Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 15:05, курсовая работа
Рынок труда как экономическая категория долгое время рассматривался как явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица – как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом.
Переходя на условия рыночной экономики, в определенной степени сходные с условиями функционирования экономики в других странах, следует внимательно отнестись к тому опыту решения социально – экономических проблем в сфере занятости, которые имеются в мировой практике.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. Рынок труда 6
1.1 Особенности рынке труда 6
1.2 Рынок труда и экономические школы 7
1.3 Спрос, предложение, равновесие в различных структурах рынка труда 10
1.4 Методы государственного регулирования 12
2 Государственное регулирование рынка труда в развитых странах 14
3 Пути стабилизации рынка труда в Республике Беларусь 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
Франция |
Великобритания | |||
А |
2004 |
2009 |
2004 |
2009 |
Средняя продолжительность рабочего времени в году, часы (для США за те же периоды этот показатель составляет соответственно 1802 и 1768) |
1561 |
1554 |
1674 |
1643 |
Дифференциал зарплаты, 90/10 (для США за те же периоды этот показатель составляет соответственно 18404,31 и 4,72) |
3,41 |
3,3 |
3,09 |
3,4 |
Рост реального объема ВВП за человекочас, % (для США за те же периоды этот показатель составляет соответственно 2,06 и 1,5) |
4,57 |
2,02 |
3,44 |
2,1 |
Объем ВВП на одного работника, USD по паритету покупательной способности на 2009 год (для США этот показатель равен 46 860) |
53 150 |
44 260 |
||
Доля бедного населения (людей, чьи доходы составляют меньше половины от среднего дохода) в середине 1990-х годов, % (без учета социальных выплат / с учетом социальных выплат) |
48/16 |
44/20 |
||
Б |
2004 |
2009 |
2004 |
2009 |
Долгосрочная безработица, % от общего уровня безработицы |
45 |
42 |
44 |
34 |
Возрастная группа 15–24 лет, безработные / работающие, % от общей |
21/53 |
26/36 |
13/72 |
11/69 |
Возрастная группа 25–54 лет, безработные / работающие, % от общей численности |
8/77 |
11/77 |
8/76 |
5/79 |
Возрастная группа 55–64 лет, безработные / работающие, % от общей численности |
8/36 |
7/34 |
9/48 |
6/49 |
Издержки на повышение квалификации и субсидии в целях обеспечения занятости для молодежи и взрослого населения/досрочного выхода на пенсию из-за ситуации на рынке труда, % от ВВП |
0,59/0,84 |
0,73/0,34 |
0,42/0,03 |
0,23/0,00 |
Таблица 2.2 - Сравнительный анализ рынков труда Великобритании и Франции
Начнем с анализа воздействия регулирования на уровень зарплат и условия труда (панель А таблицы 2.2). В первой строке приводятся данные о количестве рабочих часов в год. Как мы видим, для Франции сегодня эта цифра составляет всего 1554 часов – значительно меньше британского показателя (1643 часов). Этого и следовало ожидать, поскольку французское законодательство ограничивает сверхурочную работу. Кроме того, разрыв между двумя странами сейчас больше, чем 20 лет назад, поскольку во Франции введена 35-часовая рабочая неделя. В следующей строке мы видим дифференциал зарплат по принципу 90/10 (заработки 10% самых высокооплачиваемых рабочих сравниваются с заработками 10% самых низкооплачиваемых). Легко заметить, что во Франции разрыв в заработках за последние 10 лет снизился с 3,41 до 3,3, тогда как в Великобритании (а также в США) он, наоборот, увеличился. Разброс зарплат во Франции ограничивается расширенной системой коллективных договоров и законом о минимальной зарплате. В Великобритании и США рыночные силы действуют свободнее – отсюда и больший разрыв в заработках. Таким образом, зарплаты французов выше, а рабочий день – короче. В результате граждане этой страны, у которых есть работа, находятся в лучшем положении, чем британцы.
В следующих двух строках приводятся показатели производительности труда. Во Франции этот показатель, определяемый как объем ВВП на одного работника, составляет 53150 долларов, существенно превышая аналогичную цифру для Великобритании – 44260 долларов. [4, с. 14] В этом нет ничего неожиданного, поскольку во Франции уровень занятости значительно ниже. В этой стране неквалифицированные и неопытные работники (у которых производительность труда ниже) вытесняются на обочину – пополняют ряды безработных и временно занятых, или занимаются на государственных курсах повышения квалификации. Как мы увидим, в ведущих французских частных компаниях занято очень мало неквалифицированных или неопытных работников. Таким образом, производительность труда во Франции неизбежно должна быть выше.
