Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 11:11, курсовая работа
Рынок труда, как и рынки капиталов, товаров, ценных бумаг и т.д., является составной частью рыночной экономики. На нем предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, по поводу трудоустройства, условий труда и заработной платы. На рынке труда встречаются продавец и покупатель, как при любой сделке купли-продажи. Продавцы — это работники, предлагающие свою рабочую силу (способность к труду), а покупатели — это трудовые коллективы или отдельные предприниматели. На рынке труда действует закон спроса и предложения на рабочую силу, который влияет на заработную плату.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….….2
Глава 1. Рынок труда: понятие, развитие, структура рынка труда.
1.Эволюция понятия «рынок труда…………………………………………...3
2.Развитие рынка труда………………………………………………………..7
3.Структура рынка труда ……………………………………………………..8
Рынок труда Республики Казахстан…………………………........................11
Глава 2. Необходимость и формы регулирования рынка труда в
современных условиях.
1.Регулирование рынка труда……………………………………………...13
2.Формы государственного регулирования рынка труда………….............13
3.Законодательно-нормативная база регулирует…………………………..13
Глава 3. Занятость населения.
Занятость населения……………………………………………………….....17
а)Занятость в системе рыночных отношений…………………………….....25
б)Занятость в переходной эконом……………………………………………….28
Региональный рынок труда …………………………………………………29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………...………..40
Приложение…………………………………………………………………..42
Таблица 5. Удельный вес самозанятого населения в занятом населении по областям Казахстана в 2007 году
Источник: составлено по данным Агентства РК по статистике.
В принципе, способ трудоустройства
– не главное. Лишь бы без работы не остаться.
Занятость в системе рыночных отношений.
Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс. Из вышесказанного можно сделать вывод, что показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности. Занятость представляет собой важный сектор социально-экономического развития общества, соединяющий в себе экономические и социальные результаты функционирования всей экономической системы. Большинство социальных, демографических, экономический явлений в той или иной степени выступает в качестве факторов или результатов процессов, происходящих в сфере занятости.
Рассматривая занятость как индикатор результативности проводимых реформ, следует отметить, что совокупное влияние на состояние занятости преобразований в производстве, финансовой системе, внешнеэкономический отношениях, социальной сфере и др. оказалось незначительным. Занятость сохраняет нерыночный характер.
Причин современного состояния занятости несколько. Во-первых, значительно сложнее реформировать социально-трудовые отношения, чем общие макроэкономические условия развития. Занятость – это прежде всего отношения между людьми по поводу удовлетворения личных и общественных потребностей и получения заработка, личный интерес и личные мотивы составляют важнейший стимул к эффективному производству. Поэтому практически для каждого человека реформы условий занятости сопряжены с необходимостью приспосабливаться и менять экономические, социальные и психологические стереотипы, которые складывались порой не одно десятилетие.
Во-вторых, к началу реформ преобладало упрощённое понимание занятости населения. Все проблемы сводились к безработице. Главная же цель политики занятости сводилась к созданию механизмов согласования спроса и предложения рабочей силы, т.е. рынка труда. Таким проблемам использования трудового потенциала на макроуровне, как формирование его экономической активности, трудовая мотивация, отраслевые и профессиональные структуры, перераспределение рабочей силы между отраслями и видами деятельности уделялось недостаточно внимания и в научных исследованиях, и в деятельности центральных экономических ведомств.
В эффективной рыночной экономике занятость – это картинка, которая отражает степень отлаженности механизма по балансированию спроса и предложения рабочей силы. Таким образом, через рынок труда регулируются все составляющие занятости, включая воспроизводство, использование и распределение людских ресурсов. При этом механизмы регулирования рынка труда действуют в условиях определённой политики занятости, элементы которой охватывают все уровни управления экономикой.
Занятость, которая сформировалась в нерыночной экономике, сдерживает развитие рыночных механизмов согласования спроса и предложения рабочей силы. Поэтому мы разделяем политику занятости и политику рынка труда, регулирование занятости и регулирование рынка.
