Рынок труда в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 22:45, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования – показать сущность рынка труда как необходимой составной части рыночной экономики и проблему трансформации рынка труда в переходный период.
Задачи, поставленные в данной работе:
Раскрыть сущность рынка труда.
Показать проблему формирования рынка труда в условиях переходной экономики.
Раскрыть проблему безработицы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие рынка труда и его структура. Понятие безработицы 4
1.1 Основные характеристики рынка труда 4
1.2 Особенности рынка труда 8
1.3 Механизм функционирования рынка труда 14
1.4 Сущность безработицы19
1.5 Рынок труда в переходной экономике…………………………………………………………………………………23
2 Рынок труда в Республике Беларусь………………………………………………………………………………………………..32
Заключение………………………………………………………………………………………………………………………………………….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………………………………………………………….41

Файлы: 1 файл

курсовая по макреэкономике!!!!!.docx

— 895.86 Кб (Скачать файл)

Существующие механизмы разрешения социальных конфликтов были неэффективны. Потенциал социальных партнеров — государства, работников и работодателей — в улаживании разного рода разногласий зачастую не реализовывался, поскольку при прежней системе их роль была заметно ослаблена. Профессиональные союзы существовали, но входили в структуру государства или партийного аппарата и не представляли интересы рабочих так, как в Западной Европе и Северной Америке.

В течение ряда лет применялись массовые формы принудительного труда. Известно, что в СССР и некоторых других странах на строительстве, в шахтах и на лесозаготовках использовался труд заключенных. Экономические выгоды от использования принудительного труда были довольно значительными, особенно в период коллективизации и индустриализации.

В переходной экономике развитие рынка труда деформировано, ограничено в пространственном и функциональном отношениях из-за незавершенности политических и экономических реформ, сдерживающих конкуренцию.

Рыночные реформы подтвердили объективность того, что избыточный спрос на рабочую силу со стороны государственных предприятий и так называемый дефицит рабочей силы, вопреки экономическим законам, искусственно создавался административными методами.

Неизбежным результатом приватизации, структурных преобразований и сокращения численности работников, бывших государственных предприятий стала безработица, которая буквально за несколько лет превратилась в одну из самых острых проблем в странах с переходной экономикой. Численность зарегистрированных безработных в большинстве государств Центральной и Восточной Европы составляет 10—15 %. Исключение составляют Чехия, Россия и Беларусь, в которых уровень безработицы остается относительно невысоким. Для нашей страны это связано, в первую очередь, с несовершенством статистического учета, а также низкими темпами проведения реформ и структурных преобразований, широким распространением практики придерживания рабочей силы государственными предприятиями.

Сокращение объемов производства в Беларуси не сопровождалось адекватным высвобождением рабочей силы. Так, в 1990—1997 гг. при общем спаде ВВП на 27 % численность занятых в народном хозяйстве уменьшилась на 15 %. Эта тенденция отражает попытки государственных предприятий сохранить рабочие места, обеспечивая неофициальную социальную защиту. В результате на таких предприятиях скапливается значительное количество избыточных работников, снижается производительности труда, возникает скрытая безработица. Составляющая по некоторым оценкам до 20 % от общей численности занятых скрытая безработица оказывает негативное воздействие ни многие стороны хозяйственной жизни: способствует сохранению низкого уровня заработной платы и нерациональной экономической структуры, сковывает инициативу работников и т.д.

Еще одна тенденция — значительный рост числа уволившихся по собственному желанию (более 70 % от общей численности уволенных в 1997 г.). Причины, побуждающие людей увольняться по собственному желанию, все больше приобретают экономическое содержание. Вынужденная неполная занятость, постоянные административные отпуска (часто без сохранения заработной платы) являются основными факторами, обусловливающими добровольный уход работников с предприятий и организаций в поисках стабильного места работы и нормального заработка.

Политика занятости, проводимая на предприятиях при поддержке государства, сыграла решающую роль в торможении роста безработицы. Однако такая тактика предотвращения массовых увольнений вступает в противоречие с общей направленностью экономической политики и необходимостью повышения экономической эффективности, невозможной без вытеснения из хозяйственной сферы определенного количества скрытых безработных.

