Российская рыночная модель: предпосылки, проблемы, перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 04:23, курсовая работа

Описание работы

В связи с переходом к рынку необходима интеграция российской экономики в
мировое хозяйство, что предполагает некоторую либерализацию
внешнеэкономической деятельности.
В процессе работы над докладом я пользовалась изданиями периодической печати и
массой другой литературы, которая освещает проблемы современной российской экономики.
Выбранная мною тема довольно сложна для осмысления, но, несмотря на это, она
не может не волновать. Ведь все мы являемся гражданами этой страны. К тому же, эта тема, с моей точки зрения, очень интересна и увлекательна.

Содержание работы

Введение

1.Предпосылки и этапы формирования российской рыночной модели:
1.1 Условия и предпосылки формирования российской рыночной модели
1.2 Этапы формирования российской рыночной модели

2. Состояние рыночной модели России, ее перспективы:
2.1 Проблемы российской рыночной модели
2.2 Перспективы рыночной системы в России

Заключение

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовая работа по микроэкономике.docx

— 76.77 Кб (Скачать файл)

снижение  в реальном выражении соответствующих  бюджетных  статей.  С  другой

стороны, необходимо усилить адресность  социальной  поддержки и обеспечить

строго  целевое   использование   финансовых   ресурсов,   направляемых   на

социальные  нужды.

 

    Шестое — расширение денежной эмиссии и превращение денежного  предложения

в инструмент экономической политики.

 

    В настоящее время на  денежную  эмиссию как экономический инструмент

наложено  табу, однако задача состоит не  в  том,  чтобы  запрещать  денежную

эмиссию, а  в том,  чтобы  выстроить  такую  организационную  схему,  которая

позволила  бы   направлять   эмиссионный   ресурс   на   снятие   актуальных

экономических  угроз,  минимизировав  при  этом  ее  негативные  последствия

(инфляция, падение  валютного курса рубля). Для этого  необходимо:

 

. осуществлять  гибкое регулирование денежного  предложения,  выдерживая  его

   соответствие  со спросом на деньги (ликвидность)  со стороны предприятий  и

   населения;

 

.  осуществлять  меры  по  замедлению  скорости  оборота  денег,  используя

   процентную  политику,  ужесточение  требований  к  уровню  ликвидности  и

   прочее;

 

. эффективно  задействовать «антиинфляционные   якоря»  —  например  цены  на

   товары  и услуги естественных монополий,  валютный курс и другое.

 

  Возможности  расширения предложения денег  будут  существенно  зависеть  от

реструктуризации  банковской  системы  и  налаживания  системы   банковского

кредитования  предприятий реального сектора.

 

    Седьмое — сокращение  оттока  капитала  и  конвертация  валютных  активов

резидентов  в инвестиции.

 

  Во-первых, это необходимость расширения  инвестиционных ресурсов.

 

  Объективно  возникла альтернатива:

 

. либо ресурсы,  полученные за счет активного   торгового  сальдо,  уйдут   во

   внутренние  валютные активы или за рубеж  в форме вывоза капитала;

 

. либо будут  созданы каналы для направления  этих ресурсов в инвестиции.

 

  Во-вторых,  это  стабилизация  валютного   курса.   В   условиях   крайней

недостаточности валютных  резервов  Центрального  банка  перекрытие  каналов

оттока капитала становится ключевым фактором  предотвращения  падения  курса

рубля.

 

    Восьмое  —  повышение  сбалансированности   государственных   доходов   и

расходов.

 

    Снижение возможностей внешних и внутренних заимствований и необходимость

выплачивать часть платежей по  внешнему  долгу  за  счет  налоговых  доходов

бюджета  резко  обострили  проблему  его  сбалансированности.  Эта  проблема

усиливается еще и тем, что для стимулирования  экспорта  и  импортозамещения

нужно поддерживать низкий валютный курс  рубля  —  но  чем  ниже  курс,  тем

большую часть  доходов бюджета  нужно  направлять  на  обслуживание  внешнего

долга и тем  меньше ресурсы для непроцентных расходов.

 

     Конструктивное   решение   данной   проблемы   предполагает    комбинацию

одновременно  нескольких подходов.

