Рыночный спрос и рыночное предложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 18:10, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - рассмотрение спроса, предложения и рыночного равновесия с позиций экономической теории и в их взаимодействии.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
– рассмотреть понятия спроса и предложения;
– основные влияющие факторы и законы спроса и предложения;
– проанализировать основы взаимодействия спроса и предложения на рынке;
–выявить государственные формы воздействия на спрос и предложение сельскохозяйственной продукции.

Содержание работы

Введение
1Теоретические основы спроса и предложения на продукцию
1.1 Спрос и предложение как экономические категории. Неценовые факторы изменения спроса и предложения.
1.2 Эластичность спроса и предложения
1.3 Рыночное равновесие спроса и предложения
2 Государственное регулирование спроса и предложения на продукцию Томской области
2.1 Специфика регулирования спроса и предложения в АПК
2.2 Формы воздействия государства на спрос и предложение сельскохозяйственной продукции
2.3 Перспективы развития Томской области в формировании рынка
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

микроэкономика курсовая.docx

— 153.18 Кб (Скачать файл)

Таким образом, на спрос на данный товар влияют изменения цен  самого товара и неценовые факторы. При этом, если изменение цены товара ведет к движению вдоль кривой спроса, то под действием неценовых факторов происходит смещение кривой спроса.

Различают следующие виды спроса:

1. Отрицательный спрос.  Рынок находится в состоянии  отрицательного спроса, если большая  его часть недолюбливает товар  и согласна даже на определенные  издержки, лишь бы избежать его.  У людей негативный спрос на лекарства, на ритуальные услуги. У работодателей ощущается отрицательный спрос на наем бывших заключенных и алкоголиков.

2. Отсутствие спроса. Целевые  потребители могут быть не  заинтересованными в товаре или  безразличными к нему. Так, фермеры  могут не заинтересоваться новым  агротехническим приемом.

3. Скрытый спрос. Многие  потребители могут испытывать  сильное желание, которое невозможно  удовлетворить с помощью имеющихся  на рынке товаров или услуг.  Существует большой скрытый спрос  на безвредные сигареты, безопасные  жилые микрорайоны и более  экономичные автомобили.

4. Падающий спрос. Рано  или поздно любая организация  столкнется с падением спроса  на один или несколько своих  товаров.

5. Нерегулярный спрос.  У многих организаций сбыт  колеблется на сезонной, ежедневной  и даже почасовой основе, что  вызывает проблемы недогрузки  и перегрузки. Большая часть общественного  транспорта не загружена во  время дневного затишья и не  справляется с перевозками в  часы пик.

6. Полноценный спрос. О  полноценном спросе говорят, когда  организация удовлетворена своим  торговым оборотом.

7. Чрезмерный спрос. У  ряда организаций уровень спроса  выше, чем они могут или хотят  удовлетворить.

8. Нерациональный спрос.  Противодействие спросу на товары, вредные для здоровья, требует  целеустремленных усилий. Проводятся  кампании против распространения сигарет, спиртных напитков, наркотических средств, вызывающих привыкание, огнестрельного оружия.

9. Сбалансированный спрос.  Этот вид спроса возникает  тогда, когда между спросом  и предложением возникает устойчивый  равновесный режим обмена товарами  и услугами.

Разновидности спроса:

1) Потенциальный спрос – формируется путем учета тех потребителей, которые в состоянии купить товар, но пока этого не делают.

2) Реальный спрос –  дает возможность оценить сегодняшнее состояние рынка, который является исходными данными для прогнозирования и потенциального спроса, и увеличения емкости данного рынка.

