Рынок капиталов и процентная ставка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 22:04, курсовая работа

Описание работы

Рынок капитала—это составная часть общего рынка факторов производства. Чтобы его понять, необходимо выяснить само содержание категории «капитал». Существует несколько точек зрения на эту сложную экономическую категорию. Так, есть мнение, что капитал—это деньги, поскольку они являются универсальным товаром, который можно использовать для выплаты заработной платы и расчетов с поставщиками, инвестирования в развитие производства.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….3
Капитал как фактор производства
Понятие капитала, виды капитала……………………………5
Понятие спроса и предложения на рынке капитала…………7
Эффективность капитала ,инвестирование и окупаемость
Инвестиций……………………………………………………..15
Процентная ставка как цена капитала
Понятие процентной ставки…………………………………..26
Факторы, влияющие на процентную ставку…………………33
Заключение……………………………………………………………..35
Список литературы…………………………………………………….37

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 143.63 Кб (Скачать файл)

2. Доходы потребителей.

Для подавляющей группы нормальных качественных товаров рост дохода вызывает увеличение спроса при тех же ценах и соответствующее смещение кривой спроса вправо.

Однако для относительно худших товаров, имеющих сравнительно более низкое качество, рост дохода побуждает потребителя заменить относительно худший товар более качественным и тем самым сокращает спрос. В результате кривая спроса смещается влево.

3. Число потребителей.

При прочих равных условиях , чем больше число потенциальных покупателей, тем выше рыночный спрос на товар.

4. Цены на другие товары.

Данный фактор является неценовым, т.к. предполагает неизменность цены рассматриваемого товара. Цена же любого другого товара кроме того, который мы анализируем, выступает в качестве неценового, или экзогенного фактора.

Различают условно три группы "других" товаров:

  • нейтральные, т.е. оказывающие крайне низкое, близкое к нулю влияние на рынок основного товара, например, чай и фрезерные станки;
  • заменители, удовлетворяющие аналогичные потребности, и потому являющиеся конкурентами для основного товара, например, чай и кофе;
  • дополняющие, чье потребление обусловлено потреблением основного товара, например, чай и сахар.

Если от первой группы товаров можно абстрагироваться, то изменение цен на товары дополняющие и товары-заменители будет оказывать существенное воздействие на рыночный спрос анализируемого товара.

Рост цены на товар-заменитель ведет к сокращению величины спроса на него и, как следствие, к увеличению спроса на основной товар. (Примером может служить ситуация 70-80-х гг. на рынке нефти, когда рост цен на этот энергоноситель спровоцировал рост спроса на альтернативные источники энергии: атомную, энергию солнца, ветра и т.д.).

Напротив, рост цены на товар дополняющий ведет к сокращению спроса на основной товар, и наоборот, падение цен к его возрастанию. Так, снижение цен на принтеры для персональных компьютеров вызвало резкое увеличение спроса на высококачественную бумагу. Оба примера могут быть проиллюстрированы смещением кривой спроса влево.

5. Экономические ожидания потребителей.

Ожидания могут касаться изменения цен, денежных доходов, макроэкономической ситуации в стране и т.д. Так, ожидания роста цен (так называемые инфляционные ожидания) могут вызвать рост спроса на товар уже в настоящий период времени, что будет графически означать сдвиг кривой спроса вправо, а ожидания сокращения денежных доходов (например, в связи с предстоящим увольнением) — сокращение спроса и соответствующее смещение кривой спроса влево.

К неценовым факторам влияющим на спрос относят:

  • Изменения в денежным доходах населения
  • Изменения в структуре и количестве населения
  • Изменения цен на другие товары (особенно на товары заменители, или взаимодополняющие товары)
  • Экономическая политика государства
  • Изменение потребительских предпочтений, под воздействием рекламы, моды.

Исследование неценовых факторов позволяет сформулировать закон спроса.

Закон спроса. Если цены на какой-либо товар увеличиваются, и при этом все прочие параметры остаются неизменными, то спрос будет предъявляться на все меньшее количество данного товара.

