Рыночный подход к оценке стоимости бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2015 в 12:51, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является применение основных аспектов сравнительного подхода в оценке бизнеса, с учетом его особенностей, преимуществ и недостатков, а так же анализ его основных методов и применение их на практике.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………...………………………………...………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СРАВНИТЕЛЬНОГО ПОДХОДА В ОЦЕНКЕ БИЗНЕСА………………....6
1.1 Сущность, общая характеристика и методы сравнительного подхода…. …6
1.2 Основные принципы отбора предприятий-аналогов……………………….12
1.3 Ценовые мультипликаторы и их характеристика……...…………………...16
2. ПРИМЕНЕНИЕ СРАВНИТЕЛЬНОГО ПОДХОДА В ОЦЕНКЕ
СТОИМОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «Ростелеком» ……………….……19
2.1 Характеристика предприятия ОАО «Ростелеком»……………………….....19
2.2 Анализ финансовых показателей ОАО «Ростелеком»…...…………………22
2.3 Оценка финансово-экономических показателей деятельности
сравнительным подходом……………………………………………………..40
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ И КОНКУРНТОСПОСОБНОСТИ ОАО «РОСТЕЛЕКОМ»………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………….………………………………………………...46
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…..…………………...……..48
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………….………………………………...…...49

Файлы: 1 файл

готовая курсовая ростелеком.docx

— 1.29 Мб (Скачать файл)

ГБОУ ВПО

 «СУРГУТСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ»


 

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра менеджмента

Очное отделение

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: ОЦЕНКА БИЗНЕСА

по теме  «Рыночный подход к оценке стоимости бизнеса»

 

 

 

 

 

 

                                                    Автор курсовой работы: Бремова Эмма                                 

                                                    Бекировна, группа 23-05, 5 курс

                                                    Научный руководитель: доц. к.э.н. Теплая             

                                                    Нина  Владимировна                                                                                                                                                          

                                                  Допуск к защите «____»_________20____г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сургут, 2014

СОДЕРЖАНИЕ

      ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы обусловлена тем, что сравнительный подход служит источником объективной информации для расчета справедливой рыночной стоимости бизнеса. Этот подход можно использовать и для оценки бизнеса предприятия, акции которого не участвуют в открытой продаже на фондовом рынке, при условии сравнения его с аналогичными по своей производственной деятельности предприятиями и так же предприятий чьи  акции  участвуют в биржевых операциях.

В соответствии с российскими и международными стандартами, при оценке рыночной стоимости различных объектов, и, в частности, действующего бизнеса, рекомендуется использовать три основных подхода (совокупности методов оценки). Эти подходы называются соответственно затратный, доходный и сравнительный.

Применение  сравнительного подхода к оценке бизнеса состоит в сопоставлении стоимости оцениваемого предприятия со стоимостью других (аналогичных) предприятий. В рамках этого подхода, оценщик проводит сравнения оцениваемого предприятия с аналогичными предприятиями, чьи акции или доли в уставном капитале недавно были реализованы на открытом рынке. Данные о рыночных сделках по компаниям, долям в уставном капитале компаний или акциям служат источником объективной информации для расчета справедливой рыночной стоимости бизнеса.

Из всего вышесказанного, можно сделать однозначный вывод о том, что оценка стоимости предприятия (бизнеса) в нашем современном мире – это очень актуальная тема, исследованию которой и посвящена представленная курсовая работа. При этом указанная тема будет рассмотрена на примере ОАО «Ростелеком».

Степень изученности проблемы. В качестве теоретической основы изучения в курсовой  работе применялись труды и учебные пособия российских авторов: Н.В. Теплой, И.Т. Балабанова, С.В. Валдайцева, М.А. Васляева, И.А. Егерева, В.Е. Есипова, Д.Н. Землякова, А.И. Зимина, А.Г. Грязнова, Н.А. Абдуллаева, В.И. Петрова, В.П. Попкова и других.

Однако при всей значимости полученных ими результатов, потребность в исследовании подходов в оценке бизнеса предприятия далеко не исчерпана. В настоящее время практика требует разработки целого комплекса вопросов, связанных с особенностями изучения отдельных теоретических и практических проблем повышения финансово-хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений в целях повышения эффективности оценки  бизнеса и определения его рыночной стоимости.

Актуальность, теоретическая и практическая значимость при недостаточной разработанности эффективных финансовых подходов оценки бизнеса, определила выбор настоящего курсового исследования, а также его цель и задачи.

