Рынок труда, его сущность, состав и значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 14:17, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических и методических основ рынка труда, а так же проведение анализа рынка труда Российской Федерации за 2010-2012 гг.
Задачи курсовой работы:
- Рассмотреть сущность рынка труда, его типология и структура;
- Проанализировать развитие рынка труда в РФ.

Содержание работы

Введение.......................................................................................................................3
Глава 1.Сущность рынка труда, его типология и структура...................................6
1.1.Понятие и содержание рынка труда........................................................6
1.2.Механизм функционирования рынка труда..........................................10
1.3.Методы формирования рынка труда.....................................................15
Глава 2.Развитие рынка труда в Российской Федерации.....................................18
2.1.Показатели рынка труда в Российской Федерации..............................18
2.2.Направления развития рынка труда в России.......................................24
Заключение.................................................................................................................31
Список использованной литературы..............

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по дисциплине «Макроэкономика» На тему «Рынок тр.doc

— 290.00 Кб (Скачать файл)

Ожидаемые рост рождаемости и старение населения приведут к выходу с  рынка труда молодых женщин в  связи с рождением ребенка  и лиц старшего возраста.

Сокращение численности населения  трудоспособного возраста, являясь  причиной возникновения дефицита трудовых ресурсов, станет существенным ограничением для ускорения темпов экономического роста.

Усугублению проблемы дефицита трудовых ресурсов способствует современное  распределение производительных сил  в сочетании с локализацией региональных рынков труда и низкой мобильностью рабочей силы.[ист. 24]

В настоящее время распределение  производительных сил характеризуется  следующими тенденциями:

- Концентрация спроса и предложения рабочей силы в центральных районах страны;

- Отток трудоспособного населения из районов Сибири и Дальнего Востока. За 2002 - 2007 годы из этих районов выбыло свыше 740 тыс. человек, из которых около 75 процентов составляли граждане трудоспособного возраста;

- Значительное превышение предложения рабочей силы над спросом на нее в республиках Северного Кавказа. В Республике Дагестан, Республике Ингушетия и Чеченской Республике не имели работу от 20 до 50 процентов трудоспособного населения. Доля длительно безработных в указанных республиках составляет свыше 60 процентов.

Таким образом, дезинтеграционные процессы на рынке труда в отдельных субъектах Российской Федерации обусловливают сохранение очагов застойной безработицы, в то время как в ряде регионов страны наблюдается нехватка рабочей силы.[ист. 17]

Модернизация производства, расширение применения новых наукоемких технологий и их развитие приводят к изменению профессионально-квалификационной структуры спроса на рынке труда, повышению требований работодателей к качеству рабочей силы. 

Несоответствие структуры профессионального  образования актуальным и перспективным потребностям рынка труда по квалификационному уровню и профессиональной структуре привели к нехватке квалифицированных кадров по ряду профессий и специальностей.

Структура профессионального образования  смещена в пользу высшей школы. С  начала 90-х годов число вузов  в Российской Федерации возросло в 2 раза, а численность студентов - в 2,6 раза. Доля лиц с высшим образованием среди занятого в экономике населения  в настоящее время составляет 27,8 процента. В то же время спрос на квалифицированных рабочих и специалистов остается неудовлетворенным и продолжает возрастать.

Несбалансированность объемов  и профилей подготовки специалистов с потребностями рынка труда  в ряде случаев усугубляют проблемы трудоустройства выпускников образовательных учреждений (особенно коммерческого сектора профессионального образования).

В этой связи профессиональная ориентация молодежи должна играть более существенную роль при формировании спроса на образовательные услуги, обусловливая тем самым более высокую занятость выпускников образовательных учреждений и обеспеченность экономики необходимыми кадровыми ресурсами.

Низкий уровень оплаты труда  в ряде отраслей приводит к оттоку квалифицированных кадров в другие сектора экономики, снижению спроса на 
профессиональное образование по низкооплачиваемым специальностям и невозможности восполнить кадровый дефицит в перспективе.

В свою очередь, низкое качество рабочих  мест оказывает негативное влияние  на функционирование рынка труда и приводит к высокой текучести и нехватке рабочей силы на работах, связанных с тяжелым физическим трудом, вредными и опасными условиями труда, к потере кадровых ресурсов в связи с производственным травматизмом и профессиональными заболеваниями.

