Рынки факторов производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2015 в 19:51, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы не вызывает сомнений – факторы производства как товары имеют свою специфику. Во-первых, они имеют ограниченный характер и редки, т.е. их имеется определенное количество. При этом одни из них можно воспроизводить, другие исчерпаемы, невоспроизводимы. Во-вторых, факторы производства взаимозаменяемы, т.е. отсутствие или ограниченное количество одного фактора может быть компенсировано применением большего количества другого. Например, при недостатке техники будет больше использовано ручного труда. В-третьих, взаимодополняемость факторов означает, что один из них обязательно дополняет другой и предполагает их только совместное, одновременное использование, отсутствие какого-нибудь фактора приводит к остановке процесса производства.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Отличие рынка факторов производства от рынка товаров и услуг 6
Глава 2. Общая характеристика спроса и предложения экономически ресурсов 11
Глава 3. Равновесие рынков экономических ресурсов 19
Практикум 23
Заключение 25
Список используемой литературы 27

Файлы: 1 файл

Rynki_faktorov_proizvodstva.docx

— 114.44 Кб (Скачать файл)

Предложение факторов производства - их количество, которое может быть представлено на рынках по существующим на данный момент ценам. На рынках факторов производства спрос порождает предложение так же, как и на рынках обычных потребительских благ. Однако рынки факторов производства имеют существенные особенности. Здесь предложение во многом зависит от специфики каждого конкретного фактора производства как экономического блага для осуществления производственной деятельности с целью получения дохода. В целом же особенности предложения обусловлены редкостью, ограниченностью экономических ресурсов, прежде всего таких, как земля, труд, природные ископаемые ресурсы сырья и продукты их переработки.

Ограниченность, редкость первичных экономических ресурсов и производных от них факторов производства относительна. Они редки и ограничены по сравнению с потребностью производства в них для выпуска необходимых в каждый данный момент конечных благ. Если бы ресурсы не были ограничены, они были бы бесплатными, как воздух, а разнообразные потребности людей были бы раз и навсегда полностью удовлетворены. Отпала бы потребность в рынках каких-либо товаров, не нужна была бы экономика. Однако люди неустанно отслеживают показатели количества пригодных к использованию земель и цены этого использования; количества трудовых ресурсов, уровня их занятости и оплаты труда; количества добываемого сырья и цен в этой области. На основании этих и сопряженных с ними показателей выявляется динамика, составляются прогнозы, меняется структура производства, а иногда и экономики в целом. Это означает, что предложение факторов производства испытывает на себе действие закона редкости, ограниченности ресурсов. В этом заключается важнейшая особенность всех рынков, в частности рынка предложения любого фактора производства.

На рынках обнаруживается, что предложение каждого конкретного фактора производства имеет различную эластичность. Первопричиной здесь также выступает закон ограниченности, хотя могут иметь место и воздействия других факторов. Так, предложение земли чаще всего неэластично, потому что в каждый данный момент ее размеры фиксированы, а альтернативного ресурса не существует, земля – невоспроизводимое, уникальное, экономическое благо. Практически невозобновляемы во времени ископаемые ресурсы сырья, но их предложение более эластично: если найдены альтернативные, в т.ч. искусственные, виды сырья и материалов. Количество трудовых ресурсов также в каждый данный момент фиксировано и изменяется достаточно медленно. Но эластичность предложения труда рабочей силы может зависеть от конкретной экономической ситуации, реализации возможностей полной занятости при данных доходах и уровне заработной платы.

Спрос – это общественные потребности, опосредованные и ограниченные деньгами. Основная часть потребности населения в предметах потребления и услугах выступает в виде платежеспособного спроса. Потребности предприятий в средствах производства также проявляются в форме спроса на конкретные виды средств и предметы труда.

Спрос на какой-либо товар или услугу – это желания или возможность потребителя купить определенное количество товара или услуги по определенной цене и в определенный период времени.

Различают два вида спроса:

·          индивидуальный спрос – это спрос конкретного субъекта

·          рыночный спрос – это спрос всех покупателей на данный товар

Существует такие понятия, как объем спроса и закон спроса.

Объем спроса – это количество товара или услуги, которое потребители согласны купить по определенной цене в течение определенного периода времени.

