Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 20:24, реферат
Актуальность темы курсовой работы «Российский малый бизнес: проблемы и перспективы» обусловлена той ролью, которую играет малый бизнес во всех экономически развитых странах. Россия не является в этом смысле исключением, так как развитие малого бизнеса поможет России решить некоторые вопросы, связанные с выводом экономики из кризиса. Малый бизнес в России может выполнять различные функции, поэтому государственные органы управления должны поддерживать развитие малого бизнеса в России.
Введение…………………………………………………………………………………2
Глава 1. Значение малого бизнеса в современной экономике России…..…...……..4
1.1. Понятие и критерии выделения малого бизнеса……..……………….…....4
Глава 2. Проблемы и перспективы малого бизнеса в России……………………….6
2.1. Проблемы малого бизнеса………….……………………………………......6
2.2. Государственная поддержка малого бизнеса……………………………..19
2.3. Перспективы малого бизнеса…………………………………………….....23
Заключение……………..……………………………………………………………...27
Список использованной литературы…….……..………………………..………..….28
Необходимо также упорядочить процедуру банкротства. Совершенно нормально, когда в зоне малого и среднего предпринимательства рождаются и гибнут предприятия. Это — закон рыночной экономики.
У нас закрыть предприятие чрезвычайно сложно. Поэтому данные статистики и фактического положения дел в малом бизнесе России существенно расходятся. Эту проблему необходимо разрешить.
То, что главным тормозом роста малого бизнеса в стране стала отечественная бюрократическая система (а точнее — коррупция и административное давление), подтверждено исследованием «Что препятствует развитию российского бизнеса?», осуществленным ассоциацией менеджеров и журналом «Деньги» в III квартале 2005 г.12 По результатам исследования, такой фактор, как общая политическая и экономическая нестабильность, успешно переместился со второго места на четвертое. Это свидетельствует о том, что по сравнению со II кварталом 2005 г. ситуация в деловой среде в целом несколько улучшилась. Среди факторов, мешающих развитию бизнеса, на первом месте по прежнему налогообложение. Его показатель важности около 63%. По-прежнему высокий рейтинг такого фактора, как нехватка квалифицированных кадров — почти 46%. В целом, представление о рейтинге факторов, мешающих развитию бизнеса в России, дает табл. 2.3.
Таблица 2.3. Что мешает развитию бизнеса в России, в %
Налогообложение |
62,67 |
Административные барьеры |
60,89 |
Коррупция |
52,22 |
Общая политическая и экономическая нестабильность |
50,09 |
Неразвитость судебной системы |
46,89 |
Нехватка квалифицированных кадров |
45,83 |
Недостаток инвестиционных ресурсов |
38,12 |
Изношенность основных фондов предприятий |
34,67 |
Неразвитость и изношенность инфраструктуры |
34,22 |
Низкий платежеспособный спрос на продукцию и услуги |
25,78 |
2.2. Государственная поддержка малого бизнеса
Для устойчивого роста экономики, основанного на диверсификации и высокой эффективности инвестиций, необходима, в том числе, государственная поддержка малого бизнеса. Об этом говорится в материалах, подготовленных Минэкономразвития РФ к заседанию правительства, на котором будут рассматриваться задачи институтов развития по диверсификации экономики РФ.
В докладе МЭРТ отмечается,
что российская экономика показывает
уверенный рост. Темп роста ВВП за январь-август
2007 года составил 7,7%. Темпы роста инвестиций
(22,1% за январь-август 2007г.) позволяют сделать
вывод о высокой инвестиционной активности.
Этому способствует макроэкономическая
сбалансированность, снижение инфляции,
совершенствование институтов защиты
прав собственности.
Однако для устойчивого
роста, основанного на диверсификации
экономики и высокой эффективности инвестиций,
необходимо:
Все эти задачи
не могут быть решены без поддержки
государства, подчеркнуто в докладе.
Инструментом государства,
стимулирующим инновационные процессы
и развитие инфраструктуры с использованием
механизмов государственно-частного партнерства,
являются институты развития. Они занимают
специфическую нишу в экономике между
собственно коммерческим сектором и прямым
бюджетным финансированием. Важно отметить,
что институты развития не должны подменять
частный бизнес и реализовывать коммерчески
привлекательные проекты. Одним из принципов
их деятельности должна быть недопустимость
конкуренции с частными финансовыми институтами.