 

  1.  Расширение  налоговой  базы  бюджета.  В   ближайшие  годы   основными

источниками возможного увеличения налогов останутся:  повышение  монетизации

оборота и  сокращение  неплатежей;  упорядочение  налоговых  льгот;  доходы,

полученные  за счет девальвации  рубля;  увеличение  прибыли  производителей;

усиление  контроля за доходами и расходами физических лиц.

 

  2. Бюджетное   администрирование,  повышение   эффективности  использования

средств бюджета  и внебюджетных фондов, налаживание  контроля  за  полнотой  и

целевым использованием государственных средств.

 

  3. Гибкое  использование заимствований на  внутреннем и внешнем рынках.

 

  Девятое  — урегулирование  проблемы  государственного  внешнего  долга.  В

ближайшее десятилетие  платежи по внешнему  долгу  станут  одним  из  главных

факторов, определяющих характер и возможности  экономической  политики.  Без реструктуризации «советского» • долга общая сумма  платежей  (проценты  плюс

погашение основной части-долга) в отдельные годы может  достигать  6-7%  ВВП.

Такая величина является  абсолютно  неподъемной  для  нашей  экономики,  тем более, в условиях ограничения возможностей внешних заимствований.

 

  Наиболее   адекватными   условиями   реструктуризации   внешнего    долга

представляются  следующие:

 

. полные  выплаты по российскому внешнему  долгу, образованному с 1992 года;

 

. полное  списание или перенос за пределы  десятилетия  выплат  по  погашению

   основной  части «советского» внешнего  долга;

 

. выплаты  процентов по «советскому» внешнему  долгу в  пределах  70-100%  от сумм по графику.

 

    Десятое — преобразования на уровне предприятий,  связанные  с  повышением прозрачности  хозяйственной  деятельности  и  защитой  прав  собственника  и кредитора.

 

     В настоящее время нерешенность многих экономических проблем обусловлена

не  столько  недостатком   ресурсов,   сколько   недостатком   хозяйственных

мотиваций  и  неопределенностью  статуса  собственности.  Для  того,   чтобы

ослабить  ограничения в этой области, необходимо, по крайней мере:

 

. повысить  прозрачность деятельности  предприятий,  в  том  числе  за  счет

   реорганизации  бухгалтерского учета и статистической  отчетности;

 

. обеспечить  правовую защиту кредиторов и  инвесторов,  позволяющую  снизить

   их  риски до приемлемого уровня.

 

2009-2011 годы

      На этом этапе неизбежно некоторое снижение темпов  экономического  роста.

Главными  задачами  становятся:  поддержание  роста  в  условиях  ужесточения ресурсных ограничений и перенос центра тяжести с инвестиций на потребление.

 

      Необходимо подчеркнуть, что эти две задачи  тесно  связаны  между  собой. Структурный   маневр   в   сторону   неэнергоемкого    и    некапиталоемкого

потребительского  спроса является  единственной  возможностью  «вписаться»  в предложение первичных ресурсов, сохранив при этом  динамичный  экономический рост.

 

      Заключительный этап антикризисной  стратегии  характеризуется  следующими

макроэкономическими параметрами.

 

       Произойдет  снижение  среднегодовых  темпов  роста  ВВП  до  4,4-4,7%,  в основном за счёт замедления динамики капитальных вложений.

 

        Рассматриваемый вариант близок к оптимальному с точки зрения целей, угроз и ресурсных возможностей российской экономики в предстоящее десятилетие.  Он

позволяет  не  только  сохранить,   но   и   расширить   конкурентоспособный

промышленный  потенциал  страны:  несмотря   на   высокую   норму   выбытия,

производственные  мощности  за  десятилетие  снизятся  всего  на  10%,  а  в

машиностроении и пищевой промышленности останутся примерно  на  уровне  2000

года.

 

      В значительной  степени  будет  решена  проблема  сохранения  и  развития «человеческого  капитала».  Конечные  расходы   государственных   учреждений возрастут более чем в полтора раза, что гарантирует  качественное  улучшение отраслей социальной сферы.

 

     Будет обеспечен также необходимый, с точки  зрения  безопасности  страны, рост оборонных расходов.

