Рынок труда и проблемы его регулирования в развитых странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 15:05, курсовая работа

Описание работы

Рынок труда как экономическая категория долгое время рассматривался как явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица – как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом.
Переходя на условия рыночной экономики, в определенной степени сходные с условиями функционирования экономики в других странах, следует внимательно отнестись к тому опыту решения социально – экономических проблем в сфере занятости, которые имеются в мировой практике.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1. Рынок труда 6
1.1 Особенности рынке труда 6
1.2 Рынок труда и экономические школы 7
1.3 Спрос, предложение, равновесие в различных структурах рынка труда 10
1.4 Методы государственного регулирования 12
2 Государственное регулирование рынка труда в развитых странах 14
3 Пути стабилизации рынка труда в Республике Беларусь 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

Файлы: 1 файл

макра курсовая работа.doc

— 279.00 Кб (Скачать файл)

Социально-экономические механизмы формирования предложения рабочей силы на рынке труда разнообразны и касаются многих сторон жизнедеятельности населения, их воздействие сказывается, прежде всего, на уровне и структуре занятости. Предложение рабочей силы отражает потребности и интересы граждан, руководствующихся главным мотивом - получить работу, удовлетворяющую по содержанию, оплате и условиям труда. Основными направлениями регуляции предложения рабочей силы должны явиться: повышение ее качества с точки зрения профессионально-квалификационного уровня; содействие трудоустройству разных категорий временно незанятого населения; развитие различных форм занятости; совершенствование социальной защиты населения и нормативно-правовой базы в соответствии с рекомендациями МОТ.

Важнейшим механизмом формирования предложения рабочей силы является государственная политика в области образования и подготовки кадров, которая посредством обучения и переобучения граждан влияет на количественные и качественные параметры рабочей силы. В сложившейся ситуации важно актуализировать механизм гибкой занятости населения - развитие надомного труда, куда могут быть вовлечены женщины, имеющие детей, инвалиды; временной и частичной занятости, что решает проблему обеспечения рабочей силой предприятий. Значительное влияние на формирование предложения рабочей силы на рынке труда оказывает система социальной защиты населения от безработицы [12, с. 36].

Вывод: Таким образом, несмотря на высокую затратность и периодическое принятие «неотложных мер» по борьбе с безработицей, в целом государственная политика регулирования рынка труда все дальше уходит от того направления, которое было первоначально заложено в законодательстве. Идет формирование своей, присущей только Беларуси, модели регулирования рынка труда, весьма, на мой взгляд, далекой от совершенства.

Направления стабилизации белорусского рынка труда лежат, на мой взгляд, прежде всего, в структурной  перестройке экономики на базе новейших достижений науки, техники и организации  труда; развитии частного предпринимательства, малого бизнеса и различных форм само занятости; реформировании системы статистического учёта показателей рынка труда в направлении повышения их достоверности; организации программ переподготовки и повышения квалификации кадров в соответствии с современными требованиями рыночной экономики.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Рынок труда представляет собой механизм осуществления контактов  между покупателями рабочей силы (нанимателями) и продавцами рабочей  силы (нанимаемыми)

Основными элементами механизма  рынка труда являются: спрос на рабочую силу, ее предложение, цена рабочей силы, или заработная плата, конкуренция между наемными работниками за лучшие рабочие места, между работодателями - за лучших работников, между наемными работниками и работодателями при заключении тарифных соглашений об условиях труда и его оплате.

Особенности рынка труда  по сравнению с другими рынками, заключающиеся в ограничении  действия закона спроса и предложения, в недостижимости полной занятости  как устойчивого длительного  состояния, обстоятельно изучены в экономической теории на примере стран с развитой рыночной экономикой. Эти особенности связаны со спецификой самого товара рабочая сила, с производным характером спроса на него, с зависимостью предложения рабочей силы от демографической ситуации, с тем, что цена товара – заработная плата не может опуститься ниже уровня, обеспечивающего нормальное воспроизводство рабочей силы.

Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования  рынка труда. Во-первых, это программы  по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест; во-вторых, программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы; в-третьих, программы содействия найму рабочей силы и, в-четвертых, программы по социальному страхованию безработицы, т.е. правительство выделяет средства на пособия безработным.

