  договор  с покупателем о ведении торговых  сношений исключительно с картелями;

6)  планомерное  сбивание цен (для разорения  "посторонних", т.е. предприятий, не подчиняющихся монополистам, расходуются миллионы на то, чтобы в течение определенного периода продавать ниже себестоимости);

7)  лишение  кредита, объявление бойкота.  Сюда же следует отнести скупку земельных участков, на которых стоят предприятия конкурентов, скупку акций, патентов, подкуп нужных лиц, давление на конкурентов через государственные органы и т.д.

Появление монополий обусловлено возникновением экономических выгод, которые они получают в результате установления монопольно высоких цен на свою продукцию и монопольно низких цен на покупаемую ими продукцию (например, сырье и др.). Монопольная цена — это особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже стоимости товара в целях получения монопольного дохода в форме монопольной сверхприбыли. Эта форма дохода есть экономическая реализация государства монополистов на рынке, своего рода "дань", которой они облагают население и других предпринимателей.

Информация о работе Роль конкуренции в современном хозяйственном механизме