Рынок труда, его сущность, состав и значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 14:17, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических и методических основ рынка труда, а так же проведение анализа рынка труда Российской Федерации за 2010-2012 гг.
Задачи курсовой работы:
- Рассмотреть сущность рынка труда, его типология и структура;
- Проанализировать развитие рынка труда в РФ.

Содержание работы

Введение.......................................................................................................................3
Глава 1.Сущность рынка труда, его типология и структура...................................6
1.1.Понятие и содержание рынка труда........................................................6
1.2.Механизм функционирования рынка труда..........................................10
1.3.Методы формирования рынка труда.....................................................15
Глава 2.Развитие рынка труда в Российской Федерации.....................................18
2.1.Показатели рынка труда в Российской Федерации..............................18
2.2.Направления развития рынка труда в России.......................................24
Заключение.................................................................................................................31
Список использованной литературы..............

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по дисциплине «Макроэкономика» На тему «Рынок тр.doc

— 290.00 Кб (Скачать файл)

3. Устанавливает равновесные ставки заработной платы;

4. Содействует решению вопросов занятости населения;

5. Осуществляет социальную поддержку безработных.

Основная функция рынка  труда состоит в обеспечении  через сферу обращения перераспределения  рабочей силы в национальном хозяйстве  между отраслями и сферами  производства и обеспечении работой незанятого населения.[ист. 22]

1.2 Механизм функционирования рынка  труда

 

Чтобы понять, как работает рынок труда, следует изучить спрос и предложение на данном рынке. Р.Дж. Эренбергер и Р.С. Смит пишут о том, что исследование рынка труда начинается и заканчивается анализом спроса и предложения и любой результат функционирования рынка труда всегда зависит в той или иной степени от этих составляющих и их взаимодействия.

Цены на производительные услуги, т.е. услуги труда, капитала и т. д., определяются на основе спроса и предложения.

Субъектами спроса на рынке труда выступают бизнес и государство, а субъектами предложения - домашние хозяйства.

На рынке совершенной конкуренции количество нанимаемых предпринимателями работников определяется двумя показателями - размером заработной платы и ценностью (в ее денежном выражении) предельного продукта труда. С увеличением количества нанимаемых работников происходит уменьшение величины предельного продукта (вспомним закон убывающей доходности). Привлечение дополнительной единицы труда прекратится тогда, когда предельный продукт труда в денежном выражении (MRPL) сравняется с величиной заработной платы.[ист. 26]

Объем спроса на труд находится в обратной зависимости от величины заработной платы. При росте ставки заработной платы, при прочих равных условиях, предприниматель в целях сохранения равновесия должен соответственно сократить применение труда, а при ее снижении величина спроса на труд возрастает. Функциональная зависимость между величиной заработной платы и объемом спроса на труд выражается в кривой спроса на труд (рисунок 1).


Рисунок 1. Кривая спроса на труд

На оси абсцисс - величина требующегося труда (L), а на оси ординат - ставка заработной платы (w). Каждая точка на кривой DL показывает, какой будет величина спроса на труд при определенном уровне заработной платы. Конфигурация кривой и ее отрицательный наклон показывают, что более низкой заработной плате соответствует большая величина спроса на труд и наоборот [ист. 10, с. 201].

Иначе обстоит дело с функцией предложения труда. Объем предложения труда также зависит от величины заработной платы, получаемой за производительные услуги. Как правило (а бывает и исключение, как мы увидим в дальнейшем), продавцы на рынке труда в условиях совершенной конкуренции стремятся увеличить предложение в условиях роста заработной платы. Поэтому кривая предложения труда имеет положительный наклон (рисунок 2).

Рисунок 2. Кривая предложения труда

Кривая предложения труда (SL) показывает, что при повышении заработной платы возрастает величина предложения труда, а при ее снижении объем предложения труда уменьшается. Совокупное предложение труда в обществе зависит от многих факторов, определяющих количество и качество предлагаемых услуг труда, среди которых важнейшими являются общая численность населения страны и доля в нем экономически активного населения, средняя продолжительность рабочего дня, профессионально-квалификационный состав работников и др. [ист. 14, с. 242].

Прежде чем объединить оба графика - спроса и предложения труда - остановимся еще на одном важном и интересном экономическом явлении, характеризующем предложение труда. Вернее, на двух явлениях, получивших название эффект замещения и эффект дохода. Действуют они и на рынке труда. Эти эффекты проявляются тогда, когда мы пожелаем выяснить, как отразится на предложении труда отдельного индивидуума повышение ставок заработной платы. На первый взгляд, предложение труда должно вырасти. Однако не будем торопиться с выводами - в игру вступают эффект замещения и эффект дохода.