Предложение – это количество товара, которое производители желают и могут продать по определенной цене при определенных условиях. Точно так же, как цене влияет на спрос, она влияет и на него предложение. Любой продавец руководствуется своими «корыстными» целями, т.е. он хочет продать свой товар подороже. Это и понятно, ведь чем выше цена, тем больше выручка и прибыль продавца, а значит – и стимул для него наращивать производство. Объем индивидуального предложения зависит от многих факторов: цены данного товара; величины затрат, которых требует от производителя производство данного товара; затратности производства других товаров, на которые может «переключиться» производитель, и их цен; налогов и дотации; прочих условий. Объем рыночного предложения есть количество товаров, которое желают и способны продать все продавцы вместе в единицу времени при данной цене. Эта величина равна сумме объемов индивидуального предложения всех продавцов при данной цене. Обычно объем рыночного предложения называют для краткости просто объемом предложения. Цена предложения – это минимальная цена, по которой продавцы согласны предложить на рынок данное количество товара. Предложение, как и спрос, изображается графиком (рисунок 2).

 

.

Рисунок 2 – Кривая предложения

На рынке обычно возникает  возможность реализации альтернативного  количества предлагаемого блага  по разным ценам. Продавцы одного и  того же вида товара устанавливают  два уровня цен: а) цену, ниже которой  никто не стал бы продавать и б) цены, по которым никто из них  не откажется реализовать продукт.  По мере увеличения цены количество предлагаемых для продажи товаров будет возрастать. Это иллюстрируется на условном примере в шкале предложения (таблица 1).

 

Цена (руб. за шт.)

Продавцы готовы продать (шт.)

 

2000

25

 

1500

15

 

1300

9

 

1000

6

 

800

4

 

500

2

 
     

Таблица 1 – Зависимость величины предложения от цены товара.

Из таблицы видно, что  при самой низкой цене никто не хочет ничего продавать, но по мере возрастания цены величина предложения  увеличивается.

Закон предложения. Легко заметить, что таблица показывает положительную, или прямую, зависимость между ценой и количеством предлагаемого продукта. С повышением цен соответственно возрастает и величина предложения; со снижением цен сокращается также и предложение. Эта специфическая связь называется законом предложения. Закон предложения: «чем выше цена, тем больше величина предложения, и наоборот, чем меньше цена, тем ниже величина предложения при прочих равных условиях».

Закон показывает, что производители  хотят изготовить и предложить к  продаже большее количество своего продукта по высокой цене. Почему? Это  в основном также диктуется здравым  смыслом. Цена, с точки зрения потребителя, выступает как сдерживающий фактор. Препятствие в виде высокой цены означает, что потребитель, оказывающийся  в роли плательщика, будет покупать по этой цене относительно небольшое  количество продукта; чем ниже ценовой  барьер, тем больше потребитель станет покупать. С другой стороны, поставщик  выступает в роли получателя денег  за продукт. Для него цена представляет собой выручку за каждую единицу  продукта, а поэтому она служит стимулом к тому, чтобы производить  и предлагать свой продукт к продаже на рынке. Рассмотрим предприятие в сельском хозяйстве. На каком-то этапе оно обычно сталкиваются с увеличением издержек производства единицы продукции. А поэтому для покрытия возросших издержек необходимо повысить цену на производимый продукт. Но почему возрастают издержки? Они возрастают потому, что определенные производственные ресурсы, в особенности земельные фонды и машинный парк, невозможно увеличить за короткое время. Поэтому, по мере того как фирма наращивает количество более мобильных ресурсов - например, рабочей силы, сырья и комплектующих изделий, - стационарные сооружения и оборудование в какой-то момент становятся перегруженными, в результате чего эффективность производства снижается, а издержки производства каждой последующей единице продукта возрастают. Для производства этих требующих больших издержек единиц продукта производители должны получить более высокую цену. Между ценой и величиной предложения существует прямая связь.

Изменение предложения означает сдвиг кривой предложения вправо – вверх при увеличении данного показателя и влево – вниз при его уменьшении. При построении кривой предложения экономист исходит из допущения, что цена выступает самой значительной детерминантой величины предложения любого продукта. А если одна из неценовых детерминант предложения в действительности претерпевает изменения, положение кривой предложения также будет меняться. К основным неценовым факторам предложения относятся:

1) цены на ресурсы;

2)технология производства;

3)налоги и дотации;

4)цены на другие товары;

5) ожидания изменения  цен;

6) число продавцов на  рынке.

