Рыночное равновесие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 17:23, курсовая работа

Описание работы

Проблема государственного вмешательства в экономику, по моему мнению, является основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. В распределительной экономике все проще: государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг.

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 428.45 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

Введение  

 
Проблема государственного вмешательства в экономику, по моему мнению, является основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. В распределительной экономике все проще: государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. То есть о регулировании говорить не приходится: государству просто некого регулировать. В таком случае речь идет о замещением всего многообразия форм собственности и способов ответа на вопрос "Что, как и для кого производить?" одной единственной формой собственности - государственной, а ответ на основной экономический вопрос строгой централизацией и распределением. Однако такая система на деле показала свою неэффективность. Остается рыночный путь развития. Но в рыночном хозяйстве государству приходится постоянно корректировать глубину влияния. Перед государством не стоят такие задачи, как непосредственное производство и распределение ресурсов, товаров и услуг. Но оно не имеет и права свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и произведенными товарами, как это делается в распределительной экономике. 
 
По моему мнению, государство должно постоянно балансировать, то увеличивая, то уменьшая степень вмешательства. Рыночная система - это прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений как со стороны как потребителей, так и со стороны производителей. Государственная политика просто не имеет права отставать от изменений в рыночной системе, иначе оно превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики. Вмешательство государства в экономику преследует определенные цели. Как правило это корректирует "несовершенства" рыночного механизма, с которыми он сам неэффективен или не в состоянии справиться. 

Теоретическая часть 
1. Закон спроса и предложения. 

Основные вопросы рыночной экономики Что? Как? Для кого? производить – решаются через механизм спроса и предложения. 
 
Любое экономическое решение имеет качественную и количественную оценку.  
 
Цены составляют качественную сторону механизма спроса и предложения. 
 
Спрос- это желание и возможность покупателей приобретать товары и услуги (или платежеспособная потребность в определенном товаре). 
 
Предложение – желание и готовность производителей поставлять на рынок определенный товар при определенных условиях. 
 
Количественная сторона отражается понятиями объема спроса и объема предложения, изменение которых фиксирует соответственно закон спроса и закон предложения. 
Закон спроса устанавливает обратную зависимость между объемом спроса на данный товар и его ценой при прочих равных условиях, то есть Qd = f(P-). Это частный случай функции спроса, отражающий изменение ценового фактора. Графически влияние изменения цены на данный товар на объем спроса на него при прочих равных условиях показывается движением вдоль кривой спроса (меняется только значения, величина функции спроса).

 
 

 

Рисунок 1- Величина функции спроса

 
Отрицательный наклон кривой спроса объясняется следующими факторами: 
 
- покупатели приобретают больше дешевых товаров 
 
- потребление связано с законом убывающей предельной полезности (продажа дополнительной единицы данного товара возможно только по более низкой цены) 
 
- действие эффекта замены и дохода 
 
Оба эффекта вызываются изменением цены одного из товаров, входящих в потребительскую корзину, и действуют одновременно. Но каждый из эффектов имеет собственную форму проявления. 
 
Эффект замены вызывает изменение объема спроса в результате изменения относительной цены одного из товаров из потребительского набора при неизменном реальном доходе. Это значит, что потребитель приобретает больше дешевых товаров взамен более дорогим. 
 
Эффект дохода вызывает изменение объема спроса вследствие изменения реального дохода при неизменности относительных цен товаров. Это значит, что потребитель будет приобретать больше подешевевшего товара и у него останутся средства для дополнительных покупок. 
 
Закон предложения устанавливает прямую зависимость объема предложения данного товара от его цены при прочих равных условиях (ПРУ), то есть Qs = f(P+). 
 
Кривая предложения имеет положительный наклон, который выражает: 
 
- реакцию производителя на рыночные стимулы: произвести и продать больше продукции по более высокой цене 
 
- растущие затраты на производство дополнительной продукции при фиксированных производственных мощностях (действие закона возрастающих альтернативных затрат).

 

 

 

 

Рисунок 2- Действие закона возрастающих альтернативных затрат

Кроме ценового фактора функции спроса и предложения отражают влияние неценововых факторов (или изменение прочих равных условий), что графически показывается сдвигом кривых спроса и предложения вправо или влево при той же самой цене. В этом случае меняется сама функция: 
 
Qd = f(P; доход, налоги, ожидания, цены на товары – субституты и комплементы, число покупателей на рынке, вкусы и предназначения, прочие) 
 
Qs = f(P; издержки, отражающие влияние технологии и цены на ресурсы, налоги или дотации, цены на товары – субституты и комплементы, ожидания, количество продавцов, прочие). 
 
Сдвиг кривой предложения может произойти под влиянием: 
  изменения технологии производства – при введении более совершенной технологии снижаются издержки на единицу продукции, что увеличивает ее выпуск;

  • изменение цен на экономические ресурсы – снижение цен ведет к расширению производства и увеличению предложения;
  • изменение количества товаропроизводителей – их увеличение приводит к росту предложения;
  • налоги – рост налогов снижает предложение;
  • субсидии – приводят к расширению производства;
  • ожидания;
  • цены на другие товары.