Выделим четыре аспекта, необходимых для успешного и социально приемлемого преобразования современной занятости в занятость рыночного типа:
1) неразрывная связь занятости
с важнейшим конституционным
правом человека на труд. Осознанно
или неосознанно, но занятость
стала связываться с
2) определяющая роль занятости
в формировании уровня жизни
и достойных условий
3) Формирование новой
трудовой мотивации
4) воздействие трудовой
деятельности на человека, раскрытие
и приумножение его
Основные черты занятости в социально ориентированной экономике следующие:
1)сбалансированное сочетание полной и эффективной занятости;
2)добровольственость труда и гармонизация прав и обязанностей человека в трудовой сфере, преодоление социального иждивенчества работников, равная ответственность гражданина и государства за возможность иметь работу, обеспечивающую достойный образ жизни;
3)свободный перелив рабочей силы между сферами приложения труда, отраслями, профессиями и территориями;
4)новая трудовая мотивация, предприимчивость и высокая заинтересованность работников в результатах труда как основа улучшения условий жизни;
5)социальная защищённость в сфере занятости, призванная адаптировать работников к требованиям рынка и смягчать отрицательные последствия рыночной экономики на предложение трудящихся.
Характеризуют эффективность занятости показатели, отражающие идеологию государственного развития. Они формируются под воздействием динамики производительности общественного труда. Во-первых, это пропорции распределения ресурсов труда общества по характеру их участия в общественно полезной деятельности. Они показывают, при каком уровне производительности труда удовлетворяется потребность населения в работе и какими путями достигается полная занятость.
Во-вторых, это уровень занятости трудоспособного населения в общественном хозяйстве. Статистически он выражается отношением населения, занятого профессиональным трудом, приносящим доход, ко всему трудоспособному населению. Экономически этот показатель отражает либо потребность общественного хозяйства в работниках, либо уровень доходов населения.
В-третьих, важной характеристикой эффективности занятости является структура распределения работающих по отраслям народного хозяйства, которая представляет собой пропорции распределения трудового потенциала по видам занятий.
В-четвёртых, это
профессионально-
Приведенная схема показателей позволяет укрупнению на макроуровне оценивать сущностные характеристики занятости с позиции её эффективности. Кроме того, содержание самих показателей подтверждает, что занятость имеет не только экономическую, но и ярко выраженную социальную направленность.
Занятость в переходной экономике.
Занятость населения переходного периода под влиянием формирующегося рынка труда и отражает многие противоречия этого периода. Тоталитарное прошлое настолько сильно воздействует на создающиеся трудовые отношения, что можно говорить лишь о начале рыночных изменений в занятости, что усугубляет кризисные явления в экономике. В этом состоит первая особенность занятости в переходный период.
Вторая особенность российского рынка труда заключается в том, что формируется он в определённой мере стихийно, ярким примером чего служит наличие в больших масштабах неформальной занятости как самостоятельного вида деятельности, либо как возможность иметь дополнительных доход. Неформальная занятость означает стихийное начало в перераспределении рабочей силы по видам деятельности, вызванное переходом к рынку и меняющимся спросом на товары и услуги.
Третья характерная черта связана с тем, что при сохранении почти прежнего, очень высокого предложения рабочей силы, уходящего своими истоками в экстенсивное развитие в дореформенные годы, складывается чёткая, длительного действия тенденция к ограничению эффективного спроса на рабочую силу.
Четвертая особенность – неадекватные глубине спада, но постоянно нарастающие масштабы открытой безработицы и вместе с тем не достигшие её обвального роста в годы, когда кризис в экономике нарастал быстрыми темпами. Негативные последствия для занятости спада производства были перенесены в значительной мере на уровень предприятий.