Действие закона спроса может быть объяснено на основе действия двух взаимосвязанных эффектов: эффекта дохода и эффекта замещения. Суть этих эффектов в следующем:

  • С одно стороны, рост цен сокращает реальный доход потребителя при неизменной величине его денежного дохода, снижает его покупательную способностью, что ведет к относительному сокращению величины спроса на подорожавший товар (эффект дохода).
  • С другой стороны, этот же рост цен делает более привлекательными для потребителя другие товары, побуждает его заменить подорожавший товар более дешевым аналогом, что опять таки ведет к сокращению величины спроса на него (эффект замещения).

Закон спроса не действует в следующих случаях:

  • Парадокс Гиффена (Рост цен на основную группу товаров первой необходимости приводит к откажу от более дорогих и качественных товаров, и к увеличению объема спроса на данный основной продукт (может наблюдаться в период голода). Например во время голода в Ирландии в середине 19 века объем спроса на картофель увеличился. Гиффен связан это с тем, что в бюджете бедных семей расходы на картофель занимали значительную долю. Повышение цен на данный товар приводило к тому, что реальные доходы этих слоев населения падали, и они были вынуждены сокращать покупки прочих товаров, увеличивая потребление картофеля, чтобы выжить и не умереть с голода)
  • Когда цена является показателем качества (В этом случае потребитель может считать что высокая цена товара свидетельствует о его высоком качестве и увеличении спроса)
  • Эффект Веблена (Связан с престижным спросом, ориентированном на приобретение товаром, свидетельствующих по мнению покупателю о его высоком статусе или принадлежности к "товарам-льготникам")
  • Эффект ожидаемой динамики цен (Если цена товара снижается и потребители ожидают сохранение этой тенденции, то размер спроса в данный временной период может уменьшаться и наоборот)
  • Для редких и дорогостоящих товаров, являющихся средством вложения денег.

 

Закон предложения

Анализ рыночного механизма будет односторонним без рассмотрения предложения, характеризующего экономическую ситуацию на рынке не со стороны покупателя, как спрос, а со стороны продавца.

Предложение - это совокупность товаров и услуг, которые находятся на рынке, и которые продавцы готовы продать покупателю по данной цене.

Величина предложения — это количество товаров и услуг, которое продавцы готовы продать в данное время, в данном месте и при данных ценах, но величина предложения не всегда совпадает с объемом производства и объемом продаж на рынке.

Цена предложения — это прогнозная минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного товара.

Объем и структура предложения характеризует экономическую ситуацию на рынке со стороны продавцов (производителей) и определяется размерами и возможностями производства, а также той долей товаров, которая направляется на рынок и при благоприятных экономических стечений обстоятельств может быть приобретена покупателями. К товарному предложению относят все товары, находящиеся на рынке, и в том числе относят товары находящиеся в пути.

Объем предложения, как правило меняется в зависимости от цены. Если цена окажется низкой, то продавцы предложат мало товара, другую часть товара придержат на складе, если же цена будет высокой, то производитель предложит рынку максимальное количество товаров. Когда же цена существенно возрастет и окажется очень высокой то производители постараются увеличить предложение товаров, пытаясь сбыть даже бракованные изделия. Предложение товаров на рынке во многом зависит от издержек производства, то есть тех производственных затрат, которые напрямую формируют издержки связанные с процессом производства.

Предложение исследуется по трем временным интревалам:

  • Краткосрочный — до 1 года
  • Среднесрочный — от 1 года до 5 лет
  • Долгосрочный — более 5 лет

Объемом предложения называют количество какого-либо товара, который желает продать на рынке отдельный продавец или группа продавцов в единицу времени при определенных экономических условиях

Функция предложения от цены характеризует зависимость объема предложения товара от его денежного эквивалента

Кривая предложения показывает, какое количество продукции готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени.

Как и при рассмотрении спроса, не следует смешивать изменения объема предложения и изменения предложения:

  1. Изменение объема предложения наблюдается при изменении цены рассматриваемого товара и неизменных прочих факторов рыночной конъюнктуры и предполагает движение вдоль кривой предложения (стрелка №1)
  2. Изменение предложения, напротив, означает изменение всей функции предложения за счет изменения каких-либо неценовых фактор при неизменной цене на анализируемый товар (стрелка №2)

  • Q — кол-во продукции, которое готов предложить производитель
  • S — предложение

Закон предложения — объем предложения товара увеличивается при росте цены и уменьшается при ее снижении.

