Рынок капиталов и процентная ставка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 22:04, курсовая работа

Описание работы

Рынок капитала—это составная часть общего рынка факторов производства. Чтобы его понять, необходимо выяснить само содержание категории «капитал». Существует несколько точек зрения на эту сложную экономическую категорию. Так, есть мнение, что капитал—это деньги, поскольку они являются универсальным товаром, который можно использовать для выплаты заработной платы и расчетов с поставщиками, инвестирования в развитие производства.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….3
Капитал как фактор производства
Понятие капитала, виды капитала……………………………5
Понятие спроса и предложения на рынке капитала…………7
Эффективность капитала ,инвестирование и окупаемость
Инвестиций……………………………………………………..15
Процентная ставка как цена капитала
Понятие процентной ставки…………………………………..26
Факторы, влияющие на процентную ставку…………………33
Заключение……………………………………………………………..35
Список литературы…………………………………………………….37

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 143.63 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тюменский государственный нефтегазовый университет»

Институт менеджмента и бизнеса

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине:

Экономическая теория

На тему:

«Рынок капиталов и процентная ставка»

 

 

 

 

Выполнил: студентка группы ГМУбз-13-1

Бурковская А.Н.

Проверил: Ефремова В.В.

 

 

 

Тюмень

ТюмГНГУ

2014

Содержание

Введение……………………………………………………………….3

  1. Капитал как фактор производства

    1. Понятие капитала, виды капитала……………………………5

    1. Понятие спроса и предложения на рынке капитала…………7

    1. Эффективность капитала ,инвестирование и окупаемость

Инвестиций……………………………………………………..15

  1. Процентная ставка как цена капитала

    1. Понятие процентной ставки…………………………………..26

    1. Факторы, влияющие на процентную ставку…………………33

Заключение……………………………………………………………..35

Список литературы…………………………………………………….37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Рынок капитала—это составная часть общего рынка факторов производства. Чтобы его понять, необходимо выяснить само содержание категории «капитал». Существует несколько точек зрения на эту сложную экономическую категорию. Так, есть мнение, что капитал—это деньги, поскольку они являются универсальным товаром, который можно использовать для выплаты заработной платы и расчетов с поставщиками, инвестирования в развитие производства.

Другие экономисты считают, что капитал - это время, ибо для получения дохода нужен период времени. Причем доход является своего рода вознаграждением за отказ от удовлетворения текущих потребностей ради их удовлетворения в будущем.

Марксистская точка зрения состоит в том, что капитал—стоимость, приносящая прибавочную стоимость, то есть самовозрастающая стоимость. Как считал К. Маркс, источником самовозрастания капитала является прибавочная стоимость, которая создается наемными рабочими и присваивается собственниками средств производства—капиталистами. Капитал находится в движении, в процессе кругооборота, в ходе которого он проходит различные стадии, принимая при этом три различные формы кругооборота (денежную, производительную, товарную). Хотя капитал и предстает в данных конкретных формах, но деньги, машины и товары являются капиталом не сами по себе, а в качестве носителя особого экономического отношениях способности приносить владельцу средств производства прибавочную стоимость (прибыль).

Широко распространено мнение, что капитал — средства производства, которые можно использовать для производства других товаров. Данное понимание капитала как блага имеет длинную историю. Так, например, физиократы в качестве капитала рассматривали землю, А. Смит—накопленные блага и труд, а Д. Рикардо—инвестированные средства производства.

Есть экономисты, считающие, что капитал—источник процента. Они исходят из того, что капитал может приносить его собственнику процент или другой доход. При этом к сущности капитала подходят односторонне, сужают его до ссудного товара—капитала, приносящего процент, не раскрывается и роль капитала как источника процента.

При использовании достижений НТР сущность капитала стали сводить к «человеческому капиталу». Роль науки, которая все больше превращается в непосредственную производительную силу, резко возрастает. Инвестиции в сферу науки и образования, способствующие формированию «человеческого капитала», во многом определяют возможности экономического роста и повышения уровня жизни народа.

