Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 14:30, реферат
Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы рассмотреть рыночные отношения, в целом, с точки зрения современных понятий рыночной экономики, опираясь при этом на основные догматы экономической теории и опыт прошлого, учитывая мнения различных учёных в данной области науки и делая свой личный обобщённый вывод из существующих на сей день знаний в области рыночной экономики. Одним словом, основываясь на знаниях провести анализ полученной информации, рассмотреть частные случаи и сделать вывод.
Введение 3
1. Сущность, основные признаки и функции рынка 5
1.1 Понятие и сущность рынка 6
1.2 Рыночная инфраструктура 12
2. Анализ роли и функции рынка в общественном производстве 17
2.1. Рынок и общественное производство 17
2.2. Роль и функции рынка в общественном производстве 32
Заключение 41
Список использованных источников 43
Содержание
Введение
2.1. Рынок
и общественное производство
2.2. Роль
и функции рынка в общественном производстве
Заключение
Список
использованных источников
Рынок – достижение всего человечества. Рыночное хозяйство является средой, в рамках и с помощью которой происходят и властвуют отношения товарного производства. Именно они и являются той «рабочей одеждой», в которой действуют экономические законы товарного общественного производства. Исторически слово «рынок» характеризовало определённое место, где продавались и покупались товары. Как правило, это была торговая площадь в центре города или специально оснащённое помещение, где встречались продавцы (владельцы товара) и покупатели (собственники денег). Здесь в результате договорённости устанавливались цены на товар, который в обмен на деньги переходил в руки покупателя.
Именно поэтому сегодня экономисты под термином «рынок» понимают какую-либо упорядоченную структуру, которая обеспечивает нормальное взаимодействие продавцов и покупателей. Так Макконнелл в книге «Экономикс: принципы, проблемы» заключает: «Рынок – это институт или механизм, который сводит вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг».
Это
– узкое толкование категории
«рынок». В широком понимании
рынок означает определённый способ
организации экономической
Рынок — это не только общеэкономическая категория, присущая в той или иной степени всем этапам развития цивилизации, но это одновременно сложное социально-философское понятие. Оно вовсе не ограничивается экономической сферой. Как результат естественноисторического развития человеческого общества рынок включает исторические, национальные, культурные, религиозные, психологические особенности развития народов, вобравших в себя все богатства многовековых традиций совместного устройства культурной и экономической жизни. Это определяет особенности современного рынка и рыночной системы в различных странах. Рынок имел место во всех цивилизациях, но его роль в них значительно различается. Тот факт, что рыночные отношения и сегодня далеки от совершенства, возможно, объясняется тем, что в природе совершенство вообще недостижимо.
Цель
данной курсовой работы заключается
в том, чтобы рассмотреть рыночные
отношения, в целом, с точки зрения
современных понятий рыночной экономики,
опираясь при этом на основные догматы
экономической теории и опыт прошлого,
учитывая мнения различных учёных в данной
области науки и делая свой личный обобщённый
вывод из существующих на сей день знаний
в области рыночной экономики. Одним словом,
основываясь на знаниях провести анализ
полученной информации, рассмотреть частные
случаи и сделать вывод.
Рынок – одна из важнейших достижений человеческой цивилизации. Его зачатки относятся к древним. С развитием товарных отношений трансформировалось и само содержание понятия «рынок» (это, кстати, одна из причин существования множества определений рынка).
Первоначально
рынок рассматривается как
С
дальнейшим развитием товарного
обмена, появлением денег, товарно-денежных
отношений возникает
Рынок в своем развитии прошел длительный путь, продолжительность которого насчитывает более 30 тысяч лет. Весь исторический опыт развития человечества свидетельствует о том, что рыночный механизм - это великое детище цивилизации, которое можно сравнить с открытиями огня, металла, электроники, программирования, генной инженерии и т. п. В отличие от других научных и технических открытий рынок есть творение коллективного человеческого гения.
1.1.
Понятие и сущность
рынка
Предпринимались попытки
•рынок
- это механизм взаимодействия покупателей
и
продавцов;
• рынок - это система отношений между спросом и предложением;
• рынок - это совокупность отношений товарного обмена;
•рынок - это сфера обмена, которая связывает в единый механизм производителей и потребителей товаров.
