Российский рынок труда: проблемы неполной и избыточной занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 16:43, курсовая работа

Описание работы

Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны и всемирного хозяйства. Это понятие возникло одновременно с возникновением денег. Непосредственно термин инфляция появился в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865 гг. и обозначал процесс увеличения обращения бумажных денег.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
5
1 ИНФЛЯЦИЯ, ЕЕ ВИДЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ
7
1.1 Сущность и причины инфляции
7
1.1.1 Инфляционные ожидания
10
1.2 Виды инфляции
11
1.3 Типы инфляции. Стагфляция
12
1.3.1 Инфляция спроса
13
1.3.2 Инфляция предложения
15
1.3.3 Стагфляция
15
1.4 Способы измерения инфляции
16
1.5 Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса
18
1.6 Социально-экономические последствия инфляции
29
2 РОССИЙСКИЙ РЫНОК ТРУДА: ПРОБЛЕМЫ НЕПОЛНОЙ И ИЗБЫТОЧНОЙ ЗАНЯТОСТИ
23
2.1 Рынок труда
23
2.1.1 Функциональный «портрет» рынка труда
24
2.2 Проблемы неполной и избыточной занятости
25
2.2.1 Неполная занятость
25
2.2.2 Избыточная занятость
26
2.3 Социально-экономическое развитие рынка труда в РФ
27
2.4 Как рынок труда реагирует на кризис
28
2.5 Государственное регулирование рынка труда
29
2.6 Современное положение на рынке труда на примере Архангельской области
33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

моя курсовая12.doc

— 273.00 Кб (Скачать файл)

Кризис пока не вызвал роста регистрируемой безработицы среди молодежи, однако на рынке труда уже появляются негативные сигналы: в I квартале 2009 г. доля безработных в возрасте 20-24 лет, хотя и не очень значительно, превысила показатели 2007-2008 гг.. Приток молодежи на рынок труда подвержен сильным сезонным колебаниям, связанным с выпуском из учебных заведений.

В декабре 2008 г. наблюдался всплеск увольнений. За пять месяцев (с декабря 2008 г. по май 2009 г.) занятость  на крупных и средних предприятиях основных отраслей экономики сократилась на 1,1 млн. человек.

Адаптация рынка труда  к снижению деловой активности идет по трем основным направлениям: сокращение занятости, снижение реальной заработной платы и сокращение рабочего времени. За прошедший год занятость сократилась на 5%, реальная заработная плата - в среднем на 4%. Кроме того, предприятия существенно расширили масштабы использования сокращенного рабочего времени.[10]

 

    1.  Государственное регулирование рынка труда

 

Актуальность проблемы регулирования социально-трудового потенциала современного российского общества обусловлена рядом обстоятельств и связана, прежде всего, с происходящими трансформационными процессами, кризисными явлениями в демографической и социально-экономической областях, а также обусловливается достижениями науки и техники, появлением новых знаний и технологий, переходом к информационному обществу. Рыночные социально- экономические условия хозяйствования привели к появлению новых субъектов труда, раскрыли доступ к различным формам и видам занятости и самозанятости, к изменению содержания, условий труда и требований к работнику, породили новые модели трудового поведения населения и характер трудовых взаимоотношений, а также новую институциональную основу этих изменений. Эти процессы объективно изменили «конфигурацию» социально-трудового потенциала общества, обусловили новые подходы к его регулированию.

Регулирование социально-трудового  потенциала современного российского  общества осложняется ввиду демографических  и социальных проблем (смертность, травматизм, низкий уровень и качество жизни населения и др.), диспропорций спроса и предложений на рынке труда на низко- и высококвалифицированный труд, сдвига от технических профессий к экономическим, гуманитарным, появления потребностей в новых, современных профессиях и специализациях, интегрирующих несовместимые ранее компоненты профессиональной подготовки, нерегулируемой миграцией.

Результаты экспертного  опроса, проведенного Центром региональной социологии  Института РАН, показали, что среди основных проблемных факторов, осложняющих развитие регионов наряду с демографическим фактором, проблемами отношений с центром, на третье место поставлено нерациональное использование трудового потенциала.

Рыночные институты  оказались не в полной мере готовы к организации трудовой сферы и без государственного регулирования работают недостаточно эффективно.