Основными задачами государственной  политики в области регулирования  рынка труда являются:

1) Содействие в реализации прав граждан на свободное распоряжение своими способностями к труду и достойный труд по свободно выбранному роду деятельности и профессии;

2) Обеспечение реализации прав граждан на защиту от безработицы;

3) Обеспечение соблюдения прав в области охраны труда и его оплаты, а также предотвращение нарушений прав трудящихся, в том числе дискриминации в сфере труда;

4) Содействие обеспечению работодателей рабочей силой в необходимом количестве и требуемой квалификации.[ист. 3]

Решение задач по содействию занятости  населения и обеспечению экономики  и социальной сферы квалифицированными трудовыми ресурсами предусматривается  обеспечить путем повышения эффективности функционирования рынка труда при соблюдении трудовых прав и гарантий для граждан Российской Федерации.

С этой целью предполагается проведение модернизации механизмов реализации государственной  политики на рынке труда и внедрение инновационных методов государственного регулирования в области содействия занятости населения.

Приоритетными направлениями государственной  политики в области регулирования  рынка труда являются:

- Совершенствование законодательства Российской Федерации в области содействия занятости населения;

- Совершенствование системы мониторинга и прогнозирования ситуации на рынке труда;

- Обеспечение сбалансированности профессионального образования и спроса на рабочую силу;

- Развитие региональных рынков труда и повышение территориальной мобильности рабочей силы;

- Развитие кадрового потенциала;

- Оптимизация привлечения иностранной рабочей силы;

- Стимулирование экономической активности населения;

- Повышение качества рабочих мест.[ист. 11]

Предполагается осуществление мониторинга ситуации на рынке труда по следующим направлениям:

1)Определение профессионально-квалификационной структуры перспективной потребности работодателей в рабочей силе;

2)Определение величины и профессионально-квалификационной структуры дополнительной потребности работодателей в рабочей силе в связи с реализацией стратегий социально-экономического развития, федеральных и региональных целевых программ, а также реализацией приоритетных национальных проектов;

3)Определение величины и профессионально-квалификационной структуры предложения рабочей силы на рынке труда с учетом изменения демографической ситуации и сложившейся структуры профессионального образования.

На основе результатов мониторинга  ситуации на рынке труда предусматривается  разработка на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации прогнозов спроса и предложения рабочей силы на рынке труда в рамках профессионально-квалификационных групп, видов экономической деятельности, а также укрупненных групп специальностей в соответствии с Общероссийским классификатором специальностей по образованию.

С учетом прогнозов спроса и предложения рабочей силы на рынке труда предусматривается осуществлять планирование мероприятий по реализации государственной политики в области регулирования рынка труда, включая мероприятия по повышению территориальной мобильности трудовых ресурсов страны и привлечению иностранных работников, уточнение стратегий и планов развития профессионального образования, разработку программ профессиональной ориентации населения.

На основе мониторинга ситуации на рынке труда предполагается формирование и ведение регистров получателей  государственных услуг в сфере  занятости населения, включающих сведения о гражданах и работодателях, обратившихся в государственную  службу занятости населения (далее - органы службы занятости).

Регулирование процессов привлечения  и использования иностранных  работников в Российской Федерации  предусматривается осуществлять с  учетом перспективных потребностей экономики страны и социальной сферы  в трудовых ресурсах на основе принципа приоритетного права российских граждан на трудоустройство [ист. 6, с. 95].

Развитие механизмов социального  партнерства в целях содействия занятости населения, повышения  качества рабочих мест и совершенствование  системы оплаты труда будут способствовать росту уровня заработной платы и в конечном счете повышению уровня жизни населения Российской Федерации. 

 

Заключение

 

Рынок труда представляет собой механизм осуществления контактов между покупателями рабочей силы (нанимателями) и продавцами рабочей силы (нанимаемыми)

Основными элементами механизма рынка труда являются: спрос на рабочую силу, ее предложение, цена рабочей силы, или заработная плата, конкуренция между наемными работниками за лучшие рабочие места, между работодателями - за лучших работников, между наемными работниками и работодателями при заключении тарифных соглашений об условиях труда и его оплате.

Особенности рынка труда по сравнению с другими рынками, заключающиеся в ограничении действия закона спроса и предложения, в недостижимости полной занятости как устойчивого длительного состояния, обстоятельно изучены в экономической теории на примере стран с развитой рыночной экономикой. Эти особенности связаны со спецификой самого товара рабочая сила, с производным характером спроса на него, с зависимостью предложения рабочей силы от демографической ситуации, с тем, что цена товара - заработная плата не может опуститься ниже уровня, обеспечивающего нормальное воспроизводство рабочей силы.

В заключении как вывод хочу сказать, что рынок труда это не только отношения между наемными работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда. Так как рынок труда испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: это и профсоюзы, отстаивающие интересы наемных работников, и государство, поддерживающее интересы как работников, так и работодателей посредством специализированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, и предпринимательские объединения, создающиеся в противовес профсоюзам.