1) Цены на ресурсы. Кривая  предложения фирмы основывается  на издержках производства; снижение  ресурсных цен снизит издержки  производства и увеличит предложение,  то есть переместит кривую  предложения вправо. Например, если  цены на семена и удобрения  снижаются, можно ожидать увеличения  предложения овса. И наоборот, повышение  цен на ресурсы увеличит издержки  производства и сократит предложение,  то есть сместит кривую предложения  влево. И рассмотрим этот вопрос на примере цены труда. Если заработная плата экономистов возросла, а инженеров осталась прежней, то молодежь будет стремиться поступать в экономические вузы (величина предложения экономистов возрастает), а конкурс в технические вузы упадет. В результате предложение инженеров снизится при той же цене труда (кривая предложения сместится влево).

2) Технология производства. Совершенствование технологий означает, что открытие новых знаний  позволяет более эффективно произвести  единицу продукции, то есть  с меньшей затратой ресурсов. Если производство товара обходится  изготовителю дешевле, чем раньше, то он, расходуя те же средства, может произвести больше и  таким образом увеличить предложение,  Если, наоборот, затраты на производство  растут, то предложение сокращается.  Ясно, что при снижении затрат  кривая предложения сместится  вправо.

3) Налоги и дотации.  Предприятия рассматривают большинство  налогов как издержки производства. Поэтому повышение налогов, скажем, на продажи или на собственность  увеличивает издержки производства  и сокращает предложение. Напротив, дотации считаются «налогом наоборот».  Когда государство субсидирует  производство какого-либо товара, оно фактически снижает издержки  и увеличивает его предложение.  Поскольку налог увеличивает  затраты, а дотации их снижают,  то в первом случае кривая  предложения смещается влево,  а во втором - вправо.

4) Цены на другие товары. Изменения цен на другие товары  также способны сместить кривую  предложения продукта. Снижение  цены на пшеницу может побудить  фермера выращивать и предлагать  к продаже больше кукурузы  по каждой из возможных цен.  И напротив, повышение цены на  пшеницу может заставить фермеров  сократить производство и предложения  кукурузы.

5) Ожидания. Если производители  ожидают, что цены на их товар  в ближайшее время поднимутся, то они будут придерживать  товар, продавая его меньше  при нынешней цене. В результате  кривая предложения сдвигается влево. В случае ожиданий противоположного характера все будет наоборот. Например, ожидание существенного снижения цен на мясо заставляет животноводов увеличивать текущее предложение.

6) Число продавцов. При  данном объеме производства каждой  фирмы: чем больше поставщиков, тем больше рыночное предложение. По мере вступления в отрасль большего количества фирм кривая предложения станет смещаться вправо. Чем меньше в отрасли количество фирм, тем меньше оказывается рыночное предложение. Это означает, что по мере выхода фирм из отрасли кривая предложения будет смещаться влево.

Важное значение имеет фактор времени. Различают: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды. В условиях краткосрочного рыночного периода повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения. В условиях среднесрочного периода повышение спроса обуславливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, так как фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом. В условиях долгосрочного периода увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном повышении цен.

 

 

 

1.2 Эластичность  спроса и предложения

Эластичность спроса – это изменение спроса на данный товар под влиянием экономических и социальных факторов, связанных с изменением цен; спрос может быть эластичным, если процентное изменение его объема превышает снижение уровня цен, и неэластичным, если степень снижения цен выше прироста спроса.

Ценовая эластичность. Согласно закону спроса, потребители при снижении цены будут приобретать большее  количество продукции. Однако степень  реакции потребителей на изменение  цены может значительно варьироваться  от продукта к продукту.

Экономисты используют концепцию  ценовой эластичности для определения  чувствительности потребителей к изменению  цены продукции. Если небольшие изменения  в цене (P) приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции (Q), то такой спрос называют относительно эластичным или просто эластичным (рисунок 3).

 

Рисунок 3 – Эластичный спрос

Если существенное изменение  в цене ведет к небольшому изменению  в количестве покупок, то такой спрос  относительно неэластичный или просто неэластичный (рисунок 4).

Информация о работе Рыночный спрос и рыночное предложение