Рынок труда и проблемы его регулирования в развитых странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 15:05, курсовая работа

Описание работы

Рынок труда как экономическая категория долгое время рассматривался как явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица – как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом.
Переходя на условия рыночной экономики, в определенной степени сходные с условиями функционирования экономики в других странах, следует внимательно отнестись к тому опыту решения социально – экономических проблем в сфере занятости, которые имеются в мировой практике.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1. Рынок труда 6
1.1 Особенности рынке труда 6
1.2 Рынок труда и экономические школы 7
1.3 Спрос, предложение, равновесие в различных структурах рынка труда 10
1.4 Методы государственного регулирования 12
2 Государственное регулирование рынка труда в развитых странах 14
3 Пути стабилизации рынка труда в Республике Беларусь 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

Файлы: 1 файл

макра курсовая работа.doc

— 279.00 Кб (Скачать файл)
 

Франция

Великобритания

А

2004

2009

2004

2009

Средняя продолжительность  рабочего времени в году, часы (для  США за те же периоды этот показатель составляет соответственно 1802 и 1768)

1561

1554

1674

1643

Дифференциал зарплаты, 90/10 (для США за те же периоды этот показатель составляет соответственно 18404,31 и 4,72)

3,41

3,3

3,09

3,4

Рост реального объема ВВП за человекочас, % (для США  за те же периоды этот показатель составляет соответственно 2,06 и 1,5)

4,57

2,02

3,44

2,1

Объем ВВП на одного работника, USD по паритету покупательной способности  на 2009 год (для США этот показатель равен

46 860)

53 150

 

44 260

 

Доля бедного населения (людей, чьи доходы составляют меньше половины от среднего дохода) в середине 1990-х годов, % (без учета социальных выплат / с учетом социальных выплат)

48/16

 

44/20

 

Б

2004

2009

2004

2009

Долгосрочная безработица, % от общего уровня безработицы

45

42

44

34

Возрастная группа 15–24 лет, безработные / работающие, % от общей

21/53

26/36

13/72

11/69

Возрастная группа 25–54 лет, безработные / работающие, % от общей  численности

8/77

11/77

8/76

5/79

Возрастная группа 55–64 лет, безработные / работающие, % от общей  численности

8/36

7/34

9/48

6/49

Издержки на повышение квалификации и субсидии в целях обеспечения занятости для молодежи и взрослого населения/досрочного выхода на пенсию из-за ситуации на рынке труда, % от ВВП

0,59/0,84

0,73/0,34

0,42/0,03

0,23/0,00


 

Таблица 2.2 - Сравнительный  анализ рынков труда Великобритании и Франции

Начнем с анализа  воздействия регулирования на уровень  зарплат и условия труда (панель А таблицы 2.2). В первой строке приводятся данные о количестве рабочих часов  в год. Как мы видим, для Франции  сегодня эта цифра составляет всего 1554 часов – значительно меньше британского показателя (1643 часов). Этого и следовало ожидать, поскольку французское законодательство ограничивает сверхурочную работу. Кроме того, разрыв между двумя странами сейчас больше, чем 20 лет назад, поскольку во Франции введена 35-часовая рабочая неделя. В следующей строке мы видим дифференциал зарплат по принципу 90/10 (заработки 10% самых высокооплачиваемых рабочих сравниваются с заработками 10% самых низкооплачиваемых). Легко заметить, что во Франции разрыв в заработках за последние 10 лет снизился с 3,41 до 3,3, тогда как в Великобритании (а также в США) он, наоборот, увеличился. Разброс зарплат во Франции ограничивается расширенной системой коллективных договоров и законом о минимальной зарплате. В Великобритании и США рыночные силы действуют свободнее – отсюда и больший разрыв в заработках. Таким образом, зарплаты французов выше, а рабочий день – короче. В результате граждане этой страны, у которых есть работа, находятся в лучшем положении, чем британцы.

В следующих двух строках приводятся показатели производительности труда. Во Франции этот показатель, определяемый как объем ВВП на одного работника, составляет 53150 долларов, существенно превышая аналогичную цифру для Великобритании – 44260 долларов. [4, с. 14] В этом нет ничего неожиданного, поскольку во Франции уровень занятости значительно ниже. В этой стране неквалифицированные и неопытные работники (у которых производительность труда ниже) вытесняются на обочину – пополняют ряды безработных и временно занятых, или занимаются на государственных курсах повышения квалификации. Как мы увидим, в ведущих французских частных компаниях занято очень мало неквалифицированных или неопытных работников. Таким образом, производительность труда во Франции неизбежно должна быть выше.