 
На положение линии спроса оказывают воздействие и другие факторы: 
 
   Если вкусы покупателей изменяются в пользу какого-то товара, то спрос на него возрастает; 
    Если цена на товары заменители повышается, то возрастает спрос на данный товар;

    Если имеет место инфляционное ожидание, то потребители увеличивают свой спрос;

    Если возрастает число покупателей данного товара, то возрастает спрос на него;

 

    Увеличение дохода покупателей. 
 
2. Эластичность спроса и предложения. 
 
 
Эластичность спроса. 
 
Изменение величины спроса под влиянием динамики цены обладает еще одним свойством, получившим название ценовая эластичность спроса. Речь идет о мере ответной реакции величины спроса на изменение цены. Если небольшое изменение цены вызывает значительное изменение величины спроса, то такой спрос получил название эластичного спроса; если даже очень большое изменение цены лишь ненамного изменяет величину спроса, то такой спрос получил название неэластичного. 
 
Эластичность измеряется отношением процентного изменения величины спроса к процентной величине изменения цены. Результат такого отношения получил название коэффициент ценовой эластичности спроса 
 
К = изменение величины спроса (%) / изменение цены (%)  
 
Эластичный – min Dp max DQd 
 
Неэластичный - max Dp min DQd 
 
Если коэффициент эластичности больше 1, то спрос считается эластичным а если меньше —- неэластичным (при коэффициенте, равном 1, говорят оединичной эластичности спроса). 
 
Предложение, подобно спросу, можно разграничить на эластичное и неэластичное. Коэффициент ценовой эластичности рассчитывается по формуле, аналогичной формуле коэффициента ценовой эластичности спроса: процентное изменение величины предложения относится к процентному изменению цены. 
 
Эластичность предложения. 
 
 
Предложение тоже может быть эластичным и неэластичным. Степень изменения объема предложения в ответ на увеличение цены характеризует эластичность предложения. Под эластичностью предложения понимается степень 
 
его изменения в зависимости от динамики цен. Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения (Кп): 
 
 
Кп= объем предложения (в%)/ рост цен (в%) 
 
 
Таким образом, стала известна прямая зависимость спроса и предложения от рыночной цены. Эта зависимость проявляется в регулирующем воздействии цены на соотношение спроса и предложения, а стало быть, на экономическое положение продавцов и покупателей. Существует два варианта такого регулирования, при которых одна сторона рыночной сделки выигрывает, а другая проигрывает. 
 
Первый вариант: рыночная цена возрастает, а это ведет, с одной стороны, к снижению спроса и, с другой, к увеличению предложения. В результате экономический выигрыш оказывается у производителей и продавцов. 
 
Второй вариант: цена на товары снижается, что способствует, с одной стороны, расширению спроса и, с другой стороны, сокращению предложения. В итоге экономически выигрывают покупатели. 
3. Равновесная цена. 
 
 
В условиях рыночной конкуренции взаимодействие рыночного спроса и рыночного предложения регулирует цену до того момента, когда величина спроса и предложения совпадают, и устанавливается «равновесная цена». 
 
В результате свободной конкуренции на рынке формируется определенный предел роста и снижения цен. Он выступает в виде цены спроса и цены предложения. Цена спроса - это та максимальная цена, которую покупатели согласны заплатить за товар, а цена предложения - это та минимальная цена, по которой продавец все еще согласен продавать свой товар, чтобы не понести убытка. 
 
Равновесие спроса и предложения достигается при пересечении кривых спроса и предложения. Согласно закону спроса, импульс поведению потребителя (покупателя) задает цена предложения, по которой производитель предлагает ему свой товар. Конечно, цена предложения — только исходная, начальная цена товара, которая затем сталкивается с ценой спроса, т. е. той ценой, которую в состоянии и намерен уплатить потребитель. Обычно достигается компромисс в виде рыночной цены товара, по которой он действительно продается и покупается. Рыночную цену называют еще ценой равновесия, поскольку она находится на том уровне, когда продавец еще согласен продать (по более низкой цене продажа убыточна), а покупатель уже согласен купить (по более высокой цене покупка убыточна). 

 

Рисунок 3- Равновесная цена 
 
 
4. Излишки потребителя, излишки производителя. 
 
Излишки потребителя. 

Если цена на товар повышается, то часть покупателей отказывается от приобретения этого товара это будет сокращать объем спроса на товар. Если на рынке существует конкуренция, то в соответствии с моделью: «Спрос – предложение» будут покупать товар по цене равновесия. В этом случае покупатели, которые согласны были покупать товар по более высокой цене получат выгоду равную разнице между ценой, которую они готовы были заплатить и ценой равновесия. 
 