Пятой особенностью занятости служит то, что при довольно высоком уровне общей безработицы сохраняется большая подвижность рабочей силы, что свидетельствует, с одной стороны, об определённом динамизме сферы занятости при переходе к рыночным отношениям, а с другой, - о стремлении населения приспособиться к новым условиям хозяйствования.
В целом трудовая сфера с точки зрения наличия вакантных рабочих мест выглядит не так безнадёжно, как это фиксируется статистикой, если сопоставить масштабы приёма и выбытия рабочей силы по учитываемой статистикой группе предприятий. Подтверждением этому служит тот факт, что преобладающая часть безработных самостоятельно решает проблему трудоустройства.
И, последнее. Следует обратить особое внимание на существенную дифференциацию региональных рынков труда. Региональная неоднородность рынков труда, обусловленная особенностью природно-климатических условий, размещением производства и наличием определённого производственного потенциала, географией населения, разной глубиной спада производства в отдельные отраслях, столь велика России, что усреднённые показатели рынка труда не могут служить основанием для принятия действенных мер по его регулированию.
РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ТРУДА.
В ходе экономической реформы в ряде регионов на рынке труда сложилась критическая ситуация. Она характеризуется: отсутствием механизма "саморегуляции" регионального рынка труда; заметной тенденции к стихийному воспроизводству кризисному состоянию; низкой восприимчивостью к внешним воздействиям и мерам, направленным на вывод рынка труда из кризисного состояния.
Оздоровлению региональных рынков труда с критической ситуацией препятствуют инерционные процессы, медленная ротация безработных; ограниченное предложение рабочих мест; длительная продолжительность безработицы. Состояние регионов с наиболее высоким уровнем регистрации безработицы (УРБ) достаточно устойчив.
Исследования макроэкономических, демографических и социальных показателей территорий с критической ситуацией на рынке труда свидетельствует, что существуют тенденции, способствующие развитию или, наоборот, препятствующие ее возникновению. В каждом регионе рынок труда формируется под влиянием проводимой в ней политики, сложившихся социальных, культурных и трудовых традиций. При ухудшении ситуации в экономике и социальной сфере региона можно обнаружить симптомы, свидетельствующие об угрозе перераспределения положения на рынке труда в критическое. Существует ряд показателей, которые быстрее реагируют ни изменения ситуации на рынке труда, чем показатель уровня безработицы. К таким показателям относятся: число безработных, на одну заявленную вакансию; средняя продолжительность безработицы; масштабы "скрытой" безработицы. Число безработных, приходящихся на одну вакансию, быстро увеличилось не только в регионах с критической ситуацией на рынке труда, но и в ряде регионов, отличавших стабильность ситуации.
Использование дополнительного показателя - "нагрузки" на одну вакансию при анализе положения на рынке труда позволяет, с одной стороны, точнее прогнозировать развитие критических ситуаций, а с другой - реагировать на кризисные явления, которые не отражают показатель УРБ.
Важнейшим индикатором состояния регионального рынка труда служит средняя продолжительность безработицы. Регионы с высоким УРБ, по средней продолжительностью безработицы представляются более благополучными, чем те, где средний УРБ сочетается с высокой ее продолжительностью.
Были выявлены регионы, рынки труда которые характеризуются низким уровнем безработицы, но высокой продолжительностью даже при наличии достаточного числа вакансий. Подобное состояние рынка труда свидетельствует об отсутствии стимулов к работе у длительно неработающих.
Впервые годы экономической реформы одним из важнейших признаков кризисного состояния региональных рынков труда стала так называемая скрытая безработица. Это было связано с тем:
1) что государство посредствам
принятия соответствующих
2)сами экономические реформы осуществлялись недостаточно быстро и последовательно, ряд законов, действие которых могло бы способствовать резкому росту безработицы.
Возникновение критической ситуации на рынках труда в регионах приводит чаще всего к сокращению реальных доходов населения и снижения уровня жизни, примитивации форм занятости, разрушению социальной структуры общества.