Процесс сокращения занятости в большинстве стран с переходной экономикой происходил в три этапа. На первом сокращение штатов достигалось в основном через естественное уменьшение занятости, прекращение найма новых работников, поощрение выхода на пенсию и дисциплинарные увольнения. Результатом стало довольно умеренное первоначальное сокращение занятости (за исключением Польши, где занятость быстро сокращалась с самого начала переходного периода); небольшое увеличение безработных с опытом работы (и, соответственно, сравнительно высокая доля безработных — выпускников школ); относительно большое число работников, достигших пенсионного возраста и вынужденных уйти на пенсию.

На втором этапе были проведены массовые увольнения работников (особенно тех, чей возраст был близок к пенсионному), а также довольно широко использовались пенсии по инвалидности как средство решения проблемы избыточной занятости. В результате стала резко возрастать не только безработица, но и численность получателей досрочных пенсий по инвалидности.

На третьем этапе, который в большинстве стран только начался, сокращение занятости тесно связано с притоком в состав безработных, а не выбытием из состава рабочей силы.

Таким образом, среди важнейших проблем развития рынка труда в Центральной и Восточной Европе следует назвать определение масштаба массовых увольнений и разработку политики, призванной снизить их негативное воздействие.

Одна из особенностей экономической перестройки в Центральной и Восточной Европе — перемещение работников I из государственного сектора в частный. Причем это происходит на фоне одновременного массового сокращения и создания рабочих мест в обоих секторах.

Работников, уходящих из государственного сектора, можно разделить на несколько категорий:

переходящие в частный сектор в ходе приватизации, остающиеся при этом на прежних рабочих местах;

вышедшие из состава рабочей силы (на пенсию, большей частью досрочно);

переходящие с государственных предприятий на частные или в категорию самозанятых;

уволенные с государственных предприятий. Несмотря на тенденцию к сокращению, государственный сектор продолжает занимать господствующее положение в экономике. Здесь занята основная масса работников.[8, c. 266]

Доля занятых на частных предприятиях быстро возрастала во всех странах. Но рост числа занятых в частном секторе осуществлялся не только за счет сокращения занятости в государственном секторе, но и в результате чистого прироста занятости в частном секторе. Новые фирмы, как правило, являются мелкими работодателями, обычно используя труд 5—10 работников.

Несмотря на быстрый рост, частному сектору до сих пор принадлежала относительно незаметная роль в поглощении безработицы. Это объясняется тем, что частные работодатели в странах Центральной и Восточной Европы не располагают достаточной информацией о людях, которые ищут работу. В то же время потерявшие работу часто рассматриваются как работники «низкого качества». С другой стороны, наблюдается пассивное отношение безработных к поискам работы, основанное на убеждении в том, что государственный сектор должен предоставить им работу. Дополнительными факторами являются низкая степень информированности безработных о вакансиях в частном секторе и препятствия для территориальной и профессиональной мобильности труда.

Медленные темпы рыночных преобразований в Республике Беларусь не способствуют активному перераспределению рабочей силы в рыночные структуры. Практически во всех отраслях экономики преобладающим является государственный сектор, доля которого в структуре спроса на рабочую силу составляет 66 % рынка свободных рабочих мест и вакансий.

Характерной особенностью безработицы в странах с переходной экономикой является ее застойный характер, т.е. достаточно низкие показатели поступления и выбытия из состава безработных. Значительная часть пополнивших ряды безработных не могут получить работу. Процессы перехода с одного места на другое преобладают над процессами поступления и выбытия из состава безработных. Одним из проявлений данной тенденции является увеличение средней продолжительности нахождения без работы и формирование крупной прослойки хронически безработных — более 40 % от их общей численности.

Рынок труда в переходной экономике формируется в определенной мере стихийно и характеризуется наличием значительной по масштабам неформальной занятости. К неформально занятым относятся лица, не зарегистрировавшие в соответствии с законодательством экономическую деятельность и не уплачивающие налоги.

