Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 00:44, контрольная работа
Олигополия как состояние несовершенной конкуренции есть такая ситуация на отраслевом рынке, когда складывает¬ся экономическая власть нескольких доминирующих хозяй¬ствующих субъектов.
1. Рыночное равновесие в условиях олигополии 3
2. Налоги и налоговая политика государства 10
3. Задача 18
Список использованных источников 19
Когда действия фирмы А обеспечивают максимальный результат вне зависимости от характера реагирования фирмы Б, говорят о равновесии доминирующей стратегии.
Ситуация, при которой стратегия фирмы А обеспечивает максимальный результат в зависимости от фирмы Б, называется равновесием по Нэшу.
Если при наличии только двух игроков выигрышу одного из них в ходе реализации предпринятых действий соответствует равный проигрыш другого, то такая олигополистическая игра классифицируется как антагонистическая («равновесие по Парето»).
Модели теории игр позволяют не только проанализировать поведение участников рынка в той или иной ситуации, но и выявить имеющиеся проблемы в функционировании рыночного взаимодействия. В реальной действительности хозяйствующие субъекты находятся в непрерывном взаимодействии, т. е. имеют место повторяющиеся игры. Принимаемые решения основываются на предыдущем опыте. Поэтому очень скоро сама жизнь подсказывает, что скоординированное поведение всегда выгоднее атомизированных решений.
В модели Курно предположительные вариации равны нулю. Каждый из дуаполистов считает, что изменения в его собственном выпуске продукции не повлияет на конкурента, то есть объем выпуска конкурента постоянен.
Пара объемов выпуска у1 и у2 - решение системы (равновесие Курно).
;
- кривая реализации первой фирмы
Определим оптимальный объем выпуска фирмы №1 в зависимости от объема выпуска конкурента.
- кривая реализации второй фирмы
Графически такое равновесие определяется кривыми реакции. Основной предпосылкой модели Курно является постоянство объема выпуска конкурента.
Это разумно в следующих случаях:
-Фирмы выбирают объем выпуска один раз и впоследствии его не меняют
-Объем выпуска соответствует равновесию Курно - у конкурентов нет резона их менять.
2. Налоги и налоговая политика государства
Налоги представляют собой обязательные сборы, осуществляемые на основе государственного законодательства. Они возникли вместе с товарным производством и появлением государства и выражают обязанность юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Таким образом, сущность налогов состоит в изъятии государством определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса в пользу общества.
Налоги выполняют три
Финансисты выделяют еще и контрольную функцию налогов, которая позволяет количественно отразить налоговые поступления и сопоставить их с потребностями государства в финансовых средствах. Кроме того, с помощью этой функции можно оценить эффективность налогового механизма, контролировать движение финансовых ресурсов, выявить необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику.
Совокупность налогов, принципов и методов построения, а также способов их взимания образует налоговую систему государства. С изменением форм государственного устройства меняется и налоговая система.
В зависимости от степени разделения власти внутри государства существует двух- и трехзначная налоговая система. Например, в Германии и США она действует на государственном, региональном и местном уровнях.
В систему налогообложения должны быть заложены определенные принципы, следуя которым можно добиться воздействия на общественное воспроизводство, его динамику, структуру, состояние научно-технического прогресса.
Четыре основополагающих принципа налогообложения были сформулированы английским экономистом А. Смитом.
1. Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу.
2. Налог, который обязуется
3. Вид налога, срок уплаты и способ платежа должны быть удобны плательщику.
4. Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал из кармана народа и удерживал возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства.
Принципы налогообложения. Современная система налогообложения включает следующие принципы:
1) справедливости, нейтральности по отношению ко всем плательщикам. Он заключается во всеобщности обложения и зависимости уровня налоговой ставки от уровня доходов и реализуется через дифференцированные налоговые ставки;
2) определенности, простоты и доступности. Он требует, чтобы сумма, способ и время взимания были заранее известны плательщикам;
3) однократности налогообложения,
4) гибкости налогообложения,
заключающийся в создании
5) стабильности и устойчивости нормативных ставок налоговых платежей, а также порядка исчисления налоговых взносов в бюджет;
6) обязательности уплаты налогов.
