Роли и функции рынка в обществнном производстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 14:30, реферат

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы рассмотреть рыночные отношения, в целом, с точки зрения современных понятий рыночной экономики, опираясь при этом на основные догматы экономической теории и опыт прошлого, учитывая мнения различных учёных в данной области науки и делая свой личный обобщённый вывод из существующих на сей день знаний в области рыночной экономики. Одним словом, основываясь на знаниях провести анализ полученной информации, рассмотреть частные случаи и сделать вывод.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность, основные признаки и функции рынка 5
1.1 Понятие и сущность рынка 6
1.2 Рыночная инфраструктура 12
2. Анализ роли и функции рынка в общественном производстве 17
2.1. Рынок и общественное производство 17
2.2. Роль и функции рынка в общественном производстве 32
Заключение 41
Список использованных источников 43

Файлы: 1 файл

Роли и функции рынка в обществнном производстве.doc

— 317.00 Кб (Скачать файл)

 
 

     Чтобы максимизировать прибыль, монополия  сокращает объем производства товара для  потребителя с Qa до Qal, который соответствует точке А, — пересечение кривой предельного дохода MR (маргинальные 
поступления) с кривой предложения S, которая превращается в кривую предельных издержек МС в виде предложения средств производства. При этом монополия следит, чтобы потребители приобретали объем выпуска товаров, предложенный фирмой-монополистом в размере Qa|, и не по цене Рal, а по цене Р. В этих целях монополия блокирует действия

рыночных  субъектов, которые стремятся уравнять цены спроса и предложения, соответствующие уровню свободной конкуренции. В результате равновесие устанавливается на уровне монопольных цен, соответствующих цене Р объему Qal. В связи с тем что каждая единица товара, не 
выпущенная в пределах от Q.a до Qa, уменьшает издержки монополии, монополия добивается увеличения дохода в виде сверхприбыли. Прибыль РаР выступает в виде монопольной прибыли.

     Первая  группа мер - административно-правовое воздействие 
в виде:

*запрета  монополии в какой-либо отрасли  хозяйства;

* роспуска  существующих монополистических объединений;

* расчленения монополий на ряд самостоятельных производств.

Вторая  группа мер — административно-экономическое  воздействие, направленное на:

*преследование государством торговцев, осуществляющих ценовую дискриминацию (завышение цен, необусловленное издержками производства);

*преследование торговцев, осуществляющих фальсификацию товаров путем использования рекламы;

*запрещение  внеэкономического воздействия  на контрагентов путем сговора  с целью оказания совместного  влияния на изменение рыночной ситуации.

Третья  группа мер — экономическое воздействие, проводимое государством:

*использование  разных приемов ведения налоговой  политики, которые вынуждают монополию  назначать цены на выпускаемую  продукцию, близкие к условиям  свободной конкуренции;

*поощрение выпуска товаров-субститутов, т. е. товаров-заменителей. Разнообразие товаров личного и производительного потребления снижает спрос на товары монопольного производства;

*расширение  рынка за счет установления  международных экономических связей и увеличения импорта;

*распространение  научных и технологических знаний.

     Иногда  государство вмешивается в рыночный механизм путем установления цены в  законодательном порядке (рис. 4.7).

     На  рис. 4.7 показаны механизм и последствия  принудительного установления цены государством. Такое вмешательство внешне выглядит справедливым распределением доходов в пользу малоимущих слоев 
населения. Однако с точки зрения экономической теории такое распределение совершенно не рационально, ибо не является эффективным средством ни выравнивания доходов, ни увеличения производства  недостающих товаров. Решить эти задачи проще и дешевле с помощью рыночного механизма спроса и предложения, объективно стимулирующего необходимые обществу пропорции распределения через цену равновесия.