Существование значительного неформального сектора занятости (в т.ч. теневой и криминальной занятости) искажает представление о реальном спросе и предложении рабочей силы, изменении структуры занятости и масштабах безработицы, придает неуправляемость процессам, происходящим в сфере занятости и на рынке труда.

Характерной особенностью рынка труда в условиях переходной экономики является искажение такого важного фактора в формировании его конъюнктуры, как цена рабочей силы. Это отражается в том, что сложившееся соотношение роста цен и доходов, дифференциация заработной платы по отдельным отраслям экономики и внутри их по профессионально-квалификационным группам работников (следствие проводившейся в рассматриваемых странах ценовой, фискальной и социальной политики), достигшие в период экономической реформы огромных размеров, привели к значительной утрате заработной платой своих функций.

Заработная плата и распределительные отношения сегодня не выполняют роли регулятора пропорций занятости.

В результате динамика и структура занятости по отраслям не соответствуют реальным потребностям и объемам производства. Решающую роль в движении рабочей силы сейчас играют отраслевые различия в заработной плате, которые не всегда обосновываются объективными характеристиками работы, ее значимостью, а также реальными результатами производственной деятельности.

Остается актуальной проблема экономически необоснованной цены труда, существующий уровень которой не обеспечивает нормального воспроизводства рабочей силы, не создает заинтересованности работника в труде, повышении производительности и качества работы, не стимулирует профессиональное совершенствование. Низкая цена труда является ограничителем платежеспособного спроса на продукцию, расширения объемов производства, препятствием на пути внедрения новых прогрессивных технологий.

Как известно, в рыночных условиях цена труда в значительной мере определяется свободной конкуренцией со стороны работодателей и самих продавцов рабочей силы на рынке труда и развитостью системы партнерских отношений. Однако в переходной экономике конкуренция между субъектами рынка труда только зарождается, причем она сталкивается с серьезными препятствиями, ограничивающими ее воздействие на цену труда (недостаточная мобильность рабочей силы, значительная безработица, понижающая цену труда, необходимость массовой переквалификации работников).

Рынок труда в переходной экономике функционирует в условиях неразвитости института социального партнерства, который только начинает формироваться и пока охватывает не все уровни. Это значительно затрудняет выработку политики солидарности и согласия в вопросах ценообразования, заработной платы, доходов, налогов с учетом интересов различных субъектов рынка труда.

Таким образом, подводя итоги, можно сделать вывод о том, что становление и функционирование рынка труда в переходной экономике отражает специфику предшествующего этапа развития в рамках социалистической модели общественного устройства. Она обусловила характер складывающегося рынка труда, неразвитость его важнейших структурных элементов, отсутствие адекватного механизма регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Рынок труда в Республике Беларусь

Рынок труда в Республике Беларусь за январь – июль 2011.

Спрос и предложение рабочей силы.

  Увеличился спрос на рабочую силу. На 01.08.2011 в органы по труду, занятости и социальной защите поступили сведения о наличии 57,7 тыс. вакансий, что составило 104,3 процента к уровню 2010 года.

 

   
    В январе – июле 2011 г. в органы по труду, занятости и социальной защиты обратилось за содействием в трудоустройстве 180,8 тыс. человек (93,5 процента от уровня 2010 года), из которых 109,1 тыс. человек зарегистрированы в качестве безработных (88,4 процента от уровня 2010 года). С учетом 52,5 тыс. граждан, состоящих на учете на 1 января 2011 г., всего нуждалось в трудоустройстве 233,3 тыс. человек, из них 142,2 тыс. безработных.

 

2010 год

2011 год

2011 год к 2010 году,

 

                  %

Зарегистрировано безработных,

 

тыс. человек  

Зарегистрировано безработных,

 

тыс. человек

январь  

17,9

17,0

95,0

февраль

19,5

16,9

86,7

март

20,8

18,2

87,5

апрель

17,9

15,5

86,6

май

15,7

13,7

87,3

июнь

16,3

14,5

89,0

июль

15,2

13,2

86,8


 

 

Информация о работе Рынок труда в Республике Беларусь