Российский салый бизнес, проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 20:24, реферат

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы «Российский малый бизнес: проблемы и перспективы» обусловлена той ролью, которую играет малый бизнес во всех экономически развитых странах. Россия не является в этом смысле исключением, так как развитие малого бизнеса поможет России решить некоторые вопросы, связанные с выводом экономики из кризиса. Малый бизнес в России может выполнять различные функции, поэтому государственные органы управления должны поддерживать развитие малого бизнеса в России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………2
Глава 1. Значение малого бизнеса в современной экономике России…..…...……..4
1.1. Понятие и критерии выделения малого бизнеса……..……………….…....4
Глава 2. Проблемы и перспективы малого бизнеса в России……………………….6
2.1. Проблемы малого бизнеса………….……………………………………......6
2.2. Государственная поддержка малого бизнеса……………………………..19
2.3. Перспективы малого бизнеса…………………………………………….....23
Заключение……………..……………………………………………………………...27
Список использованной литературы…….……..………………………..………..….28

Файлы: 1 файл

РОССИЙСКИЙ МАЛЫЙ БИЗНЕС, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ.doc

— 176.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………………2

Глава 1. Значение малого бизнеса в современной экономике России…..…...……..4

    1. Понятие и критерии выделения малого бизнеса……..……………….…....4

Глава 2. Проблемы и перспективы малого бизнеса в России……………………….6

    1.  Проблемы малого бизнеса………….……………………………………......6

    1.  Государственная поддержка малого бизнеса……………………………..19
    2. Перспективы малого бизнеса…………………………………………….....23

 

Заключение……………..……………………………………………………………...27

 

Список использованной литературы…….……..………………………..………..….28

 

Введение

     Актуальность темы курсовой работы «Российский малый бизнес: проблемы и перспективы» обусловлена той ролью, которую играет малый бизнес во всех экономически развитых странах. Россия не является в этом смысле исключением, так как развитие малого бизнеса поможет России решить некоторые вопросы, связанные с выводом экономики из кризиса. Малый бизнес в России может выполнять различные функции, поэтому государственные органы управления  должны поддерживать развитие малого бизнеса в России.

     Система государственной поддержки должна постоянно развиваться и совершенствоваться, для того, что бы малый бизнес смог и дальше развиваться.

     Предметом исследования курсовой работы является:

  1. понятия критерии выделения малого бизнеса.
  2. доля малого бизнеса.
  3. проблемы малого бизнеса
  4. перспективы малого бизнеса

     Цель курсовой работы – показать возможности улучшения развития малого бизнеса в России.

 

Глава 1. Значение малого бизнеса в современной экономике России

1.1. Понятие и критерии выделения малого бизнеса

     Слово «Бизнес» в повседневной жизни можно услышать, так же часто, как и «деньги, работа, семья». Так что же на самом деле скрывается под этим словом? 
Одно из самых распространенных определений бизнеса говорит нам с вами, что «бизнес» - это любая деятельность, направленная на получение прибыли путем предоставления другим необходимых товаров и услуг. Важной частью структуры бизнеса, о которой я бы хотела рассказать, является «малый бизнес».

     В нашей стране, согласно принятому 14 июля 1995 г. Федеральному закону “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”1, под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства не превышает 25% и в которых численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек; в оптовой торговле – 50; в розничной торговле и бытовом обслуживании – 30; в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек. Несовершенство критерия численности рабочих, да и других критериев также, очевидно. Например, на электростанции, где многомиллионные основные фонды приводятся в действие несколькими работниками. 
     Видимо, универсальных критериев выделения малых предприятий, позволяющих безошибочно сортировать предприятия, не существует. Поэтому представляется целесообразным, ориентируясь точно на численность работников, определять по каждой отрасли, с учетом специфики производства, какие предприятия нельзя относить к малым. В случае возникновения спорных вопросов, решать их в индивидуальном порядке.