 Главным субъектом регулирования – является государство, которое задает «правила игры», программирует и поддерживает исполнение их с помощью различных форм социального контроля и принуждения. Реальное влияние оказывают многочисленные и разнопланово действующие субъекты рынка — бизнеса, в том числе нелегального и полулегального (теневого), деятельность которых снижает эффективность регулирования, порождает аномии, коррупцию, протекционизм, неправовые трудовые практики. Вместе с тем возникающие институты гражданского общества способствуют самоорганизации сообществ, оказывают регулирующее и интегрирующее воздействие на различные слои населения. Регулирование социально-трудового потенциала общества предполагает определенный «социальный порядок», имеющий естественное и рациональное проявления. В настоящее время регулирование происходит в режиме правового и социально-культурного лага (запаздывания) или совмещения прошлого с новыми реалиями. Например, на законодательном уровне это проявляется в запаздывании с принятием законов о труде, трудовых миграций, молодежной занятости, образовании и др. На профессиональном — в технологической отсталости, низкой автоматизации труда, недостатке культурных компетенций, невысокой компьютерной и функциональной грамотности населения, низкой трудовой мобильности. Регулирование социально-трудового потенциала общества — это упорядочение управленческого воздействия на его формирование, использование, упорядочение и координация государством методов и технологий изменения социально-экономических условий и процессов, обеспечивающих его качественное развитие. В этой связи управленческая задача состоит в выработке регулятивных механизмов эффективного использования ресурсов труда и ресурсного подхода к регулированию. Такой подход может быть представлен в системе компонентов ресурсов труда, которая складывается из двух блоков факторов: социально-структурных и социально- функциональных. Выделяемые в социально-структурном блоке факторов ресурсные группы молодежи, средних слоев населения, тендерных и миграционных групп, пенсионеров и др. имеют значительные нереализованные трудовые возможности и предполагают адекватные регулятивно-управленческие механизмы по вовлечению их в активную социально-экономическую жизнь. Блок - социально-функциональный фактор, складывается из технологических ресурсов, интеллектуально-образовательных ресурсов, интеграционных, коммуникационных ресурсов, культурно-идеологических ресурсов (содержатся в незадействованных резервах культуры и этоса).

Формирование, использование и развитие социально-трудового потенциала общества предусматривают институциональное регулирование этих процессов, эффективность и слаженность функционирования социальных институтов в едином правовом и нормативном поле.[11]

 

 

    1. Современное положение на рынке труда на примере Архангельской области

 

В Архангельской области  рынок труда в этом году сокращался менее болезненно, чем во многих других регионах. Что же позволило Поморью пережить самый острый период кризиса?

Архангельскую область отличает многоукладность экономики. Регион располагает значительными лесными и водными ресурсами, богат полезными ископаемыми (бокситы, алмазы, нефть, газ и другие). Для развития их добычи и переработки создана эффективная инфраструктура. Именно такая разнообразная экономическая база позволила области пережить 2009 год в относительно спокойных условиях.

Пиковым моментом была весна - тогда уровень безработного населения достигал трех процентов ее трудоспособной части. Некоторые предприятия уже сокращали штаты, зарплату, переводили сотрудников на укороченную рабочую неделю или вовсе отправляли в неоплачиваемые отпуска.

Сейчас напряженность на рынке труда снизилась. На начало ноября 2009 года зарегистрировано почти 17 тысяч безработных, уровень безработицы - 2,5 процента. Резкого скачка безработицы в первом квартале 2010 года не ожидается. Важно отметить, что осенью и зимой в службу занятости традиционно обращается больше людей, что связано с окончанием работы граждан по договорам. По прогнозам, уровень регистрируемой безработицы составит 2,5-2,7 процента.

Ситуация на рынке  труда в каждой отрасли экономики  различается. Наиболее напряженной она была в лесном, транспортном, жилищно-коммунальном и строительном комплексах.

На 16 декабря на 119 предприятиях области с численностью работающих 17 тысяч человек введен режим неполной занятости. В том числе 4309 человек работают неполный рабочий день или неделю, более 600 находятся в простое, около 250 - в отпусках без сохранения зарплаты.

Массовых сокращений удалось избежать в производстве и торговле товарами повседневного спроса. По мнению руководителя одного из архангельских кадровых агентств Архангельска, стабильно нужны были кадры для предприятий пищевой промышленности и фармацевтики.

А вот спрос на товары длительного потребления, такие как автомобили и компьютеры, резко сократился, и практически весь год в этой сфере вакансий не было.

Уже с октября прошлого года в кадровых агентствах не было заявок на подбор персонала от компаний по торговле недвижимостью и строительных организаций.

Наиболее сильно «просели»  сырьевые отрасли - лесная и нефтегазовая. Но есть сферы, которые долго не могут находиться в застой ном состоянии. Даже в условиях экономического спада всегда нужны люди, умеющие качественно обслуживать компьютерную технику.

