Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2015 в 19:51, курсовая работа
Актуальность данной темы не вызывает сомнений – факторы производства как товары имеют свою специфику. Во-первых, они имеют ограниченный характер и редки, т.е. их имеется определенное количество. При этом одни из них можно воспроизводить, другие исчерпаемы, невоспроизводимы. Во-вторых, факторы производства взаимозаменяемы, т.е. отсутствие или ограниченное количество одного фактора может быть компенсировано применением большего количества другого. Например, при недостатке техники будет больше использовано ручного труда. В-третьих, взаимодополняемость факторов означает, что один из них обязательно дополняет другой и предполагает их только совместное, одновременное использование, отсутствие какого-нибудь фактора приводит к остановке процесса производства.
Введение 3
Глава 1. Отличие рынка факторов производства от рынка товаров и услуг 6
Глава 2. Общая характеристика спроса и предложения экономически ресурсов 11
Глава 3. Равновесие рынков экономических ресурсов 19
Практикум 23
Заключение 25
Список используемой литературы 27
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность данной темы не вызывает сомнений – факторы производства как товары имеют свою специфику. Во-первых, они имеют ограниченный характер и редки, т.е. их имеется определенное количество. При этом одни из них можно воспроизводить, другие исчерпаемы, невоспроизводимы. Во-вторых, факторы производства взаимозаменяемы, т.е. отсутствие или ограниченное количество одного фактора может быть компенсировано применением большего количества другого. Например, при недостатке техники будет больше использовано ручного труда. В-третьих, взаимодополняемость факторов означает, что один из них обязательно дополняет другой и предполагает их только совместное, одновременное использование, отсутствие какого-нибудь фактора приводит к остановке процесса производства.
Социально-экономические и политические преобразования, происходящие в России, имеют исключительное значение для будущего государства. Выбор пути, успешное проведение реформ требуют знания не только современной ситуации. В период широкомасштабных преобразований, для преодоления возникающих проблем и трудностей, необходимо глубокое изучение государства, его специфических особенностей, народных традиций.
Современная экономическая теория раскрывает состояние и тенденции развития всех типов хозяйственных систем. Вторая половина ХХ в. отмечена грандиозными переменами во всей системе экономических отношений внутри отдельных стран и в мировом масштабе. Развитие такого мощного фактора хозяйственного обновления, как научно-техническая революция, обусловило переход к информационному обществу и небывалый рост эффективности производства. Во всем мире быстро развиваются транснациональные и международные интеграционные связи. Экономические отношения принимают все более цивилизованный и социально ориентированный характер. В странах Запада утвердилась смешанная экономика и новая система управления национальным хозяйством, при котором государство выполняет множество социально-экономических функций.
Рынки факторов производства являются особым видом рынков в системе рыночной экономики. В отличие от рынков готовых товаров и услуг, где фирмы являются продавцами, а потребители товаров и услуг - покупателями, на рынках факторов производства фирмы являются покупателями рабочей силы, природных ресурсов, земли, капитала в его различных формах: денежного, производительного, ссудного или фиктивного капитала (капитала, представленного в форме ценных бумаг).
Условия, которые формируют спрос, предложение, равновесную цену на рынках факторов производства, во многом зависят от вида конкуренции, доминирующей на том или ином рынке. В данной работе рассматривается конкурентный рынок факторов производства.
Цель данной курсовой работы - рассмотреть рынки факторов производства; проанализировать спрос, предложение, ценообразование на этих рынках и анализ современного состояния рынка труда в России.
Для достижения поставленной цели в каждой части данной работы ставились определенные задачи, сущность которых изложена ниже.
В первой части работы дается экономическая характеристика рынков факторов производства, рассматриваются их отличия и особенности.
Во второй части данной работы проводится анализ процесса ценообразования на рынках факторов производства, рассматривается формирование спроса и предложения на этих рынках.
Объект и предмет исследования— определенная реальность (а также ее различные стороны, характеристики и отношения), на которую направлено исследование. Определение объекта и предмета является первым шагом в разработке программы исследования. Объект исследования может изучаться под различными углами зрения. Разработка программы исследования как раз и направлена на фиксацию определенного угла зрения, под которым может рассматриваться объект. При выполнении конкретной научной работы выделяют определенные стороны, свойства, характеристики, особенности объекта, которые представляют интерес в плане изучения данной проблемы. Иными словами, выделяется предмет исследования.
Предмет исследования — наиболее значимые с теоретической или практической точки зрения свойства, стороны, особенности, характеристики, проявления объекта, подлежащие изучению. В одном объекте можно выделить несколько предметов исследования, в зависимости от научно-познавательных и практических целей. Явление, ставшее предметом исследования, понимается как целостность, изучаемая во всех своих определяющих зависимостях и комплексах, в своем функционировании и динамике.
