Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 18:10, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - рассмотрение спроса, предложения и рыночного равновесия с позиций экономической теории и в их взаимодействии.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
– рассмотреть понятия спроса и предложения;
– основные влияющие факторы и законы спроса и предложения;
– проанализировать основы взаимодействия спроса и предложения на рынке;
–выявить государственные формы воздействия на спрос и предложение сельскохозяйственной продукции.
Введение
1Теоретические основы спроса и предложения на продукцию
1.1 Спрос и предложение как экономические категории. Неценовые факторы изменения спроса и предложения.
1.2 Эластичность спроса и предложения
1.3 Рыночное равновесие спроса и предложения
2 Государственное регулирование спроса и предложения на продукцию Томской области
2.1 Специфика регулирования спроса и предложения в АПК
2.2 Формы воздействия государства на спрос и предложение сельскохозяйственной продукции
2.3 Перспективы развития Томской области в формировании рынка
Заключение
Список использованной литературы
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
« НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ТОМСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ – ФИЛИАЛ
Экономико – юридический факультет
Кафедра бухгалтерского учета и статистики
Курсовая работа
по дисциплине: «Микроэкономика»
на тему: «Рыночный спрос и рыночное предложение»
Гайдученко Н.Н.
Томск 2013
Содержание
Введение
1Теоретические основы
спроса и предложения на
1.1 Спрос и предложение как экономические категории. Неценовые факторы изменения спроса и предложения.
1.2 Эластичность спроса и предложения
1.3 Рыночное равновесие спроса и предложения
2 Государственное регулирование
спроса и предложения на
2.1 Специфика регулирования спроса и предложения в АПК
2.2 Формы воздействия государства на спрос и предложение сельскохозяйственной продукции
2.3 Перспективы развития
Томской области в
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В рыночной экономике продукты продаются и покупаются. Товарное обращение и соответственно рынок всегда представлены парным отношением «продавец – покупатель», которое в превращенной форме, свойственной обращению, выражает внутренние связи и противоречия между производством и потреблением. Они проявляются в сфере обмена как противоречия между спросом и предложением.
Спрос и предложение товаров
являются подлинными регуляторами рыночной
экономики. В основе жизни рыночной
экономике лежит взаимодействие
спроса и предложения. Именно от этого
взаимодействия зависит ответ, что
производить, для кого производить
и по какой цене продавать произведенную
продукцию, чтобы извлечь необходимую
прибыль для дальнейшего
Всем известно что, одним из главных вопросов, который пытались решить не только продавцы и покупатели, но и экономисты всех времен является – что определяет цены на продукты? И из выше сказанного появляется наиболее краткий ответ на него: цену определяет соотношение спроса и предложения.
В рыночной экономике понятие
«спрос» наряду с понятием «предложение»
относится к числу
Цель данной курсовой работы - рассмотрение спроса, предложения и рыночного равновесия с позиций экономической теории и в их взаимодействии.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
– рассмотреть понятия спроса и предложения;
– основные влияющие факторы и законы спроса и предложения;
– проанализировать основы взаимодействия спроса и предложения на рынке;
–выявить государственные
формы воздействия на спрос и
предложение
Предмет исследования в работе
- экономические категории
Объект исследования - факторы и зависимости, определяющие основные закономерности взаимодействия спроса и предложения.
Приемы и методы исследования,
использованные в процессе написания
курсовой работы, заключаются в синтезе
и анализе имеющихся
Практическая значимость работы состоит в том, что спрос и предложение - это не только экономические категории, но и реальные закономерности современного рынка. Поэтому важно знать, как они взаимодействуют в теории и на практике, каковы законы спроса и предложения и как они функционируют в рыночной экономике.
1Теоретические основы спроса и предложения на продукцию
1.1 Спрос и предложение как экономические категории. Неценовые факторы изменения спроса и предложения
Основные вопросы любой экономической системы (что, как и для кого производить) решаются в рыночной экономике главным образом с помощью механизма спроса, предложения и конкуренции.
Спрос – это представленная на рынке потребность в товарах. Однако спросом является не всякая потребность в данном товаре, а только такая, которая обеспечена наличием платежных средств у покупателя. Поэтому спрос, как правило, меньше потребности, так как любая цена ограничивает покупателей. Спрос показывает объем возможной купли товара, который потребители готовы и в состоянии купить по определенной цене в течение определенного периода времени и с учетом имеющейся у них величины дохода (рисунок 1).
Рисунок 1 – Кривая спроса
Обратная зависимость величины спроса от цены получила в экономической теории название закона спроса.
Сформулировать закон спроса можно следующим образом: между уровнем цены (Р) товара и величиной спроса на него (Q) существует обратная зависимость, т.е. чем выше цены, тем меньше величина спроса, и наоборот, чем ниже цены, тем больше величина спроса.
Эту зависимость экономисты объясняют возникновением трех «эффектов» при снижении цены на товар:
1. «Эффект нового покупателя».
Он означает, что снижение цен
увеличивает число покупателей
за счет тех лиц, которые
раньше были не в состоянии
приобрести данный товар.
2. «Эффект дохода». Он указывает на то, что снижение цен позволяет покупателю на прежнюю сумму расходов на данный товар приобрести его в большем количестве. Это равнозначно увеличению денежного дохода покупателя по отношению к данному товару. При этом покупатель не отказывает себе в покупке других товаров.
3. «Эффект замещения». Он
проявляется в том, что
Из общего правила убывания величины спроса при росте цены товара имеются исключения:
1. Величина спроса на
некоторые товары абсолютной
жизненной необходимости,
2. Рост цен на престижные
предметы роскоши, которые не
поглощают большей части
Что лежит в основе этого закона? Чтобы ответить на этот вопрос, можно использовать несколько уровней аргументации:
1) Здравый смысл и элементарное
наблюдение действительности
2) В любой период времени
каждый покупатель от каждого
последующего продукта
3) На несколько более
высоком уровне анализа закон
спроса можно объяснить
Наряду с ценами на величину спроса воздействуют и другие, неценовые факторы, (детерминанты спроса), приводящие к изменению в спросе при данных ценах.
Неценовые факторы спроса:
1. Предпочтения потребителей (вкус и мода). Как правило, если товар становится модным, то спрос на него растет. Проявляется так называемый "эффект присоединения к большинству", и наоборот, если товар выходит из моды – спрос на него падает.
2. Доход покупателя. Изменение
дохода может оказывать на
спрос двоякое влияние.
3. Цены других товаров. Если товары взаимозаменяемые, то существует прямая зависимость между изменением цены на один товар и спросом на другой. Рост цен на гречку, например, приведет к росту спроса на другие крупы. Или, например, если цены на свинину возрастут, а на говядину останутся неизменными, покупатели снизят потребление свинины за счет увеличения потребления говядины.
Если товары взаимодополняющие, то связь между изменением цены одного товара и спросом на другой – обратная. Рост цен на автомобили приведет к снижению спроса на бензин.
4. Количество и состав
покупателей на рынке.
5. Ожидания покупателей
в отношении изменения цен
товаров. Если покупатели