В условиях кризиса, как  впрочем и до него, предприятия области испытывали нехватку высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. Особенно остро это чувствует северодвинская оборонка. Да и многие другие промышленные предприятия всегда готовы взять на работу профессионального токаря, слесаря, тракториста, сварщика или экскаваторщика.

Еще одна особенность - соотношение безработных меняется в сторону увеличения доли мужчин. Объясняется  это тем, что под удар попали до бывающие и обрабатывающие предприятия,  где в основном они и трудятся. Сейчас соотношение безработных по полу стало примерно 50 на 50.

По словам  председателя областного комитета по труду Валерия Синицкого, в области регулярно проводится мониторинг численности и  средней зарплаты работников  учреждений образования, здравоохранения, культуры и-социальной защиты населения, которые финансируются из областного и местных бюджетов.

С начала года суммарная  численность занятых в этих отраслях несколько изменилась. Так, количество работников, финансируемых из областного бюджета, с января по ноябрь 2009 года уменьшилось чуть более чем на один процент, а сотрудников муниципальных учреждений стало меньше почти на шесть процентов.

При этом зарплата в бюджетной сфере не уменьшилась, а даже подросла. А вот специалисты, занятые в рыночных отраслях, с начала кризиса потеряли до трети своих доходов.

 Однако профессионалы  по-прежнему в цене. Многие компании уменьшили оклады, но увеличили премии. А это увеличило доходы наиболее талантливых специалистов.

Напряженность на рынке труда весьма заметна в районах области. Ситуация зависит от местоположения и уровня экономического развития. В Котласском районе, например, уровень безработицы населения составляет два процента - это 230 человек при численности трудоспособного населения в 13 тысяч, в Онежском районе и самой Онеге проблемы серьезные. Безработных - почти две тысячи при численности трудоспособного населения 23 тысячи человек.

Важно отметить, что действующая и вновь утвержденные областные программы занятости разрабатывались исходя из территориальных особенностей региона. Создавались карты, на которых помечались наиболее уязвимые и сильные сточки зрения занятости районы и села, рассматриваются традиции, квалификация местного населения.

В 2009-м службой занятости  при поддержке правительства  области разработана программа «О реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда в 2009 году». С начала этого года на переобучение, общественные работы, помощь в открытии собственного дела было направлено почти сто миллионов рублей из федерального и областного бюджетов.

Из всех программ наибольшим спросом пользовались общественные работы. Правда, есть и проблемы: безработный на общественных работах, как правило, получает минимальную зарплату. Поэтому центры занятости направляют их на общественные работы только на условиях софинансирова- ния со стороны работодателя. В этом случае люди зарабатывали не меньше, чем на своем постоянном рабочем месте до кризиса.

В целях обеспечения  занятости выпускников постоянно проводятся встречи с работодателями и главами муниципальных образований, ярмарки вакансий В 2009 году удалось организовать стажировку 420 выпускников системы профессионального образования. Вопросы содействия трудоустройству выпускников находятся на постоянном контроле правительства Архангельской области.

Сколько времени займет восстановление рынка труда, сейчас сказать сложно, но очевидно, что падение, в котором он пребывал почти весь этот год, сменилось неким промежуточным, стабилизирующим плато, после которого по всем рыночным законам должен последовать рост.[12]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, рынок труда это не только отношения между наемными работниками, как субъектами предложения труда и предпринимателями, как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда. Так как рынок труда испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: это и профсоюзы, отстаивающие интересы наемных работников, и государство, поддерживающее интересы как работников, так и работодателей посредством специализированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, и предпринимательские объединения, создающиеся в противовес профсоюзам. Также нельзя замыкаться на каком-либо отдельном сегменте рынка труда, считая ситуацию на нем общей для рынка труда в целом. Ведь политика государства на рынке труда в целом только тогда может быть результативной, когда она осуществляется дифференцированно для каждого из его сегментов. Примером может быть необходимость коренного преобразования существующей системы подготовки и переподготовки кадров, которая, по сути, входит в состав потенциального рынка труда. Целенаправленное государственное регулирование в этой области в совокупности с другими мерами на остальных сегментах может быть по-настоящему эффективной.

Что касается, степени  вмешательства государства в  рыночную экономику, и конкретно  в сферу трудовых отношений. Применительно  к странам с развитой рыночной социально ориентированной экономикой этот вопрос актуален только в тот  момент, когда начинается отток капитала за границу, обусловленный чрезмерным налоговым прессом на предпринимателей (основной источник финансирования социальных программ и т.п.). И тут уже ставится вопрос о предоставлении свободы рыночным саморегулирующимся процессам для стимулирования экономического роста.

Информация о работе Российский рынок труда: проблемы неполной и избыточной занятости