В сегодняшнем понимании рынок – это целостная система экономических отношений между покупателями и продавцами, складывающихся в связи с формированием свободных цен, колеблющихся в зависимости от динамики спроса и предложения. Рыночные отношения основываются на экономической свободе, которая означает для продавцов и покупателей свободу выбора. Продавцы определяют, как, сколько и для кого производить и где, по какой цене продавать произведенную продукцию. Потребители также обладают суверенитетом, имея свободу выбора на рынке товаров и услуг. Каждый из участников рынка в своих действиях при обмене удовлетворяет личный интерес, который различается у продавцов и покупателей. Покупатель стремится получить максимум полезности от приобретенного товара, продавец – максимум денежного дохода. В ходе обмена эти разные интересы приходят к определенному компромиссу: устанавливается цена, по которой продавец соглашается продать товар, а покупатель оплатить его1.
В результате обмена происходит своеобразный учет и общественная оценка реализуемых благ. Если обмен носит постоянный и массовый характер, такие оценки достаточно устойчивы. На больших рынках цены по каждому виду товара имеют тенденцию быстро выравниваться. В итоге рынок функционирует на основе обмена эквивалентов. Продавец продает покупателю товар, покупатель предоставляет ему денежный эквивалент. Товар и деньги осуществляют встречное движение и меняют своих владельцев.
Рыночные связи существуют только при условии свободной купли-продажи товаров и услуг. При нарушении этого требования в любой форме рыночные отношения угнетаются административным вмешательством в экономическую сферу.
Рынок товаров и услуг. В процессе торгового обмена происходит взаимодействие продавцов и покупателей, на основе которого затем корректируются объемы и структуры производства. Эти изменения повлекут за собой новую пропорциональность в распределении доходов. Новые величина и структура доходов будут определять вновь образованный объем и структуру платежеспособного спроса и зависимого от него потребления. В новом хозяйственном цикле производство даст продавцам иное предложение товаров, а доходы покупателей определят новый потребительский выбор, так как содержимое их кошельков изменилось. В результате возникает новое взаимодействие продавцов и покупателей по поводу величины рыночных цен, приемлемой для обеих сторон и объема проданных товаров и услуг.
Взаимодействие продавцов и покупателей происходит в сфере товарно-денежного обмена. Но результаты этого процесса сказываются на всех остальных фазах воспроизводственного цикла: производстве, распределении и потреблении. Продукт, не нашедший покупателя, перестает производиться, а тот, который оказался в дефиците, при более высокой рыночной цене станет изготавливаться в большем объеме2.
Рынок товаров и услуг представляют: товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, ярмарки и аукционы, фирмы, занимающиеся сбором, обработкой и снабжением информацией участников рыночных отношений, рекламой, маркетингом, различные посреднические компании, сервисные службы и т.д. Деятельность всех этих звеньев инфраструктуры товарного рынка заполняет экономическое «пространство», своеобразными «полюсами» которого являются производители и потребители. Основная функция инфраструктуры рынка товаров и услуг заключается в том, чтобы связывать друг с другом все сферы общественного производства. Она обеспечивает движение товарных потоков в отраслевом и региональном направлениях, организует заключение контрактов на поставку товаров, сбыт продукции и обслуживание потребителей.
Рынок факторов производства отличается тем, что на нем производители, которые раньше были продавцами товаров, выступают как покупатели, обеспечивая производственный процесс необходимыми ресурсами. Расходы производителей в данном случае становятся доходами для продавцов ресурсов, поэтому уровень доходов в обществе зависит от уровня развития производства, от их рационального распределения между отдельными производителями.
Как любой рынок, рынок факторов производства через спрос и предложение регулирует рациональное распределение имеющихся у общества ограниченных ресурсов между отдельными потребителями. Спрос на ресурсы носит производный, вторичный характер. Ресурсы необходимы производителю, чтобы произвести продукт для конечного потребления. Поэтому чем нужнее данный продукт, чем больше его нужно для удовлетворения потребностей, тем больше спрос на ресурсы, из которых он производится. Соответственно если спрос на конечный продукт снижается, то снижается и спрос на ресурсы.
Все ресурсы не могут участвовать в производстве обособленно, они функционируют только в определенных комбинациях. Все они взаимодополняют друг друга. В то же время они взаимозаменяемы: машины и оборудование можно заменить живым трудом и, наоборот, природные материалы – искусственными. Таким образом, когда один вид ресурсов по каким-либо причинам дорожает, изыскивается возможность замены его более дешевым ресурсом, соответственно на него возрастает спрос. А увеличение спроса может привести к увеличению цены на конкретный ресурс. Поэтому изменение цен на один из ресурсов всегда ведет к изменению цен на другие ресурсы.
А увеличение спроса может привести к увеличению цены на конкретный ресурс. Поэтому изменение цен на один из ресурсов всегда ведет к изменению цен на другие ресурсы.
Предложение факторов производства зависит прежде всего от специфики каждого рынка. Дело в том, что рынок факторов производства складывается из трех видов рынков: рынка труда, рынка земли, ранка капиталов. В зависимости от факторов, которые на них продаются, формируется предложение. Однако общим для всех рынков является то, что количество ресурсов, предлагаемых к продаже, ограничено по сравнению с потребностями в них производства.