Целью курсовой работы является применение основных аспектов сравнительного  подхода в оценке бизнеса, с учетом его особенностей, преимуществ и недостатков, а так же анализ его основных методов и применение их на практике.

Цель исследования определила необходимость постановки и решения следующих задач:

1.Проанализировать теоретические и методические основы оценки стоимости предприятия (бизнеса)

2.Провести анализ финансовых показателей деятельности ОАО «Ростелеком»

3.Осуществить оценку рыночную стоимость предприятия сравнительным подходом.

4.Разработать рекомендации по управлению эффективностью и конкурентоспособностью ОАО «Ростелеком»

Объектом исследования являются финансовые показатели ОАО «Ростелеком»

Предметом исследования является применение рыночного подхода к оценке стоимости бизнеса.

Практическая значимость работы состоит в том, полученные знания и опыт можно применить для оценки рыночной стоимости предприятия.

Структура и объем работы. Поставленные цели и определенные задачи обусловили структуру представленной работы. Курсовая работа состоит из введения, 3 глав, включающих 6 параграфов , заключения,8 таблиц,5 рисунков и приложения. Объем работы на 49 страницах, в процессе ее подготовки и написания использовано 14 научных источника.

Во введении обоснована актуальность выбранной темы, определена цель и задачи исследования, его предмет и объект, раскрыта практическая значимость работы.

В первой главе  "Теоретические аспекты сравнительного подхода в оценке бизнеса" курсовой работы раскрыты понятие и сущность рыночного подхода , этапы процесса оценки и методы оценки бизнеса .

Вторая глава "Применение сравнительного подхода в оценке стоимости предприятия" представляет краткую характеристику предприятия, анализ фондоотдачи, фондоемкости и фондовооруженности, горизонтальный и вертикальный анализ, анализ ликвидности,платежеспособности и непосредственный расчет рыночной стоимости предприятия ОАО «Ростелеком»

В третьей главе "Рекомендации по управлению эффективностью и конкурентоспособностью" приводятся рекомендации по управлению эффективностью и конкурентоспособностью ОАО «Ростелеком».

В заключении отражены основные выводы и результаты проведенных исследований. Даны рекомендации по эффективности управления деятельностью компании.

Временной интервал 2011-2013 года.

 

 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ СРАВНИТЕЛЬНОГО  ПОДХОДА  В ОЦЕНКЕ БИЗНЕСА

1.1Сущность, общая характеристика  и методы сравнительного подхода

 

    Сравнительный подход предполагает, что ценность собственного капитала фирмы определяется той суммой, за которую она может быть продана при наличии достаточно сформированного рынка. Другими словами, наиболее вероятной ценой стоимости оцениваемого бизнеса может быть реальная цена продажи сходной фирмы, зафиксированная рынком.

    Теоретической основой сравнительного подхода, доказывающей возможность его применения, а также объективность результативной величины, являются следующие базовые положения:[1,с.231-232]

1)оценщик использует в качестве ориентира реально сформированные рынком цены на сходные предприятия, либо их акции. При наличии развитого финансового рынка фактическая цена купли-продажи предприятия в целом или одной акции наиболее интегрально учитывает многочисленные факторы, влияющие на величину стоимости собственного капитала предприятия. К таким факторам можно отнести соотношение спроса и предложения на данный вид бизнеса, уровень риска, перспективы развития отрасли, конкретные особенности предприятия и многое другое, что, в конечном счете, облегчает работу оценщика, доверяющего рынку;

2)сравнительный подход базируется на принципе альтернативных инвестиций. Инвестор, вкладывая деньги в акции, покупает, прежде всего, будущий доход. Производственные, технологические и другие особенности конкретного бизнеса интересуют инвестора только с позиции перспектив получения дохода. Стремление получить максимальный доход на вложенный капитал при адекватном уровне риска и свободном размещении инвестиций обеспечивает выравнивание рыночных цен;

3)цена предприятия отражает его производственные и финансовые возможности, положение на рынке, перспективы развития. Следовательно, в сходных предприятиях должно совпадать соотношение между ценой и важнейшими финансовыми параметрами, такими как прибыль, дивидендные выплаты, объем реализации, балансовая стоимость собственного капитала. Отличительной чертой этих финансовых параметров является их определяющая роль в формировании дохода, получаемого инвестором.

Сравнительный подход обладает рядом преимуществ и недостатков, которые должен учитывать профессиональный оценщик. Основным преимуществом сравнительного подхода является то, что оценщик ориентируется на фактические цены купли-продажи сходных предприятий. В данном случае цена определяется рынком, т.к. оценщик ограничивается только корректировками, обеспечивающими сопоставимость аналога с оцениваемым объектом. При использовании других подходов оценщик определяет стоимость предприятия на основе произведенных расчетов.