Еще одним термином, вызывающим споры экономистов, являются капитальные вложения. В рамках централизованной плановой системы использовалось понятие «валовые капитальные вложения», под которым понимались все затраты на воспроизводство основных фондов, включая затраты на их ремонт. В настоящее время употребляется термин инвестиции. Под инвестициями в широком смысле понимаются денежные средства государства, предприятий и физических лиц, направляемые на создание, обновление основных фондов, расширение действующих производственных мощностей (реальные), а также на приобретение акций, облигаций и других ценных бумаг и активов (портфельные).

Теоретическая и практическая значимость проблемы на рынке капитала и капитальных вложений для экономики России, а также ее недостаточная разработанность в современных условиях определяют актуальность настоящей курсовой работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие капитала

В практическом смысле "капитал" - это действующий (вложенный в дело) источник дохода, дающий общественно полезный эффект. Превышение поступающих от использования капитала средств над вложениями образует прибыль. Направление ее части на развитие производства означает капитализацию (реинвестирование) прибыли.

Двойственность понятия капитала (как производственного фактора) определяется структурой баланса предприятия. Если рассматривать пассив, то можно выделить собственный капитал предприятия, то есть те финансовые средства, которые предприятие (предприниматель) создает себе само, и чужие (заемные) средства, образующие чужой капитал.

Со стороны актива можно выделить денежный капитал (финансовые средства) и вещественный (реальный) капитал. Предоставление денежного капитала для покупки средств производства называется финансированием, превращение денежного капитала в реальный капитал - инвестированием.

Средства производства длительного пользования надолго привязывают финансовые средства к производству, поэтому плата за пользование таким капиталом высока: имеют место издержки финансовых средств на процент и производственного капитала на амортизацию и ремонт. Эти издержки возникают независимо от количества производимой продукции, то есть являются постоянными. Если в капиталоемком производстве фактор "капитал" все время оказывается незагруженным, то постоянные издержки распределяются на меньшее количество продукции, что ведет к росту полных издержек на единицу продукции, снижению прибыли и рентабельности капитала. Производительность предприятия определяется не только количественными характеристиками производственного фактора "капитал" (числом зданий, машин, станков, транспортных средств и т. д.), но и его качеством. В современном производстве технологическое оборудование быстро "стареет" и, будучи физически неизношенным, уже не может

обеспечить выпуск товаров, потребных рынку (моральное старение). Поэтому законодательство и деловые обычаи во многих случаях допускают ускоренную амортизацию оборудования, то есть ускоренное уменьшение величины капитала по его физическому и моральному износу.

Таким образом, величина производственного фактора "капитал" изменяется под влиянием инвестиций и издержек капитала. Если инвестиции равны издержкам, то величина капитала остается неизменной. В случае, когда инвестиции меньше издержек, величина капитала падает (такое состояние характерно в последние годы для многих производств российской промышленности). Если инвестиции превышают издержки производства, то величина капитала возрастает.

Для того чтобы обеспечить непрерывность производства, необходимо постоянно поддерживать величину капитала. Поэтому издержки производственного капитала (амортизация) включаются в себестоимость продукции и соответствующая часть дохода от реализации продукции зачисляется в амортизационный фонд предприятия, который расходуется на восстановление основных производственных фондов, то есть реального капитала.

Амортизационный фонд является основным источником инвестиций на замену выбывшего (изношенного) оборудования. Если этот механизм нарушается, производственные фонды стареют (величина капитала уменьшается), снижаются объем производства и качество выпускаемой продукции, что ведет к ухудшению финансового положения предприятий, вплоть до банкротства. Трудности, переживаемые в последние годы многими российскими предприятиями, вызваны именно тем, что перестал действовать механизм инвестирования из амортизационных фондов. Решающую роль в этом сыграла инфляция, которая привела к искусственному обесцениванию производственных фондов, так как их стоимость своевременно не приводилась к новым ценам. Амортизация начислялась в устаревших ценах, и величина амортизационных фондов стала недостаточной для замены выбывшего оборудования. Повинно в этом, в первую очередь, хозяйственное законодательство, реакция которого на инфляционные процессы оказалась неадекватной их последствиям.

