Российская рыночная модель: предпосылки, проблемы, перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 04:23, курсовая работа

Описание работы

В связи с переходом к рынку необходима интеграция российской экономики в
мировое хозяйство, что предполагает некоторую либерализацию
внешнеэкономической деятельности.
В процессе работы над докладом я пользовалась изданиями периодической печати и
массой другой литературы, которая освещает проблемы современной российской экономики.
Выбранная мною тема довольно сложна для осмысления, но, несмотря на это, она
не может не волновать. Ведь все мы являемся гражданами этой страны. К тому же, эта тема, с моей точки зрения, очень интересна и увлекательна.

Содержание работы

Введение

1.Предпосылки и этапы формирования российской рыночной модели:
1.1 Условия и предпосылки формирования российской рыночной модели
1.2 Этапы формирования российской рыночной модели

2. Состояние рыночной модели России, ее перспективы:
2.1 Проблемы российской рыночной модели
2.2 Перспективы рыночной системы в России

Заключение

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовая работа по микроэкономике.docx

— 76.77 Кб (Скачать файл)

При этом необходимо:

 

. расширить  внутренние финансовые источники  инвестиций,  прежде  всего,  за

   счет  роста доходов и накоплений  предприятий реального сектора;

 

. перейти  к режиму интенсивного обновления  производственного аппарата;

 

.  обеспечить  структурный  маневр  инвестициями  в  пользу  обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства;

 

. восстановить  и развить собственную базу  инвестиционных  ресурсов  (машин,

   технологического  оборудования),   максимально   задействовав   имеющийся инновационный и технологический потенциал.

 

  Третье  направление — обеспечение   военной  безопасности  страны.  Уровень

прогнозируемых  в  период  с  2000  по  2010  год  военных  угроз,  а  также

требования  военно-технологической безопасности требуют  увеличения  расходов

на национальную оборону по сравнению с бюджетом 1998 года  в  2,2  раза,  до

175-180 миллиардов  рублей. Нормализация расходов на  оборону  подразумевает,

в частности:

 

. поддержание  численности вооруженных сил,  необходимой для ведения  одного-

   двух  вооруженных конфликтов средней  интенсивности  на  различных   театрах

   военных  действий, то есть не менее  1,2 миллиона человек (это потребует  не

   менее  54 миллиардов  рублей,  исходя  из  ежегодных  расходов  на  одного

   военнослужащего  в 45 тысяч рублей);

 

. значительное  увеличение в структуре военного  бюджета доли  инвестиционной

   компоненты  — закупок  вооружений  и   военной  техники,  оборонных   НИОКР,

   капитального  строительства. Модернизация вооружений  четвертого поколения,

   доработка  и начало закупки образцов  пятого поколения для отдельных   видов

   войск  (авиация, танковые войска), начало  разработки  вооружений  шестого

   поколения  потребуют увеличения расходов  на инвестиционные статьи военного

   бюджета  как минимум в три раза.

 

     Четвертое направление - поддержание и развитие социальной  инфраструктуры, обеспечивающей воспроизводство  человеческого  капитала».  Для  того,  чтобы сохранить  систему   отраслей   социально-культурной   сферы   (образование,

здравоохранение, культура), поддержать ее развитие и  обеспечить  проведение

необходимых реформ, требуется  увеличить  расходы  на  конечное  потребление государственных учреждений, оказывающих индивидуальные  услуги  как  минимум на 40%.

 

  Пятое  направление — сохранение и  развитие инновационного потенциала.

 

    Поддержка инновационного  потенциала  страны  означает,  прежде   всего, стимулирование эффективного спроса на инновации.  В  обозримом  будущем  это может быть обеспечено только в рамках  повышения  инвестиционной  активности  и развертывания технической реконструкции производственного аппарата  на  базе новой отечественной  техники,  когда  каждый  рубль  капиталовложений  имеет высокое инновационное наполнение.