Впрочем, де регулирование экономики, происходящее в Великобритании со времен Тэтчер, судя по всему, способствует росту производительности труда, и она постепенно догоняет Францию. Эта тенденция отразилась в данных о темпах роста ВВП за один человеко-час (этот показатель представляется более объективным с точки зрения сравнительного анализа, поскольку среднегодовое количество рабочих часов в двух странах сильно различается). В Великобритании этот показатель с 1979 года составляет в среднем 2,1% в год – т.е., он выше французского (2,02%) и намного превышает американский (1,51%). [4, с. 15]
В последней строке панели А приводятся данные о неравенстве доходов, которое, в отличие от разброса зарплат, во Франции оказывается значительнее, чем в Великобритании. Доля бедняков в общей численности населения во Франции (без учета социальных выплат) составляет 48%, а в Великобритании – 44%. Таким образом, более равномерное распределение зарплат во Франции достигается за счет нижнего порога оплаты труда; обратная сторона этого ограничения – большое количество людей, живущих на социальные пособия. Другими словами, получается, что количество низкооплачиваемых рабочих мест в этой стране невелико, но людям, не способным найти работу, выплачиваются щедрые пособия. В Великобритании рабочих мест больше, но система соцобеспечения развита слабее. Какой из вариантов лучше? Есть немало оснований утверждать, что система, существующая в Великобритании, представляется более правильной. Результаты исследований о факторах, позволяющих людям ощущать себя «счастливыми», указывают на то, что безработные явно предпочитают жизни на социальные пособия работу, пусть и плохо оплачиваемую. [4, с. 15]
Посмотрим теперь, какая
картина занятости
Регулирование рынка труда способствует «концентрации» безработицы в определенных категориях рабочей силы, поскольку связанный с ним высокий уровень зарплат и выгодные для работников условия найма вынуждают фирмы избегать приема на работу людей, не имеющих хорошей «трудовой биографии». В эту категорию попадают люди, остававшиеся без работы относительно долгий срок, и вообще неквалифицированная рабочая сила, которая таким образом остается за бортом.
В следующих строках мы находим новые свидетельства «концентрации» безработицы во Франции. Мы видим, что в этой стране уровень безработицы среди молодежи (возрастная группа от 20 до 24 лет) сегодня составляет 26% - он почти вдвое выше, чем в Великобритании. Молодые работники – типичная «аутсайдерская» группа. Еще одна такая группа возникает на другом конце «возрастной шкалы» - ее составляют пожилые работники 55–64 лет. Неблагополучное положение этой возрастной категории во Франции не оборачивается высоким уровнем безработицы, поскольку из-за существующей системы досрочного выхода на пенсию многие ее представители не регистрируются на бирже труда, а просто уходят на покой. Его проявлением становится скорее весьма низкий уровень занятости в этой группе. Как мы видим, показатель занятости для возрастной группы от 55 до 64 лет во Франции составляет сегодня лишь 34%, тогда как в Великобритании он равен 49%. У французов даже есть образное выражение, характеризующее сложившуюся ситуацию: «Несколько поколений одновременно работать не могут» [4, с. 15]. В Великобритании, напротив, уровень занятости более равномерно распределяется по возрастам.
Вывод: проблема сбалансированности рынка труда затрагивает общегосударственные интересы, что требует применения активной государственной политики в области занятости. Государство с помощью комплекса активных и пассивных мер может оказывать влияние на уровень безработицы в стране, однако система регулирования занятости должна быть тщательно продумана и обоснована с точки зрения современных экономических реалий и возможностей экономики страны.
Сравнение «британской»
и «французской» моделей
- британской модели
в отличие от французской
- итогом реализации
французской модели является
менее выраженная
Регулирующая роль государства
должна состоять в постоянном поддержании
сбалансированности экономических
приоритетов и приоритетов
Для определения путей стабилизации рынка труда в Республике Беларусь, дадим краткую характеристику динамики данного рынка, а также проанализируем содержание и результаты проводимой в этой области государственной политики.