 

Рисунок 3. Кривая индивидуального предложения труда

На рисунке 3 изображена кривая, показывающая общее количество рабочего времени, которое согласен отработать конкретный работник при данной величине заработной платы. От обычной кривой предложения труда, иллюстрирующей ситуацию на национальном или отраслевом рынках труда, эта кривая отличается своей конфигурацией.

До точки I интересующая нас кривая показывает увеличение предложения труда при росте заработной платы, - она удаляется от оси ординат. Однако, пройдя точку I, кривая SL меняет направление. Она сгибается и, принимая отрицательный наклон, снова приближается к оси ординат, показывая, на первый взгляд, парадоксальную ситуацию - уменьшение предложения труда при дальнейшем росте заработной платы. Таким образом, увеличение заработной платы до определенных размеров ведет к росту предложения труда, которое после достижения максимального уровня (L,) начинает сокращаться вследствие дальнейшего роста заработной платы. Одна и та же причина - увеличение заработной платы приводит и к росту, и к сокращению предложения труда. Почему же это происходит?

Поскольку при увеличении заработной платы каждый час отработанного времени лучше оплачивается, каждый час свободного времени воспринимается работником как возросший убыток, точнее, упущенная выгода. Эта выгода могла бы быть реализована при превращении свободного времени в рабочее - отсюда стремление заместить свободное время дополнительной работой. Соответственно, досуг замещается тем набором товаров и услуг, которые работник может приобрести на возросшую заработную плату. Вышеописанный процесс получил название эффекта замещения на рынке труда. На приведенном на рисунке 3 графике эффект замещения проявляется до точки I, т. е. до начала движения кривой предложения труда влево, к оси ординат.[ист. 7]

Эффект дохода противостоит эффекту замещения и становится ощутим при достижении работником определенного, достаточно высокого уровня материального благополучия. Когда проблемы с хлебом насущным решены, меняется и наше отношение к свободному времени. Оно перестает казаться вычетом из заработной платы, а предстает полем для наслаждения и радости, тем более, что высокая заработная плата позволяет обогатить и разнообразить досуг. Поэтому логичным является возникновение желания купить не только больше товаров, но и иметь большее количество свободного времени. А сделать это можно, лишь сократив предложение труда, купив свободное время не за наличные деньги, а за те деньги, которые могли бы быть получены при отказе от досуга в пользу дополнительной работы. После прохождения кривой SL точки I эффект дохода становится преобладающим, что выражается в сокращении предложения труда при росте заработной платы, а практически в стремлении к переходу работника на сокращенный рабочий день или неделю, к получению дополнительных выходных дней и отпусков (в том числе за «свой счет»).

Вопрос о том, какой эффект (замещения или дохода) является более сильным при данном уровне заработной платы, не имеет точного ответа, поскольку определяется различной реакцией отдельных людей и групп людей на рост заработной платы. Для одного человека 3000 долл. в месяц - тот предел, после которого он не станет отрабатывать сверхурочные часы, даже если бы они оплачивались по более высоким ставкам. Для другого - и 10000 долл. в месяц недостаточно, чтобы предпочесть досуг дополнительной работе. «Всех денег не заработаешь», - гласит русская поговорка, вот только величина «всех денег» для каждого человека - сугубо индивидуальное понятие.

Но, подчеркнем, участок с отрицательным наклоном кривой предложения характерен только для индивидуального предложения труда. На отраслевом уровне кривая предложения труда на всем своем протяжении будет иметь положительный наклон. Другими словами, для отраслевого предложения характерно преобладание эффекта замещения. Даже если для отдельных субъектов более высокие ставки заработной платы могут послужить стимулом для сокращения предложения своих трудовых услуг и увеличению своего досуга, то для других лиц высокая ставка заработной платы послужит сигналом для увеличения предложения труда. Более того, высокие ставки заработной платы могут привлечь работников из других отраслей.

Современный рынок труда испытывает на себе ощутимое государственное воздействие. Законодательная деятельность государства охватывает всю гамму трудовых отношений. Оно не только предъявляет спрос на услуги труда в государственном секторе экономики, но и регулирует его в частном, определяя основные параметры найма в масштабах национальной экономики [ист. 15, с. 250].

1.3. Методы регулирования рынка труда

 

Регулирующая функция государства  состоит в том, чтобы максимально  сблизить спрос на наемную рабочую  силу (со стороны работодателей) и  предложения трудоспособного населения. Причем сближение и сбалансированность необходимо обеспечить не только по количеству и качественной структуре, но и во времени и пространстве, на макроуровне и на микроуровне. В силу регулирования занятости объектом микроуровня является предприятие, как первичное звено экономики, и город (населенный пункт), как первичное звено территории, жители которого характеризуются общностью интересов в реализации права каждого из них на трудовую деятельность.