Существует двоякое понимание рынка - узкое и широкое. В узком смысле слова рынок - это система отношений между продавцами и покупателями, иными словами, это система отношений между предложением и спросом. Можно встретить мнение, что узкое понимание рынка есть нечто вульгарное, базарное. Заметим по этому поводу, что было бы бессмысленно отрицать миллионы сделок между продавцами и покупателями, которые совершаются ежедневно и ежечасно на нашей планете. Эти отношения реальны, следовательно, и данное определение рынка имеет право на существование. Однако нельзя сводить понятие рынка только к этому определению. Рынок занимает важное место во всей системе общественного производства, которая включает в себя микро- и макроуровни, производство, распределение, обмен и потребление. Поэтому нужно не только узкое, но и широкое понимание рынка. В широком смысле слова рынок - это весь сложный механизм движения благ и услуг в форме товаров и денег в рамках всего общественного воспроизводства на всех уровнях экономической системы данного общества. Это определение рынка органически включает в себя и определение рынка в узком смысле слова, включает, но не сводится к нему. Определение сущности рынка еще не раскрывает всего содержания этого понятия. Перечисленные ниже основные черты рынка образуют его сущностные характеристики:
•
рынок предполагает наличие товарной
массы. Нельзя говорить о рынке, не имея
товара. И напротив, чем больше товарная
масса количественно и
• рынок предполагает наличие развитой и устойчивой денежной системы. Развитой, классический рынок - это не бартер, не обмен по цепочке Т - - Т, это бесконечная цепь товарно-денежного обращения по схеме Т -- Д -- Т -- Д и т. д. до бесконечности;
• рынок предполагает самостоятельность хозяйствующих субъектов и, соответственно, свободу договоров и сделок. На рынке действует принцип, концепция "laissez faire", которая предполагает, что отдельные люди и предприятия действуют свободно, без какого-либо вмешательства "третьей силы" - силы принуждения. Разумеется, эта самостоятельность агентов рынка относительна, ибо их действия предопределены правилами рыночной игры;
• при всей его стихийности рынок подчиняется действию законов и, прежде всего действию законов конкуренции, стоимости, спроса и предложения;
• в основе действий двух основных агентов рынка - продавцов (товаропроизводителей) и покупателей (потребителей) лежит личный экономический интерес. В этом и проявляется стимулирующий эффект рынка;
•
рынок предполагает полную материальную
ответственность своих
• рынок предполагает вольные цены или, как их называют чаще, - свободные рыночные цены равновесия;
• рынок предполагает всеобщность и универсальность товарных отношений, их проникновение во все сферы жизни;
• рынок предполагает наличие развитой инфраструктуры, которая повышает его эффективность. В особой мере это относится к современному рынку;
• рынок предполагает открытость экономики перед мировым хозяйством, положение, при котором региональный рынок выступает как часть национального, а национальный - как часть мирового;
• рынок формирует такой тип человека, который в свои моральные нормы включает также рыночную этику и рыночную мораль;
• рынок предполагает наличие внешних факторов, благоприятствующих его развитию, в частности, благосклонное, уважительное отношение общества к самому рынку. Все сказанное выше позволяет определить, кто является участниками рынка, его основными агентами и субъектами. Ответ на этот вопрос достаточно прост: на рынке мы встречаем двух основных участников - это продавцы и покупатели. Первые представлены товаропроизводителями, т. е. фирмами, предприятиями и другими хозяйствующими субъектами, которые предлагают потребителям свои товары и услуги. Вторые представлены потребителями товаров и услуг, т. е. домашними хозяйствами, населением. Между этими двумя участниками рынка существует взаимосвязь, которую можно представить в виде схемы: В схеме обнаруживаются следующие товарно-денежные потоки (линии 1, 2, 3, 4):
• домашние хозяйства, покупающие у предприятий и фирм произведенные ими товары и услуги;
• предприятия и фирмы, продающие населению, домашним хозяйствам произведенные ими товары и услуги;
• население, домашние хозяйства, продающие предприятиям и фирмам ресурсы, факторы производства - труд, землю, капитал;
• предприятия и фирмы, выплачивающие домашним хозяйствам, населению соответствующие доходы - заработную плату, ренту, прибыль, проценты. Как видим, и те, и другие участники рынка попеременно выступают то в роли покупателей, то в роли продавцов. Указанные выше четыре товарно-денежных потока одновременно отвечают на три основных вопроса экономики: что производить, как и для кого? В этой схеме мы абстрагируемся пока от государства и других внешних сил и берем рынок в его чистой классической форме.
Важнейшим
аспектом рассматриваемой проблемы
является вопрос об условиях и причинах
возникновения рынка. В современной экономической
литературе, как правило, указывают на
следующие факторы, которые в совокупности
и взаимодействии предопределили возникновение,
а затем и
развитие рынка:
•потребности людей, которые по своему характеру безграничны. Это обстоятельство побуждало и побуждает производство благ и услуг к бесконечному росту и развитию;
•ограниченность
всех ресурсов производства - труда, земли,
других материальных средств производства.
Простой факт: на одном и том же участке
земли нельзя одновременно заниматься
двумя видами труда - и станки производить
и выращивать зерновые. Это обстоятельство
побуждает искать
пути повышения эффективности производства;
•общественное
разделение труда, которое повышает эффективность
производства и создает материальную
основу для товарного обмена. История
человечества знает целый ряд этапов развития
этого процесса: выделение пастушеских
и земледельческих племен, появление ремесла
как особой
отрасли хозяйства, возникновение купечества,
появление все новых и новых отраслей.
Не случайно первую книгу своего "Исследования
о природе и причинах богатства народов"
А. Смит начинает с анализа причин увеличения
производительности труда. Классическим
стал его пример разделения труда при
организации мануфактуры, когда 10 рабочих
за 1 день стали вырабатывать свыше 48 тыс.
булавок, увеличив свою производительность
в 4800 раз. Этот бесконечный процесс разделения
труда имеет место и ныне;
Информация о работе Роли и функции рынка в обществнном производстве