Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 17:23, курсовая работа
Описание работы
Проблема государственного вмешательства в экономику, по моему мнению, является основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. В распределительной экономике все проще: государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг.
Рисунок 5- Воздействие на рыночное
равновесие потоварного налога, если он
уплачивается покупателями.
Новое равновесие характеризуется
тремя величинами: Q2, P+, P-. Объем рынка Q2
будет меньше первоначального Q1. Цена,
которую платит покупатель, P+, окажется
выше первоначальной P1. Цена, которую фактически
получает продавец (без налога), P-, окажется
ниже первоначальной. Общая сумма налога,
поступающая в госбюджет, будет соответствовать
площади прямоугольника P+АВР -.
Обратим внимание на следующий
факт. Несмотря на то, что весь налог вносится
в госбюджет продавцами, часть налогового
бремени возлагается на покупателей.
Можно представить себе такую
ситуацию, когда потоварный налог непосредственно
вносится в госбюджет не продавцами, а
покупателями. Предположим, например,
что покупатели, придя в магазин, платят
за товар цену без потоварного налога
и тут же уплачивают налог присутствующему
в магазине налоговому инспектору. В этом
случае происходит параллельный сдвиг
линии спроса вниз на величину Т (рис. 5).
Действительно, если ранее покупатели
согласны были приобрести количество
товара, скажем, Q2 по цене P1, то теперь они
согласятся приобрести то же количество
товара, если только его цена без налога
будет на Т руб. ниже. Тогда покупатели
заплатят цену с включением налога, равную
прежней цене.
Нетрудно убедиться, что новый
объем продаж О, цены P+ и P- будут точно
такими же, что и в случае, когда налог
вносится в бюджет продавцами. Таким образом,
не имеет никакого значения, кто является
непосредственным плательщиком потоварного
налога: продавец или покупатель. Результат
будет один и тот же. Введение потоварного
налога вызывает сокращение равновесного
объема рынка, повышение цены, фактически
уплачиваемой покупателями, и снижение
цены, фактически получаемой продавцами.
Но правительство может отнестись
к этой дополнительной прибыли как к "незаслуженному",
«не заработанному» доходу и попытаться
изъять ее с помощью потоварного налога.
Допустим, правительство вводит потоварный
налог размером P2 - P1 в расчете на единицу
продукции. Вся дополнительная прибыль
изымается в госбюджет. Но одновременно
исчезают все стимулы к расширению производства
данного товара. Линии предложения в коротком
и в длительном периодах сдвинутся вертикально
вверх на величину налога и займут положения
соответственно SS2 и LS2. Точка E2 станет
точкой равновесия, как в коротком, так
и в длительном периодах. «Справедливость»
вроде бы восторжествовала, но, в конечном
счете, основная часть налогового бремени
оказалась возложенной на потребителей.
Потоварная дотация.
Дотации – это денежная выплата, которую
государство выделяет производителям
товара для того чтобы поддержать производство
некоторых товаров и услуг. Дотации устанавливаются
государством на те товары и услуги, которые
имеют большую социальную и стратегическую
значимость. Дотации могут быть установлены
для покупателя и производителя.
Рассмотрим рис. 6. Допустим,
что линии спроса, и предложения сначала
занимали положения соответственно D1
и S1. Равновесный объем продаж составлял
Q1, а равновесная цена - P1.
Рисунок 6- Воздействие на рыночное равновесие
нетоварной дотации.
Предположим, правительство
ввело дотации из госбюджета производителям
данного товара размером V руб. в расчете
на единицу продукции. Это приведет к сдвигу
линии предложения на V руб. вниз. Действительно,
если ранее производители согласны были
предложить на рынке количество товара,
скажем, Q1 по цене P1 , то теперь они согласятся
предложить на рынке то же количество
товара, если цена без дотации будет на
V руб. ниже P1. В результате объем продаж
увеличивается до Q2 цена для покупателей
снижается до P-, цена, фактически получаемая
производителями, повышается до P+.
Фиксированная цена.
Помимо использования налогов
и дотаций государство может применять
и гораздо более грубые методы вмешательства
в рыночные механизмы. В частности, государство
может устанавливать фиксированные цены.
Рассмотрим рис. 7. Государство может установить
фиксированную цену на уровне как превышающем
цену равновесия (Р' > PE), так и ниже
ее (Р"< PE). В первом
случае это приведет к избытку продукции
(Q'S-Q'D), во втором
случае - к дефициту (Q''D - Q''S). В обоих случаях
объем продаж будет ниже равновесного
объема QE. В первом
случае будет реализовано Q'D единиц продукции,
во втором - Q''S.