Элементы налогообложения. Соответствующие законодательные акты устанавливают методы построения и взимания налогов, т.е. определяют их элементы:
1) субъект налога - это плательщик налога, юридическое или физическое лицо, на которое законодательно возложена обязанность платить налог;
2) носитель налога - лицо, фактически уплачивающее налог. Выделение этого элемента объясняется тем, что налоговое бремя иногда фактически перекладывается с субъекта налога на потребителя продукции через механизм цен (при уплате налога на добавленную стоимость, акциза и др.). Чаще субъект и носитель налога совпадают;
3) объект налога - это доход или имущество, с которого начисляется налог: прибыль и доход, стоимость определенных товаров, добавленная стоимость на продукцию, работы, услуги, имущество юридических и физических лиц, передача имущества (дарение, наследование), операции с ценными бумагами и т.д.;
4) источник налога - это доход субъекта, за счет которого уплачивается налог: прибыль, заработная плата, процент, рента;
5) ставка налога - величина налога на единицу обложения объекта;
6) единица обложения - единица измерения с объекта налога (рубли, метры, литры и пр.).
Классификация налогов. Для того чтобы дать оценку справедливости и равенства взимания налогов с налогоплательщиков, в странах с рыночной экономикой используется понятие прогрессивности налогообложения, т.е. отношения суммы, взимаемой в виде налога с дохода, к величине дохода. В связи с этим в системе налогообложения выделяют: пропорциональный (указывает на то, что абсолютная сумма налога пропорциональна доходу работника), регрессивный (означает рост налога в процентном отношении по мере снижения дохода работника) и прогрессивный (указывает на то, что в процентном отношении налог устанавливается тем выше, чем выше доход) налоги.
С точки зрения способа взимания налоги делятся на прямые и косвенные. Первые выплачиваются с доходов и имущества юридических и физических лиц (налоги на прибыль, на доходы, на недвижимость) и прямо пропорциональны платежеспособности налогоплательщика; вторые устанавливаются в виде надбавок к цене (тарифу), увеличивая ее (НДС, акцизы, таможенные пошлины).
По сфере распространения налоги делятся на общегосударственные и местные. К общегосударственным относят налоги, поступающие в государственный бюджет и формирующие его на 90 % (налоги на экспорт и импорт, таможенные пошлины, большая часть налога на прибыль и доходы). Уместным налогам относятся налоги, поступающие в местные бюджеты, формирующие его в среднем на 70 % (земельный налог, налог с владельцев строений, часть налога на добавленную стоимость, на доходы и прибыль).
С точки зрения использования поступивших средств выделяют общие и специфические налоги. Общие налоги не имеют конкретного назначения в плане их использования. Они идут на финансирование капитальных и текущих затрат как государственного, так и местного бюджета. Специфические предназначены для использования их в строго определенных целях (Чрезвычайный налог по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, отчисления в пенсионный фонд и пр.).
Основную часть взимаемых налоговых сумм дает подоходное нало-гообложение. Подоходный налог взимается с физических и юридических лиц, является функцией располагаемого дохода и носит прогрессивный характер. Данным видом налога облагается не весь валовой доход плательщика (совокупный доход из различных источников), а только облагаемый доход, полученный после законодательно оговоренных вычетов из него. К вычетам относят производственные, рекламные, командировочные, транспортные и некоторые другие расходы, а также ряд налоговых льгот (необлагаемый минимум, скидка с доходов лиц, имеющих иждивенцев, инвалидов, пособия по социальному страхованию и социальному обеспечению, алименты, пенсии и т.д.).