Глава 2. Проблемы и перспективы малого бизнеса в России

2.1. Проблемы малого бизнеса

     При переходе к рыночной экономике у России возникло множество проблем, которые надо было как можно быстрее решать. Прежде всего, надо было определить права собственности и решить, кому будет позволено владеть предприятиями, находящимися в собственности государства, каким образом, с помощью какого механизма и по каким ценам будет осуществляться передача собственности. Следовало также создать рынки капитала, банковскую, финансовую и валютную системы. Надо было разработать эффективные системы планирования и бухгалтерского учета, чтобы проводить оценку стоимости фирм и наиболее объективно судить о результатах их деятельности. Необходимо было пересмотреть действующие законы, чтобы легализовать новые формы экономических отношений, новые типы собственности и новые виды сделок.

     Требовалось подобрать и обучить менеджеров, способных работать в условиях рыночной системы и вести конкурентную борьбу у себя в стране и на мировом рынке. Следовало также добиться признания населением новых правил игры.

     Стояла задача выработать политику в вопросах конкуренции и регулирования и найти способ разрешения проблем, возникающих вследствие того, что простая приватизация гигантских неэффективных предприятий порождает систему гигантских неэффективных частных монополий.

     Следовало определить порядок государственного прекращения субсидирования различных отраслей и разработать налоговые системы, способные обеспечить финансирование деятельности правительства.

     Наконец, необходимо было решить, будет ли допущено, и если да, то когда, закрытие неконкурентоспособных фирм, и создать службы социальной помощи, которые возьмут на себя решение социальных проблем, возникающих вследствие неизбежных экономических диспропорций, как во время переходного периода, так и после его завершения.

     Большинство этих проблем в полной мере относятся и к малому бизнесу. Проблемы дальнейшего его развития в России остаются в основном те же, что были отмечены еще в материалах 1-го Всероссийского съезда представителей малых предприятий:

  • недостаточность начального капитала и собственных оборотных средств;
  • трудности с получением банковских кредитов;
  • усиление давления криминальных структур;
  • нехватка квалифицированных бухгалтеров, менеджеров, консультантов;
  • сложности с получением помещений и крайне высокая арендная плата;
  • ограниченные возможности получения лизинговых услуг;
  • отсутствие должной социальной защищенности и личной безопасности владельцев и работников малых предприятий и др.2

     Не случайно 2-я Всероссийская конференция малых предприятий (март 2001 г., Москва) получила название «Цивилизованному предпринимательству — разумное регулирование». Конференция ставила цель выявить источники чрезмерных административных барьеров в развитии предпринимательства.

     Дело в том, что среди проблем, сдерживающих развитие малого бизнеса, на втором месте после налогового бремени стоят чрезмерные административные барьеры. Они не только мешают развитию предпринимательства, но и создают другую государственную проблему, вынуждая предприятия малого бизнеса уходить в теневую экономику.

     В начале 2003 г. Министерство экономического развития и торговли по поручению Президента РФ провело инвентаризацию контрольных функций государственных органов и выяснило, сколько людей имеют прямое отношение к        

надзору3. В результате инвентаризации выяснилось, что общей системы государственного контроля в России нет. Надзирают и контролируют все, кому не лень. 43 федеральных министерства и ведомства имеют 65 проверяющих организаций. Только в 55 из них трудятся 1056 тыс. человек. Более 423 тыс. из них наделены правом непосредственного государственного контроля, остальные их обслуживают.

     В регионах действуют свои контрольные органы. Только в Москве их 29, при этом государственными служащими в этой массе контролеров являются лишь 18 тыс. человек, остальные — привлеченные специалисты, которых заботят не столько проверки, сколько банальное зарабатывание денег путем оказания коммерческих услуг участникам рынка. Можно не сомневаться в том, что основное внимание эти многочисленные проверяющие уделяют предприятиям малого бизнеса, ограничивая, а нередко и сковывая их деятельность.

     Специалисты, анализирующие оборот теневой экономики, оценивают его не менее чем в 40% валового национального продукта4.

     По данным журнала «Эксперт» доля теневой заработной платы снизилась с 35,2% в 2000 г. до 27—28% в 2002 г., занимая по-прежнему значительный удельный вес5. При этом речь идет, прежде всего, о малом и среднем бизнесе в России. Называются три главные причины такого положения:

•  сохраняющиеся высокие ставки налогов, и, прежде всего единого социального налога, не позволяющие осуществлять эффективную капитализацию предприятия;

•  недоверие  к власти, неуверенность в стабильности экономического и общественного положения;

•  боязнь криминальных структур.

