Рыночное равновесие в условиях олигополии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 00:44, контрольная работа

Описание работы

Олигополия как состояние несовершенной конкуренции есть такая ситуация на отраслевом рынке, когда складывает¬ся экономическая власть нескольких доминирующих хозяй¬ствующих субъектов.

Содержание работы

1. Рыночное равновесие в условиях олигополии 3
2. Налоги и налоговая политика государства 10
3. Задача 18
Список использованных источников 19

Файлы: 1 файл

Контр. Налоги+1.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

Когда действия фирмы А обеспечивают максимальный результат вне зависимости от характера реагирования фирмы Б, говорят о равновесии доминирующей стратегии.

Ситуация, при которой стратегия  фирмы А обеспечивает максимальный результат в зависимости от фирмы  Б, называется равновесием по Нэшу.

Если при наличии только двух игроков выигрышу одного из них в ходе реализации предпринятых действий соответствует равный проигрыш другого, то такая олигополистическая игра классифицируется как антагонистическая («равновесие по Парето»).

Модели теории игр  позволяют не только проанализировать поведение участников рынка в той или иной ситуации, но и выявить имеющиеся проблемы в функционировании рыночного взаимодействия. В реальной действительности хозяйствующие субъекты находятся в непрерывном взаимодействии, т. е. имеют место повторяющиеся игры. Принимаемые решения основываются на предыдущем опыте. Поэтому очень скоро сама жизнь подсказывает, что скоординированное поведение всегда выгоднее атомизированных решений.

В модели Курно предположительные  вариации равны нулю. Каждый из дуаполистов считает,  что изменения в его собственном выпуске продукции не повлияет на конкурента, то есть  объем выпуска конкурента постоянен.

Пара объемов выпуска у1 и у2 - решение системы (равновесие Курно).

;

- кривая реализации первой  фирмы 

Определим оптимальный  объем выпуска фирмы №1 в зависимости  от объема выпуска конкурента.

- кривая реализации второй  фирмы

 

Графически такое равновесие определяется кривыми реакции. Основной предпосылкой модели Курно является постоянство объема выпуска конкурента.

Это разумно в следующих случаях:

-Фирмы выбирают объем выпуска один раз и впоследствии его не меняют

-Объем выпуска соответствует равновесию Курно - у конкурентов нет резона их менять.

 

2. Налоги и налоговая политика государства

Налоги представляют собой обязательные сборы, осуществляемые на основе государственного законодательства. Они возникли вместе с товарным производством и появлением государства и выражают обязанность юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Таким образом, сущность налогов состоит в изъятии государством определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса в пользу общества.

Налоги выполняют три важнейшие  функции: фискальную (распределительную), регулирующую и социальную. Фискальная функция обеспечивает поступление в государственную казну средств, которые сосредоточиваются в бюджетной системе и внебюджетных фондах и обеспечивают финансирование государственных расходов. Регулирующая функция осуществляется через систему дифференцированных налоговых льгот. Она может быть направлена, во-первых, на стимулирование либо сдерживание развития отдельных отраслей и видов деятельности. В этом случае налоги регулируют предложение продукции (услуг). Во-вторых, с помощью системы налогов государство может сокращать либо увеличивать совокупный спрос. Социальная функция налогов направлена на сглаживание неравенства между доходами различных социальных групп населения и реализуется посредством дифференцированного налогообложения.

Финансисты выделяют еще и контрольную функцию налогов, которая позволяет количественно отразить налоговые поступления и сопоставить их с потребностями государства в финансовых средствах. Кроме того, с помощью этой функции можно оценить эффективность налогового механизма, контролировать движение финансовых ресурсов, выявить необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику.

Совокупность налогов, принципов  и методов построения, а также  способов их взимания образует налоговую систему государства. С изменением форм государственного устройства меняется и налоговая система.

В зависимости от степени разделения власти внутри государства существует двух- и трехзначная налоговая система. Например, в Германии и США она действует на государственном, региональном и местном уровнях.

В систему налогообложения должны быть заложены определенные принципы, следуя которым можно добиться воздействия на общественное воспроизводство, его динамику, структуру, состояние научно-технического прогресса.

Четыре основополагающих принципа налогообложения были сформулированы английским экономистом А. Смитом.

1.  Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу.

2. Налог, который обязуется выплачивать  каждое отдельное лицо, должен быть точно определен.

3. Вид налога, срок уплаты и  способ платежа должны быть  удобны плательщику.

4. Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал из кармана народа и удерживал возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства.

Принципы налогообложения. Современная  система налогообложения включает следующие принципы:

1) справедливости, нейтральности по отношению ко всем плательщикам. Он заключается во всеобщности обложения и зависимости уровня налоговой ставки от уровня доходов и реализуется через дифференцированные налоговые ставки;

2) определенности, простоты и доступности. Он требует, чтобы сумма, способ и время взимания были заранее известны плательщикам;

3) однократности налогообложения,  предполагающий взимание различных  видов налогов с одного источника  доходов как на национальном, так и на международном уровне;

4)  гибкости налогообложения,  заключающийся в создании через  систему льгот предпочтительных  условий развития для отдельных  направлений деятельности в соответствии  с экономической политикой государства;

5) стабильности и устойчивости  нормативных ставок налоговых платежей, а также порядка исчисления налоговых взносов в бюджет;

6) обязательности уплаты  налогов.

Элементы налогообложения. Соответствующие  законодательные акты устанавливают методы построения и взимания налогов, т.е. определяют их элементы:

1) субъект налога - это плательщик налога, юридическое или физическое лицо, на которое законодательно возложена обязанность платить налог;

2) носитель налога - лицо, фактически уплачивающее налог. Выделение этого элемента объясняется тем, что налоговое бремя иногда фактически перекладывается с субъекта налога на потребителя продукции через механизм цен (при уплате налога на добавленную стоимость, акциза и др.). Чаще субъект и носитель налога совпадают;

3) объект налога - это доход или имущество, с которого начисляется налог: прибыль и доход, стоимость определенных товаров, добавленная стоимость на продукцию, работы, услуги, имущество юридических и физических лиц, передача имущества (дарение, наследование), операции с ценными бумагами и т.д.;

4) источник налога - это доход субъекта, за счет которого уплачивается налог: прибыль, заработная плата, процент, рента;

5)  ставка налога - величина налога на единицу обложения объекта;

6)  единица обложения - единица измерения с объекта налога (рубли, метры, литры и пр.).

Классификация налогов. Для того чтобы дать оценку справедливости и равенства взимания налогов с налогоплательщиков, в странах с рыночной экономикой используется понятие прогрессивности налогообложения, т.е. отношения суммы, взимаемой в виде налога с дохода, к величине дохода. В связи с этим в системе налогообложения выделяют: пропорциональный (указывает на то, что абсолютная сумма налога пропорциональна доходу работника), регрессивный (означает рост налога в процентном отношении по мере снижения дохода работника) и прогрессивный (указывает на то, что в процентном отношении налог устанавливается тем выше, чем выше доход) налоги.

С точки зрения способа  взимания налоги делятся на прямые и косвенные. Первые выплачиваются с доходов и имущества юридических и физических лиц (налоги на прибыль, на доходы, на недвижимость) и прямо пропорциональны платежеспособности налогоплательщика; вторые устанавливаются в виде надбавок к цене (тарифу), увеличивая ее (НДС, акцизы, таможенные пошлины).

По сфере распространения  налоги делятся на общегосударственные и местные. К общегосударственным относят налоги, поступающие в государственный бюджет и формирующие его на 90 % (налоги на экспорт и импорт, таможенные пошлины, большая часть налога на прибыль и доходы). Уместным налогам относятся налоги, поступающие в местные бюджеты, формирующие его в среднем на 70 % (земельный налог, налог с владельцев строений, часть налога на добавленную стоимость, на доходы и прибыль).

С точки зрения использования  поступивших средств выделяют общие  и специфические налоги. Общие налоги не имеют конкретного назначения в плане их использования. Они идут на финансирование капитальных и текущих затрат как государственного, так и местного бюджета. Специфические предназначены для использования их в строго определенных целях (Чрезвычайный налог по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, отчисления в пенсионный фонд и пр.).

Основную часть взимаемых налоговых сумм дает подоходное нало-гообложение. Подоходный налог взимается с физических и юридических лиц, является функцией располагаемого дохода и носит прогрессивный характер. Данным видом налога облагается не весь валовой доход плательщика (совокупный доход из различных источников), а только облагаемый доход, полученный после законодательно оговоренных вычетов из него. К вычетам относят производственные, рекламные, командировочные, транспортные и некоторые другие расходы, а также ряд налоговых льгот (необлагаемый минимум, скидка с доходов лиц, имеющих иждивенцев, инвалидов, пособия по социальному страхованию и социальному обеспечению, алименты, пенсии и т.д.).

