Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 10:27, курсовая работа
В условиях стремления каждой фирмы к максимизации прибыли и, следовательно, к расширению масштабов хозяйственной деятельности.
Фирмы выступают по отношению друг к другу как конкуренты. Под экономической конкуренцией понимается соревнование экономических агентов на рынке за предпочтение потребителей или как говорят, за
«рубль потребителя» в целях получения наибольшей прибыли. Именно на этом основано функционирование фирм в современных условиях, в условиях складывающихся рыночных отношений.
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Конкуренция и ее основные аспекты……………………………………………5
Понятие и сущность конкуренции…………………………………………5
Характеристика методов конкуренции……………………………………7
Рынки совершенной (чистой) конкуренции и
несовершенной конкуренции…………………………………………. …….10
Особенности и основные черты совершенной конкуренции………….…10
Рыночное ценообразование………………………………………………..12
Достоинства и недостатки совершенной конкуренции…………………..14
Характеристика рынков несовершенной конкуренции…………………15
3. Роль конкуренции в современном хозяйственном механизме……………20
Рыночное равновесие………………………………………………………20
Конкурентоспособность ………………………………………………. …23
Значение конкуренции……………………………………………………..25
Заключение………………………………………………………………………..28
Библиографический список……………………………………………
Война цен занимает определенное место в конкурентной борьбе. Суть ее ясна. Когда создается возможность и необходимость, то монополии стараются бить своих противников дешевым товаром. В Англии, например, практикуется "система охраны", направленная на перехват заказов у аутсайдеров. Монополии часто осуществляют значительные снижения цен с целью массового разорения аутсайдеров или принудительного подчинения их своему контролю. После такой "расчистки" рынка монополии не только восстанавливают прежний уровень цен, но еще больше повышают его.
Монополист имеет возможность влиять на ценообразование путем изменения объема производства, монопсонист — путем изменения объема закупок. Монополист расширяет свое производство до тех пор, пока каждая дополнительная единица продукции будет приносить доход больший, чем затраты на ее производство.
Монополия и монопсония — это крайние случаи несовершенной конкуренции. Чаще встречается олигополия (от греч. "олигос" — немногий, "полео" — продаю), когда основная масса товаров сосредоточена у нескольких крупных продавцов, и олигопсония, когда на рынке присутствуют несколько крупных покупателей. Примером олигополии могут служить три гиганта автомобильной промышленности США — General Motors, Ford и Crysler, которые вместе производят свыше 90% всей продукции.
Олигополии используют новый способ борьбы за покупательский спрос — неценовую конкуренцию. В этом случае борьба идет на основе технического превосходства, высокого качества и надежности изделий, более эффективных методов сбыта, использования маркетинга, расширения видов предоставляемых услуг и гарантий покупателям, условий оплаты и других приемов.
Неценовая конкуренция меняет рыночный механизм регулирования взаимосвязи цен и стоимости. Если на рынке господствует цена, установленная олигополией, то цена не может совершать прежнее движение вокруг стоимости товара. Величина стоимости изменяется в соответствии с уровнем зафиксированной цены продуктов, в зависимости от остроты конкуренции увеличиваются или снижаются расходы олигополии на повышение качества товара, содержание сети обслуживания потребителей, рекламу и др. Затраты на изготовление и сбыт продукции монополий и олигополии меняются быстрее и оказываются более гибкими, чем рыночная цена. Как известно, в странах Запада государство активно вмешивается в хозяйственную деятельность монополий и олигополии. Оно стремится не допустить чрезмерного влияния монополий и олигополии в экономике, разрабатывает антимонопольное (антитрестовское) законодательство.
3. РОЛЬ КОНКУРЕНЦИИ В
Конкуренция как рыночный регулятор закономерно воздействует на три явления:
Рыночное равновесие- это состояние рынка товара, при котором спрос (цена спроса) на товар равен предложению (цене предложения). Рынок товара всегда стремится к равновесному рынку, а рыночная цена – к равновесной рыночной цене. На равновесие рынка товара и рыночной цены влияют многие факторы. Например, уровень доходов населения, физических и юридических лиц, рост издержек производства и обращения и другие. Равновесие может быть мгновенным (при неизменном предложении), краткосрочным (при изменении размеров производства и при неизменном количестве предприятий и фирм) и длительным (когда число фирм и другие экономические условия приспособились к новому уровню цены спроса).
Существует три основных уровня рыночной цены. Они характеризуют свойственное свободному рынку стихийное колебание спроса, предложения и цен (Обратимся к графику взаимодействия спроса и предложения):
1. Нормальная цена. Уравновешивающая рыночная цена находится в точке (Е) пересечения кривых спроса (D) и предложения (S). Цена (Pe), при которой количество товара, предложенного на рынке, равно количеству товара, на который предъявлен спрос, называется равновесной ценой. Соответствующий равновесной цене (Pe) объем товара (Qe) называется равновесным количеством товара. В данном случае конкурентное сражение не происходит, так как цены, предлагаемые всеми субъектами рынка, совпадают. (Рис. 5)
2. Выше величины равновесной цены. В этом случае предложение благ превышает спрос на них. В итоге в рыночном пространстве образуется зона избытка товаров. Несомненно, что в данный момент конкуренция обостряется в рядах продавцов, что раскалывает их единство. Очевидно, “выигрывает” тот продавец, который реализует продукты по ценам, более близким к равновесной цене. Удешевление продукции расширит сбыт его изделий. Тогда возникает своеобразная “цепная реакция”: расширяется продажа товаров по более низким ценам всё возрастающем числом продавцов. Стало быть, усиление конкуренции среди продавцов способствует понижению чрезмерно высоких цен, увеличивает сбыт продукции, что приводит рыночную цену к равновесному уровню. (Рис. 6)
Уравновешивание спроса и предложения сопровождается движением цены в ту сторону, где требуется противовес для установления равновесия на рынке. Существует множество рынков, равновесие – закон для каждого из них, благодаря чему поддерживается равновесие экономической системы в целом.