Доход приносит не только производственный фактор "капитал", но и другие источники (деньги, акции и т. п.). Однако все эти источники в конечном счете обеспечивают доход в результате инвестирования в объекты предпринимательской деятельности - в производство товаров и услуг, удовлетворяющих потребности общества. Так, деньги не приносят их владельцам доход до тех пор, пока они не вложены в прибыльное дело. Вклады в банк приносят их вкладчикам доход в виде процентов благодаря тому, что банк инвестирует принятые им вклады в производство путем предоставления предприятиям кредитов под более высокий процент, чем процент по вкладам.

 

 

 

 

Понятие спроса и предложения

Закон спроса

 
 

Спрос — это платежеспособная потребность в каком-либо товаре или услуге.

Величина спроса   — это количество товаров и услуг, которое покупатели готовы приобрести в данное время, в данном месте, при данных ценах.

Потребность в некотором благе подразумевает желание обладать товарами. Спрос же предполагает не только желание, но и возможность его приобретения по существующим на рынке ценам.

Виды спроса:

  • Индивидуальный спрос
  • Рыночный спрос
  • Спрос на факторы производства (Спрос производства)
  • Потребительский спрос

Факторы влияющие на спрос

На величину спроса влияет огромное количество факторов (детерминантов). Спрос зависит от:

  • использования рекламы
  • моды и вкусов
  • ожидания потребителей
  • изменений предпочтений окружающей среды
  • доступности товаров
  • величины доходов
  • полезности вещи
  • цены установленной на взаимозаменяемые товары
  • а также зависит от количества населения.

Максимальная цена, которую покупатели готовы заплатить за определенное количество данного товара или услуги называется ценой спроса (обозначают  )

Различают экзогенный и эндогенный спрос.

Экзогенный спрос — это такой спрос, изменения которого вызывается вмешательством правительства, либо внедрением каких-либо сил извне.

Эндогенный спрос (внутренний спрос) -образуется внутри общества благодаря тем факторам, которые существуют в данном обществе.

Зависимость между величиной спроса и определяющими его факторами называют функцией спроса. 
В самом общем виде ее записывают следующим образом   где:

  •  — величина спроса на рассматриваемый товар;
  •  цены рассматриваемого и других товаров;
  •  — потребительский доход;
  •  — ожидания потребителей относительно будущих цен;
  •  — денежный доход потребителей;
  •  — количество потенциальных покупателей;
  •  — вкусы и предпочтения потребителей;
  •  — другие факторы.

Если все факторы, определяющие величину спроса считать неизменными для данного периода времени, то можно от общей функции спроса перейти к функции спроса от цены:  . Графическое изображение функции спроса от цены на координатной плоскости получило название кривой спроса (рисунок ниже).

Изменения происходящие на рынке связанные с количественным предложением товара всегда зависят от цены установленной на данный товар. Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос всегда существует определенное соотношение. Высокая цена товаров ограничивает спрос на него, уменьшение цены на этот товар как правило характеризует возрастание спроса на него.

Изменения спроса и величины спроса

При анализе рыночной конъюнктуры необходимо проводить четкое различие между спросом и величиной спроса, а также между изменениями величины спроса и изменениями в самом спросе на данный товар.

Изменение величины спроса наблюдается при изменении цены рассматриваемого товара и неизменности всех прочит параметров (вкусов, доходов, цен на другие товары). На графике подобное изменение отражается движением вдоль кривой спроса из точки (стрелка №1).

Изменение спроса происходит при неизменности рыночных цен на рассматриваемый товар, т.е. под воздействием каких-либо неценовых факторов, и на графике отражается смещением кривой спроса вправо или влево (стрелка №2).

  •  — Цена
  •  — Объем спроса
  •  — Кривая спроса

Неценовые детерминанты спроса

Факторы, оказывающие воздействие на спрос при неизменных ценах на рассматриваемый товар, называются неценовыми детерминантами спроса. Среди наиболее значимых неценовых детерминант экономисты выделяют:

1. Вкусы и предпочтения потребителей.

Так, например, активная рекламная компания здорового образа жизни, может привести к росту спроса на спортивные тренажеры и натуральные продукты, увеличив величину спроса при тех же ценах (сдвиг кривой спроса вправо).

Информация о работе Рынок капиталов и процентная ставка