Впрочем, де регулирование экономики, происходящее в Великобритании со времен Тэтчер, судя по всему, способствует росту производительности труда, и она постепенно догоняет Францию. Эта тенденция отразилась в данных о темпах роста ВВП за один человеко-час (этот показатель представляется более объективным с точки зрения сравнительного анализа, поскольку среднегодовое количество рабочих часов в двух странах сильно различается). В Великобритании этот показатель с 1979 года составляет в среднем 2,1% в год – т.е., он выше французского (2,02%) и намного превышает американский (1,51%). [4, с. 15]

В последней строке панели А приводятся данные о неравенстве доходов, которое, в отличие от разброса зарплат, во Франции оказывается значительнее, чем в Великобритании. Доля бедняков в общей численности населения во Франции (без учета социальных выплат) составляет 48%, а в Великобритании – 44%. Таким образом, более равномерное распределение зарплат во Франции достигается за счет нижнего порога оплаты труда; обратная сторона этого ограничения – большое количество людей, живущих на социальные пособия. Другими словами, получается, что количество низкооплачиваемых рабочих мест в этой стране невелико, но людям, не способным найти работу, выплачиваются щедрые пособия. В Великобритании рабочих мест больше, но система соцобеспечения развита слабее. Какой из вариантов лучше? Есть немало оснований утверждать, что система, существующая в Великобритании, представляется более правильной. Результаты исследований о факторах, позволяющих людям ощущать себя «счастливыми», указывают на то, что безработные явно предпочитают жизни на социальные пособия работу, пусть и плохо оплачиваемую. [4, с. 15]

Посмотрим теперь, какая  картина занятости вырисовывается на основе панели Б таблицы 2.1. В первой строке приведены данные о долгосрочной безработице. Высокий уровень долгосрочной безработицы говорит о том, что это явление охватывает, прежде всего, относительно небольшую группу тех, кому «хронически не везет». К примеру, безработица на уровне 8% может означать, что каждый работник не имеет занятости один месяц в году, а долгосрочная безработица вообще отсутствует, или же, что 8% трудящихся остаются без работы весь год. В последнем случае безработица целиком носит долгосрочный характер. Как мы видим, в Великобритании понятие «долгосрочная безработица» относится к 34% общего числа не имеющих работы. Это большая цифра, но она ниже показателя Франции – 42%. [4, с. 15]

Регулирование рынка  труда способствует «концентрации» безработицы в определенных категориях рабочей силы, поскольку связанный с ним высокий уровень зарплат и выгодные для работников условия найма вынуждают фирмы избегать приема на работу людей, не имеющих хорошей «трудовой биографии». В эту категорию попадают люди, остававшиеся без работы относительно долгий срок, и вообще неквалифицированная рабочая сила, которая таким образом остается за бортом.

В следующих строках  мы находим новые свидетельства «концентрации» безработицы во Франции. Мы видим, что в этой стране уровень безработицы среди молодежи (возрастная группа от 20 до 24 лет) сегодня составляет 26% - он почти вдвое выше, чем в Великобритании. Молодые работники – типичная «аутсайдерская» группа. Еще одна такая группа возникает на другом конце «возрастной шкалы» - ее составляют пожилые работники 55–64 лет. Неблагополучное положение этой возрастной категории во Франции не оборачивается высоким уровнем безработицы, поскольку из-за существующей системы досрочного выхода на пенсию многие ее представители не регистрируются на бирже труда, а просто уходят на покой. Его проявлением становится скорее весьма низкий уровень занятости в этой группе. Как мы видим, показатель занятости для возрастной группы от 55 до 64 лет во Франции составляет сегодня лишь 34%, тогда как в Великобритании он равен 49%. У французов даже есть образное выражение, характеризующее сложившуюся ситуацию: «Несколько поколений одновременно работать не могут» [4, с. 15]. В Великобритании, напротив, уровень занятости более равномерно распределяется по возрастам.

Вывод: проблема сбалансированности рынка труда затрагивает общегосударственные интересы, что требует применения активной государственной политики в области занятости. Государство с помощью комплекса активных и пассивных мер может оказывать влияние на уровень безработицы в стране, однако система регулирования занятости должна быть тщательно продумана и обоснована с точки зрения современных экономических реалий и возможностей экономики страны.

Сравнение «британской» и «французской» моделей регулирования  рынка труда позволяет сделать следующие выводы:

- британской модели  в отличие от французской свойственно  большее полагание на регулирующую  роль рынка и меньшая степень  давления на нанимателей с  целью защиты занятых. Итог  реализации данной модели выражен  в более оптимальной возрастной структуре занятости наряду с высокой текучестью кадров;

- итогом реализации  французской модели является  менее выраженная дифференциация  оплаты труда, более высокая  производительность труда занятых,  относительно большая «стабильность»  на рынке труда, однако устойчивая долговременная безработица среди молодёжи и низкоквалифицированных работников.

