Роли и функции рынка в обществнном производстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 14:30, реферат

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы рассмотреть рыночные отношения, в целом, с точки зрения современных понятий рыночной экономики, опираясь при этом на основные догматы экономической теории и опыт прошлого, учитывая мнения различных учёных в данной области науки и делая свой личный обобщённый вывод из существующих на сей день знаний в области рыночной экономики. Одним словом, основываясь на знаниях провести анализ полученной информации, рассмотреть частные случаи и сделать вывод.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность, основные признаки и функции рынка 5
1.1 Понятие и сущность рынка 6
1.2 Рыночная инфраструктура 12
2. Анализ роли и функции рынка в общественном производстве 17
2.1. Рынок и общественное производство 17
2.2. Роль и функции рынка в общественном производстве 32
Заключение 41
Список использованных источников 43

Файлы: 1 файл

Роли и функции рынка в обществнном производстве.doc

— 317.00 Кб (Скачать файл)

     Степень изменения объема предложения в  зависимости от увеличения цены характеризует  эластичность предложения. Мерой этого  изменения является коэффициент  эластичности предложения (Es), рассчитываемый как отношение объема предложения (в %) к росту цен (в %).

ES= Относительное изменение Q/Относительное изменение Р

Эластичность  предложения служит показателем  относительного изменения предложения (Q) В соответствии с относительным изменением рыночной цены. Если предлагаемое количество товара (Q) остается неизменным то мы имеем дело с неэластичным предложением. Когда же малейшее уменьшение цены товара (Р) вызывает сокращение предложения (Q) до нуля, а малейшее увеличение (Р) обусловливает увеличение предложения, то мы имеем дело с абсолютно эластичным предложением. Эластичность предложения обычно бывает выше на протяжении длительного времени, чем в короткие сроки. Это вызвано приспособлением производителей к более высокой цене.

     Эластичность  предложения меняется под действием  технического прогресса, изменения  качественного и количественного  состава используемых ресурсов. Усиление ограниченности ресурсов,  применяемых  при производстве того или иного  товара, ведет к уменьшению значения эластичности  предложения. По способности производителя реагировать на рыночную ситуацию выделяют три периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный. В краткосрочный период фирма не в состоянии осуществить какие либо изменения в объеме выпускаемой продукции, какая бы ни сложилась рыночная  цена. В результате этого предложение может подстраиваться под спрос, изменяя только цену. Кривая предложения занимает в этом случае вертикальное положение. Это означает, что предложение в 
краткосрочном периоде абсолютно неэластично. В среднесрочный период предприятие имеет возможность подстроиться под спрос, используя ближайшие резервы, повышая объем производства за счет большей загрузки оборудования, интенсификации труда и продажи имеющихся запасов. Кривая предложения в этом случае отклоняется от строго вертикального положения в направлении, определяемом законом предложения: Эластичность предложения становится положительной, больше нуля. В долгосрочный период производители могут перестроить производство за счет замены старого оборудования на новое, более производительное, расширить производственные мощности. В случае повышения цен происходит приток  новых фирм в отрасль, производящую данный товар. В долгосрочный период эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях, она достигает максимальной величины. Рассматривая категории спроса и предложения, можно заметить, что спрос более подвижен во времени, чем предложение. Это вызвано тем, что спрос в большинстве случаев сразу сокращается при существенном повышении цен. Напротив, рост цены является лишь первым сигналом для производителей расширить мощности, вовлечь в производство дополнительные ресурсы и на этой основе увеличить предложение товара.

     На  рынке конкретное соотношение спроса и предложения может приобретать три возможных варианта. Один из них характеризуется превышением предложения товара над спросом покупателей. Такой 
случай может быть результатом не только излишнего производства товара, но и непомерного вздувания цен на товары невысокого качества, дефицита денег у населения и других обстоятельств. Второй вариант отличается от первого превышением спроса над предложением товара. В этом случае имеет место неудовлетворенный спрос, товарный дефицит. Рынок реагирует на дефицит прямым или скрытым ростом цен. Выходом из этой ситуации могут быть увеличение производства товаров, пользующихся спросом, уменьшение цен и повышение роста денежных доходов населения.

     Третий  вариант соотношения спроса и  предложения характеризуется соответствием  между  величиной и структурой спроса на товары, с одной стороны, и величины и структуры их предложения — с другой, равновесием спроса и предложения.