Как свидетельствует  опыт практически всех капиталистических  стран, высшим и наиболее эффективным  организационным принципом рынка  труда оказывается сотрудничество между предпринимателями, профсоюзами и государством. Положения и условия договорных отношений закрепляются в трудовых и общих законодательных решениях, изменяемых и совершенствуемых по мере развития экономики и демократизации общества. Подобное сотрудничество является результатом сложившегося общественного сознания компромиссного типа, принимающего как наиболее целесообразную формулу поиска решения переговоры, нахождение взаимоприемлемых условий, учет интересов всех без исключения общественно-политических и экономических сил страны.

На сегодняшний день рынок труда в Беларусь является несбалансированным: с одной стороны, существует достаточно большое число вакантных рабочих мест, с другой – велико количество безработных, чья профессиональная или квалификационная подготовка не соответствует требованиям работодателей.

В нашей стране значительный экономический ущерб наносится  государству, главным образом, незарегистрированной безработицей. В этой связи возникает  необходимость содействия переходу незарегистрированных безработных  в сферу регистрируемой безработицы, поскольку последняя в наибольшей мере подвержена государственному регулированию. Вместе с тем, экономический ущерб от безработицы не только характеризует нереализованный трудовой потенциал, но и свидетельствует о значительных возможностях улучшения использования трудового потенциала и повышения результативности общественного воспроизводства посредством снижения уровня безработицы в стране.

Перспективы стабилизации белорусского рынка труда в свете  мирового финансового кризиса выглядят пока весьма туманно. С одной стороны, безработица в период экономической депрессии - вполне объяснимое и ожидаемое явление. Производители стремятся максимально уменьшить затраты, увольняя одних сотрудников и сокращая зарплаты другим в связи с переизбытком силы на рынке труда. Данные меры позволяют предприятиям в кратчайшие сроки оптимизировать производство и выжить в ситуации кризиса. С другой стороны, в нашем государстве существует официальный запрет на увольнение работников с госпредприятий, коих большинство. Поэтому, ожидать массового всплеска открытой безработицы не приходится. Оборотная сторона данной проблемы состоит в том, что стремительно возрастает скрытая безработица, которая наиболее разрушительна для экономики.

Пути повышения эффективности на рынке труда в Республике Беларусь:

  • Одним из важнейших приоритетов является оказание органами по труду, занятости и социальной защите содействия нанимателям в структурной перестройке организаций, создание условий для трудоустройства работников, высвобождаемых в связи с реструктуризацией производств.
  • В целях снижения дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы, повышения качества трудовых ресурсов на профессиональную подготовку направлять безработных, а в частности по конкретным заказам предприятий.
  • Для  обеспечения временной занятости граждан, в том числе безработных, испытывающих трудности в поиске постоянной работы, будут организовать оплачиваемые общественные работы.
  • Предусмотреть меры, направленные на обеспечение трудонедостаточных сельских регионов кадрами, стимулирование безработных к переезду на новое место жительства и работы, вовлечение сельских жителей в предпринимательскую деятельность.
  • Стимулировать нанимателей, создающих рабочие места, а также усиление социальной защиты граждан, потерявших работу в результате модернизации производства или оптимизации численности работников, граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда.

Исследуя структуру  и динамику рынка труда в Беларуси, можно сделать вывод, что политика занятости в Беларуси еще не проработана до конца. Это объясняет выпадение из поля зрения службы занятости нанимателя, регионального и микроуровней в вопросах регулирования занятости и безработицы.

Практика регулирования  занятости сводится к контролю за показателем официально регистрируемой безработицы на макроуровне, что приводит к расхождению фактического уровня безработицы с официальным (на который ориентируются при разработке государственных программ занятости).

Искусственное, административное снижение официального уровня безработицы приводит к росту ее теневых видов, размеры которых невозможно точно определить и, следовательно, управлять ими (скрытая безработица, структурная, носящая регрессивный характер).

Методологическая не проработанность вопроса о сущности и путях снижения размеров избыточной занятости на предприятиях приводит к концентрации усилий государственных служб на предотвращение массовых высвобождений, искусственном создании новых рабочих мест, что улучшает конъюнктуру официально контролируемого рынка труда, но не способствует повышению эффективности занятости.

