Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 14:19, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы к государственному экзамену по курсу "Экономическая теория".
Можно выделить некоторые общие формы монополистических объединений:
1) картель- объединение производителей, при котором они договариваются о квотах выпускаемой продукции и рынков сбыта;
2) Синдикат – общее с картелью + предприятия организуют совместный сбыт продукции;
3) Трест – идет разделение рынков сырья и сбытов, может существовать некоторая совместная собственность.
4) Конгломерант – сеть предприятий под общим управлением, даже в разных областях
5) Концерн – развлетвленная сеть взаимосвязанных предприятий в одной отрасли под единым управлением.
Естественная монополия — официально признанная неизбежная монополия на производство и продажу товаров и услуг, применительно к которым монополизм обусловлен либо естественными правами монополиста, либо соображениями экономической выгоды для всего государства и населения. Так, естественная монополия возникает в тех областях, где действует авторское право, ибо автор является монополистом по закону. С другой стороны, в интересах государства выгодно иметь единые трубопроводные, энергетические сети, железнодорожные магистрали. Государственная монополия возникает также в тех сферах, где ее наличие обусловлено соображениями общественной безопасности.
Олигополия и монополистическая конкуренция – виды несовершенной конкуренции. Олигополия - рынок, на котором господствует несколько крупных фирм, производящих стандартизированные или дифференцированные товары, вход в отрасль новых производителей затруднен высокими ограничительными барьерами. Ограничительные барьеры существуют из-за причин: -значительную роль играет эффект масштаба; -необходимость значительного стартового капитала; -олигополии защищают свое положение патентами; -многие олигополии осуществляют контроль за редкими ресурсами.
Для олигополистической фирмы характерны
следующие черты - высокий уровень
концентрации капитала и производства,
способность влиять на объемы производства
и уровень цен в отрасли. Отношения
м/у фирмами характеризуются
Фирмы, дейст-щие в рамках олигопол-ой струк-ры рынка, стремятся к созд-ю сист-ы связей, которая позволила бы координ-ть поведение в общих интересах. Одной из форм такой координации является лидерство в ценах. Существует 3 типа ценового лидерства:
1) лидерство доминирующей фирмы - ситуация на рынке, когда одна фирма контролирует не менее 50% производства, а остальные фирмы слишком малы, чтобы оказать влияние на цены путем индивидуальных ценовых решений.
2) тайный сговор о лидерстве - коллективное лидерство нескольких крупнейших фирм в данной отрасли, учитывающих интересы друг друга.
3) барометрическое ценовое лидерство - неопределенная структура; она не обеспечивает достижения высокого уровня цен. Нередко происходит смена лидера, которые объявляют справочные цены, но фактические цены, устанавливаемые другими фирмами, отличаются от объявленных.
Монополистическая конкуренция - модель рынка, при которой большое число фирм производят близкую, похожую, но не полностью взаимозаменяемую продукцию.
Теория монополистической
Формы монополистической конкуренции:
• Научно-техническое соперничество, которое выражается: 1) в том, что фирмы стремятся к разраб-ке новых продуктов, внедрению новых технологий, использ-ю научно-технической информации; 2) в приобретении, использовании патентов.
• Промышленио-производственное соперничество, которое проявляется в виде наращивания производственных мощностей с целью использования эффекта масштаба.
• Торговое соперничество, которое существует в форме ценовой и неценовой конкуренции.
1) ценовая конкуренция за счет снижения цены, либо манипуляции с ценой;
2) демпинг;
3) ценовая дискриминация возможна при следующих условиях:
- производитель обладает некоторой степенью монопольной власти;
- производитель в состоянии выделять потребителей в группы;
- покупатели не имеют возможности перепродать купленный по более низкой цене товар.
Неценовая конкуренция проводится за счет:
1) улучшения качества продукции или приближение характеристик его продукта к некоторым вкусам покупателя;
2) улучшения условий продажи,
либо послепродажного
Инфляция - это обесценение денег, снижение их покупательной способности. Но она означает не только снижение покупательной способности денег и рост цен, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.
Эти нарушенные пропорции связывают обычно с двумя причинами, вызывающими дисбаланс между совокупным спросом и предложением: 1) Превышением совокупного спроса над совокупным предложением, вследствие чего развивается инфляция спроса. 2) Отставанием совокупного предложения от совокупного спроса, вследствие роста издержек производства. Такую инфляцию называют инфляцией предложения.
Первый тип инфляции характерен обычно для экономики полной занятости или приближающейся к ней, когда растущий спрос превышает границы производс-ых возмож-тей общества: экономика не может отреагировать ростом предложения на рост спроса по причине ограниченности ресурсов. Поэтому результатом роста спроса является рост цен.