Вместе с тем, они не должны заниматься
простым субсидированием убыточных отраслей
и проектов. В инвестиционном плане их
задача - выступать в качестве катализатора
частных инвестиций в приоритетных секторах
и отраслях экономики.
Основными институтами
развития для малого и среднего предпринимательства
в Российской Федерации являются:
Бизнес-инкубаторы - специализированные структуры,
которые предоставляют отобранным по
конкурсу начинающим малым предприятиям
(стаж работы не более 1 года) на льготных
условиях помещения, средства связи, оргтехнику,
необходимое оборудование и оказывающие
им консалтинговые, образовательные и
офисные услуги на срок 3 года с последующим
освобождением арендованных площадей
для других начинающих компаний.
К настоящему моменту
создано 33 бизнес-инкубатора, а к 2010 планируется
создание не менее 500 бизнес-инкубаторов
на территории Российской Федерации.
Региональные венчурные
фонды создаются в целях финансирования
малых предприятий в научно-технической
сфере. Формирование венчурных фондов
для малых компаний обеспечивается из
трех источников:
Гарантийные фонды
создаются в целях расширения
объема кредитования малых и средних
компаний (общая потребность в кредитовании оценивается
в 1 трлн. руб. и удовлетворяется сейчас
лишь на 20%). Реализация гарантийно-залоговых
механизмов осуществляется за счет предоставления
субъектам Российской Федерации субвенции
из федерального бюджета (31 субъекту на
общую сумму 297 млн. рублей) для предоставления
субсидий субъектам малого предпринимательства
на оплату стоимости договоров гарантии
(поручительства) по банковским кредитам
(договорам лизинга) в случае отсутствия
у них достаточного собственного обеспечения.
Фонды прямых инвестиций
работают с быстро растущими компаниями
среднего бизнеса, насчитывающими до 250
работников, и финансируют их путем выкупа
дополнительной эмиссии акций. Привлечение
фондов прямых инвестиций позволяет обеспечить
компании на долгосрочной основе стабильное
финансирование, привлечь высокопрофессиональный
менеджмент. Данные фонды позволят оказать
поддержку проектам, которые не относятся
к числу инновационных, но и не подпадают
под финансирование за счет средств Инвестиционного
фонда Российской Федерации и Внешэкономбанка.
Первые фонды будут созданы в конце 2007
года.
Промышленные парки создают
условия для эффективной работы ряда небольших
и средних производств. Основной услугой,
оказываемой промышленными парками, является
предоставление в аренду или для выкупа
земельных участков и помещений, а также
обеспечение необходимой транспортной,
логистической и телекоммуникационной
инфраструктуры.
Создание промышленных
парков позволяет интенсифицировать процесс
привлечения прямых инвестиций в экономику
регионов, а также является эффективным
инструментом содействия развитию малого
и среднего предпринимательства.
Технопарки создаются
в соответствии с государственной программой
"Создание в Российской Федерации технопарков
в сфере высоких технологий", одобренной
Правительством Российской Федерации.
Предусмотрено создание в период с 2006
по 2010 год технопарков в сфере высоких
технологий в Московской, Новосибирской,
Нижегородской, Калужской, Тюменской областях,
Республике Татарстан и г. Санкт-Петербурге
(пилотные регионы).
На среднесрочную перспективу
в рамках совершенствования системы институтов
развития, осуществляющих поддержку субъектов
малого и среднего предпринимательства,
необходимо:
В целях формирования эффективных механизмов привлечения прямых инвестиций в обрабатывающие сектора экономики, поддержки малого и среднего предпринимательства необходимо обеспечить разработку и реализацию комплекса первоочередных мер по развитию промышленных парков, считают в МЭРТ.
2.3. Перспективы развития малого бизнеса в России
Несмотря на серьезность проблем, связанных с малым бизнесом, отечественный малый бизнес имеет перспективы дальнейшего развития.
Прежде всего следует оградить малый бизнес от бюрократии. сделать как можно проще процедуру регистрации, сократить числе контролирующих органов и проверок, продолжить процесс сокращения числа лицензируемых видов деятельности и продукции. Следует искоренить коррупцию, которая не только опасна с моральной точки зрения, но и препятствует экономическому росту, существенно удорожает, извращает конкуренцию.