     По степени важности некоторые авторы6 располагают основные проблемы малого бизнеса в России в следующем порядке:

1) высокий уровень налогообложения;

2) недоступность кредитных  ресурсов;

3) административные барьеры.

     Здесь, как мы видим, на второе место в ряду проблем развития малого бизнеса в России выходит недоступность финансовых ресурсов. По данным А.В. Рунова, председателя правления Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, свободный доступ к финансовым ресурсам ежегодно имеют 13—15 тыс. предпринимателей7. Это означает, что в России организации, представляющие финансовые услуги предпринимателям, охватывают лишь 1 % потенциального рынка.

     Предприятия малого бизнеса в России в своей деятельности сталкиваются с большими трудностями. Основная проблема — недостаточная ресурсная база, как материально-техническая, так и финансовая. Практически речь идет о создании нового сектора экономики. В течение десятилетий такой сектор у нас в сколько-нибудь существенной степени отсутствовал. Это, в частности, означало и отсутствие подготовленных предпринимателей. У основной массы населения, жившей от получки до получки, не могло образоваться резерва средств, необходимого для начала собственного дела. Эти средства сейчас надлежит отыскать. Ясно, что предельно напряженный государственный бюджет их источником стать не может. Остается надеяться на кредитные ресурсы. Но и они незначительны и, к тому же, крайне трудно реализуемы при постоянной и усиливающейся инфляции.

     Положение едва ли может серьезно измениться в нужную сторону, если не перейти, наконец, от слов к делу в общественной поддержке конструктивного малого бизнеса. На существенный рост имеющихся для этого материально-технических и финансовых ресурсов, по крайней мере, в ближайшее время, нет оснований рассчитывать.

     Между тем об эффективности инвестиций в основной капитал предприятий малого бизнеса свидетельствуют данные единовременного обследования по результатам их работы в 2000 г. (табл. 2.1).

Таблица 2.18. Структура инвестиций в основной капитал малых предприятий по видам основных фондов, % к итогу

Показатель

Инвестиции  в основной капитал малых предприятий

Все инвестиции в основной капитал (справочно)

Инвестиции – всего

100

100

В том числе:

В жилища

9,4

10,7

В здания (кроме  жилых) и сооружения

26,5

43,6

В машины, оборудование, инструмент, инвентарь

59,2

35,7

 

Прочие

4,9

10




     Как видно из таблицы, предприятия малого бизнеса почти 60% (59,2) инвестиций в основной капитал вкладывают в активную часть основных фондов — машины, оборудование, инструмент и инвентарь, в то время как по всем инвестициям в основной капитал на этот вид основных фондов приходится лишь 35,7%.

     В то же время в пассивную часть основных фондов — здания и сооружения эти предприятия направляют 26,5% инвестиций, тогда как по всем инвестициям в основной капитал на данный вид основных фондов приходится 43,6%. Это говорит о том, что на предприятиях малого бизнеса имеются равные условия лучшего, более эффективного использования инвестиций, так как именно машины и оборудование, а не здания, создают реальную продукцию.

          Удельный вес инвестиций в основной капитал предприятий малого бизнеса в общих инвестициях в основной капитал из года в год падает (табл. 2.2.).

     Таблица 2.29. Инвестиции в основной капитал малых предприятий (в фактически действовавших ценах — млрд. руб.; до 1998 г. — трлн. руб.)

Показатель

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

Общие инвестиции в основной капитал

 

376

 

408,8

 

407,1

 

670,4

 

1165,2

 

1504,7

 

1762,4

 

1843,6

 

 

В том числе  в основной капитал малых 

 

25,7

 

22,1

 

19,3

 

17,9

 

29,8

 

43,5

 

49,7

 

59,7

предприятий

В % к общим  инвестициям

6,8

5,4

4,7

2,6

2,6

2,9

2,8

3,2

Информация о работе Российский салый бизнес, проблемы и перспективы