Рынок капитала в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 18:47, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение особенностей развития рынка капитала в России.

В соответствии с поставленной целью в работе формулируются и решаются следующие задачи:

•определение сущности понятия «капитал» с помощью различных подходов в отношении данной категории
•трактовка сущности и структурной организации рынка капиталов
•рассмотрение теоретических моделей рынка капитала
•определение особенностей государственного регулирования рынка капитала в России

Файлы: 1 файл

курсовая по экономике.doc

— 227.50 Кб (Скачать файл)

  Данная модель ориентирована на определенные условия, в которых находится страна: война, разруха, экономический кризис. Вышеупомянутые условия делают полностью недееспособной реальную экономику.  

   Модель самым непосредственным  образом связана с реализацией  процессов экспорта и импорта, при условии исключительного права государства определять внешнюю экономическую деятельность. Все запасы валюты других стран находятся во владении государства. Деньги могут участвовать в различных инвестиционных операциях, однако, их деятельность характеризуется пассивностью, приверженностью планово-распределительным связям. В случае наличествования дефицита денег, государство осуществляет дополнительный выпуск денежных средств. Если у хозяйствующего субъекта появляются дополнительные денежные средства, то они становятся немобильными, так как определяющим фактором в данной ситуации является предварительное распределение, без которого невозможен процесс приобретения чего-либо за деньги. Проводится анализ имеющихся потребностей с последующим определением стратегии развития.

   Мобилизационная модель рынка  капитала является наиболее результативной в крайних, экстремальных условиях. Главным условием успешного функционирования данной модели является единая заинтересованность нации, которой угрожает уничтожение. Однако, производительность мобилизационной модели резко снижается после прекращения действия экстремальных условий.

   Проведем анализ планово-распределительной модели рынка капитала, которая подразумевает оперирование денежными средствами. 

   Происходит видоизменение мобилизационной системы, которая переходит в планово-распределительную систему, отличительной чертой которой является применение денежных средств, характеризующиеся пассивностью. Вышеупомянутое  использование денежных средств стимулирует становление объемных стоимостных показателей (показателей, выраженных в денежной форме, отражающих изменения, происходящие в объеме произведенной в данной стране продукции и структуре ее распределения по основным направлениям использования), являющихся главным объектом планово-распределительных отношений.

   Во второй половине XX века в Росси была создана небывалая система, ориентированная на расходы факторов производства и инвестиционных ресурсов. Происходит процесс модификации в системе планирования, выражающийся в замене натуральных показателей (показателей экономической деятельности, производства и потребления домашних хозяйств, предприятий, государства, выраженных в физических единицах количества, веса, длины, площади, объема (в отличие от стоимостных показателей, выражаемых в денежной форме)) объемными стоимостными показателями, что, в свою очередь, привело к трансформации хозяйствования и инвестирования.  Настоящий стоимостной объемный показатель обладает действительным экономическим смыслом. Данный показатель ориентирован на определение значимости производства в стоимостном выражении с позиций его продуктивности в том случае, если у покупателя есть возможность выбирать продукцию, которая продается по рыночным ценам, если внутренний рынок страны характеризуется наличием конкурентов-производителей. Наличествование подобных условий подразумевает влияние рынка на создание и развитие отраслевых пропорций постоянного непрерывного возобновления процесса общественного производства, поток инвестиций идет на развитие реального производства. Введение в действие рыночной системы реального инвестиционного процесса подразумевает отказ от планово-распределительной формы осуществления части инвестиций. Руководство Советского Союза не было ориентировано на ослабление влияния в инвестиционной сфере и на создание конкуренции и возможность выбора в рамках национального рынка. 

   В вышеупомянутой модели регулирование инвестиционной системой осуществляется благодаря регулированию государственного плана.

   Несмотря на кумулятивные финансовые  средства, сконцентрированные в  фонде развития производства, организации  не имели право на самостоятельное осуществление программ капиталовложения в связи с тем, что отсутствовала финансовая поддержка Госпланом оптовой торговли средств производства.

