Шпаргалка по "Экономическая теория"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 14:19, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы к государственному экзамену по курсу "Экономическая теория".

Файлы: 1 файл

ответы Экономическая Теория.doc

— 1.51 Мб (Скачать файл)

Классическая  дихотомия – точка зрения, согласно которой экономические переменные в реальном выражении определяются исключительно реальными, а не денежными факторами, а переменные в номинальном выражении определяются только денежными, но не реальными факторами. Сторонники кейнсианской экономической теории не согласны с подобной точкой зрения, когда речь идет о каких-либо не слишком продолжительных временных промежутках. В контрактах, долговых соглашениях и налоговой системе обычно фигурируют фиксированные в денежном выражении цены (суммы), поэтому классическая дихотомия не справедива для коротких промежутков времени.

Согласно монетаристской теории количество денег в обращении является определяющим фактором формирования спроса и предложения, так как существует прямая связь между изменением денежной массы в обращении и величиной ВВП. Монетаристская теория возникла в середине 50-х годов в США как «чикагская школа», во главе которой стоял М. Фридман. Он считал, что стихийному товарному хозяйству свойственна особая внутренняя устойчивость, обусловленная действием рыночных механизмов конкуренции и ценообразования. Сторонники этой теории выступают противниками теории Кейнса о вмешательстве в экономические процессы. Они утверждают, что государственные мероприятия по стимулированию спроса порождают новые диспропорции и кризисы. Данная теория широко использовалась в 70-е годы в качестве теоретической основы борьбы с инфляцией и программы денежно-кредитного регулирования. Наиболее популярными являются взгляды М. Фридмана, которые включают:

- количественную теорию денег, обосновывающую связь между количеством денег в обращении и уровнем товарных цен;

- монетарную теорию промышленных циклов, согласно которой колебания спроса и предложения определяются предшествующими изменениями денежной массы;

- механизм воздействия денег на реальные факторы производства не через норму процента, а через уровень товарных цен;

- положение о неэффективности государственного регулирования;

- «монетарное правило», по которому происходит автоматическое увеличение денежной массы в обращении на несколько процентов в год независимо от состояния экономики;

- систему плавающих валютных курсов для регулирования внешнеэкономической деятельности.

Концепция Фридмана выражается формулой, которая, по существу, как и уравнение Фишера, односторонне обосновывает связь между денежной массой и ценами:

М = К  х Р х Y,

М — количество денег;

К — отношение  денежного запаса к доходу;

Р — индекс цен;

Y — национапьный  доход в неизменных ценах.

Таким образом, изменение денежной массы сопровождается соответствующим изменением любой из величин, указанных в уравнении, т.е. рост денежной массы может привести либо к повышению цен, либо к увеличению реального национального дохода. М. Фридман не ставит вопрос об обратной связи между этими величинами, игнорирует вопрос монополистического ценообразования.

 

  1. Государственный бюджет, его дефицит и профицит. Государственный долг и проблемы его обслуживания.

Государственный бюджет – это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия. Структура бюджетных расходов и доходов и доля отдельных статей в государственном бюджете стран с рыночной экономикой приблизительно следующая, %:

Расходы:

1) Затраты на социальные услуги, здравоохранение, образование, социальные  пособия, субсидии бюджетам местных властей на эти цели (40 – 50%);

2) Затраты на хозяйственные нужды:  капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, субсидии сельскому хозяйству,  расходы на осуществление государственных программ (10–20%);

3) Расходы на вооружение и  материальное обеспечение внешней  политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранному государству (10–20%);

4) Административно-управленческие  расходы: содержание правительственных  органов, полиции, юстиции и пр. (5–10%);

5) Платежи по государственному  долгу (7–8%).

Доходы:

1) Налоги (в том числе акцизные  сборы, таможенные пошлины, гербовый  сбор) (75–85%);

2) Неналоговые поступления: доходы  от государственной собственности,  торговли (5–8%);

3) Взносы в государственный фонды: социального страхования, пенсионный, страхования от безработицы (10–12%);

4) Превышение расходов над доходами  ведет к образованию бюджетного дефицита, который покрывается государственными займами (внутренними и внешними). Они осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов и получения кредитов у банков. Государственные займы не единственный путь покрытия дефицита государственного бюджета. У большинства развитых стран со времен перехода от золотого к бумажно-денежному обращению накоплен значительный опыт покрытия бюджетного дефицита путем дополнительной эмиссии денег. Правительство особенно часто прибегает к этому средству в критических ситуациях – во время войны, длительного кризиса. Последствия такой эмиссии общеизвестны: развивается неконтролируемая инфляция, подрывая стимулы для долгосрочных инвестиций, раскручивается спираль цены – заработная плата, обесцениваются сбережения населения, воспроизводится бюджетный дефицит. Если доходы государственного бюджета превышают его расходы, то наблюдается профицит государственного бюджета.

Госдолг - это сумма накопленных в стране за определенный период бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это же время положительных Сдо бюджета.

Госдолг подразделяется на внутренний и внешний, а также на краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 до 5) и долгосрочный (свыше 5). Наиболее тяжелыми являются краткосрочные долги. По ним скорее приходится выплачивать основную сумму с высокими процентами. Такую задолженность можно пролонгировать, но это связано с выплатой процентов на проценты. Государственные органы стараются консолидировать краткосрочную и среднесрочную задолженность, то есть превратить ее в долгосрочные долги, отложив на длительный срок выплату основной суммы и ограничиваясь ежегодной выплатой процентов. В ряде стран существуют специальные управления государственного долга при министерстве финансов, которые осуществляют погашение и консолидацию старых долгов, и привлечение новых заемных средств.