 

     В то же время необходимо резкое повышение расходов на науку. За последнее десятилетие валовой продукт науки и научного обслуживания снизился с 3%  ВВП

(1989-1990  годы)  до  0,6-0,8%  Для  того   чтобы   обеспечить   нормальное

функционирование  гражданских  и  военных  НИОКР,  соответствующие   расходы должны быть увеличены не менее, чем втрое.

 

      Шестое направление — обеспечение внешней платежеспособности  страны.  Для того чтобы  гарантированно  обеспечить  платежеспособность  страны  и  иметь возможность наращивания валютных резервов (не прибегая к чрезвычайным  мерам в  валютной  и  внешнеэкономической   сферах)   в   ближайшее   десятилетие, необходимо иметь активное сальдо торгового баланса по товарам и  услугам  на

уровне не менее 15-20 миллиарда долларов США при сокращении вывоза  капитала

как минимум  вдвое.

 

     Реализация отмеченных  шести  целевых  направлений  определяет  параметры

необходимого  увеличения объема ВВП — на 60-65%.  Другими  словами,  если  мы

хотим решить отмеченные выше проблемы в течение  десятилетия, необходимо  уже

в ближайшие  годы не просто добиться оживления  экономики, но и перейти  к  ее

росту с темпами  не ниже 40% в среднем за  год,  поддерживая  такой  режим  в

течение восьми - десяти лет. Только такие  параметры  позволят  одновременно

решать  неотложные  задачи  повышения  благосостояния,  развития  социальной

сферы,  обновления   производственного   аппарата,   обеспечения   оборонной

достаточности, обслуживания государственного долга.

      Сложившаяся в период с 1992  по  1998  год  модель  российской  экономики радикально  не  соответствует  этим  объективным  требованиям.   По   многим конкурентным позициям российская  экономика  в  нынешнем  виде  уступает  не только промышленно развитым  странам,  но  и  ведущим  экспортерам  сырьевых товаров.  Как  показали  сценарные  расчеты,  в   долгосрочной   перспективе «потолок»  ее   роста,   определяемый,   с   одной   стороны,   предложением энергосырьевых  ресурсов,  с  другой   стороны,   возможностями   расширения

конечного    спроса не превысит 2—3% в год.

 

   Из  этого  вытекает  ключевая  объективно  заданная  цель   антикризисной

стратегии на ближайшее десятилетие.  Необходимо  сформировать  новую  модель российской  экономики,  которая,  в   отличие   от   сложившейся,   обладает потенциалом долгосрочного  динамичного  роста,  позволяя  решать задачи повышения уровня жизни эффективности  и  конкурентоспособности,  сохранения целостности и обеспечения безопасности страны.

 

    Данные  условия  задают  одновременно  и  минимальные  границы  повышения эффективности экономики. Экономический рост не  может  быть  равномерным  он будет  складываться  за  счет  одновременного  увеличения  темпов   развития обрабатывающей промышленности и сохранения инерционной динамики в  первичных

секторах. Такой режим развития  на  протяжении  длительного времени может

обеспечиваться  только  за  счет  мобилизации  всех   источников   повышения

эффективности — структурны» технологических, организационных.

 

    Формирование качественно новой модели российской  экономики  предполагает

осуществление ряда ключевых условий. Следует подчеркнуть,  что  эти  условия

сами по себе еще не создают импульс динамичного  экономического  развития  —

они лишь образуют требуемый формат конструктивной среднесрочной  стратегии.

 

     Первое  —  формирование  субъекта  экономической  политики,  интересы   и возможности  которого  соответствовали  бы  системным  целям  конструктивной

антикризисной стратегии. Для этого, прежде всего необходимо  задать  жесткий формат «правил  игры»,  переводящий  взаимодействие  ключевых  экономических

игроков в  конструктивное целеориентированное русло. А это возможно только  в

рамках консолидации одновременно на трех социальных уровнях:  власти  (групп

элиты); власти и общества; самого общества (основных социальных групп).

 

     Такую консолидацию можно практически обеспечить  только  одним  способом:

превратить  повышение уровня жизни граждан  в реально работающий критерий  для

действий  властей всех  уровней,  корпоративных  структур  (предпринимателей,

профсоюзов  и  других)  и  социальных  групп.   Конкретные   организационные

механизмы, реализующие данный подход, активно  разрабатывались  в  период  с

1997  по  1999  год  и  были  законодательно  оформлены  в  ряде   субъектов

Российской  Федерации.