     На  рис. 4.7 уровень законодательно установленной  цены показан линией АВ. При цене Р1, кривые спроса DD и предложения SS не пересекаются. Потребители купили бы больше товара, чем предлагается на рынке. Возникает дефицит. Если бы не законодательное, принудительное установление низкой цены, покупатели, возможно, предпочли бы заплатить более высокую цену, чем обходиться без данного товара. Это обусловливает возможность появления спекулятивных цен на теневом рынке в дефицитной экономике. Данная система не может сохраняться длительное время (будучи вынужденной мерой), так как не устраняет

главную причину дефицита — недостаточное  производство товара, необходимого потребителю, ибо низкая государственная цена не может заставить производителя  не только увеличивать, но даже и продолжать 
производство этого товара. Карточная система сдвинет кривую спроса до линии D1D1, обозначенную на графике пунктиром, но не изменит ситуацию на рынке, дефицит сохранится. Если бы не было установленного предела, то цена поднялась бы до точки Е (эквилибриум, равновесие), которая многим была бы  недоступна, но это послужило бы импульсом для расширения производства и наполнения рынка товаром, 
снижения цен до уровня, в котором спрос и предложение уравновешиваются.

     И последнее. Может ли возникнуть ситуация, когда кривые спроса и предложения не пересекутся? Российская действительность дает массу примеров такого рода. Рост цен в России сопровождается не только 
снижением спроса, но и сокращением предложения. Ситуация, при которой предложение товара с повышением цен не растет, а падает, выглядит на графике следующим образом (рис. 4.8).

     График  показывает, что точка равновесия исчезла. Реализация товара не состоялась. Платежи прекратились. Возник парадокс, не предусмотренный традиционными  методами экономической теории.

Объясняется эта ситуация рядом причин:

*развалом  сложившихся экономических связей, возникновением неопределенности  и непредсказуемости в экономике;

*отсутствием  немедленного приспособления производства  к изменившейся конъюнктуре рынка: между повышением цен и расширением предложения существует определенный разрыв, особенно в капиталоемких отраслях;

* отсутствием  конкурентной среды в экономике  (главная причина).

Действительная  картина российской экономики показывает огромные масштабы, сложный и многоуровневый характер ее монополизации. Можно выделить три уровня этого явления: монополизм управления и технологический монополизм. К этому сегодня можно добавить сговор продавцов на потребительском рынке и монополизацию региональных рынков. Либерализация цен в этих условиях ведет к их неизбежному росту и сокращению предложения. Неперекрещивающиеся кривые спроса и предложения называют своеобразным «антиэффектом монополизма» российской экономики.

Формы и экономические рычаги в механизме 
саморегулируемой рыночной системы

Саморегулируемая  экономическая система в виде принципа «невидимой» руки  проявляется, с одной стороны, как форма  организации 1 экономической системы, с другой — как метод хозяйствования.

Основой формы организации  саморегулирования выступает рыночная система. Она базируется на использовании многообразных форм собственности, различных организационно-правовых форм хозяйствования, разветвленной сети рыночной инфраструктуры.

Саморегулируемая  рыночная система предполагает образование  таких субъектов хозяйствования, которые обладают социально-экономической свободой и в то же время взаимной  обусловленностью, согласованностью экономических интересов, проявляющихся в виде прямых или опосредованных согласований своих действий между собой.

     Естественный ход развития рыночной системы базируется на действии двух противоположных тенденций — центробежной и центростремительной. Первая, центробежная тенденция ведет к перерастанию простого обособленного производителя, возникшего в процессе общественного разделения труда при мелкотоварном производстве, в крупные хозяйствующие субъекты в виде монополистических объединений. Они появляются в ходе развития производственных сил и конкуренции между собой. Вторая, центростремительная тенденция, основанная на усилении функциональных взаимосвязей при общественном разделении труда, включает различные процессы интеграционного характера.

     Эта две противоположные системы  определяют метод хозяйствования саморегулируемой системы, которая основывается на действии конкурентных и интеграционных процессов. Именно взаимодействие этих процессов выступает в качестве внутреннего источника саморегулирования рыночной экономики. Как метод хозяйствования конкуренция проявляется в виде борьбы между товаропроизводителями в процессе их функционирования. Интеграция сопровождается функциональными взаимосвязями, согласованиями в производственно-хозяйственной деятельности. Конкуренция вызывает соперничество за увеличение объемов производства, за расширение рынков сбыта, за источники получения сырья и материалов. Интеграция основывается на взаимодействии рыночных субъектов хозяйствования в процессе производства и сбыта продукции, а также в сфере приложения капитала. Конкуренция ведет к разъединению и  разобщению товаропроизводителей. Интеграционные процессы приводят к возникновению ассоциаций, союзов в области капитального строительства, выполнения крупных целевых программ и проектов, связанных с научно-техническим развитием, с реконструкцией производственных мощностей по увеличению выпуска продукции.