 

     Что касается  уровня  жизни,  то,  хотя  его  повышение  и  не  достигнет

необходимы: значений, он  будет неуклонно и динамично возрастать.  Будут созданы  материальные  предпосылки  для  того,  чтобы  обеспечить  достойные условия жизни для основной массы граждан России.

 

 

                                 Заключение

 

 

 

  Сложилась довольно странная  ситуация:  в  стране  с   сильными  плановыми

традициями в настоящее время  нет ни принятых  и одобренных  общественностью

национальных целей развития, без  которых  не  обходится  ни  одна  развитая

страна, ни комплексной межотраслевой  промышленной политики, которая  связала

бы  в  единое  целое  существующие  элементы  структурной,   инвестиционной,

налоговой и амортизационной политики, приближая  достижение  долгосрочных  и

среднесрочных целей развития.  В  отсутствие  такой  политики  экономический

процесс  происходит  стихийно  со  всеми  вытекающими  отсюда  издержками  и

потерями при господстве закона прибыли и закона сравнительных  издержек.

 

  Разработка    программы    промышленной    политики     неотделима     от

общеэкономического курса  государства.  Представляется,  что  ее  реализация

потребует существенной корректировки  неолиберального  курса,  прежде  всего

концентрации  свободных  ресурсов  внутри  страны.  Последнее   предполагает

введение временного запрета на вывоз капитала за  границу  (возможно  прямым

декретом  президента),  а  также   протекционистского   экспортно-импортного

режима. Концепция государственной  политики должна  быть  разработана  высшей

исполнительной властью в лице администрации президента (Совета  национальной

безопасности)   с   участием   всех   заинтересованных   ведомств,   включая

предпринимательский,  особенно   промышленный   и   банковский,   сектор   и

профсоюзы. Постановка национальных целей и очередности их достижения  должна

сопровождаться оценкой необходимых  для этого финансовых и иных  ресурсов,  а

также   способов   реализации   этих    целей    через    научно-техническую

(технологическую),  инвестиционно-инновационную,   структурную,   налоговую,

амортизационную и иные виды промышленной политики.

 

  В условиях России  дальнейшее  проведение  экономических  реформ  требует

усиления  государственного  воздействия  на   экономический   процесс.   Это

обусловлено как структурными особенностями  национальной  экономики,  так  и

историческими  условиями  развития   страны.   Повторим,   что   сердцевиной

экономического развития является инвестиционный процесс,  без  которого  это

развитие попросту невозможно.

 

  Таким образом, необходимо  создать условия,  стимулирующие   инвестиционный

процесс. Пока  же  сложившиеся  в  России  условия  этот  процесс  угнетают.

Напомним их: открытие экономики  для  более  развитых  западных  экономик  с

крайне отрицательными влияниями на  промышленность  и сельское  хозяйство;

приватизация государственной  собственности и  либерализация  цен  с  потерей

управляемости   промышленным   и   инвестиционным   процессом;    ликвидация

централизованных форм управления перераспределительной экономикой с угрозой

разрушения   основных    систем    жизнеобеспечения    страны;    подчинение

экономической  политики   государства   давлению   (диктату)   международных

финансово-экономических  институтов;  создание  системы  обеспечения  оттока

экономических ресурсов за границу  с помощью бивалютного стандарта с  жесткой

привязкой рубля к доллару при  полном  господстве  последнего  на  внутреннем

рынке России.

 

  Из сказанного следует,  что   конструктивная  экономическая   политика  для

современной  России  невозможна  в отрыве  от  общеэкономической политики,

направленной  на  обеспечение  независимости  и  безопасности  страны.   Эта

политика   должна   способствовать    не    уничтожению    главных    систем

жизнеобеспечения государства  путем их «адаптации» к условиям, в которых  они

заведомо не могут существовать (средние условия мирового  капиталистического

рынка), а их  модернизации  и  развитию.  Необходимо  дозированное  открытие

национальной экономики и целенаправленная - в духе модернизации  и развития

- защита основных промышленно-экономических  систем государства.

 

  Эта политика по определению  не может быть  чисто  либеральной,  поскольку

перераспределение  ресурсов  является  неотъемлемым  условием  существования

Информация о работе Российская рыночная модель: предпосылки, проблемы, перспективы