 

    Второе — концентрация банковского и промышленного капитала,  формирование

крупных производственно-финансовых корпораций и мощных банковских структур.

 

   Выполнение данного условия абсолютно необходимо для решения целого  ряда

задач:

 

. обеспечения  конкурентоспособности отечественных   товаропроизводителей  на

   внутреннем  и внешнем рынках, где разрозненные  российские предприятия, как

   правило,  многократно уступают своим иностранным  конкурентам по  масштабам

   капитала, организационным и ресурсным  возможностям и другим критериям;

 

.   создания    целостных    производственно-технологических    комплексов,

   восстановления  технологической кооперации;

 

. реструктуризации  отдельных предприятий, их финансовой  санации и вывода из эксплуатации устаревших производственных мощностей;

 

. реализации  крупных инвестиционных проектов, направленных  на  техническую реконструкцию производственного аппарата;

 

. восстановления  единой управленческой вертикали,  создания  партнеров  для государства  при  формировании  и  реализации   крупных   государственных проектов и программ;

 

.  создания   противовеса,   препятствующего   экономическому   сепаратизму  регионов;

 

. укрепления  платежеспособности и ликвидности  предприятий.

 

    Третье — создание эффективной вертикали государственной власти, без  чего

невозможна  никакая последовательная экономическая  политика.  В  сегодняшних

российских  условиях формула сильного государства включает:

 

.  экономический   союз  между  государством   и   национальным   капиталом,

   основанный  на  единстве  цели  — преодолении   кризиса   и   достижении

   экономического благополучия страны (такой союз предполагает, в частности,

   развитие   партнерских   отношений   между   государством   и    крупными

   корпорациями);

 

.  социальную  ответственность  крупного  капитала,  развитие   социального

   партнерства;

 

. реальную  ответственность  всех  уровней   власти  за  поддержание  и   рост

   благосостояния  населения;

 

.  безусловное   сохранение   федеративного   формата   и   территориальной

   целостности  государства;

 

. укрепление  демократических механизмов контроля за исполнительной  властью

   и  местного самоуправления;

 

. подавление  коррупции и криминализации государственного  аппарата.

 

    Четвертое — развитие эффективных  механизмов  реализации  государственной

экономической политики. В настоящее  время  текущая  экономическая  политика

государства на федеральном  уровне  осуществляется  преимущественно  в  двух формах:

 

  1)   принятия   нормативных    актов,    регламентирующих    деятельность

экономических агентов;

 

  2) операций  Центрального  банка,  связанных   с  регулированием  денежного

обращения и  финансовых рынков.

 

  По мере  реализации трех предшествующих  условий  механизм  государственной

экономической политики  на  федеральном  уровне  должен  быть  расширен,  по

крайней мере, в следующих направлениях:

 

.  превращения   федерального  бюджета  в   активный  инструмент   управления

   государственным  спросом;

 

.  развития  государственного  целевого  программирования  как  инструмента

   решения  системных задач;

 

. качественного  повышения управления государственной  собственностью.

 

    Пятое — осуществление социальных реформ, направленных, прежде  всего,  на

усиление  адресности  социальной  поддержки,  а также   на   сохранение   и

качественное  развитие общедоступной социальной инфраструктуры  (образование,

здравоохранение, культура, социальное обеспечение).

 

    В ближайшие годы необходимо одновременно решить  две  трудно  совмещаемые

задачи. Первая  —  согласовать  социальные  расходы  государства  с  реально

имеющимися  ресурсными  возможностями.  Вторая  —  сохранить   общедоступную

систему социальных институтов, повысив при  этом  качество  оказываемых  ими услуг.

 

     Решение этих задач состоит  в  том,  чтобы,  с  одной  стороны,  повысить

приоритетность  финансирования  социальных  расходов,  наложив   запрет   на

Информация о работе Российская рыночная модель: предпосылки, проблемы, перспективы