Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 22:04, курсовая работа
Рынок капитала—это составная часть общего рынка факторов производства. Чтобы его понять, необходимо выяснить само содержание категории «капитал». Существует несколько точек зрения на эту сложную экономическую категорию. Так, есть мнение, что капитал—это деньги, поскольку они являются универсальным товаром, который можно использовать для выплаты заработной платы и расчетов с поставщиками, инвестирования в развитие производства.
Введение……………………………………………………………….3
Капитал как фактор производства
Понятие капитала, виды капитала……………………………5
Понятие спроса и предложения на рынке капитала…………7
Эффективность капитала ,инвестирование и окупаемость
Инвестиций……………………………………………………..15
Процентная ставка как цена капитала
Понятие процентной ставки…………………………………..26
Факторы, влияющие на процентную ставку…………………33
Заключение……………………………………………………………..35
Список литературы…………………………………………………….37
Понятие капитала
В практическом смысле "капитал" - это действующий (вложенный в дело) источник дохода, дающий общественно полезный эффект. Превышение поступающих от использования капитала средств над вложениями образует прибыль. Направление ее части на развитие производства означает капитализацию (реинвестирование) прибыли.
Двойственность понятия капитала (как производственного фактора) определяется структурой баланса предприятия. Если рассматривать пассив, то можно выделить собственный капитал предприятия, то есть те финансовые средства, которые предприятие (предприниматель) создает себе само, и чужие (заемные) средства, образующие чужой капитал.
Со стороны актива можно выделить денежный капитал (финансовые средства) и вещественный (реальный) капитал. Предоставление денежного капитала для покупки средств производства называется финансированием, превращение денежного капитала в реальный капитал - инвестированием.
Средства производства длительного пользования надолго привязывают финансовые средства к производству, поэтому плата за пользование таким капиталом высока: имеют место издержки финансовых средств на процент и производственного капитала на амортизацию и ремонт. Эти издержки возникают независимо от количества производимой продукции, то есть являются постоянными. Если в капиталоемком производстве фактор "капитал" все время оказывается незагруженным, то постоянные издержки распределяются на меньшее количество продукции, что ведет к росту полных издержек на единицу продукции, снижению прибыли и рентабельности капитала. Производительность предприятия определяется не только количественными характеристиками производственного фактора "капитал" (числом зданий, машин, станков, транспортных средств и т. д.), но и его качеством. В современном производстве технологическое оборудование быстро "стареет" и, будучи физически неизношенным, уже не может
обеспечить выпуск товаров, потребных рынку (моральное старение). Поэтому законодательство и деловые обычаи во многих случаях допускают ускоренную амортизацию оборудования, то есть ускоренное уменьшение величины капитала по его физическому и моральному износу.
Таким образом, величина производственного фактора "капитал" изменяется под влиянием инвестиций и издержек капитала. Если инвестиции равны издержкам, то величина капитала остается неизменной. В случае, когда инвестиции меньше издержек, величина капитала падает (такое состояние характерно в последние годы для многих производств российской промышленности). Если инвестиции превышают издержки производства, то величина капитала возрастает.
Для того чтобы обеспечить непрерывность производства, необходимо постоянно поддерживать величину капитала. Поэтому издержки производственного капитала (амортизация) включаются в себестоимость продукции и соответствующая часть дохода от реализации продукции зачисляется в амортизационный фонд предприятия, который расходуется на восстановление основных производственных фондов, то есть реального капитала.
Амортизационный фонд является основным источником инвестиций на замену выбывшего (изношенного) оборудования. Если этот механизм нарушается, производственные фонды стареют (величина капитала уменьшается), снижаются объем производства и качество выпускаемой продукции, что ведет к ухудшению финансового положения предприятий, вплоть до банкротства. Трудности, переживаемые в последние годы многими российскими предприятиями, вызваны именно тем, что перестал действовать механизм инвестирования из амортизационных фондов. Решающую роль в этом сыграла инфляция, которая привела к искусственному обесцениванию производственных фондов, так как их стоимость своевременно не приводилась к новым ценам. Амортизация начислялась в устаревших ценах, и величина амортизационных фондов стала недостаточной для замены выбывшего оборудования. Повинно в этом, в первую очередь, хозяйственное законодательство, реакция которого на инфляционные процессы оказалась неадекватной их последствиям.
Доход приносит не только производственный фактор "капитал", но и другие источники (деньги, акции и т. п.). Однако все эти источники в конечном счете обеспечивают доход в результате инвестирования в объекты предпринимательской деятельности - в производство товаров и услуг, удовлетворяющих потребности общества. Так, деньги не приносят их владельцам доход до тех пор, пока они не вложены в прибыльное дело. Вклады в банк приносят их вкладчикам доход в виде процентов благодаря тому, что банк инвестирует принятые им вклады в производство путем предоставления предприятиям кредитов под более высокий процент, чем процент по вкладам.
Понятие спроса и предложения
Закон спроса
Спрос — это платежеспособная потребность в каком-либо товаре или услуге.
Величина спроса — это количество товаров и услуг, которое покупатели готовы приобрести в данное время, в данном месте, при данных ценах.
Потребность в некотором благе подразумевает желание обладать товарами. Спрос же предполагает не только желание, но и возможность его приобретения по существующим на рынке ценам.
Виды спроса:
Факторы влияющие на спрос
На величину спроса влияет огромное количество факторов (детерминантов). Спрос зависит от:
Максимальная цена, которую покупатели готовы заплатить за определенное количество данного товара или услуги называется ценой спроса (обозначают )
Различают экзогенный и эндогенный спрос.
Экзогенный спрос — это такой спрос, изменения которого вызывается вмешательством правительства, либо внедрением каких-либо сил извне.
Эндогенный спрос (внутренний спрос) -образуется внутри общества благодаря тем факторам, которые существуют в данном обществе.
Зависимость между величиной спроса
и определяющими его факторами называют
функцией спроса.
В самом общем виде ее записывают следующим
образом
где:
Если все факторы, определяющие величину спроса считать неизменными для данного периода времени, то можно от общей функции спроса перейти к функции спроса от цены: . Графическое изображение функции спроса от цены на координатной плоскости получило название кривой спроса (рисунок ниже).
Изменения происходящие на рынке связанные с количественным предложением товара всегда зависят от цены установленной на данный товар. Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос всегда существует определенное соотношение. Высокая цена товаров ограничивает спрос на него, уменьшение цены на этот товар как правило характеризует возрастание спроса на него.
Изменения спроса и величины спроса
При анализе рыночной конъюнктуры необходимо проводить четкое различие между спросом и величиной спроса, а также между изменениями величины спроса и изменениями в самом спросе на данный товар.
Изменение величины спроса наблюдается при изменении цены рассматриваемого товара и неизменности всех прочит параметров (вкусов, доходов, цен на другие товары). На графике подобное изменение отражается движением вдоль кривой спроса из точки (стрелка №1).
Изменение спроса происходит при неизменности рыночных цен на рассматриваемый товар, т.е. под воздействием каких-либо неценовых факторов, и на графике отражается смещением кривой спроса вправо или влево (стрелка №2).
Неценовые детерминанты спроса
Факторы, оказывающие воздействие на спрос при неизменных ценах на рассматриваемый товар, называются неценовыми детерминантами спроса. Среди наиболее значимых неценовых детерминант экономисты выделяют:
1. Вкусы и предпочтения
Так, например, активная рекламная компания здорового образа жизни, может привести к росту спроса на спортивные тренажеры и натуральные продукты, увеличив величину спроса при тех же ценах (сдвиг кривой спроса вправо).