Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 10:27, курсовая работа
В условиях стремления каждой фирмы к максимизации прибыли и, следовательно, к расширению масштабов хозяйственной деятельности.
Фирмы выступают по отношению друг к другу как конкуренты. Под экономической конкуренцией понимается соревнование экономических агентов на рынке за предпочтение потребителей или как говорят, за
«рубль потребителя» в целях получения наибольшей прибыли. Именно на этом основано функционирование фирм в современных условиях, в условиях складывающихся рыночных отношений.
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Конкуренция и ее основные аспекты……………………………………………5
Понятие и сущность конкуренции…………………………………………5
Характеристика методов конкуренции……………………………………7
Рынки совершенной (чистой) конкуренции и
несовершенной конкуренции…………………………………………. …….10
Особенности и основные черты совершенной конкуренции………….…10
Рыночное ценообразование………………………………………………..12
Достоинства и недостатки совершенной конкуренции…………………..14
Характеристика рынков несовершенной конкуренции…………………15
3. Роль конкуренции в современном хозяйственном механизме……………20
Рыночное равновесие………………………………………………………20
Конкурентоспособность ………………………………………………. …23
Значение конкуренции……………………………………………………..25
Заключение………………………………………………………………………..28
Библиографический список……………………………………………
Роль отдельного продавца на рынке совершенной конкуренции незначительна, своим поведением он не может изменить совокупное предложение всей отрасли и вызвать изменение уровня цен.
Понятие
«совершенная конкуренция» играет особую
роль в экономической теории. Совершенная
конкуренция характеризуется
Совершенная конкуренция, определенная приведенными выше условиями, весьма редка на практике. Например, однородность продукции. Это, простое на первый взгляд, условие весьма редко выполняется на практике. Даже совершенно одинаковые товары могут быть неоднородными для покупателя в силу, например:
а) географического положения места продажи (магазин в вашем доме и универсам в получасе езды);
б) условий обслуживания (вам нравится данный магазин, поскольку там вежливые продавцы);
в) рекламы, упаковки (например, в косметической промышленности зачастую одинаковые по химическому составу вещества продаются под разными названиями и по разным ценам) и т.д.
Совершенная
информированность также
Совершенная
конкуренция позволяет
Социальная направленность конкурентного рынка постиндустриального общества обеспечивается рыночной ценой на товары и услуги. Рыночная цена, по А.Маршаллу,- это цена, свободно устанавливаемая на рынке под влиянием спроса и предложения. Она складывается из цены спроса, отражающей действие факторов обращения (полезность, покупательная способность потребителей, насыщенность рынка товаром), и цены предложения, выражающей издержки факторов производства, или стоимости товара. Важно отметить: социально направленными ценами называются не любые цены, формирующиеся на рынке под влиянием спроса и предложения, а лишь те из них, которые принято называть сознательно регулируемыми, устанавливаемыми в результате уравновешивания интересов производителей и потребителей. Поэтому порядок формирования и функционирования цен конкурентного рынка - объект регулирования и саморегулирования свободной конкуренции постиндустриального общества. Экономическая теория для хозяйственной практики государственных органов, занимающихся контролем за ценообразованием, и маркетинговых служб предприятий должна показать, как формируются рыночные цены, каким образом достигается равновесие спроса и предложения на рынке единичного товара.
Рыночное ценообразование - многомерный процесс, при котором взаимодействуют различные факторы. Количество товаров, которое может быть куплено, зависит не только от цены, но и от доходов потребителей, наличия или отсутствия на рынках взаимозаменяемых товаров, предпочтений и вкусов потребителей и др. При формировании рыночных цен, согласно неоклассической теории А. Маршалла, доминирует спрос. По закону спроса, сформулированному в 1838 году Антуаном Курно, чем выше рыночная цена, тем ниже спрос. И наоборот. Только, у этого правила есть исключение: товары Гиффена (картофель, хлеб и другие товары первой необходимости), спрос на которые увеличивается даже при росте цен. Эти товары названы именем ученого, проводившего наблюдение в конце XIX века в Ирландии во время голода. Тогда картофель остался для бедняков единственно доступным продуктом питания; и его покупали все чаще, хотя цены на него постоянно росли.