Основным источником формирования ресурсов труда является трудоспособное население в трудоспособном возрасте, доля которого выросла с 94,2% в 1995 г. до 95,8% в 2009 г. Тенденции изменения численности данной категории населения во многом связаны с демографическими факторами: вступлением в трудоспособный возраст молодежи и выбытием посттрудоспособного населения, численность которого существенно различается по отдельным годам. Так, в 1990-2009 гг. наблюдался рост трудоспособного населения и стабилизация на уровне 95-96 % (табл. 3.1).
Структура трудовых ресурсов |
Годы | |||||
1990 |
1995 |
2000 |
2003 |
2005 |
2009 | |
Трудоспособные в |
94,0 |
94,2 |
95,2 |
95,5 |
95,7 |
95,8 |
Работающие в нетрудоспособном возрасте |
6,0 |
5,8 |
4,8 |
4,5 |
4.3 |
4,2 |
Экономически активное население |
86,3 |
76,6 |
75,5 |
74,4 |
72,9 |
72,0 |
Экономически неактивное население |
13,7 |
23,4 |
24,5 |
25,6 |
27,1 |
28,0 |
Занятое население |
86,3 |
74,9 |
74,0 |
72.7 |
70,6 |
70,2 |
Незанятое население |
13,7 |
25.1 |
26,0 |
27,3 |
29,4 |
29,8 |
В частности: зарегистрированные безработные |
- |
1,9 |
2,1 |
3,1 |
1,5 |
0,9 |
Таблица 3.1 - Распределение трудовых ресурсов по видам занятости, %
Примечание ― Источник: [5, с. 12]
Переход Беларуси на рыночные принципы хозяйствования сопровождается уменьшением доли экономически активного населения (с 86,3 % в 1990 г. до 72,0 % в 2009 г.) и соответственно увеличением доли лиц, принадлежащих к экономически неактивному населению (с 13,7% в 1990 г. до 28,0% в 2009 г.). В Беларуси это происходит в основном за счет повышения почти вдвое удельного веса учащихся (особенно студентов высших учебных заведений), что само по себе является позитивной тенденцией и согласуется с инновационной политикой государства. Отметим, что в России также наблюдается рост доли экономически неактивного населения (с 29,7 % в 1990 г. до 36,2% в 2000 г.), но в силу иных причин. Это сократившиеся возможности трудоустройства для пенсионеров и сложности сочетания работы с воспитанием детей для женщин, а также появление на рынке труда новой категории «отчаявшихся найти работу». В Беларуси эти причины также имеют место, но выражены гораздо слабее и не являются столь масштабными. [6, с. 12]
С переходом к рыночным отношениям значительные изменения произошли в структуре трудовых ресурсов по видам занятости (см. табл. 3.1). Новой тенденцией стало сокращение занятого населения с 86,3 % в 1990 г. до 74,9 % в 1995 г. и дальнейшее его снижение до 70,2 % в 2009 г. Одновременно повысился уровень незанятости населения – с 13,7 % в 1990 г. до 29,8 % в 2009 г. Среди незанятого населения стали выделяться категории, учитываемые государственной статистикой (учащиеся и студенты, обучающиеся с отрывом от производства, женщины, находящиеся в отпусках по уходу за детьми, зарегистрированные безработные), и прочие (незарегистрированные безработные, лица, ведущие домашнее хозяйство и др.). Из незанятого населения важнейшим источником пополнения трудовых ресурсов являются выпускники высших и средних специальных учебных заведений: в 2009 г. направление на работу получили 65 % выпускников вузов и 59 % выпускников средних специальных учебных заведений, а остальным была предоставлена возможность самостоятельного устройства на работу. Очевидно, что проблема трудоустройства молодежи по окончании учебных заведений по-прежнему остается актуальной. В ходе социологического мониторинга (2001-2008 гг.) прослеживается и такая негативная тенденция, как трудоустройство не по специальности, полученной в вузе. [19, с. 35]
В качестве источника пополнения трудовых ресурсов могут также рассматриваться лица, ведущие домашнее хозяйство, среди которых в основном женщины, давно или никогда не работавшие, поэтому они могут претендовать лишь на вакансии неквалифицированного физического или рутинного умственного труда. Проблема состоит в том, что включение этой категории граждан в рынок труда способствует улучшению их материального положения, но вместе с тем качественно ухудшает структуру занятости населения.
Информация о работе Рынок труда и проблемы его регулирования в развитых странах