Сравнительный подход базируется на ретро-информации и, следовательно, отражает фактически достигнутые предприятием результаты производственно-финансовой деятельности, в то время как доходный подход ориентирован на прогнозы относительно будущих доходов.

 Другим достоинством сравнительного подхода является реальное отражение спроса и предложения на данный объект инвестирования, поскольку цена фактически совершенной сделки наиболее интегрально учитывает ситуацию на рынке.

Вместе с тем сравнительный подход имеет ряд существенных недостатков, ограничивающих его использование в оценочной практике.

 Во-первых, базой для расчета являются достигнутые в прошлом финансовые результаты. Следовательно, метод игнорирует перспективы развития предприятия в будущем.

 Во-вторых, сравнительный подход возможен только при наличии самой разносторонней финансовой информации не только по оцениваемому предприятию, но и по большому числу сходных фирм, отобранных оценщиком в качестве аналогов. Получение дополнительной информации от предприятий аналогов является достаточно сложным и дорогостоящим процессом.

 В-третьих, оценщик должен делать сложные корректировки, вносить поправки в итоговую величину и промежуточные расчеты, требующие серьезного обоснования. Это связано с тем, что на практике не существует абсолютно одинаковых предприятий. Поэтому оценщик обязан выявить эти различия и определить пути их нивелирования в процессе определения итоговой величины стоимости. Возможность применения сравнительного подхода в первую очередь зависит от наличия активного финансового рынка, поскольку подход предполагает использование данных о фактически совершенных сделках. Второе условие — это открытость рынка или доступность финансовой информации, необходимой оценщику. Третьим необходимым условием является наличие специальных служб, накапливающих ценовую и финансовую информацию. Формирование соответствующего банка данных облегчит работу оценщика, поскольку сравнительный подход является достаточно трудоемким и дорогостоящим.

Сравнительный подход предполагает использование трех основных методов, выбор которых зависит от целей, объекта и конкретных условий оценки.[2.с.486]

1.Метод компании-аналога.

2.Метод сделок.

3.Метод отраслевых коэффициентов.

Метод компании-аналога, или метод рынка капитала, основан на использовании цен, сформированных открытым фондовым рынком.

Базой для сравнения служит цена одной акции акционерных обществ открытого типа. Следовательно, в чистом виде данный метод используется для оценки миноритарного пакета акций.

Метод сделок, или метод продаж, ориентирован на цены приобретения предприятия в целом либо его контрольного пакета акций. Это определяет наиболее оптимальную сферу применения данного метода — оценка 100%-го капитала, либо контрольного пакета акций.

    Метод отраслевых коэффициентов, или метод отраслевых соотношений, основан на использовании рекомендуемых соотношений между ценой и определенными финансовыми параметрами. Отраслевые коэффициенты обычно рассчитываются специальными аналитическими организациями на основе длительных статистических наблюдений за соотношением между ценой собственного капитала предприятия и его важнейшими производственно-финансовыми показателями. На основе анализа накопленной информации и обобщения результатов были разработаны достаточно простые формулы определения стоимости оцениваемого предприятия.

    Технология применения метода компании-аналога и метода сделок практически совпадает, различие заключается только в типе исходной ценовой информации: либо цена 1 акции, не дающей никаких элементов контроля, либо цена контрольного пакета, включающая премию за элементы контроля. Определенную сложность представляет ситуация, в которой объект оценки и имеющаяся у оценщика достоверная исходная информация не совпадают. Например, надо оценить контрольный пакет предприятия в условиях, когда ценовая информация по аналогам представлена только фактически проданными миноритарными пакетами. Следовательно, в данном случае оценщик должен провести необходимую корректировку и увеличить предварительно рассчитанную стоимость на величину премии за контроль.

    Метод отраслевых коэффициентов пока не получил достаточного распространения в отечественной практике, поскольку отсутствует необходимая информация, накопленная за период достаточно длительного наблюдения в условиях относительно стабильного рынка. Формула представляет метод оценки малого бизнеса, входящий в состав сравнительного подхода и называемый методом отраслевых коэффициентов (соотношений). Оценка малого бизнеса использует большое количество формул, некоторые из которых были разработаны для определенных ситуаций, определенного типа малого бизнеса и имеют ограниченное применение. Другие имеют универсальный характер и получили достаточно широкое применение.

Информация о работе Рыночный подход к оценке стоимости бизнеса