К неценовым факторам предложения относят:

  • изменение издержек производства в результате технических нововведений, изменения источников ресурсов, изменения связанные с налоговой политикой, а также характеристики, которые влияют на формирование стоимости факторов производства.
  • Выход на рынок новых фирм.
  • Изменения цен на другие товары приводящих к уходу фирмы из отрасли.
  • Природные катастрофы
  • Политические действия и войны
  • Перспективные экономические ожидания
  • Фирмы занятые в отрасли при увеличении цены задействуют резервные или быстровводимые новые мощности, что автоматически приводит к увеличению предложения.
  • В случае продолжительного увеличения цены в эту отрасль устремятся другие производители, что еще больше увеличит производство и как факт возможно увеличение предложения.

На кривую предложения огромную роль оказывает технический прогресс. Он позволяет снижать издержки производства и варьировать количество товаров на рынке. Анализ графика предложения во много обусловлен той технологией производства, которой пользуется производитель, наличием и доступностью сырья используемых при изготовлении товара. Если мобильность производства используемые в нем ресурсы высока, то кривая предложения будет иметь более пологий вид т.е. приплющена вниз.

Воздействие изменения спроса и предложения на величину равновесной цены и равновесное количество продукта

Изменение предложения

Изменение спроса

Воздействие на равновесную цену

Воздействие на равновесное количество продукта

Увеличение 
Сокращение 
Увеличение 
Сокращение

Сокращение 
Увеличение 
Увеличение 
Сокращение

Снижение 
Повышение 
Неопределенно 
Неопределенно

Неопределенно 
Неопределенно 
Увеличение 
Уменьшение


Эффективность капитала

Основным критерием эффективности капитала является его рентабельность, что определяется аудитом на стадии как формирования, так и использования на предприятии.

Рентабельность вложения капитала является движущей силой в бизнесе, инвестиционной деятельности. Средства, которые используются для формирования капитала предприятия, имеют свою цену. Ее величина, или стоимость капитала, определяется возможностями предприятия в выборе источников финансирования. При этом необходимо определять стоимость капитала в широком смысле, т.е. показать, во что обходится предприятию весь используемый капитал или какую отдачу имеет физическое либо юридическое лицо от вложения своих средств в предприятие. Иначе говоря, стоимость капитала — это размер финансовой ответственности, принятой предприятием за использование привлеченных средств в своей деятельности. Решением этого вопроса часто занимаются аудиторы как на стадии привлечения средств, так и при их использовании (функционировании капитала).

Для определения стоимости капитала применяются разные способы расчетов, одним из которых является методический прием средневзвешенной оценки. При этом в расчет согласно балансу включают величину капитала, затраты, связанные с привлечением заемных средств, сумму прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия.

В результате найдем показатель, который называется рентабельностью вложения капитала и рассчитывается по такому алгоритму:

Рк =3п + Пч : Кс • 100,                (1)

где 3п — затраты, связанные с привлечением средств на заемной основе;

Пч — чистая прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия;

Кс — совокупный капитал, который используется предприятием.

Величину совокупного капитала аудиторы рассчитывают разными способами, самыми распространенными из которых являются следующие:

сумма долгосрочных активов по остаточной стоимости текущих активов, т.е. итоговые данные I, II и III разделов актива баланса;

сумма долгосрочных и чистых текущих активов. Величину чистых текущих активов рассчитывают способом исключения из итогов II и III разделов актива баланса (текущих активов) текущих пассивов;величина валюты баланса.

Показатели капитала рассчитывают на конкретную дату (в основном на конец периода) или способом определения его средней величины.

Расчет первым способом осуществляется на основе определения величины совокупного капитала, т.е. стоимости имущества предприятия, источником формирования которого являются средства, привлеченные на кратко- и долгосрочной основе. Использование в знаменателе алгоритма (1) этой величины позволяет рассчитать показатель, который называется рентабельностью активов.

Расчет другим способом основывается на том, что капитал — это долгосрочное финансирование. Поэтому в расчет принимается только собственный и долгосрочный заемный капитал, т.е. активы за вычетом текущих пассивов.

Информация о работе Рынок капиталов и процентная ставка