     Равновесие  — это ситуация на рынке, когда  предложение и спрос совпадают  или эквивалентны при приемлемой для потребителя и производителя цене. Возникает рыночное равновесие в результате взаимодействия спроса и предложения. Чтобы выяснить, как это происходит, необходимо совместить кривую спроса и кривую предложения на одном графике (рис. 4.5).

     Данный  график выражает одновременное поведение спроса и предложения отдельного товара и показывает, в какой точке две линии пересекутся (точка Е). В этой точке достигается равновесие.  Координатами точки Е являются равновесная цена РЕ и равновесный объем QE. Точка 
Е характеризует равенство QE = QS = QD, где Qs — объем предложения, 
                                                                             QD — объем спроса.

Точка равновесия показывает, что здесь  спрос и предложение, будучи противоположными рыночными силами, уравновешиваются. Равновесная цена означает, что товаров произведено столько, сколько требуется 
покупателям. Такое равновесие является выражением максимальной эффективности рыночной экономики, ибо в состоянии равновесия рынок сбалансирован. Ни у продавца, ни у покупателя нет внутренних побуждений к его нарушению. Наоборот, при любой другой цене, отличной от цены равновесия, рынок не сбалансирован, и покупатели и продавцы стремятся изменить ситуацию на рынке.

     Если  реальная рыночная цена будет больше равновесной (Р1), то объем спроса при такой цене Q1, будет меньше объема предложения Q2 В этом случае производители предпочтут скорее снизить цену, чем продолжать выпуск продукции в объеме, существенно превышающем объем спроса. Избыток предложения (Q2~ Q1) будет оказывать понижающее давление на цену.

     Если  реальная цена на рынке будет ниже равновесной (Р2), то объем спроса Q4 окажется больше объема предложения Q3, товар станет дефицитным. Отдельные покупатели предпочтут заплатить более высокую цену. В результате избытка спроса (Q4- Q3) будет оказывать давление на цену.

     Этот  процесс будет продолжаться до тех  пор, пока цена не установится на равновесном  уровне РЕ, при котором объемы спроса и предложения равны.

     Первую  формулировку общего экономического равновесия дал Леон Вальрас (1874 г.), который в отличие от категории средней цены по К. Марксу (цены производства) пытался абстрагироваться от общественной системы производства и опирался на полезность как исходную категорию. А. Маршалл сделал попытку соединить теорию предельной полезности с теорией спроса и предложения и теорией издержек производства. Ему принадлежит первенство в исследовании категорий «цена спроса» и «цена, предложения», что является дальнейшим развитием теории трудовой стоимости. Цена спроса по А. Маршаллу — это цена, по которой каждая от дельная порция товара способна привлечь покупателя в течение определенного периода времени. Одновременно это и максимальная цена, за которую 
покупатели согласны купить товар или услугу. Выше ее рыночная цена подняться не может, так как у потребителей нет денег на покупку. Цена же предложения — это цена, по которой товар поступает в продажу на конкретный рынок, или это предельно минимальные цены, по которым производители готовы продать свою продукцию или услуги. Рыночная цена не может опуститься ниже цены предложения, так как  когда производство и сбыт становятся убыточными.

     Равновесие  называется устойчивым, если отклонения от него сопровождаются возвращением к первоначальному состоянию. Изменение  рыночного равновесия в зависимости от характера спроса и характера предложения позволяет установить четыре правила спроса и предложения:

1. Увеличение  спроса вызывает рост как равновесной  цены, так и равновесного количества  товара.

2. Уменьшение  спроса приводит к падению  равновесной цены и равновесного количества товара.

3. Рост  предложения товара влечет за  собой уменьшение равновесной  цены и увеличение равновесного  количества товара.

4. Сокращение предложения ведет к увеличению равновесной цены и уменьшению равновесного количества товара.

Пользуясь этими правилами, можно найти  равновесную точку в случае любых  изменений спроса и предложения.

     На  конкурентном рынке любого товара равновесие спроса и предложения устанавливается  именно по этой схеме. Равновесие —  закон каждого конкурентного  рынка. Благодаря равновесию на каждом товарном рынке поддерживается равновесие экономической системы в целом. Важно подчеркнуть, что цена равновесия устанавливается в конкурентных условиях рынка. Однако соблюсти все условия конкуренции невозможно. Механизм рыночного равновесия цен — это механизм приближения к совершенству, которое полностью никогда не достигается. И все же на практике, согласно закону равновесия спроса и предложения, формируется цена любого товара. Все товарные рынки близки к конкурентному равновесию, если не возникают элементы монопольного вмешательства в рыночный механизм, изменяющие модель конкурентного равновесия.  
 