Необходимо существенно уменьшить налоговую нагрузку на малый бизнес. Это особенно важно для начинающих предпринимателей б первую очередь в таких видах деятельности, как инновационная, производственная, строительная и ремонтно-строительная, медицинская на наш взгляд, следует сосредоточить внимание на концентрации всех финансовых средств, предназначенных для поддержки малого бизнеса (федерального и региональных бюджетов, Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, всевозможных внебюджетных источников), на важнейших приоритетных направлениях, создать для него систему гарантий кредитования.
Для вновь создаваемых предприятий малого бизнеса необходимо широкое использование лизинга и франчайзинга. Если франчайзинговая система завоевывает у нас в стране все больше позиций, то лизинг находится лишь в зачаточном состоянии. Дальнейшему развитию этих форм деятельности среди предприятий малого бизнеса должны содействовать крупные предприятия.
Нужна более энергичная работа по развитию инфраструктуры малого бизнеса, развитию банковской системы, различных фондов поддержки малого бизнеса. Малые предприятия должны иметь возможность в любую минуту получить консультацию и бесплатную помощь по вопросам открытия и функционирования, по проблемам маркетинговой стратегии, защите своих интересов, по любой другой проблеме.
Большая работа предстоит в области подготовки и повышения квалификации предпринимателей. В сфере малого бизнеса работают около 8 млн. человек, или почти 12% всего занятого в стране населения, и численность эта из года в год будет возрастать. В малый бизнес приходят все больше молодых, энергичных людей. Между тем по данным социологических опросов свыше 70% молодых предпринимателей считают, что им необходимо приобрести специальные знания в области малого бизнеса. Особенно актуальна задача профессиональной подготовки руководителей таких предприятий. На сегодняшний день в стране функционирует около 900 тыс. предприятий малого бизнеса. По некоторым оценкам только от 20 до 30% из них имеют руководителей, обладающих специальным профессиональным образованием. Следовательно, примерно на 700 тыс. предприятий руководители действуют по наитию, с учетом своих способностей и опыта. Это сдерживает дальнейшее развитие и повышение эффективности малого бизнеса.
Работники предприятий этой сферы нередко не знают и не используют свои права. Весной и осенью 2002 г. Центром экономических и финансовых исследований и разработок было проведено масштабное целевое обследование административных барьеров13. Было установлено, что среднее число проверок всех видов на одном предприятии с 2001 по 2002 г. сократилось на 26%. Вместе с тем многие предприятия по-прежнему, несмотря на ряд принятых за последнее время законов о дебюрократизации, сталкиваются с многочисленными плановыми проверками, которые проводит одно и то же ведомство. Однако в законодательстве ясно сказано, что плановые проверки одним и тем же госорганом проводятся раз в два года.
С 2001 по 2002 г. на 42% уменьшилось число заявлений на выдачу новых лицензий, что несомненно упростило жизнь мелкого и среднего предпринимателя. Вместе с тем 80% всех выданных лицензий обошлись предпринимателям дороже, чем плата, установленная новым законом, а 77% всех лицензий и разрешений, находящихся у руководителей фирм, выданы на срок меньше предписанных законом пяти лет.
В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ местные власти не имеют права вводить какие бы то ни было разрешительные документы, кроме перечисленных в этом законе лицензий. Однако распространенной практикой остаются, например, разрешения на торговлю или на какой-то другой вид деятельности, от пожарной инспекции до санэпиднадзора.
Большинство респондентов второго проведенного опроса ответили, что конкуренция в настоящее время является для них более серьезной проблемой, чем государственное регулирование. Впервые с начала перехода России к рыночной экономике предприниматели назвали конкуренцию наиболее важной проблемой. Такое внимание к конкуренции свидетельствует о том, что российская экономика становится по-настоящему рыночной, предпринимателей больше волнует поведение конкурентов, чем поведение чиновников. К поведению чиновников они в определенной степени приспособились, а приспосабливаться к конкуренции, учитывать этот фактор им придется постоянно.
Информация о работе Российский салый бизнес, проблемы и перспективы