Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 14:19, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы к государственному экзамену по курсу "Экономическая теория".
Классическая дихотомия – точка зрения, согласно которой экономические переменные в реальном выражении определяются исключительно реальными, а не денежными факторами, а переменные в номинальном выражении определяются только денежными, но не реальными факторами. Сторонники кейнсианской экономической теории не согласны с подобной точкой зрения, когда речь идет о каких-либо не слишком продолжительных временных промежутках. В контрактах, долговых соглашениях и налоговой системе обычно фигурируют фиксированные в денежном выражении цены (суммы), поэтому классическая дихотомия не справедива для коротких промежутков времени.
Согласно монетаристской теории количество денег в обращении является определяющим фактором формирования спроса и предложения, так как существует прямая связь между изменением денежной массы в обращении и величиной ВВП. Монетаристская теория возникла в середине 50-х годов в США как «чикагская школа», во главе которой стоял М. Фридман. Он считал, что стихийному товарному хозяйству свойственна особая внутренняя устойчивость, обусловленная действием рыночных механизмов конкуренции и ценообразования. Сторонники этой теории выступают противниками теории Кейнса о вмешательстве в экономические процессы. Они утверждают, что государственные мероприятия по стимулированию спроса порождают новые диспропорции и кризисы. Данная теория широко использовалась в 70-е годы в качестве теоретической основы борьбы с инфляцией и программы денежно-кредитного регулирования. Наиболее популярными являются взгляды М. Фридмана, которые включают:
- количественную теорию денег, обосновывающую связь между количеством денег в обращении и уровнем товарных цен;
- монетарную теорию промышленных циклов, согласно которой колебания спроса и предложения определяются предшествующими изменениями денежной массы;
- механизм воздействия денег на реальные факторы производства не через норму процента, а через уровень товарных цен;
- положение о неэффективности государственного регулирования;
- «монетарное правило», по которому происходит автоматическое увеличение денежной массы в обращении на несколько процентов в год независимо от состояния экономики;
- систему плавающих валютных курсов для регулирования внешнеэкономической деятельности.
Концепция Фридмана выражается формулой, которая, по существу, как и уравнение Фишера, односторонне обосновывает связь между денежной массой и ценами:
М = К х Р х Y,
М — количество денег;
К — отношение денежного запаса к доходу;
Р — индекс цен;
Y — национапьный доход в неизменных ценах.
Таким образом, изменение денежной массы сопровождается соответствующим изменением любой из величин, указанных в уравнении, т.е. рост денежной массы может привести либо к повышению цен, либо к увеличению реального национального дохода. М. Фридман не ставит вопрос об обратной связи между этими величинами, игнорирует вопрос монополистического ценообразования.
Государственный бюджет – это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия. Структура бюджетных расходов и доходов и доля отдельных статей в государственном бюджете стран с рыночной экономикой приблизительно следующая, %:
Расходы:
1) Затраты на социальные услуги,
здравоохранение, образование,
2) Затраты на хозяйственные
3) Расходы на вооружение и
материальное обеспечение
4) Административно-
5) Платежи по государственному долгу (7–8%).
Доходы:
1) Налоги (в том числе акцизные
сборы, таможенные пошлины,
2) Неналоговые поступления:
3) Взносы в государственный фонды: социального страхования, пенсионный, страхования от безработицы (10–12%);
4) Превышение расходов над
Госдолг - это сумма накопленных в стране за определенный период бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это же время положительных Сдо бюджета.
Госдолг подразделяется на внутренний и внешний, а также на краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 до 5) и долгосрочный (свыше 5). Наиболее тяжелыми являются краткосрочные долги. По ним скорее приходится выплачивать основную сумму с высокими процентами. Такую задолженность можно пролонгировать, но это связано с выплатой процентов на проценты. Государственные органы стараются консолидировать краткосрочную и среднесрочную задолженность, то есть превратить ее в долгосрочные долги, отложив на длительный срок выплату основной суммы и ограничиваясь ежегодной выплатой процентов. В ряде стран существуют специальные управления государственного долга при министерстве финансов, которые осуществляют погашение и консолидацию старых долгов, и привлечение новых заемных средств.
Внешний государственный долг - это долг иностранным государствам, организациям и лицам. Этот вид долга ложится на страну наибольшим бременем, т.к. для его погашения государство должно отдавать какие-нибудь ценные товары, оказывать определенные услуги.
Внутренний долг государства - долг своему населению - приводит, прежде всего, к перераспределению доходов внутри страны. Утечки товаров или услуг обычно не происходит, но возникают определенные изменения в экономической жизни, последствия которых могут быть весьма значительными.