Цены на рынке факторов производства складываются так же, как и на рынке потребительских товаров, и в качестве ценообразующего фактора значительную роль играет соотношение спроса и предложения данного вида ресурса. Повышение цены вызывает сокращение спроса на ресурс. Если же цены на такой ресурс снижаются, то спрос возрастает.
Рынки факторов производства – это сферы товарного оборота таких важнейших групп ресурсов хозяйственной деятельности, как земля, природные ископаемые и искусственные сырьевые ресурсы, ресурсы труда разнообразных специальностей и квалификации, капитально-технические ресурсы. Движение факторов производства опосредуется рынками денег и ценных бумаг, регулируется соответствующей экономической политикой государства. Рынок факторов производства имеет свои особенности. В целом здесь действуют те же законы спроса и предложения и тот же механизм конкурентного равновесия цен. Однако сами факторы производства как товарные группы, их присвоение, распределение и использование затрагивают более глубинные общественно-экономические отношения.Существует много различных способов соединения факторов производства для выпуска заданного объема продукции. Чтобы максимизировать прибыль, фирма должна выбирать производственную технологию, при которой минимизируется себестоимость производства выбранного ею объема продукции. Для этого фирма должна иметь представление, во-первых, о производственной функции данного предприятия, а во-вторых, о ценах, складывающихся на рынке факторов производства. Приобретая на рынке факторы производства, предприятие сталкивается с проблемой ценообразования на них. Цены в данном случае определяются взаимодействием изменений спроса и предложения на тот или иной фактор, они ведь тоже выступают как товары. Однако этот спрос является производным. Он зависит от спроса на продукцию, изготовляемую с помощью данного ресурса, причем зависимость здесь прямо пропорциональная. Цены на ресурсы, например, труд, капитал, являются основным фактором, определяющим денежные доходы, и одновременно они выполняют функцию распределения ресурсов по различным отраслям и фирмам.
Вывод: Рынки факторов производства являются особым видом рынков в системе рыночной экономики. В отличие от рынков конечных товаров и услуг, где фирмы являются продавцами, а потребители товаров и услуг – покупателями, на рынках факторов производства фирмы являются покупателями рабочей силы, природных ресурсов, земли, капитала в его различных формах – денежной, производительной, в форме ссудного или фиктивного капитала (капитала, представленного в форме ценных бумаг). Фирмы используют различные виды затрат (производственные факторы) для производства товаров и услуг. Одни из них представляют собой сырье и материалы, вторые – товары, производимые другими фирмами, третьи – разные типы труда различной классификации, четвертые являются капитальными благами (произведенное средство производства, например, машина или здание), пятые представляют собой различные формы предпринимательской деятельности, шестые – информацию.
Спрос на любой фактор производства может возрастать или снижаться в зависимости от того, возрастает или снижается спрос на потребительские товары, изготовленные с помощью данного фактора производства. Спрос на факторы производства предъявляют лишь предприниматели, т.е. та часть общества, которая способна организовать и осуществить выпуск продуктов и услуг, необходимых для конечного потребления. Предприниматели стремятся обнаружить возможности получения дохода, не замеченные конкурентами. Рынки факторов производства сообщают предпринимателям информацию о ценах, технико-экономических характеристик товаров, уровне издержек производства, объемах предложения и т.д.
Для организации производственного процесса, требуются многие факторы: труд, земля, техника, сырье, энергия. Все они в большей или меньшей степени могут быть взаимодополняемыми и взаимозаменяемыми: живой труд частично заменен техникой, и, наоборот, природные и сырьевые материалы могут быть заменены искусственными и т.д. Однако и труд, и техника, и сырье сопряжены, взаимодополняемы лишь в едином производственном процессе. По отдельности каждый из них бесполезен. Но при прочих равных условиях изменение цен на один из этих-факторов вызывает изменение привлекаемого количества не только этого, но и сопряженных с ним факторов производства. Например, более высокая заработная плата и относительно низкие цены на технику способны вызвать снижение спроса на труд и повышение его на машины, заменяющие рабочую силу, и наоборот3.
Следовательно, спрос на факторы производства - это взаимозависимый процесс, где объем каждого привлекаемого в производство ресурса зависит от уровня цен не только на каждый из них, но и на все остальные, сопряженные с ними ресурсы и факторы. Рынок дает информацию о движении цен на каждый из них. Цена - одно из важнейших условий изменения эластичности спроса по каждому фактору производства. Спрос более эластичен на те факторы, которые при прочих равных условиях имеют более низкую цену. Это позволяет осуществлять взаимозамещение, вытеснить дорогостоящие факторы производства, снижать издержки производства. Высокие рыночные цены вызывают снижение спроса и переключение его на альтернативные факторы производства, имеющие относительно низкие цены. Эластичность спроса по каждому конкретному фактору производства может изменяться в зависимости от: уровня доходов фирмы и спроса на выпускаемую ею продукцию; возможностей взаимозамещения применяемых в производстве ресурсов; наличия рынков взаимозаменяемых и взаимодополняемых факторов производства по приемлемым ценам; стремления к новациям и т.д.