Система подоходного налогообложения выполняет свои функции, если верно определена налоговая ставка. Это чрезвычайно важная и трудная задача. Американский экономист А. Лаффер разработал корреляционную зависимость между доходом бюджета, величиной налоговой ставки и облагаемой налогом частью ВНП (налоговой базы). На основании кривой Лаффера (рис. 23.1) установлено, что рост налоговой ставки до определенного критического уровня приводит к росту доходов бюджета, не подрывая при этом предпринимательского стимула. За пределами этого уровня начинается так называемая "запретительная зона" шкалы налогообложения. Налоги, взимаемые по шкалам этой зоны, подавляют частную инициативу, ведут к сокращению инвестиций.
Так, по мнению Лаффера, ставка налога r, равная 50 %, дает максимальную сумму налоговых поступлений в бюджет rA и является оптимальной налоговой ставкой. По мере ее роста налоговые поступления в бюджет уменьшаются, что объясняется снижением предпринимательской активности. Таким образом, налоговая ставка будет оптимальной, если, с одной стороны, сможет обеспечивать максимальные поступления в бюджет, а с другой - стимулировать (по меньшей мере не сдерживать) предпринимательскую активность субъектов хозяйствования.
Определить конкретную оптимальную ставку очень трудно, так как в оценке ее экономической целесообразности немаловажную роль играют национальные, психологические и другие факторы. Считается, что высшая налоговая ставка подоходного налогообложения должна находиться в пределах 50-70 %.
Рис. 23.1. Кривая Лаффера
Начиная с 1986 г. правительства США и Великобритании больше внимания стали уделять вопросу преобразования неэффективных налоговых систем. Цель этих реформ заключалась в уменьшении высших налоговых ставок и стимулировании инвестиционной деятельности. Так, в краткосрочном периоде снижение налоговой ставки уменьшило сумму налоговых поступлений в бюджет; в долгосрочном в результате повышения деловой актив-
ности абсолютные налоговые поступления в бюджет стали возрастать. Однако политикам нельзя забывать о том, что такая схема затрудняет реализацию социальных программ.
Подоходной налог с физических лиц относится к прогрессивным налогам: налоговая ставка растет по мере роста дохода. Объектом обложения является личный доход граждан, скорректированный с учетом вычетов. К последним относятся ряд налоговых льгот (пособия по социальному страхованию и социальному обеспечению, пенсии, алименты, льготы, оговоренные в законе) и индексация необлагаемого минимума. В настоящее время происходит переход к прогрессивному налогообложению совокупного дохода граждан на основе всеобщего декларирования доходов.
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 20 декабря 1991 г. "О налогах и сборах в бюджет РБ" предприятия независимо от форм собственности облагаются следующими видами налогов.
Подоходный налог с юридических лиц (налог на прибыль и доходы) носит прогрессивный характер и является прямым налогом. Облагаемый доход формируется после вычета из валового дохода фирмы производственных, транспортных, рекламных, командировочных затрат. Кроме того, к вычетам относят необлагаемый минимум, льготы предприятиям в виде ускоренной амортизации и некоторые другие. Субъектами налога на доходы и прибыль являются все предприятия. Этот налог ориентирует на выполнение стимулирующей функции системы налогообложения.
Налог на добавленную стоимость (НДС) - второй по значимости налог. Он является сравнительно новой формой обложения и влияет на экономическое поведение производителей и потребителей. Добавленная стоимость включает заработную плату, амортизацию, прибыль, процент за кредит, расходы на электроэнергию. НДС — косвенный налог, включаемый в оптовую цену, в результате чего носителем его является покупатель. В связи с этим он носит регрессивный характер для конечного потребителя. Ставки НДС колеблются от 10 до 18 %.
Акцизом облагается продукция, имеющая по своей специфике монопольные цены и устойчивый спрос. Это косвенный налог, который включается в цену товара, увеличивая ее. По способу изъятия акцизы делятся на индивидуальные (на табачные, винно-водочные изделия, бензин и пр.) и универсальные (налог с оборота). Объектом обложения является выручка от реализации продукции, носителем акциза - покупатель. Акцизные ставки дифференцируются по видам товаров.
Информация о работе Рыночное равновесие в условиях олигополии