Рисунок. 7- Фиксированные
цены.
Фиксированные цены, превышающие
цены равновесия, устанавливаются в некоторых
странах на сельскохозяйственную продукцию.
Эта практика в значительной мере объясняется
тем политическим давлением, которое оказывают
на правительство сельскохозяйственные
производители. Обратим внимание на то,
что правительство не может ограничиться
только установлением фиксированной цены.
Ведь возникает избыток продукции, с которым
нужно что-то делать. Правительству не
остается ничего другого, как закупать
весь этот избыток на деньги налогоплательщиков.
Сумма денег, направляемых на эти цели
из госбюджета, соответствует площади
прямоугольника Q'DABQ'S
Но на этом проблемы не заканчиваются.
Правительство не может "выбросить"
закупленную продукцию на внутренний
рынок, так как это неизбежно приведет
к понижению цен. Не решает проблему и
экспорт продукции в другие страны, поскольку
это может привести к сокращению частного
экспорта сельхозпродукции из данной
страны и опять же к понижению внутренних
цен. Правительству приходится увеличивать
государственные запасы сельхозпродукции
без ясной перспективы их дальнейшего
использования.
Вывод
Работая над этим проектом,
я поняла, что значение государства в рыночном
равновесие невозможно недооценить. Прежде
всего, я разобралась в таких понятиях
как: закон спроса, закон предложения,
эластичность спроса, эластичность предложения,
рыночное равновесие, потоварный налог,
потоварная дотация, фиксированная цена.
Спрос- это желание и возможность
покупателей приобретать товары и услуги
(или платежеспособная потребность в определенном
товаре).
Предложение – желание и готовность
производителей поставлять на рынок определенный
товар при определенных условиях.
Закон спроса устанавливает
обратную зависимость между объемом спроса
на данный товар и его ценой при прочих
равных условиях.
Закон предложения устанавливает
прямую зависимость объема предложения
данного товара от его цены при прочих
равных условиях.
Если небольшое изменение цены
вызывает значительное изменение величины
спроса, то такой спрос получил название эластичного спроса;
если даже очень большое изменение цены
лишь ненамного изменяет величину спроса,
то такой спрос получил название неэластичного.
Степень изменения объема предложения
в ответ на увеличение цены характеризует
эластичность предложения.
В условиях рыночной конкуренции
взаимодействие рыночного спроса и рыночного
предложения регулирует цену до того момента,
когда величина спроса и предложения совпадают,
и устанавливается «равновесная цена».
Излишек потребителя – сумма денег, которую экономят
все потребители на рынке в результате
сделок по рыночной цене. Излишек производителя
– сумма чистой выгоды, которую получат
все производители на рынке от продажи
своего товара по рыночной цене. Сумма
излишков потребителей и производителей
составляет общественный
выигрыш.
Непосредственными плательщиками
в государственный бюджет этих налогов
являются обычно продавцы. Ставки потоварного
налога устанавливаются либо в определенном
проценте от цены товара, либо в абсолютной
сумме (в рублях и копейках) с каждой единицы
товара.
Дотации – это денежная выплата, которую
государство выделяет производителям
товара для того чтобы поддержать производство
некоторых товаров и услуг. Дотации устанавливаются
государством на те товары и услуги, которые
имеют большую социальную и стратегическую
значимость. Дотации могут быть установлены
для покупателя и производителя.
Помимо использования налогов
и дотаций государство может применять
и гораздо более грубые методы вмешательства
в рыночные механизмы. В частности, государство
может устанавливать фиксированные цены.
Практическая часть
1. Уравнение спроса
и предложения
Даны уравнения:
QD=7-P;
QS=-1+3P.
QD= QS;
7-P=-1+3P;
4P=8;
P=2
QD= QS=7-2=5
Шкала спроса и предложения.
Таблица 2- Шкала спроса и предложения
P
QD
QS
0
7
-1
1
6
2
2
5
5
3
4
8
4
3
11
2.Графическое изображение
спроса и предложения.
При QD=0; P=7
При QS=0; P =0.3l
Рисунок- 8 Графическое изображение спроса
и предложения.
Излишки
производителя: S AEPE=1/2 APE*PEE=1/2*1.7*5=4.25 тыс.
руб.;
Излишки
потребителя: S PEBE=1/2 BPE*EPE=1/2*5*5=12.5 тыс.
руб.;
Излишки производителя: S AEPE=1/2 APE*PEE=1/2*1.7*5=4.25 тыс.
руб.;
Излишки потребителя: S PEBE=1/2 BPE*EPE=1/2*5*5=12.5 тыс.
руб.;
3. Потоварный налог
Потоварный налог, уплачиваемый
продавцом.