     Основой механизма саморегулирования рыночной экономики является конкуренция. Однако в процессе развития конкуренция  порождает свою противоположность  — монополизм. Это обусловлено  тем, что конкуренция создает  предпосылки для усиления концентрации, централизации и возникновения на этой основе монополистических объединений. Именно монополии обеспечивают наивысшую экономию за счет роста масштабов производства; располагают материальными возможностями проводить изыскания в области научно-технических достижений и их внедрения в производство; привлекают более  квалифицированную рабочую силу и применяют более совершенную организацию производства.

     Простейшим  методом саморегулируемой рыночной системы является система проб и  ошибок, в которой выживают только экономически сильные и трудолюбивые. Определяющим в этом случае выступает наличие капитала. Наиболее состоятельные фирмы имеют возможности использовать более производительную технику, новейшие технологии, добиваться высокой результативности производства. В итоге отсталые фирмы вытесняются с рынка, объем производства уменьшается, наступает равновесное состояние спроса и предложения.

     Экономическим рычагом в механизме саморегулирования  является и разрушение предприятий, оказавшихся неспособными к экономической  борьбе и эффективному хозяйствованию. В странах с развитой рыночной экономикой такие предприятия законодательно объявляются банкротами. Банкротство — это такая стадия хозяйственной несостоятельности, когда единственным путем выхода из данной ситуации является распродажа имущества для погашения долгов предприятия. Имущество может быть распродано на торгах или выкупается коллективом. По второму варианту имущество предприятия переходит в собственность коллектива.

     Центральным звеном саморегулирования рыночной системы является куренное ценообразование. Модель равновесного рыночного механизма с использованием конкурентного ценообразования действует следующим образом: если на рынке предложение какого-либо товара превышает потребное его количество, то цены на данный товар понижаются. Это служит сигналом для сокращения производства и уменьшения предложения. Повышение цен свидетельствует о недостаточном предложении. Высокие цены выступают стимулятором увеличения производства и предложения данного товара.

      На  макроуровне наиболее эффективный механизм саморегулирования был разработан Дж. Кейнсом. Он впервые предложил осуществлять корректировку рыночного механизма равновесия с помощью использования финансовых рычагов, кредитно-денежной и налоговой политики, которые и позволяют обеспечить стабильность и устойчивое развитие. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Таким образом, рынок - это могущественное средство, движущая сила научно-технического совершенствования производства, ускорения  его роста и развития. Это путь демократизации хозяйственной жизни, когда вместо административного управления и распределения создаются возможности свободной купли-продажи самых различных товаров и потребительского, и производственного назначения. Создать рынок — это значит глубоко соединить процесс демократизации политической жизни с демократизацией экономики, использовать рыночный механизм как достижение цивилизации для ускорения развития экономики и улучшения благосостояния народа.

Функции рынка заключаются в том, что  рынок распределяет общий объем  продукции, то есть любой данный продукт распределяется между потребителями на основе их способности и желания заплатить за него существующую рыночную цену, он выполняет ориентирующую функцию, что значит уравновешивает спрос и предложение, а также рынок содержит стимулы для технического прогресса и способствует накоплению капитала.

Существует  две формы рынков: рынок совершенной  конкуренции и рынок несовершенной  конкуренции. Рынок чистой конкуренции  характеризуется неограниченным числом участников конкуренции, наличием у  каждого участника полной информации о состоянии дел конкретного рынка, полной однородностью одноименных товаров и отсутствием давления одними участниками конкуренции на других. Есть 3 основных типа рынков несовершенной конкуренции: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. Самым ярким и показательным примером несовершенной конкуренции является монополия, которая характеризуется наличием одного единственного продавца конкретного вида товара или услуг на рынке и невозможностью. 
 

Информация о работе Роли и функции рынка в обществнном производстве