Регулирующая роль государства  должна состоять в постоянном поддержании  сбалансированности экономических  приоритетов и приоритетов занятости  в программах социально-экономического развития.

 

  1. Пути стабилизации рынка труда в Республике Беларусь

 

 

Для определения путей  стабилизации рынка труда в Республике Беларусь, дадим краткую характеристику динамики данного рынка, а также  проанализируем содержание и результаты проводимой в этой области государственной политики.

Основным источником формирования ресурсов труда является трудоспособное население в трудоспособном возрасте, доля которого выросла с 94,2% в 1995 г. до 95,8% в 2009 г. Тенденции изменения  численности данной категории населения во многом связаны с демографическими факторами: вступлением в трудоспособный возраст молодежи и выбытием посттрудоспособного населения, численность которого существенно различается по отдельным годам. Так, в 1990-2009 гг. наблюдался рост трудоспособного населения и стабилизация на уровне 95-96 % (табл. 3.1).

 

Структура трудовых ресурсов

Годы

1990

1995

2000

2003

2005

2009

Трудоспособные в трудоспособном возрасте

94,0

94,2

95,2

95,5

95,7

95,8

Работающие в нетрудоспособном возрасте

6,0

5,8

4,8

4,5

4.3

4,2

Экономически активное население

86,3

76,6

75,5

74,4

72,9

72,0

Экономически неактивное население

13,7

23,4

24,5

25,6

27,1

28,0

Занятое население

86,3

74,9

74,0

72.7

70,6

70,2

Незанятое население

13,7

25.1

26,0

27,3

29,4

29,8

В частности: зарегистрированные безработные

-

1,9

2,1

3,1

1,5

0,9


 

Таблица 3.1 - Распределение  трудовых ресурсов по видам занятости, %

Примечание ― Источник: [5, с. 12]

 

Переход Беларуси на рыночные принципы хозяйствования сопровождается уменьшением доли экономически активного населения (с 86,3 % в 1990 г. до 72,0 % в 2009 г.) и соответственно увеличением доли лиц, принадлежащих к экономически неактивному населению (с 13,7% в 1990 г. до 28,0% в 2009 г.). В Беларуси это происходит в основном за счет повышения почти вдвое удельного веса учащихся (особенно студентов высших учебных заведений), что само по себе является позитивной тенденцией и согласуется с инновационной политикой государства. Отметим, что в России также наблюдается рост доли экономически неактивного населения (с 29,7 % в 1990 г. до 36,2% в 2000 г.), но в силу иных причин. Это сократившиеся возможности трудоустройства для пенсионеров и сложности сочетания работы с воспитанием детей для женщин, а также появление на рынке труда новой категории «отчаявшихся найти работу». В Беларуси эти причины также имеют место, но выражены гораздо слабее и не являются столь масштабными. [6, с. 12]

С переходом к рыночным отношениям значительные изменения  произошли в структуре трудовых ресурсов по видам занятости (см. табл. 3.1). Новой тенденцией стало сокращение занятого населения с 86,3 % в 1990 г. до 74,9 % в 1995 г. и дальнейшее его снижение до 70,2 % в 2009 г. Одновременно повысился уровень незанятости населения – с 13,7 % в 1990 г. до 29,8 % в 2009 г. Среди незанятого населения стали выделяться категории, учитываемые государственной статистикой (учащиеся и студенты, обучающиеся с отрывом от производства, женщины, находящиеся в отпусках по уходу за детьми, зарегистрированные безработные), и прочие (незарегистрированные безработные, лица, ведущие домашнее хозяйство и др.). Из незанятого населения важнейшим источником пополнения трудовых ресурсов являются выпускники высших и средних специальных учебных заведений: в 2009 г. направление на работу получили 65 % выпускников вузов и 59 % выпускников средних специальных учебных заведений, а остальным была предоставлена возможность самостоятельного устройства на работу. Очевидно, что проблема трудоустройства молодежи по окончании учебных заведений по-прежнему остается актуальной. В ходе социологического мониторинга (2001-2008 гг.) прослеживается и такая негативная тенденция, как трудоустройство не по специальности, полученной в вузе. [19, с. 35]

В качестве источника  пополнения трудовых ресурсов могут  также рассматриваться лица, ведущие домашнее хозяйство, среди которых в основном женщины, давно или никогда не работавшие, поэтому они могут претендовать лишь на вакансии неквалифицированного физического или рутинного умственного труда. Проблема состоит в том, что включение этой категории граждан в рынок труда способствует улучшению их материального положения, но вместе с тем качественно ухудшает структуру занятости населения.

Информация о работе Рынок труда и проблемы его регулирования в развитых странах