Рыночное хозяйство и его инфраструктура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 19:44, курсовая работа

Описание работы

Товарное производство — форма общественного производства, при которой продукты производятся не для собственного потребления, а для обмена посредством купли-продажи на рынке. С разделением производства на две крупные основные отрасли — земледелие и ремесло — возникает производство непосредственно для обмена — товарное производство. Возникнув в период разложения первобытнообщинного строя, товарное производство получило значительное распространение в рабовладельческом обществе, при феодализме и приобрело всеобщий характер при капитализме.

Содержание работы

Введение 3
1. Миссии организации 4
2. Цели организации и их классификация 10
3. Методы постановки целей 15
4. Процесс управления по целям 17
5. Анализ организационной структуры управления на примере ООО «Инфомаркет» 22
Заключение 25
Список использованной литературы 28

Файлы: 1 файл

курсовая работа по экономической теории 1.docx

— 234.15 Кб (Скачать файл)

разновидностей, которые  могут быть сведены к нескольким моделям.

      1. Товарное  хозяйство свободной конкуренции  характеризуется тем, что

развитие экономики не стеснено никакой монополией. Основные черты данной

модели: обособленность производителей, независимость рынка, свободная

конкуренция, действие законов  обмена.

      2. Модель  простого товарного хозяйства  имеет более узкое значение.

Исторически и логически  она предшествовала капитализму. В  качестве объекта

анализа рассматривается  мелкое, основанное на собственном  труде

производство. Модель товарного  хозяйства свободной конкуренции  более

универсальна, она охватывает черты нетолько мелкого, но и

капиталистического товарного  производства.

      3. Товарное  хозяйство организованного рынка  — это модель экономики

более высокого уровня, она  развивается при наличии различных  форм

экономического монополизма, государственного регулирования экономики.

      Так же, как и в условиях натурального  хозяйства, обнаруживается

следующая закономерность —  многообразие форм экономики на основе одной и

той же товарной формы хозяйства  и даже при одном и том же техническом

базисе. Отсюда различие товарного  хозяйства в отдельных странах, например в

США, Франции, Японии и т. д.

 

      1.4. Исторические  типы рыночного хозяйства

 

      Современная  рыночная экономика представляет  сложную систему

хозяйствования, в которой  тесно взаимодействуют постоянно  изменяющиеся

рыночные закономерности и многочисленные регулирующие институты, в первую

очередь государственные. Но путь к такой системе хозяйствования долог и

сложен. Становление рынков и рыночных хозяйств в различных  странах

происходило по-разному. Условно  можно выделить несколько основных моделей

этого процесса.

      Модели  развития рыночного хозяйства  в развитых и развивающихся

странах. Первая модель характерна для Англии, Голландии, США. Для этих

стран характерно постепенное  преобразование множества мелких раздробленных

хозяйств в более сложные  структуры, общественное разделение труда,

регулируемое преимущественно  рынком. Параллельно с этим формировались  и

совершенствовались многочисленные общественные институты, правовые нормы  и

государственные учреждения, обеспечивающие условия для эффективного

функционирования рыночных отношений и в то же время амортизирующие их

негативные социальные последствия. Так, принимаются законы об охране труда,

ограничении продолжительности  рабочего дня, минимальных заработках.

Вводится в действие антитрестовское  законодательство и другие методы

стимулирования конкуренции. Эволюционное развитие рынка сопровождается

расширением демократических  свобод.

      Главная  особенность этой модели —  решающая роль рыночной конкуренции  в

формировании хозяйственных  структур и обеспечении их рентабельности. Любая

же форма государственного вмешательства по возможности сдерживается.

Функционирование этой модели облегчается тем, что передовые  в научно-

техническом и производственном отношении страны во многом формируют  мировое

хозяйство, поэтому имеют  возможность за счет него смягчать часть своих

социально-экономических  проблем.

      Вторая  модель характерна для относительно  ранних периодов

хозяйственного развития политически независимых государств — Германии,

Японии, Италии, отчасти России до 1917 г. Эти страны с опозданием

приступили к созданию собственной промышленности и поэтому  в мировом

хозяйстве утверждали свои позиции преимущественно нерыночными  методами.

      Формирование  рыночных отношений в этих  странах было подчинено не

только погоне за прибылью, но и общим национальным задачам, а экономической

эффективности, конкуренции, рынку придавалось ограниченное, подчиненное

значение. Зато руководящее  воздействие на основные направления  развития

хозяйства оказывало государство, поддерживающее предпринимательскую

деятельность субсидиями, налоговыми льготами, государственными заказами.

Следовательно, для этой модели характерно переплетение чисто  рыночных

отношений с косвенными методами государственного регулирования экономики, а

нередко даже преобладание последних.

      После второй  мировой войны в Германии и  Японии создаются условия для

активного функционирования рыночного механизма (проводится серьезная

денежная реформа, создаются  основы антитрестовского законодательства). Эти

послевоенные преобразования обусловили последующие хозяйственные  успехи

этих стран, формирования в них современной рыночной экономики.