T = 0,1* PE=0,1*2=0,2
QD=7-P;
QS2=-1+3(P-0,2);
QD= QS2;
9-4P=-1+3P-0,6;
4P=8.6;
P=2,15;
QD=QS2=-1+3(2.15-0.2)=4.85.
T*QE2=4.85*0.2=0.97 тыс.
руб.
Рисунок-9 Потоварный налог, уплачиваемый
продавцом товаров и услуг.
Излишки после введения
потоварного налога.
Производителя: S P3AC = ½ P3A*P3C = ½*1.65*4.85=4.00125
тыс. руб.;
Потребителя: S BPE2E2=1/2 PE2E2 * B PE2 = ½* 4.85*4.85 =
11.76125 тыс. руб.
Сокращение излишек
после введения потоварного налога.
Производителя: S P3PE1AE1 = P3A+PE1E1/2 * PE1P3 = (5+4.85/2)*0.05=0.24625
тыс. руб.;
Производителей: S P3CN = ½ P3N*P3C = ½ *1.55*4.55
= 3.52625 тыс руб.;
Потребителей: S BPE2M = ½ PE2M*PE2B = ½ 4.954.95=12.25125 тыс
руб.
Сокращение
излишек после введения потоварной дотации.
Производителей: S P3PE1E1N = P3N+PE1E1/2 * PE1P3 = (5+4.55)/2*0.15=0.071625
тыс. руб.;
Потребителей: S PE1PE2ME1 = PE2M+PE1E1/2 * PE2PE1 = (5+4.95)/2*0.05=0.24875
тыс руб.
Проверка.
S BPE2M+ S P3CN+ S P3PE1E1N+ S PE1PE2ME1 = S P3NC;
½ 6.7*5=3.52625+12.25125+0.071625+0.24875
16.75=16.7425
Процент ошибки=100-(16.7425/16.75)*100=0.04478%
5.Фиксированная цена
Исходные
данные:
QD = 7-P;
QS = -1+3P
P = 2;
QD = QS = 5.
Рисунок 13 - Фиксированная цена.
Pфикс. = 0,9*2=1.8
тыс. руб./ед
Фиксированная
цена пересекает линию предложения в точке
М, а линию спроса в точке N. Чтобы найти
координаты точки М необходимо в уравнение
QSподставить
значение фиксированной цены.
Точка М: -1+3*1.8=4.4
ед.
М (4.4;1,8).
Чтобы определить
координату точки N необходимо в уравнение
QD подставить
значение фиксированной цены.
Точка N: 7-1.8=5.2 ед.
N (5.2;1,8).
Продано
покупателем 4,4 единицы товара.
Желали бы
купить 5.2 единиц товара.
Дефицит
составит: 5.2-4.4=0.8 ед.
В денежном
выражении дефицит составит: S Q2Q3MN = 0.8*1.8=1.44
тыс. руб.
Pфикс. = 0,9*2=1.8
тыс. руб./ед
Фиксированная цена
пересекает линию предложения в точке
М, а линию спроса в точке N. Чтобы найти
координаты точки М необходимо в уравнение
QSподставить
значение фиксированной цены.
Точка
М: -1+3*1.8=4.4 ед.
М (4.4;1,8).
Чтобы определить координату
точки N необходимо в уравнение QD подставить
значение фиксированной цены.
Точка N: 7-1.8=5.2 ед.
N (5.2;1,8).
Продано покупателем
4,4 единицы товара.
Желали бы купить 5.2
единиц товара.
Дефицит составит:
5.2-4.4=0.8 ед.
В денежном выражении
дефицит составит: S Q2Q3MN = 0.8*1.8=1.44
тыс. руб.
Вывод.
Исходя из проделанной
практической работы я сделал вывод , что:
При введении потоварного налога
равновесный объём продаж уменьшится
с 1 единицы до 0,76 единиц, излишки производителя
сократятся на 0,1056 тыс. руб., а излишки
потребителя сократятся на 0,0704 тыс. руб.
Чистые потери общества составят 0,024 тыс.
руб.
При введении потоварной дотации
равновесный объём продаж увеличится
с 1 единицы до 1,24 единиц. Излишки производителя
сократятся на 0,0736 тыс. руб, а излишки потребителя
– на 0,0984 тыс. руб.
Фиксированная цена, которая
на 10% ниже уровня первоначальной равновесной
цены РЕ1, составляет 1,8 тыс. руб. /ед. . При этом образуется дефицит, так как желали бы купить 1,6 единиц, а было продано 0,6 единиц. Он равен 1 единице, в денежном выражении это равно 1,8 тыс. руб./ед.