Административный запрет на массовые высвобождения обусловил  снижение доли безработных по причине  высвобождения, ликвидации предприятий  и увеличение доли безработных, уволившихся  по собственному желанию.

Поверхностный характер регулирования занятости и безработицы  в Беларуси, затрагивающий только официальную часть открытого  рынка труда, способствует сохранению неэффективной занятости.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

1. Ванкевич Е.В. Исследование занятости и безработицы в республике Беларусь / Е В. Ванкевич // Вестік БДЭУ. - 2008. - № 11. – С. 38 – 42.

2. Вилькель О. Мир и труд: есть вопросы/ О. Вилькель // Отдел кадров. – 2009. - № 2. – С. 106 – 113.

3. Заславский И.Е. Труд, занятость, безработица/ И.Е. Заславский – М.: Департамент труда и занятости правительства Москвы. – 1992. – 312 с.

4. Зиберт У.С. Регулирование рынка труда: некоторые результаты сравнительного анализа/ У.С. Зиберт//Мировая экономика и международные отношения. – 2008. – С. 12-19.

5. Кобяк О.Г. Рынок труда Беларуси и механизмы его регулирования/ О.Г. Кобяк // Финансы. Учёт. Аудит. – 2009. - № 11. – С. 11 – 15.

6. Котшер З.А. Структура занятости населения в республике Беларусь: проблемы совершенствования/ З.А. Котшер // Отдел кадров. – 2010. - № 3. – С. 24 – 29.

7. Кузьмин С.А. Рыночная экономика и труд/ С.А. Кузьмин – М : Наука, 2002. – 245 с.

8. Конституция Республики Беларусь 1994 года

(с изменениями  и дополнениями)*

 

9. Мониторинг рынка труда Республики Беларусь за 2009 год/ Главное управление политики занятости и народонаселения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. Мн.: Финансы и статистика – 2010. – 64 с.

10. Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. [Электронный ресурс]. — www.mintrud.gov.by – Дата доступа: 25.10.2011.

11. О занятости населения Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 01.07.2006 по состоянию на 4.10.2010 // Национальный реестр правовых актов Республик Беларусь – 2009. - № 12. – С. 12 – 14.

12. Пилуй М., Злотников Л. От обслуживания безработицы – к активной государственной политике занятости / Белорусский банковский бюллетень. – 2009. – № 3. – С. 32 – 46

13. Пристанев А.А. Рынок труда: занятость и безработица/ А.А. Пристанев. – Киев: Місто, 1999. - 187 с.

14. Праневич А. Рынок труда в условиях кризиса/ А. Праневич // Директор. – 2010. - № 2. – С. 44 – 52.

15. Романчук, Я. Новые тенденции на рынке труда в странах ОЭСР// Экономика и управление в зарубежных странах. – 2008. - № 1. – С. 24-29.

16. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда: Учеб. пособие / Под ред. проф. А.И. Рофе – М.: Издательство «МИК», 1998. – 360 с.

17. Селищев Н.И. Макроэкономика: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 560 с.

18. Соколова Н.Г. Белорусский рынок труда: тенденции развития и механизмы регулирования/ Н.Г. Соколова// Социология. – 2010. - № 3. С. 6 – 17.

19. Спиридонов Ю. Факторы занятости в экономике РБ // Белорусский банковский бюллетень. – 2010. - № 39. – с. 34 – 38.

20. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2009. – Мн.: Минстат РБ, 2010. – 609 с.

21. Стоцкий А. Регулирование рынка труда в развитых странах/ А. Стоцкий// Экономика и управление в зарубежных странах. – 2007. - № 5. – С. 27-32.

22. Ушакова В.А. Будут ли увольнять с работы в Беларуси?// Завтра твоей страны. – 2009. - № 3. – С. 2.

23. Филимонов А.К. Последствия борьбы с безработицей по-белорусски // Завтра твоей страны. – 2009. - № 4. – С. 11 – 16.

24. Чубрик А. О безработице в Беларуси // Завтра твоей страны. – 2009. - № 2. – С. 4 – 6.

25. Якушев А. Политика занятости в системе социальной политики государства // Белорусская думка. – 2009. - № 11. – С. 14 – 18.

 


Информация о работе Рынок труда и проблемы его регулирования в развитых странах