   Проведем анализ интегрированной модели рынка капиталов, которая характеризуется наличием двухкомпонентной структуры. Она подразумевает наличествование двух форм организации процессов капиталовложения, ориентированных на внутренние и внешние источники вложения капиталов. Любой процесс, связанный с долгосрочным вложением капитала, находит свое осуществление в определенной программе, связанной с долгосрочным вложением капитала. Для успешной реализации подобной программы необходимо существование ресурсов инвестиционного характера, которые осуществляют действенную, эффективную совокупность комбинаций. Относительно внутреннего и внешнего рынка есть различные сочетания инвестиционных ресурсов, критерии того, что инвестиционные проекты не являются убыточными. Принимая во внимание отличительные особенности внутренних и внешних экономических критерий ведения хозяйственной деятельности, следует необходимость в создании двух типов инвестиционных программ: первая, направленная на внутренние ресурсы инвестиционного характера и внутренний национальный рынок, вторая – на внешний интернациональный рынок и увеличение внутренних ресурсов инвестиционного характера за счет добавления внешних инвестиционных ресурсов.

   Существование данной модели  предполагает наличие рыночной экономики, ориентированной на социум, которая подвергается воздействию со стороны государства. Создание подобных относительно независимых моделей инвестиционных процессов невозможно без подобного воздействия.

  В  связи с непостоянным ростом  областей российской экономики и существенного влияния, которое оказывает мировой рынок на экономику страны, внутренняя структура данной сферы характеризуется образованием двух относительно автономных элементов постоянного непрерывного возобновление процесса общественного производства с характерными для него моделями внутреннего и экспортного капиталовложения.

   Модель интегрированного рынка капитала сочетает систему энергичного эволюционного роста товаро-денежных взаимодействий с планово-распределительной системой народного хозяйства. Таким образом, данная модель включает два вида хозяйственной системы – рыночной и планово-распределительной.

   Планово-распределительная система  может действовать весьма продуктивно, если она сконцентрирована на центральных аспектах деятельности народного хозяйства. Регулирование остальной части экономики должно осуществляться рыночной системой регулирования.

   Итак, рассмотрев различные модели  рынков капитала, приходим к выводу, что либеральные модели являются либо идеальными образованиями, реализация которых невозможна в окружающем мире, либо же их существование ограниченно временными рамками. Мобилизационные модели ориентированы на экстренные условия, которые сложились той или иной стране. Трансформированная мобилизационная модель представляет собой планово-распределительную систему, отличительной чертой которой является применение денежных средств, характеризующихся пассивностью. Наконец, интегрированная модель рынков капитала отличается наличием базового рыночного и дополняющего планово-распределительного хозяйственных механизмов, являющихся одновременно относительно самостоятельными элементами структуры данной модели рынка капитала.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 4

Особенности государственного регулирования рынка капитала в России 

      Функционирование развитого рынка  капитала на территории той  или иной страны определяет стабильное развитие национальной экономики. Как уже было рассмотрено ранее, существование модели нерегулируемого рынка капитала невозможно при существовании рыночной экономики. Создание монополий и обострение противоречий влечет за собой переход рыночной экономики в смешанную экономику, основная черта которой заключается в активном влиянии на нее государства. 

   Образование российского цивилизованного рынка капитала характеризовалось наличием непростых условий. В аспекте исторического развития Россия является сильным государством, которое оказывало влияние путем вмешательства в экономику, предоставило полную свободу действия, то есть либерализовало рынок капитала. Результаты действия либерализации весьма проблематично назвать положительными.  Данная тенденция была обусловлена проведением реформ в 1992-1993 годах в денежно-кредитной сфере, которые привели к анархии в данной сфере, а также к обмену большого количества обесцененных денег на новые деньги.

   Обесценивание денежных средств  явилось следствием отсутствием способности у государства нести ответственность за долговые денежные обязательства, а также противостоять развивающемуся неограниченному своеволию, царящему в финансовых и денежных сферах.

   Таким образом, было дано начало  росту тенденций, которые по своей сути противоречат критериям развитого рынка и национальной экономики. В числе данных тенденций необходимо выявить наиболее отличительные черты государственного регулирования рынка капитала.

