Рынок ценных бумаг и тенденция его развития в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 14:14, курсовая работа

Описание работы

В моей курсовой работе я попытаюсь раскрыть такие вопросы как:
1. сущность и факторы экономического роста;
2. интенсивный и экстенсивный пути развития;
3. цикличность движения рыночной экономики;
4. государственное регулирование экономического роста;
5. проблемы роста и развития российской экономики.
1. Экономический рост: сущность, факторы

Содержание работы

Введение
1. Экономический рост: сущность, факторы
1.1 Стадии экономического роста
1.2 Типы экономического роста
1.3 Основные показатели, характеризующие рост страны
2. Цикличность как форма движения рыночной экономики
2.1 Механизм циклического движения
2.2 Модель экономического цикла
3. Воздействие государства на циклы и кризисы
3.1 Проблемы циклов и кризисов в отечественной экономике
3.2 Проблемы роста и развития российской экономике
4. Государственное регулирование экономического роста
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

экон теория.docx

— 53.33 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом, развитие экономики  централизованного планирования, внешне весьма динамичной, состояло из череды волн нарушения равновесия. Централизованные механизмы восстановления равновесия были эффективны до определенного момента, до определенного барьера.

 

Следовательно, факторы экономического цикла действовали в советской  экономике, но в скрытой форме. Об этом красноречиво свидетельствует  практика капиталовложений. В силу своей материальной природы (натуральной  формы) капиталовложения с трудом поддаются  регулированию, в том числе директивному. Дело в том, что экономическая  отдача от капиталовложений происходит с задержкой в несколько лет  — так называемым инвестиционным лагом. Поэтому заранее исключается  реакция капиталовложений на регулирующие импульсы. Кроме того, инвестиционная деятельность (особенно крупные капиталовложения) представляет собой однократные, не повторяющиеся акции, которые нельзя отрегулировать. Но главное состоит  в том, что капиталовложения —  это многочисленные кумулятивные процессы (инвестиционный мультипликатор) и  соответственно область нарастания развития (акселератор). Материальная природа капиталовложений помогает скрывать внутренние противоречия хозяйства, усиливая их остроту в дальнейшем.

 

Однако натуральная форма  капиталовложений не сама по себе создает  условия для циклических колебаний. Важен мотив инвестиционной деятельности (в рыночной экономике — это  прибыль). В экономике централизованного  планирования — это интерес государства  и предприятий. «Центр» заинтересован  в росте капиталовложений, чтобы  создать фундамент для материального  благосостояния на более поздний  период и обеспечить национальную безопасность. Предприятия поддерживают и усиливают  размах капиталовложений, так как  им легче в этих условиях выполнять  план и противостоять последствиям дефицита. За счет расширения основных фондов предприятия легко приобретают  общественный вес в стране, а все  свои проблемы решают не за счет рациональной организации производства и стимулирования труда, а за счет расширения капиталовложений. Важно отметить также, что капиталовложения не создают для предприятия никакого риска, ибо положение, что продукция, созданная за счет капиталовложений, позднее могла не стать стоимостью, не имело под собой реальности. Не случайно широкое распространение получило выражение «освоение капиталовложений».

 

Следовательно, и государством, и предприятиями создавались  условия для перенапряжения планов по капиталовложениям, что вызывало постоянную опасность избыточных инвестиций.

 

Таким образом, в условиях государственной монополии и  отсутствия «нормального» рынка (когда  нет реальных собственников на капитал, нет конкуренции и реальных цен) капиталовложения ради капиталовложений создавали иллюзию экономического роста и увеличения национального  дохода. На самом же деле происходил спад в самой существенной части  национального дохода — в производстве фонда потребления. В условиях фондированного распределения ресурсов предприятия  перекачивали в затраты максимально  возможную часть фонда потребления. В результате потребление все  больше выступало в иррациональной форме разбазаривания всевозможных фондов. И чем больше экономика  производила, чем выше были темпы  капиталовложений, тем беднее становилось  население.

 

Эпизодическое «взбадривание» экономического роста в этих условиях происходило за счет временных реформ, направленных на расширение самостоятельности  предприятий (1965 г.), инновационных процессов, диктуемых научно-техническим прогрессом, а также за

 

Для становления циклической  формы движения в счет увеличения объема внешнеторговых операций.