Политика в области контроля над ценами может привести к полным убыткам в совокупных излишках производителя и потребителя. На рисунках треугольники В и С отражают полные убытки, связанные с государственным вмешательством в рыночное ценообразование.(рис.2-3)
Рис. 2 Убытки производителя и потребителя при ценах (P1) ниже равновесного уровня
Кривые долгосрочного и краткосрочного предложения в условиях совершенной конкуренции.
Анализируя
условие долгосрочного
1.
Производство в условиях
2. Фирма
и отрасль работают без
3.
Безубыточность фирм в
Совокупность перечисленных достоинств делает совершенную конкуренцию одним из самых эффективных типов рынка. Собственно говоря, когда мы говорим о саморегулировании рынка, автоматически приводящей экономику в состояние оптимума — речь идет о совершенной конкуренции.
Вместе с тем, совершенная конкуренция не лишена и ряда недостатков:
1. Малые
предприятия, типичные для
2. Рынок
совершенной конкуренции не
3.
Способствует унификации и
4.
Не может распространяться на
производство общественных
5.
Вытесняется монополиями и
Таким образом, при всех своих достоинствах рынок совершенной конкуренции не должен быть объектом идеализации. Малые размеры действующих на рынке совершенной конкуренции компаний затрудняют их деятельность в современном, насыщенном крупномасштабной техникой и пронизанном инновационными процессами мире.
Рыночная
структура характеризуется
Таблица 1
Рыночные
структуры несовершенной
Модели рынка несовершенной конкуренции |
Количество фирм в отрасли |
Характер продукции |
Входные барьеры |
Контроль над ценой |
Чистая монополия |
Одна фирма (отрасль представлена одной фирмой) |
Однородная продукция, не имеющая субститутов |
Высокие |
Полный |
Дуополия |
Две фирмы |
Однородная |
Высокие |
Частичный |
Олигополия |
Малое количество фирм |
Однородная или с |
Высокие |
Частичный |
Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта |
Множество фирм |
Разнородная продукция |
Низкие |
Слабый |
Монополия (от греч. «монос»- один, «полео»- продаю)- исключительное право государства, предприятия, организации, торговца (т.е. принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству) на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности. По своей природе монополия выступает силой, подрывающей свободную конкуренцию, стихийный рынок.
Рис.4. Схема изображающая монополию.
Виды монополий:
Естественная монополия - это монополия, которой обладают собственники и хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (редкие металлы, земля и др.);
Искусственная монополия – это монополия, означающая сосредоточение в отдельных руках производства и рынка сбыта какого-либо продукта.
Появление монополий явилось результатом концентрации производства (укрупнения производства за счет дополнительного вовлекаемого капитала) и централизации производства (слияние мелких и средних предприятий в единое крупное). Это слияние может происходить по-разному: либо путем поглощения в процессе конкурентной борьбы одним предприятием других (а именно скупка за бесценок предприятий разорившихся конкурентов), либо путем создания акционерных обществ.
Методов
и средств для ведения
1) лишение
сырых материалов — один из
важнейших приемов для
2) лишение
рабочих рук посредством "
3) лишение подвоза;
4) лишение сбыта;
5) договор
с покупателем о ведении
6) планомерное сбивание цен (для разорения "посторонних", т.е. предприятий, не подчиняющихся монополистам, расходуются миллионы на то, чтобы в течение определенного периода продавать ниже себестоимости);
7) лишение кредита, объявление бойкота. Сюда же следует отнести скупку земельных участков, на которых стоят предприятия конкурентов, скупку акций, патентов, подкуп нужных лиц, давление на конкурентов через государственные органы и т.д.
Появление
монополий обусловлено
Информация о работе Роль конкуренции в современном хозяйственном механизме