Закон спроса: при прочих равных условиях, как правило, чем меньше цена товара, тем больше потребитель готов его купить, и наоборот, чем больше цена товара, тем меньше потребитель готов его купить.

Следует различать понятия «величина спроса» и «спрос». Величина спроса (объем спроса) представляет собой количество товара, которое готов приобрести покупатель по конкретной цене, а полный спрос на товар – это готовность потребителя приобрести товар при всевозможных ценах, т.е. функциональная зависимость величины спроса от цены. Изменение величины спроса зависит от ценового фактора – цены, а изменение спроса зависит от нескольких факторов:

-          дохода потребителей;

-          вкусы и предпочтения;

-          цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары;

-        запасы товаров у потребителей (ожидание потребителей);

-         информация о товаре;

-          время, затраченное на потребление.

При изменении прочих факторов и постоянной цене товара произойдет изменение самого спроса. В результате изменения спроса потребители готовы покупать больше (или меньше) товаров, чем раньше при той же цене, или готовы платить за прежнее количество товаров более высокую цену.

Предложение (в экономике) – понятие, отражающее поведение товаропроизводителя на рынке, его готовность произвести ( предложить ) какое-либо количество товара за определенный период времени при определенных условиях. Производитель решает две задачи: сколько и по какой цене производить. Чем выше цена, тем выше предложение, чем ниже цена, тем ниже предложение. Эластичность предложения зависит от:

-         особенности производственного процесса (позволяет производителю расширить производство товара при повышении цены на него или переключиться на выпуск другого товара при снижении цен);

-         временной фактор (производитель не в состоянии быстро реагировать на изменение цен на рынке) ;

-          зависит и от неспособности данного товара к длительному хранению;

Объем предложения(объем выпуска ) – количество товара, которое готов предложить товаропроизводитель(фирма) по определенной цене за определенный период времени при прочих равных условиях.

Величина предложения – количество товара, которое имеется в продаже при определенной цене.

Как правило, между уровнем цен и количеством товара существует прямая зависимость. Повышение цен приводит к получению дополнительной прибыли, позволяя производителю расширить производство, привлекает новых производителей на рынок.

Факторы, приводящие к изменению предложения:

-         изменение в себестоимости сырья или производства (повышение себестоимости приводит к снижению предложения);

-        изменение цен на другие, в том числе и взаимозаменяемые товары;

-        перспективы ожидания производителей( ожидание повышения цен – предложение снижается, ожидание снижения цен - предложение увеличивается);

-         спрос – отражает то количество товара, которое покупатели готовы купить по данной цене, в данном месте, в данное время;

-        закон спроса – при прочих равных условиях, повышение цены вызывает понижение величины спроса; понижение цены – повышение величины спроса, т.е. отражает обратную зависимость между ценой и количеством товара;

-         уровень технологий;

-          объем и доступность ресурсов;

-          налоги и дотации;

-          природные условия;

-          размеры рынка (количество товаропроизводителей).

Закон предложения – при прочих равных условиях, повышение цены приводит к росту цены предложения; снижение цены – к снижению величины предложения.

Линия спроса и предложения пересекаются в точке, где цена, по которой покупатели согласны купить определенное количество товара, равна цене, по которой производители готовы продать это же количество товара. Точка пересечений линии предложения(S) и спроса(D) – точка E, называется точкой равновесия.

Рисунок 1 – Точка равновесия4

Когда рынок находится в этой точке, установившаяся цена устраивает как покупателей, так и продавцов и у них нет причин требовать ее изменения. Такое состояние рынка называется рыночным равновесием. Объем продаж в этой точке называется равновесным объемом рынка(Qe). Цена в этой точке называется равновесной рыночной ценой. Если сложившаяся на рынке цена будет отличаться отравновесной, то под действием рыночных механизмов она будет изменяться до тех пор, пока не установится на равновесном уровне и объем спроса не станет равен объему предложения. Спрос и предложение находятся в сложной диалектической взаимосвязи, опосредствующей отношения между производством и потреблением и выступающей на рынке как внешнее проявление экономических отношений.