Система подоходного  налогообложения выполняет свои функции, если верно определена налоговая ставка. Это чрезвычайно важная и трудная задача. Американский экономист А. Лаффер разработал корреляционную зависимость между доходом бюджета, величиной налоговой ставки и облагаемой налогом частью ВНП (налоговой базы). На основании кривой Лаффера (рис. 23.1) установлено, что рост налоговой ставки до определенного критического уровня приводит к росту доходов бюджета, не подрывая при этом предпринимательского стимула. За пределами этого уровня начинается так называемая "запретительная зона" шкалы налогообложения. Налоги, взимаемые по шкалам этой зоны, подавляют частную инициативу, ведут к сокращению инвестиций.

Так, по мнению Лаффера, ставка налога r, равная 50 %, дает максимальную сумму налоговых поступлений в бюджет rA и является оптимальной налоговой ставкой. По мере ее роста налоговые поступления в бюджет уменьшаются, что объясняется снижением предпринимательской активности. Таким образом, налоговая ставка будет оптимальной, если, с одной стороны, сможет обеспечивать максимальные поступления в бюджет, а с другой - стимулировать (по меньшей мере не сдерживать) предпринимательскую активность субъектов хозяйствования.

Определить конкретную оптимальную ставку очень трудно, так как в оценке ее экономической  целесообразности немаловажную роль играют национальные, психологические и другие факторы. Считается, что высшая налоговая ставка подоходного налогообложения должна находиться в пределах 50-70 %.

Рис. 23.1. Кривая Лаффера

Начиная с 1986 г. правительства  США и Великобритании больше внимания стали уделять вопросу преобразования неэффективных налоговых систем. Цель этих реформ заключалась в уменьшении высших налоговых ставок и стимулировании инвестиционной деятельности. Так, в краткосрочном периоде снижение налоговой ставки уменьшило сумму налоговых поступлений в бюджет; в долгосрочном в результате повышения деловой актив-

ности абсолютные налоговые  поступления в бюджет стали возрастать. Однако политикам нельзя забывать о  том, что такая схема затрудняет реализацию социальных программ.

Подоходной  налог с физических лиц относится к прогрессивным налогам: налоговая ставка растет по мере роста дохода. Объектом обложения является личный доход граждан, скорректированный с учетом вычетов. К последним относятся ряд налоговых льгот (пособия по социальному страхованию и социальному обеспечению, пенсии, алименты, льготы, оговоренные в законе) и индексация необлагаемого минимума. В настоящее время происходит переход к прогрессивному налогообложению совокупного дохода граждан на основе всеобщего декларирования доходов.

В соответствии с Законом  Республики Беларусь от 20 декабря 1991 г. "О налогах и сборах в бюджет РБ" предприятия независимо от форм собственности облагаются следующими видами налогов.

Подоходный  налог с юридических лиц (налог на прибыль и доходы) носит прогрессивный характер и является прямым налогом. Облагаемый доход формируется после вычета из валового дохода фирмы производственных, транспортных, рекламных, командировочных затрат. Кроме того, к вычетам относят необлагаемый минимум, льготы предприятиям в виде ускоренной амортизации и некоторые другие. Субъектами налога на доходы и прибыль являются все предприятия. Этот налог ориентирует на выполнение стимулирующей функции системы налогообложения.

Налог на добавленную  стоимость (НДС) - второй по значимости налог. Он является сравнительно новой формой обложения и влияет на экономическое поведение производителей и потребителей. Добавленная стоимость включает заработную плату, амортизацию, прибыль, процент за кредит, расходы на электроэнергию. НДС — косвенный налог, включаемый в оптовую цену, в результате чего носителем его является покупатель. В связи с этим он носит регрессивный характер для конечного потребителя. Ставки НДС колеблются от 10 до 18 %.

Акцизом облагается продукция, имеющая по своей специфике монопольные цены и устойчивый спрос. Это косвенный налог, который включается в цену товара, увеличивая ее. По способу изъятия акцизы делятся на индивидуальные (на табачные, винно-водочные изделия, бензин и пр.) и универсальные (налог с оборота). Объектом обложения является выручка от реализации продукции, носителем акциза - покупатель. Акцизные ставки дифференцируются по видам товаров.

Информация о работе Рыночное равновесие в условиях олигополии