Для того чтобы в условиях информационной революции, в стремительно глобализирующемся мире остаться хотя бы «на плаву», и передовым, а уж тем более отставшим странам необходимо прилагать немалые усилия по поддержанию и наращиванию международной конкурентоспособности. По словам Стефана Гарелли, «конкурентоспособность – это одна из фундаментальных сил, формирующих сегодня экономическую карту мира. <…> Настоящие двигатели конкурентоспособности страны – это наука, технология, предпринимательство, финансы, логистика и образование».
Международная
конкурентоспособность
Россия, несмотря на некоторые достигнутые успехи, в 2003 году имела крайне невысокий общий рейтинг международной конкурентоспособности (рейтинг является не только индикатором экономического положения страны в глобальной конкурентной среде, но и неким путеводителем, призванным посредством статистических показателей обратить внимание правительства страны на ее сильные и слабые стороны, а также возможности коррекции ситуации). Она заняла 70-е место среди 102 стран, по которым проводились расчеты. Более низкие рейтинги оказались в основном у наименее развитых стран ( примечательно, что 69 место- у Танзании, 71- у Ганы). Более высокими рейтингами международной конкурентоспособности обладали не только высокоразвитые государства (среди крупных стран: США- 2 место, Япония- 11, германия- 13, Великобритания- 15, Испания- 23, Франция- 26, Италия- 41), а также новоиндустриальные экономики (Тайвань- 5 место, Республика Корея- 18, Малайзия- 29, Таиланд- 32 место). Впереди России со значительным отрывом оказались КНР (44 место), Польша (45), Мексика (47), Бразилия (54), Индия (56), Египет (58), Вьетнам (60), а также такие страны, как Марокко (61), Колумбия (63), Турция (65), Филиппины (66 место).
Но в 2008 году MBS (Moscow Business School) совместно с ведущей бизнес-школой мира (Institute for Management Development, Швейцария, Лозанна) в рамках проекта The World Competitiveness Yearbook (WCY - Ежегодник мировой конкурентоспособности) завершили ряд исследований с применением количественных и качественных методов, направленных на получение данных, характеризующих конкурентоспособность России.
По результатам данных исследований в рейтинге международной конкурентоспособности Россия заняла 47, выигрывая у Турции (48 место), Хорватии (49), Мексики (50), Украины (54) и ряда других стран. Лидерами рейтинга уже не первый год являются США, Сингапур и Гонконг.
Согласно исследованию, по критерию эффективности государственной политики Россия поднялась на 30 место. По этому показателю наша страна опережает Японию (39 место) и Францию (45 место), но уступает США (18 место), Австрии (20), Великобритании (24) и Германии (26). Первая тройка лидеров по данному критерию: Сингапур, Гонконг и Швейцария. Причем, за последний год эти страны не изменили положение в рейтинге.
По оценкам макроэкономических показателей внутренней экономики Россия поднялась с 52 на 49 место. По этому критерию России в рейтинге уступают Украина (50 место), Иордания (51), Индонезия (52), Турция (53), Венесуэла (54) и Южная Африка (55). Лидирующее положение занимают США, Китай (континентальный) и Сингапур.
По критерию эффективности бизнеса, который отражает показатели использования инноваций для получения прибыли, Россия занимает 49 место, опережая такие страны, как Польша, Хорватия, Венесуэла, Аргентина и Мексика. Тройка лидеров по данному параметру: Гонгконг, Сингапур и США.
В ходе исследования
в IMD также составили рейтинг стран
с точки зрения того, как основные
технологические, научные и трудовые
ресурсы соответствуют
На основе полученных данных можно сделать, такой вывод, что общий рейтинг международной конкурентоспособности России в 2008 году по сравнению с 2003 увеличился на 23 позиции. Результаты исследования конкурентоспособности России выявили следующие возможности для развития страны: повышение эффективности бизнеса, социальной ответственности бизнеса, улучшения инфраструктуры, инвестирование в сферу коммуникаций.
Теперь следует более подробно остановиться на вопросе значения конкуренции в современной экономической системе.
Во-первых,
конкуренция обеспечивает равноправное
положение участников экономических
отношений — продавцов и
Во-вторых, конкуренция создает одно из главных условий, необходимых для эффективного выполнения ценой координирующих функций. Свободное ценообразование — это основной элемент рыночного механизма, а значит, можно утверждать, что конкуренция является условием жизнеспособности всей рыночной системы. Только в условиях конкуренции рынок может эффективно выполнять функции распределения ресурсов и конечных товаров. Рынок как саморегулирующаяся система действенен только при наличии конкуренции.
В-третьих,
конкуренция выступает как
В-четвертых,
конкуренция создает
Предприятия ведут ценовую и неценовую конкуренцию. Чтобы побеждать, т. е. завоевывать большую сумму денежных голосов покупателей, нужно снижать издержки, совершенствовать качество выпускаемой продукции, думать над ее новыми моделями, технологическими изменениями, повышать уровень образования работников, активно взаимодействовать с наукой, изыскивать новейшие научно-технические разработки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципом оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны государства. К негативным последствиям - "победа" одних и "поражение" других, различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения и др.
Информация о работе Роль конкуренции в современном хозяйственном механизме