Концепция государственной политики занятости должна базироваться на критериях  экономической эффективности и социальной справедливости, ориентация на который призвана решать задачи содействия занятости и защиты трудоспособных граждан от хронической и массовой безработицы. В свою очередь, воздействуя на решение задач в области занятости и социальной политики в целом, государство системой взаимосвязанных мер участвует в создании и поддержании необходимого для экономического возрождения социально-политического климата. Таким образом, речь идет о формировании регулирующей функции государства в области занятости населения, которое не должно ограничиваться организацией содействия в трудоустройстве населения, им следует охватить и сферу «занятого» наемного труда (внутрифирменный рынок труда). Невнимание к этой сфере может сказаться на уровне занятости и безработицы, постоянно сводя на нет меры по трудоустройству незанятого населения, состав которых будет пополняться из среды занятого наемного труда [ист. 9, с. 131].

Общая закономерность, действие которой  в условиях российской экономики  не вызывает сомнения, состоит в зависимости уровня и динамики инвестиций. И основная проблема при этом заключается не в необходимости резкого снижения гипертрофированно раздутого объема капитальных вложений, а в изменении источников финансирования, главным из которых был государственный бюджет, в сторону повышения роли негосударственного (акционерного, частного) капитала. Другая закономерность, обусловленная научно-техническим прогрессом и его влиянием на факты высвобождения работников, характерная для индустриальных стран, пока что не угрожает обществу снижением уровня занятости и увеличением безработицы. Такое состояние может продолжаться до тех пор, пока в России не наступит финансово-кредитная и ценовая стабилизация и хозяйственные субъекты в поиске путей увеличения эффективности производства не обратятся к резервам производительности труда. Функция регулирования занятости, будучи частью формирующейся системы регулирования социально-экономическими процессами в обществе, объективно требует комплексного подхода при разработке и реализации мер по созданию условий, обеспечивающих согласованное движение рабочей силы и рабочих мест как на уровне основного звена экономики и первичного звена территорий, так и на общероссийском уровне. Комплексный подход может быть обеспечен на основе взаимодействия органов исполнительной власти, в той или иной степени (непосредственно либо опосредовано) участвующих в выработке и реализации государственной политики занятости [ист. 8, с. 18].

Основная тяжесть в реализации политики занятости ложится на республики и регионы, значит, и соответствующие финансовые ресурсы (бюджетные и внебюджетные) должны быть в их руках.

Государственная политика в области  занятости населения должна быть реально направлена на:

- обеспечение равных возможностей всем гражданам в реализации права на труд и свободный выбор формы занятости;

- поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан.

- содействие развитию их способностей к производительному труду путем координации деятельности в области занятости с другими направлениями экономики и социальной политики;

- соблюдение принципа добровольности труда, свободного выбора вида занятости путем поощрения работодателей, создающих новые рабочие места;

- обеспечение социальной защиты населения в области занятости на основе координации деятельности государственных органов, профсоюзов, предпринимателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения.

Вопросами регулирования занятости  населения занимаются различные  органы государственной власти и  общественные организации. [ист. 19]

Глава 2. Развитие рынка труда в Российской Федерации

2.1. Показатели рынка труда в  Российской Федерации 

 

Российская экономика активно  развивается, и рынок труда реагирует  ростом потребностей на все категории  персонала — от рабочих до топ-менеджеров. Эксперты прогнозируют, что через пять-шесть лет на рынке может возникнуть острый дефицит молодых специалистов. Такая ситуация связана с демографическим кризисом в стране, что ведет к постоянному уменьшению доли трудоспособного населения — граждан в возрасте от 25 до 40 лет. (Приложение 1)

Численность экономически активного  населения в январе 2012 г. составила, по итогам обследования населения по проблемам занятости, 74,9 млн.человек, или около 53% от общей численности населения страны, в их числе 70,0 млн.человек, или 93,4% экономически активного населения были заняты в экономике и 4,9 млн.человек (6,6%) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные). В государственных учреждениях службы занятости населения зарегистрировано в качестве безработных 1,3 млн.человек [ист. 16]. (Приложение 2) 

По данным выборочного обследования населения по проблемам занятости, проведенного по состоянию на вторую неделю января 2012г., уровень занятости населения экономической деятельностью (доля занятого населения в общей численности населения в возрасте 15-72 лет) составил 63,1%.

Таблица 3. Динамика уровня занятости населения  в возрасте 15-72 лет в процентах

Информация о работе Рынок труда, его сущность, состав и значение