 

Таким образом, в экономике  России не было «правильных» циклов, за исключением большого цикла экономического развития 1929—1932 — 1981—1985 гг. Циклические  колебания в отечественной экономике  имели в основном внеэкономические причины.

 

Например, кризис сбыта в  промышленности 1923—1924 гг. как результат  произвольного изменения цен; хлебный  кризис 1927—1928гг. как следствие насильственной ломки традиционного уклада аграрно-индустриальных отношений; голод 1932 г.; глубокий военный  кризис 1941—1942 гг.; спад 1952—1953 гг., осложненный  сменой политического руководства; общий кризис народного хозяйства 1963 г. как результат административно-политических просчетов в управлении экономикой; спад и депрессия 1972 г как следствие  нарастания кризиса административно-политической системы; спад конца 80-х и начала 90-х годов как результат полного  разложения государственно-натурального уклада хозяйствования С начала 90-х  годов отечественная экономика  переживает стагфляцию (сочетание инфляции и спада производства). В состоянии  спада находятся важнейшие макроэкономические параметры — капиталовложения, промышленное производство, внешняя торговля.

 

Современная российская экономика  находится в стадии становления  рыночных отношений. Пока еще нет  полных оснований назвать движение отечественной экономики циклическим, хотя налицо и спады производства, и инфляция, и кризис инвестиций. Характер всех этих процессов отражает в большей степени последствия развала административно-командной системы, нежели механизм рыночной экономики, который находится только в стадии формирования.

 

Для становления циклической  формы движения в отечественной  экономике необходимы существенные инвестиционные вливания в производство, которые в условиях научно-технического прогресса и стихийного рыночного  механизма функционирования экономики  приобретут колебательные движения. Экономический цикл станет механизмом саморегулирования, а кризисы будут  выполнять роль качественного структурного фактора обновления основного капитала.

 

 

 

3.2 Проблема роста и  развития российской экономики

 

Становление циклической  формы движения отечественной экономики  связано с проблемой экономического роста. Тип экономического роста  зависит от того, на какие рынки, на какой спрос ориентирована  экономика. Для России существуют два  варианта экономического роста. Первый связан с ориентацией на внешний  рынок сырьевых ресурсов как наиболее устойчивый, надежный и доступный  для нашей промышленности. В этом случае внутренние инвестиции будут  направляться на добычу сырья и в  непроизводственную сферу, а основные производственные инвестиции — за границу. При этом спрос будет  формироваться развитыми странами, которые хотят покупать сырье  подешевле. За границей будут формироваться  и факторы производства — труд и капитал. Наиболее заинтересованными в таком типе роста будут отрасли топливно-энергетического комплекса и добывающей промышленности,

 

• Второй вариант связан с оживлением внутреннего рынка. Однако это потребует реорганизации  производства, роста эффективности  на отдельных предприятиях. Через  межотраслевые связи процесс  технологического роста будет воспроизводиться.

 

Помочь инвестиционной деятельности предприятий должно государство  путем освобождения их от части налогов  или предоставления им отсрочки в  выплате налогов. Рост на технической  основе выгоден отраслям потребительского и инвестиционного спроса. Сегодня  для России наиболее реальна смешанная  модель экономического роста.

 

Для развития отечественной  экономики необходима ее ориентация на повышение эффективности капитала через активное внедрение нововведений. Этого можно достичь только в  рамках новой экономики, основанной на инвестиционном развитии, реализации долгосрочных стратегических планов государства.

 

 

 

 

Заключение

 

 

 

Из всего вышеизложенного  можно сделать следующие выводы:

 

1)  Экономический рост  можно определить как рост  реального ВНП или рост реального  ВНП на душу населения. Он  обеспечивает прирост производства, используемый для решения внутренних  и международных социально- экономических  проблем.

 

2)  Экономический рост  определяется следующими факторами:  природные ресурсы, трудовые ресурсы,  капитал, технологии.

 

3)  При экстенсивном  экономическом росте достигается  сокращение уровня безработицы,  достижения полной занятости,  которая позволяет увеличить  темпы роста. Но это явление  временно, так как состояние полной  занятости не может восполняться  ежегодно и на следующий год  темп роста будет такой же.