Внешний государственный долг - это долг иностранным государствам, организациям и лицам. Этот вид долга ложится на страну наибольшим бременем, т.к. для его погашения государство должно отдавать какие-нибудь ценные товары, оказывать определенные услуги.

Внутренний долг государства - долг своему населению - приводит, прежде всего, к перераспределению доходов внутри страны. Утечки товаров или услуг обычно не происходит, но возникают определенные изменения в экономической жизни, последствия которых могут быть весьма значительными.

Управление государственным долгом- это совокупность мероприятий государства по погашению займов, изменению условий выпуска уже действующих займов, выпуск новых займов.

В процессе управления гос долгом ставится 2 задачи:

-минимизация гос. долга;

- недопущение переполнения рынка  заемными обязательствами государства.

Погашение и выплата  доходов осуществляется за счет бюджетных  средств, при недостатке средств  используются следующие меры управления госдолгом:

1)Рефинансирование- погашение старой  задолженности путем выпуска новых займов;

2)Конверсия - изменение доходности займа;

3)Консолидация - увеличение срока действия займов;

4)Унификация - объединение нескольких займов в один;

5)Отсрочка погашения займов;

6)Аннулирование госдолга;

7)Обращение страны-должника к международным банкам.

 

  1. Налог: понятие, основные элементы, классификация (пропорциональный, прогрессивный, регрессивный налог; прямые и косвенные налоги).

Под налогом поним. обязат-ый взнос в бюджет соответ-го уровня или во внебюдж-ый фонд, осущес-мый плательщ-ми в порядке и на условиях, опред-ых закон-ми актами.

Совок-ть взимаемых в гос-ве налогов, сборов, пошлин и др. платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему. Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоим-ть опред-ых товаров, отд-ые виды деят-ти налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование прир-ми ресурсами, имущ-вом юрид-их и физич-их лиц, передача имущ-ва, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами. К элементам налога относятся: 1) субъект налога, или налогоплательщик - лицо, на которое законом возложена обязанность платить налог. Однако через механизм цен налоговое бремя может быть переложено на другое лицо, поэтому выделяется специально и носитель налога - лицо, которое фактически уплачивает налог; 2) объект налога - доход или имущество, с которого начисляется налог; 3) источник налога - доход за счет, которого уплачивается налог; 4) ставка налога - величина налога за единицу обложения (денежная единица доходов, единица земельной площади, единица измерения товара и т.п.).

Классификация налогов.

1)По способу взимания налоги  делятся на:

- прямые налоги - взимаются с конкретного физического или юридического лица (налоги на доходы и имущество: подоходный налог с граждан и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налоги на перевод прибыли и капиталов за рубеж и др.).

- косвенные налоги - налоги, которые уплачиваются не прямо, а через механизм преобразов-я (налоги на товары и услуги: налог с оборота - в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы: налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвиж-тью и ценными бумагами и др.).

2)По использованию все налоги  делятся на:

- Общие налоги – используются на финансир-ие текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов (подоходный налог).

- Специальные налоги – уплачивают опред-ые хозщ-ие субъекты (налог на дороги).

3)По уровню бюджета, в который  уплачивается налог:

- Федеральные (НДС, НДФЛ, ЕСН, налог на прибыль и др.)

- Региональные (налог на имущ., налог на игорный бизнес, транспортный налог)

- Местные (земельный налог, налог на имущество физ. лиц)

4)Взавис-ти от соотнош-я м/у ставкой налога и измен-ем дохода налоги делятся на:

- прогрессивные (ставка налога повышается по мере роста дохода);

- пропорциональные (ставка налога остается неизменной по мере повыш-я дохода);

- регрессивные (ставка налога снижается по мере повышения дохода).

Кривая Лаффера – кривая, показ-щая связь м/у налог-ми ставками и объемом налог-х поступ-ий, выявляющая такую налоговую ставку (от 0 до 100%), при которой налоговые поступления достигают максимума. Кривая Лаффера имеет форму дуги и показывает, что наилучший эконом-ий результат достиг-ся не когда налоги самые низкие, а когда они оптимальные. И не может быть одного оптимального уровня налоговых изъятий.

 

  1. Макроэкономическая политика государства: понятие, виды, инструменты и сравнительный анализ их эффективности.

Макроэкономическая  политика – экономическая политика государства, направленная на решение основных проблем национальной экономики. Основной целью макроэкономической политики является решение проблем национальной экономики. Для достижения данной цели необходимо решить определенные задачи, такие как:

- Снижение уровня безработицы и инфляции;

- Увеличение ВВП;

- Выплата по внешнему долгу и др.

Субъектами  экономической политики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов.

Макроэкономическая  политика государства проводится Правительством и Центральным банком. Выделяются следующие ее инструменты: бюджетно-налоговая, кредитно-денежная, социальная и внешнеэкономическая, система национальных счетов (представляет собой построенный определенным образом набор счетов и балансовых таблиц, на основе которых вычисляются взаимосвязанные макроэкономические показатели, характеризующие результаты деятельности национальной экономики за период времени, ее структуру и важнейшие взаимосвязи).

Фискальная  политика

Государственные расходы

Налогообложение

Денежная политика

Контроль за количеством денег

Воздействие на ставку процента

Внешнеэкономическая политика

Внешнеторговая  политика

Валютная политика

Политика доходов

Контроль за ценами

Контроль за заработной платой

Информация о работе Шпаргалка по "Экономическая теория"