 
 
 
 
 

2.2. Роль и функции рынка в общественном производстве

Рынок несовершенной конкуренции характеризуется  различными рыночными ситуациями, которые подробно описаны в табл. 4.1. Монопольное вмешательство — это вмешательство в рыночный механизм конкурентного равновесия отдельных лиц, товаропроизводителей, профсоюзов, разнообразных ассоциаций и государства, которое способно изменить цену равновесия.

В условиях свободной конкуренции цены формируются  преимущественно под влиянием спроса и предложения. При монополистической  конкуренции ценообразование становится более сложным. В условиях преобладания монополий наблюдается сочетание  стихийного рыночного ценообразования с управлением этим процессом, осуществляемым монополиями и государством. Если монополия получает право на реализацию товаров, то она стремится как можно больше продать товаров и получить при этом максимальное количество прибыли. Однако продажа каждой дополнительной  единицы товара по мере удовлетворения спроса приносит все меньше и меньше дохода. Для того чтобы продать эту дополнительную единицу, необходимо понизить цену, так как покупательная способность рынка имеет ограниченные возможности. При этом монополия будет продавать товары не по самой высокой цене, а по такой, которая обеспечивает оптимальное сочетание объема продажи и цены за единицу изделия и получение наивысшего общего объема прибыли.

     Границы монопольных цен устанавливаются рыночной конкуренцией. Верхняя граница определяется соотношением уровня цен и объемов производства, которое обеспечивает монопольно  высокую прибыль. Рассмотрим это на примере, который дает общее представление об основных закономерностях монополистического ценообразования.

     Из  табл. 4.2 видно, что при понижении  цены и увеличении объема I оптимальной является партия изделий, при которой прибыль будет максимальной. В нашем примере такой партией является партия объемом в 200 изделий. Она приносит наивысший доход в размере 2000 тыс. руб. При этом цена за одно изделие в размере 35 тыс. руб. будет верхней границей монопольных цен.

     Нижняя  граница монопольной цены — это  низкая цена, при которой дополнительная прибыль сверх нормальной будет  равна нулю. Доля монопольной прибыли в цене товара связна с величиной эластичности 
спроса на продукцию монополиста. Этот показатель называется индексом Лернера. Он определяется по формуле:
 

 

где Рm - монопольная цена;

Pck — цена совершенной конкуренции; 
ED — эластичность спроса.

При анализе  монополизированного рынка следует  принимать во внимание поведение  только фирмы-монополиста, ибо ни отдельные  потребители, ни конкуренты-производители  не имеют возможности оказывать  влияние на рыночные цены. Механизм равновесия на таком рынке можно описать с помощью следующего графика (рис. 4.6).

     В условиях свободной конкуренции  при пересечении кривой предложения  S и кривой спроса D рыночное равновесие наступает в точке пересечения А.

     Если  фирмы-производители договариваются между собой о проведении единой политики при установлении цен и объемов производства, тогда эти фирмы объединяются и выступают в виде картели или монополии. В этом случае кривая спроса D потребителя превращается в кривую спроса AR монополии, спрос потребителя подменяется как бы спросом монополии, монополия диктует спрос потребителя. 
 
 

Таблица 1

Сравнительная таблица рыночных ситуаций

Основные 
черты рыночной 
ситуации
Рынок несовершенной  конкуренции
 
Чистая 
монополия
Олигополия Монополистическая 
конкуренция
Количество фирм 
производящих 
продукцию
Одна  крупная Несколько крупных Достаточно  много
Тип продукта Уникальный, нет 
близких 
заменителей
Стандартизированный Дифференцированный
Контроль  над 
ценой
Практически 
полный контроль
Существует  влияние 
ценового лидера
Влияние ограничено
Степень 
сложности входа 
в отрасль
Очень трудный Трудный Вход  и выход 
возможны
 
Таблица 2
Образование монопольных цен
Объем 
партии, 
шт.
Издержки  на 
единицу 
продукции, 
тыс. руб.
Совокупные 
издержки, 
тыс. руб.
Цена за 
одно 
изделие, 
тыс. руб.
Общая 
выручка за 
партию, тыс. 
руб.
Прибыль, 
тыс.

руб.

100 25 2500 40 4000 1500
200 25 5000 35 7000 2000
300 25 75000 30 9000 1500
400 25 10000 28 112000 1200

Информация о работе Роли и функции рынка в обществнном производстве