      Третья  модель становления рыночной  экономики характерна для

развивающихся стран. Как  правило, рыночные отношения в эти  страны

привносились извне, порождая однобокое, зависимое развитие. С  завоеванием

политической независимости  в странах Азии, Африки и Латинской  Америки были

предприняты усилия по приобретению экономической самостоятельности  и

созданию собственной  производственной базы. Но в условиях отсталых, низко

производительных хозяйств и ограниченности ресурсов попытки  сформировать

внутренние рынки, протекционистски вытесняя товары и подчас капиталы, могли

увенчаться успехом только при активном участии государства. Мобилизация

крупных накоплении, налаживание  сети инфраструктуры, освоение передовых

технологий, с одной стороны, и борьба с нищетой и бесправием значительной

части населения — с  другой — вот сложный комплекс экономических и

социальных проблем, который  сопутствует развитию рынка в  развивающихся

странах. В таких условиях стало необходимостью широкомасштабное и активное

корректирующее вмешательство  государства в экономику.

      Таким образом,  исторический опыт формирования  рыночной экономики в

развитых и развивающихся  странах — это длительный процесс, в ходе которого

постоянно происходят изменения  во всех сферах общественной жизни. В

результате существенных различий исторических, природных, социально-

политических, экономических, культурных и национальных условий  конкретные

рынки и хозяйственный  механизм развитых стран отличаются большим

разнообразием. Не одинаковы  порожденные рынком системы мотивации, критерии

эффективности, производственные и организационно-управленческие структуры,

хозяйственные пропорции, уровни технического оснащения и производительности

труда. Большие различия наблюдаются в характере и  социально-экономических

последствиях функционирования рынка в развитых и развивающихся  странах; в

странах с более равномерным  распределением доходов и странах  с большим

имущественным неравенством; в условиях высокоразвитой банковско-кредитной

системы или при наличии  широкого бюджетного финансирования; в странах с

высоким и низким уровнем  правосознания. Неизбежность появления  множества

разновидностей рынка  связана и с различными вариантами государственной

экономической политики.

 

      1.5. Нерыночный  сектор экономики

 

      Не рыночный  сектор экономики представляет  собой  социальную сферу

экономики.

      Рыночное  распределение доходов без всякого  вмешательства государства

означает лишь одну «справедливость»: доходы всех владельцев факторов

производства формируются  на основе законов спроса и предложения, а также

предельной производительности факторов. С этой точки зрения, например,

совершенно справедливым будет низкий доход лиц неквалифицированного труда,

спрос на который невелик. И также справедливым будет высокий  доход брокера,

сумевшего предугадать динамику цен, например, на пшеницу. Рыночный механизм

никоим образом не дает гарантированного уровня благосостояния.

      Тем не  менее в XX веке в промышленно  развитых странах Запада все  более

распространяются концепции  и доктрины, возлагающие на государство  задачу

обеспечения таких прав человека, как право на определенный стандарт

благосостояния. Особую популярность приобретает теория и практика

«социального рыночного  хозяйства», означающая широкие социальные

мероприятия, проводимые государством.

      Таким образом,  в реальной жизни распределение  доходов в странах с

рыночной экономикой осуществляется не только в результате свободной  игры

рыночных сил, но и на основе государственного регулирования различных

потоков доходов путем  их перераспределения. Что же такое  социальная

политика государства? Социальная политика государства — одно из направлений

его деятельности по регулированию  социально-экономических условий  жизни

общества. Суть социальной политики государства заключается в поддержании

отношений как между социальными  группами, слоями общества, так и  внутри

них, обеспечении условий  для повышения благосостояния, уровня жизни членов

общества, создании социальных гарантий в формировании экономических

стимулов для участия  в общественном производстве. При  этом надо отметить,

что социальная политика государства, выступающая как составная часть

мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий

общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической

ситуацией в стране.

      Главное  звено в социальной политике  государства занимает политика

формирования доходов  населения. Понятие «доход» представляет собой

показатель результатов  экономической деятельности. Экономическая  литература

использует понятие «доход»  как превышение стоимости произведенного продукта

над затратами на это производство, а также как долю каждого класса,

социальной группы или  отдельного индивидуума в произведенном  продукте и

присвоенную им. Это последнее  и будет рассматриваться в  дальнейшем анализе.

      Уровень  доходов членов общества является  важнейшим показателем их

благосостояния, так как  определяет возможности материальной и духовной

жизни индивидуума: отдыха, получения образования, поддержания  здоровья,

удовлетворения насущных потребностей. Среди факторов, оказывающих

непосредственное влияние  на величину доходов населения, кроме  размеров

самой заработной платы, выступает  динамика розничных цен, степень

насыщенности потребительского рынка товарами и др.

      Для оценки  уровня и динамики доходов  населения используются показатели

номинального, располагаемого и реального дохода.

      Номинальный  доход— количество денег, полученное  отдельными лицами в

течение определенного периода.

      Располагаемый  доход— доход, который может  быть использован на личное

потребление и личные сбережения. Располагаемый доход меньше номинального

дохода на сумму налогов  и обязательных платежей.

      Реальный  доход— представляет собой количество  товаров и услуг, которое

Информация о работе Рыночное хозяйство и его инфраструктура