 

4)  При интенсивном  типе развития экономический  рост достигается более широким  использованием НТП, высококвалифицированных  рабочих.

 

5)  Экстенсивный путь  развития носит застойный характер, фактически нет технического  прогресса, морально и физически  изнашиваются производственные основные фонды, снижается фондовооруженность работников.

 

6)  Государство может  играть значительную роль в  экономическом росте при правильной  налоговой политике и политике  инвестирования, для перехода на  интенсивный путь.

 

Рассмотрев выше изложенные проблемы мы приходим к выводу, что  экстенсивный путь давно исчерпал себя. В условиях новых, еще развивающихся, экономических отношениях он ведет  только в тупик, ни давая, ни каких  шансов на экономическое возрождение. Поэтому объективно необходимо менять тип экономического роста и переводить народное хозяйство на путь интенсивного развития. Однако не следует забывать и о негативных факторах экономического развития, таких как экологическая  проблема. А чтобы добиться наибольших результатов, необходимо использовать разработки ученых разных направлений.

2. Государственное  регулирование  экономического  роста

 

     Возможны  два  различных варианта государственной   политики регулирования экономического  роста. Первый состоит в том,  чтобы отменить излишние меры  административного регулирования,  заменив их на экономические.  Например, вместо того чтобы вводить  абсолютные стандарты для контроля  за загрязнением предприятиями  окружающей среды, лучше назначать  им цену за количество выбросов  загрязняющих веществ. В этом  случае все предприятия будут  стремиться к сокращению выбросов  загрязняющих веществ. Тем самым  заданного сокращения загрязнения  можно достичь с большей эффективностью, чем в том случае, когда все предприятия должны соблюдать одинаковые стандарты.

 

     Второй  вариант  состоит в активном поощрении   расходов на НИОКР, что означает  в  сущности инвестиции в  новые знания. Это можно делать  с помощью  соответствующего  налогового режима, а также прямой  государственной  поддержки и  бюджетного субсидирования науки  и образования.

 

     Государственная  стратегия стимулирования экономического  роста в развитых странах на  разных этапах имела свою специфику  и  брала на вооружение различные  концепции.

 

     Сложившаяся  в США после «великой депрессии» 1929--1933 гг. система государственного  регулирования была ориентирована  преимущественно на управление  факторами спроса или совокупным  спросом главным образом денежно-кредитными  инструментами. Так, стимулирование  расширения капиталовложений происходило  на основе низких процентных  ставок, ограничение - путем их  повышения.

 

     В 80-х гг. в США была провозглашена   новая экономическая политика, суть  которой заключалась в переходе  от экономики стимулирования  совокупного  спроса к экономике  предложения  на основе стимулирования  инвестиций в машины и оборудование, перспективные технологии.

     Сторонники  экономики предложения сделали   упор на факторы, повышающие  производственный потенциал экономической  системы. Наметилось три направления  воздействия  государства на  экономический рост:

стимулирование  НТП и  развитие научных исследований;

увеличение  расходов на образование, подготовку и  переподготовку квалифицированных  кадров в государственном  масштабе;

глубокая  перестройка  налоговой системы.

     Главной целью  этой политики стали высокие  темпы роста производства, решение  социальных проблем: занятости,  безработицы, бедности, повышение  уровня доходов.

     В 90-е гг. наблюдается значительное увеличение  государственных расходов на  социальное обеспечение, здравоохранение,  образование, что в немалой  степени связано с возрастающей  ролью «человеческого капитала»,  творческой, новаторской деятельностью  человека как важнейшего фактора  экономического роста и накопления  национального богатства. Это  характерно не только для развитых, но и для развивающихся стран.

     Другое  направление  государственной политики, стимулирующее  экономический рост, - поддержание  конкурентоспособности  и оптимальной  структуры производства путем  законодательного регулирования   налоговых и иных преференций,  прямого  или косвенного субсидирования  отдельных отраслей и регионов  из государственного бюджета.  Особенно это касается транспортной  и коммуникационной инфраструктуры. Большое значение по-прежнему  придается государственной поддержке  фундаментальных и прикладных  исследований, конструкторских разработок.

Информация о работе Рынок ценных бумаг и тенденция его развития в России