   1) Первая особенность заключается в том, что основным аспектом государственного регулирования рынка капитала является управление его кредитно-денежным разделом. Проведенные реформы в начале 90-х годов привели к резкому снижению стабильности монетарно-кредитной структуры, являющейся основным критерием функционирования рынка капитала. Данная нестабильность была спровоцирована тем фактом, что осуществлялось выведение денежных средств из сферы их активного использования (кредитование экономического развития, предоставление социальной стабильности).

Негативными результатами выведения денежного капитала из активного оборота национальной экономики являются:

а) увеличение денежных накоплений граждан и предприятий, которые выражены в иностранной валюте, что, в конечном счете, вело к резкому снижению потенциала внутренних инвестиционных ресурсов;

б) ориентированность государства на предоставление устойчивости денежного обращения с использованием валютных резервов: происходит накопление денежных средств в банках на счетах экспортеров, а не по каналам кредитования экономики, что влечет за собой напряжение на валютном рынке; 

в) на фоне обмена сбережений на иностранную валюту происходит процесс сужения области образования банковских ресурсов и кредитования отраслей экономики, производящих материально-вещественные продукты, нематериальные формы богатства и услуги; усиление сосредоточения денежных средств в одном банке, в Банке России. 

г) замораживание  процесса кредитования российской экономики  за счет повышения кредитных рисков;

д) выведение государством денежных средств из реального сектора экономики благодаря заимствованиям государства на внутреннем финансовом рынке (1995-1998 гг.), а также дефолту, то есть отказу государства платить по своим долгам.

2) Вторая  особенность государственного регулирования российского рынка капитала заключается в подчинении финансовой и монитарно-кредитной политики ситуации, сложившейся в реальном секторе. Еще в 2000 году отмечалось, что слабым местом российской экономики являлось отсутствие комплексных инвестиций в реальный сектор экономики.

   «Негативная динамика инвестиционной активности в реальной секторе российской экономики привела к значительному физическому и моральному износу используемого производственного аппарата (по разным оценкам, от 50 до 70 % основных фондов производственного назначения требуют немедленной замены, а средний срок службы оборудования превысил 15 лет)»23

   «Оценка инвестиционной привлекательности Российской Федерации характеризует процесс вложения капитала в экономику страны как высоко рисковый, что обусловливает повышенные требования в его доходности»24. Различные факторы макроэкономической стабильности, включающие темп роста ВВП («рыночной стоимости всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления»25), профицит федерального бюджета («превышение доходов над расходами»26), рост золотовалютных резервов, а также фактор текущих валютно-финансовых рисков в Российской федерации находятся на достаточно высоком уровне, не меньшим, чем у основных конкурентов, заинтересованных в привлечении иностранных инвестиций. Однако, наличие большого количества факторов, которые характеризуют эффективность ведения бизнеса, политическую ситуацию, защиту права собственности и коррумпированность, определяют инвестиционный климат в России как неблагоприятный.        

   К числу базовых оснований,  приведших к инвестиционному  кризису, также относятся различные  недостатки налоговой системы.  Один из наиболее явных недостатков проявляется в том, что налоговая система изначально направлена на осуществление фискальной функции, в то время как стимулирующей функции придается лишь второстепенное значение.

   Замедляет развитие инвестиционной  активности тот факт, что на территории Российской Федерации отсутствуют гарантии возвращения средств, которые ранее были вложены в экономику. Риски, связанные с инвестированием, определены наличием высокого уровня криминала в сфере бизнеса, низким уровнем развития инфраструктуры предпринимательства и правовой защиты инвестиций. 

3) Третья  особенность государственного регулирования  рынка капитала связана с зависимостью от внешних финансовых задолженностей. Крупные займы, произведенные государством с начала 1991 по 1995 гг., породили интенсификацию инфляционного давления. Фактором, который спровоцировал данную интенсификацию инфляционного давления, является сокращение общественного процесса создания материальных благ, охватывающего как производительные силы общества, так и производственные отношения людей, а также сжатие рынка предложения предметов торговли.

Информация о работе Рынок капитала в России