Пример. 
 
В автомобильном салоне равновесная цена на импортные автомобили составляет 7000 $ за автомобиль. По этой цене будет продаваться 4 автомобиля, при чем каждый автомобиль будет приобретен 4 различными покупателями. 
 
1 автомобиль приобретет покупатель А; 
 
2 автомобиль – В 
 
3 автомобиль – С 
 
4 автомобиль – D 
 
Покупатель А согласен заплатить за автомобиль 10000$, но т. к. он покупает автомобиль по цене равновесия равной 7000$, то его чистая выгода составит 3000$. Сумма чистой выгоды, которую получит покупатель А будет равна S А. Чистая выгода покупателя В = 2000$, или S B. Чистая выгода покупателя С = 1000$, S С. Покупатель D согласен заплатить за автомобиль 7000$, если цена на автомобиль повысится, то покупатель D вообще откажется от покупки. Его чистая выгода = 0. А чистая выгода всех покупателей составит: 3+2+1+0 = 6000$ 
 
 
В реальной жизни существует огромное количество покупателей, а объёмы продаж на рынках так же значительны. Поэтому сумма чистой выгоды, которую получат все покупатели от покупки товаров по равновесной цене = S AE1Pe1.Ограничего сверху D , перпендикуляром опущенным на ось ординат и осью ординат слева. Излишек потребителя ровна сумма чистой выгоды, которую получат все покупатели при покупке товара по цене равновесия. Излишек потребителя – сумма денег, которую экономят все потребители на рынке в результате сделок по рыночной цене. 
 
 
Излишек производителя. 
 
В результате действия рыночного механизма все продавцы продают свой товар оп цене равновесия, однако некоторые производители были бы согласны продавать свой товар по более низкой цене. Объясняется это разницей между затратами. Поэтому часть производителей получит выгоду от продажи своего товара по рыночной цене. 
 
 
Пример. 
 
Допустим, что все авто были проданы 4 разными продавцами.

 

Таблица №1- Излишки производителя

 

 
Продавец

 
Цена, по которой хотел продать $

 
Выгода $

 
S (на графике)

 
F

 
4000

 
3000

 
 F

 
G

 
5000

 
2000

 
 G

 
H

 
6000

 
1000

 
 H

 
I

 
7000

 
0

 
 I


 

 
Min цена, по которой продавец I согласен продавать свой товар  ровна 7000$ , т е равна равновесной  цене. Если рыночная цена снизиться, то продажа авто станет убыточной  для I. Поэтому продавать свой  автомобиль он не будет. 
 
Суммарная чистая выгода, которую получат все продавцы = 6000$. При большом числе продавцов на рынке и значительных объёмов продаж, сумма чистой выгоды = S Pe1E1B, ограниченного S и перпендикуляром, опущенного на ось ординат и осью ординат. 
 
Излишек производителя – сумма чистой выгоды, которую получат все производители на рынке от продажи своего товара по рыночной цене. Сумма излишков потребителей и производителей составляет общественный выигрыш. Сумма общественного выигрыша будет ровна S ABE1, Ограниченного сверху линией D , снизу – S, справа- осью ординат. 
 
Величина чистого общественного выигрыша зависит от наклонов линий S и D, т е от эластичности спроса и предложения по цене. 
 
Если спрос по цене менее эластичен, чем предложение, то излишек потребителя больше излишка производителя. 
 
Если спрос более эластичен, чем предложение, то излишек потребителя меньше излишка производителя. 
 
 
 
5. Потоварный налог, потоварная дотация, фиксированная цена. 
 
Потоварный налог. 
 

 

 

 

 

 

Рисунок 4- Воздействие на рыночное равновесие потоварного налога, если он уплачивается продавцами.

 

 

Непосредственными плательщиками в государственный бюджет этих налогов являются обычно продавцы. Ставки потоварного налога устанавливаются либо в определенном проценте от цены товара, либо в абсолютной сумме (в рублях и копейках) с каждой единицы товара.  
 
Рассмотрим рис. 4. Вначале, до введения налога, линия спроса занимала положение D1, а линия предложения - S1. Равновесная цена составляла P1, равновесный объем продаж - Q1. 

Допустим теперь, что правительство ввело налог на данный товар в сумме Т руб. на каждую единицу этого товара. Предположим сначала, что налог вносится в госбюджет продавцами.  
Это вызовет параллельный сдвиг линии предложения вверх на величину Т. Почему? Если ранее производители согласны были предложить на рынке количество товара, скажем, Q1 по цене P1, то теперь они согласятся предложить на рынке то же количество товара, если только цена брутто (с включением налога) будет на Т руб. выше, чем P1. В этом случае производители получат цену нетто (без включения налога), равную прежней цене. Это рассуждение применимо к любой точке линии предложения. Поэтому все точки линии предложения переместятся вверх на Т руб. Линия предложения займет положение S2.  

Информация о работе Рыночное равновесие