Управление государственным
В процессе управления гос долгом ставится 2 задачи:
-минимизация гос. долга;
- недопущение переполнения
Погашение и выплата доходов осуществляется за счет бюджетных средств, при недостатке средств используются следующие меры управления госдолгом:
1)Рефинансирование- погашение старой задолженности путем выпуска новых займов;
2)Конверсия - изменение доходности займа;
3)Консолидация - увеличение срока действия займов;
4)Унификация - объединение нескольких займов в один;
5)Отсрочка погашения займов;
6)Аннулирование госдолга;
7)Обращение страны-должника к международным банкам.
Под налогом поним. обязат-ый взнос в бюджет соответ-го уровня или во внебюдж-ый фонд, осущес-мый плательщ-ми в порядке и на условиях, опред-ых закон-ми актами.
Совок-ть взимаемых в гос-ве налогов, сборов, пошлин и др. платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему. Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоим-ть опред-ых товаров, отд-ые виды деят-ти налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование прир-ми ресурсами, имущ-вом юрид-их и физич-их лиц, передача имущ-ва, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами. К элементам налога относятся: 1) субъект налога, или налогоплательщик - лицо, на которое законом возложена обязанность платить налог. Однако через механизм цен налоговое бремя может быть переложено на другое лицо, поэтому выделяется специально и носитель налога - лицо, которое фактически уплачивает налог; 2) объект налога - доход или имущество, с которого начисляется налог; 3) источник налога - доход за счет, которого уплачивается налог; 4) ставка налога - величина налога за единицу обложения (денежная единица доходов, единица земельной площади, единица измерения товара и т.п.).
Классификация налогов.
1)По способу взимания налоги делятся на:
- прямые налоги - взимаются с конкретного физического или юридического лица (налоги на доходы и имущество: подоходный налог с граждан и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налоги на перевод прибыли и капиталов за рубеж и др.).
- косвенные налоги - налоги, которые уплачиваются не прямо, а через механизм преобразов-я (налоги на товары и услуги: налог с оборота - в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы: налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвиж-тью и ценными бумагами и др.).
2)По использованию все налоги делятся на:
- Общие налоги – используются на финансир-ие текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов (подоходный налог).
- Специальные налоги – уплачивают опред-ые хозщ-ие субъекты (налог на дороги).
3)По уровню бюджета, в
- Федеральные (НДС, НДФЛ, ЕСН, налог на прибыль и др.)
- Региональные (налог на имущ., налог на игорный бизнес, транспортный налог)
- Местные (земельный налог, налог на имущество физ. лиц)
4)Взавис-ти от соотнош-я м/у ставкой налога и измен-ем дохода налоги делятся на:
- прогрессивные (ставка налога повышается по мере роста дохода);
- пропорциональные (ставка налога остается неизменной по мере повыш-я дохода);
- регрессивные (ставка налога снижается по мере повышения дохода).
Кривая Лаффера – кривая, показ-щая связь м/у налог-ми ставками и объемом налог-х поступ-ий, выявляющая такую налоговую ставку (от 0 до 100%), при которой налоговые поступления достигают максимума. Кривая Лаффера имеет форму дуги и показывает, что наилучший эконом-ий результат достиг-ся не когда налоги самые низкие, а когда они оптимальные. И не может быть одного оптимального уровня налоговых изъятий.
Макроэкономическая политика – экономическая политика государства, направленная на решение основных проблем национальной экономики. Основной целью макроэкономической политики является решение проблем национальной экономики. Для достижения данной цели необходимо решить определенные задачи, такие как:
- Снижение уровня безработицы и инфляции;
- Увеличение ВВП;
- Выплата по внешнему долгу и др.
Субъектами экономической политики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов.
Макроэкономическая политика государства проводится Правительством и Центральным банком. Выделяются следующие ее инструменты: бюджетно-налоговая, кредитно-денежная, социальная и внешнеэкономическая, система национальных счетов (представляет собой построенный определенным образом набор счетов и балансовых таблиц, на основе которых вычисляются взаимосвязанные макроэкономические показатели, характеризующие результаты деятельности национальной экономики за период времени, ее структуру и важнейшие взаимосвязи).
Фискальная политика |
Государственные расходы |
Налогообложение | |
Денежная политика |
Контроль за количеством денег |
Воздействие на ставку процента | |
Внешнеэкономическая политика |
Внешнеторговая политика |
Валютная политика | |
Политика доходов |
Контроль за ценами |
Контроль за заработной платой |