Вывод: В отличие от спроса необычные потребительские товары индивидуального назначения, т.е. продукты конечного потребления, спрос на факторы производства имеет свою специфику. Особенностью, специфической чертой спроса на любые факты производства является то, что он имеет производственный, вторичный характер по сравнению со спросом на конечные потребительские блага. Производный характер спроса на факты производства объясняется тем, что потребности в них возникает лишь в том случае, если с их помощью могут быть произведены пользующиеся спросом конечные потребительские блага, т.е. товары обычного потребительского назначения.

В то же время спрос и предложение обладают относительной самостоятельностью, выступают как противоположные и взаимодействующие элементы рынка и реализуются в актах купли-продажи товаров. В единстве спроса и предложения выражается единство потребительской стоимости и стоимости товаров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Равновесие рынков экономических ресурсов

 

Экономическое равновесие — это точка, в которой объём спроса и объём предложения равны.

В экономике, экономическое равновесие характеризует состояние, в котором экономические силы сбалансированы и, в отсутствие внешних воздействий, (сбалансированные) величины экономических переменных не будут изменяться.

Рыночное равновесие — ситуация на рынке, когда спрос на товар равен его предложению; объём продукта и его цену называют равновесными или ценой рыночного клиринга. Такая цена имеет тенденцию в отсутствие изменений спроса и предложения оставаться неизменной.

Рыночное равновесие характеризуется равновесной ценой и равновесным объёмом.

Равновесная цена  — цена, при которой объём спроса на рынке равен объёму предложения. На графике спроса и предложения она определяется в точке пересечения кривой спроса и кривой предложения.

Равновесный объём  — объём спроса и предложения товара при равновесной цене.

Рисунок 2 – Равновесие спроса и предложения5

Макроэкономическое равновесие означает оптимальный вариант выбора в экономике, предполагающий сбалансированность использования ограниченных производственных ресурсов и их распределения между членами общества, т.е. сбалансированность производства и потребления, ресурсов и их использования, спроса и предложения, факторов производства и его результатов, материально-вещественных и финансовых потоков.

И.П.Николаева пишет: «в самом общем виде экономическое равновесие выступает как соответствие между ресурсами и потребностями, как способ использования ограниченных ресурсов для создания рыночных товаров и услуг и их перераспределения между членами общества. Равновесие отражает тот выбор, который устраивает всех в обществе».

Любая экономическая система стремится к достижению равновесного состояния и его сохранению. Это характерно и для макроэкономики. Поскольку ее функционирование обеспечивается посредством деятельности людей, наделенных волей, сознанием и равнонаправленным интересом, равновесие не достигается стихийно и имеет специфические признаки и условия.

Можно выделить следующие признаки макроэкономического равновесия:

   -соответствие общественных целей реальным экономическим возможностям;

   -полное использование всех экономических ресурсов общества — земли, труда, капитала, организации, информации;

   -равновесие спроса и предложения на всех основных рынках на микроуровне;

   -свободная конкуренция, равенство всех покупателей на рынке, неизменность экономических ситуаций;

   -постоянное движение, непрерывное развитие экономики.

По мнению Грязновой А.Г., равновесие экономической системы — это состояние, при котором согласованность основных пропорций в экономике обеспечивает непрерывность процесса воспроизводства в неизменных или возрастающих масштабах.

Иначе говоря, макроэкономическое равновесие — это оптимальное соотношение во всей системе социально-экономических количественных и качественных взаимосвязей в национальной экономике. Этот оптимум служит обобщающим показателем экономически и социально эффективного функционирования системы на уровне страны. Однако попытки достижения оптимума — это стремление к достижению идеального состояния в социально-экономическом развитии системы, которое практически неосуществимо.

Экономической наукой выделяется пять основных пропорций в экономике, согласование которых обеспечивает достижение сбалансированности:

    -факторная пропорция (производственные, трудовые, финансовые ресурсы), связывающая объем, структуру и производительность ресурсов с объемом и структурой производства материальных благ и услуг;

    -пропорция накопления, определяющая норму накопления, т.е. ту долю в национальном доходе страны, которая должна пойти на расширение производства для получения определенного его объема;

    -пропорция распределения, определяющая соотношение в распределении доходов от производственной деятельности между всеми владельцами факторов производства;

    -пропорция обмена (реализации), определяющая соотношение между потребительным спросом и предложением по объему, структуре и стоимости;

    -товарно-денежная пропорция, выражающая соотношение между товарной и денежной массами.

Информация о работе Рынки факторов производства