Также нельзя замыкаться на каком-либо отдельном сегменте рынка труда, считая ситуацию на нем общей для рынка труда в целом. Ведь политика государства на рынке труда в целом только тогда может быть результативной, когда она осуществляется дифференцированно для каждого из его сегментов. Примером может быть необходимость коренного преобразования существующей системы подготовки и переподготовки кадров, которая, по сути, входит в состав потенциального рынка труда. Целенаправленное государственное регулирование в этой области в совокупности с другими мерами на остальных сегментах может быть по-настоящему эффективной.

Что касается, степени вмешательства государства в рыночную экономику, и конкретно в сферу трудовых отношений. Применительно к странам с развитой рыночной социально ориентированной экономикой этот вопрос актуален только в тот момент, когда начинается отток капитала за границу, обусловленный чрезмерным налоговым прессом на предпринимателей (основной источник финансирования социальных программ и т.п.). И тут уже ставится вопрос о предоставлении свободы рыночным саморегулирующимся процессам для стимулирования экономического роста.

В нашей же экономике с присущим ей крупным государственным сектором и активным вмешательством в рыночные процессы говорить о построении эффективной социальной экономики рано. Этому способствует и несовершенство правовой базы, и налогового законодательства, и коррупция в руководящем составе, и сильный «теневой» сектор. Словом, чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, нужно сначала реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни общества.

Таким образом, рынок труда - это специфический рынок, на котором в качестве товара выступает рабочая сила (поскольку сам по себе труд не является товаром и объектом рыночных отношений быть не может).

На рынке рабочей  силы формируются спрос, предложение  и цена на рабочую силу. Субъектами экономических отношений на рынке  рабочей силы выступают, с одной стороны, предприниматели и государство, с другой отдельные работники или их ассоциации.

Государственная политика регулирования рынка труда, опираясь на мировой опыт формирования общественных институтов и институциональных  структур, одновременно должна учитывать специфику российских условий, определяющих ее выбор и приоритетные направления.

Непременной исходной позицией государства при регулировании  процессов на рынке труда всегда является задача обеспечения продуктивной занятости, как правило, обусловливающей экономический рост, вследствие которого расширяется спрос, в том числе и на рабочую силу. Этому должна быть подчинена деятельность государства по линии прогнозирования перспектив развития и обеспечения задач экономического роста; повышения занятости населения; подготовки целевых программ по созданию и расширению рабочих мест; выработки нормативно-правовых основ обеспечения занятости; социальной поддержки безработных; профессиональной подготовки и переподготовки кадров; увязки потребностей рынка труда с рынком учебных услуг в части количества и качества специалистов по их профессиональной структуре; создания институциональных структур, обеспечивающих решение текущих задач в сфере занятости и материальной поддержки безработных; выработки согласованных механизмов по регулированию занятости на действующих производствах и предотвращения массовой безработицы на основе коллективно-договорных и согласительных механизмов.

Список использованных источников и литературы

 

  1. Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2009 г. № 316 «О дополнительных мерах по поддержке рынка труда Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2009. - № 16. - Ст. 1937.
  2. А. В. Сидорович Курс экономической теории, М., 2001, стр. 483
  3. Базылев Н. И. Микроэкономика: учебное пособие.  -М.: Школа, 2009. - 422 с. 
  4. В. К. Ломакин Мировая экономика, Москва,      Юнити,2002
  5. Гавриленков Е. Российская экономика: перспектива макроэкономической политики // Вопросы экономики, 2000, №4, с.21-35.
  6. Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика В 2-х томах. - СПб.: Питер, 2010. - 457 с.
  7. Грязнова А.Г. , Думная Н.Н. , Юданов А.Ю. , Карамова О.В. Микроэкономика. Теория и российская практика. - М.: Кнорус, 2010. - 482 с.
  8. Джейли Дж. А. Микроэкономика. М.: Университет, 2011. - 450 с.
  9. Добрынин, А. Экономическая теория / А. Добрынин, Л. Тарасова. – СПб.: Питер, 2004. – 544 с.
  10. Драчка, О. Куда идет Россия? / О. Драчка // МЭ и МО. – 2005. - №2. – с.250.
  11. История экономических учений: учебное пособие      под ред. В.Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой– М.: ИНФРА-М, 2002.
  12. Кашепов А.В. Российский рынок труда: проблемы формирования, перспективы // Общество и экономика. – 2011. - № 7-8. – С. 94-108.
  13. Крощенко М. Труд иностранцев в условиях финансово-экономического кризиса // Кадровик. – 2011. - № 4. – С. 33-36.
  14. Кузьмина Ю. Рынок труда требует реформирования // Человек и труд. – 2009. - № 6. – С. 241-242.
  15. Куликов Л.М. Основы экономической теории: учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 523 с.

Информация о работе Рынок труда, его сущность, состав и значение