Рост цен повышает прибыли предприн-лей, стимул-ет расшир-ие произв-ва и привлеч-е дополн-ых ресурсов, цены на которые также растут, что влечет за собой рост денеж-х доходов собствен-ков ресурсов, рост спроса, а, след-но, и новый виток роста цен.
Другой вид инфляции - инфляция издержек - инфляции начинает раскручиваться в силу того, что растут издержки: 1)издержки начинают расти в результате повышения заработков, 2)в силу удорожания сырья и топлива.
Совокупный спрос на рынке не стал избыточным, но предложение товаров уменьш-ся в силу роста издержек произв-ва. В свою очередь это ведет к повыш-ю цен, затем - к новому витку инфляции. В данном случае толчком к инфляции служат издержки. В реальной действительности разделить два вида инфляции весьма сложно. Но важно иметь в виду, какой вид инфляции является генератором инфляционного роста цен.
Известны следующие причины инфляции. 1) Бюджетный дефицит, т.е. расходы государственного бюджета, превышают его доходы. Государство не может покрыть свои расходы и начинает дополнительно печатать деньги. Это приводит к обесцениванию бумажных денег по отношению к золоту, сопровождается ростом цен и падением реальной зарплаты. 2) Сокращение объёмов производства, что сопровождается застоем в производстве с одновременным ростом безработицы. 3) Спрос превышает предложение. Это возникает при не насыщенности рынка товарами и избытке денежных средств. Согласно закону спроса и предложения растут цены, что приводит к инфляции. 4) Рост издержек (затрат) производства на сырьё, материалы, топливо.
Причины возникновения инфляции м.б. как внутренние, так и внешние. К внешним причинам относятся: сокращение поступлений от внешней торговли, отрицательное сальдо внешнеторгового и платежного балансов. Одним из истоков инфляц-ых процессов служит деформация народнохоз-ой струк-ры, выражающаяся в существенном отставании отраслей потребит-го сектора при явно гипертрофированном развитии отраслей тяжелой индустрии, и особенно военного машиностроения. Неспособность преодолеть инфляцию порождается недостатками хоз-го механизма. В зависимости от характера инфляции и темпов нарастания инфляционных процессов различают следующие типы инфляции:
1)Умеренная (ползучая), хар-ны относ-но невысокие темпы роста цены, до 10% в год.
2)Галопирующая, характеризуется скачкообразным ростом цен. Темпы ее измеряются сотнями процентов в год и даже тысячами.
3)Гиперинфляция - представляет наибольшую опасность. Ее условный рубеж - ежемесячный рост цен свыше 50%. а годовой выражается четырехзначными цифрами.
По форме проявления различают подавленную и скрытую инфляцию. Подавленная - проявляется в превышении спроса над предложением при относительной стабильности цен или их скрытом росте. Стабильность цен обусловлена административным контролем над их уровнем. Открытая инфляция проявляется в прямом росте цен на макроуровне, который вызывается рядом причин, названных выше.
По степени сбалансированности роста цен различают сбалансированную и несбалансированную инф-цию. Сбалансированная хар-ся примерно одинаковым ростом цен на различные группы товаров. Несбалансир-ая инфляция дает неодинаковый рост цен, что приводит к постоянному измер-ю соотнош-я цен между различными группами товаров (цены на продукты питания растут быстрее, чем на товары длительного польз-ия).
С точки зрения предсказуемости, инфляция бывает ожидаемая и неожидаемая. Ожидаемую можно прогнозировать, неожидаемая возникает стихийно.
Взаимосвязь инфляции и безработицы.
Кривая Филлипса – кривая, показывающая связь между уровнем безработицы (по оси абсцисс) и годовым темпом роста уровня цен (по оси ординат).
Существует некоторый уровень безработицы, при котором уровень з/п постоянен. Когда безработица снижается ниже этого уровня, наблюдается более быстрый прирост з/п и наоборот. Данная взаимосвязь была преобразована во взаимосвязь безработицы и темпов роста Ц (инфляцией). Кривая Филлипса показывает, что между инфляцией и безработицей существует стабильная и предсказуемая обратная связь.
Безработица: понятие, классификация, проблемы измерения
Занятость – численность взрослого трудоспособного населения, имеющего работу.
Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в произв-ве товаров и услуг. Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны. В реальной эконом-ой жизни безраб-ца выступает как превыш-ие предлож-ия рабочей силы над спросом на нее.
К безработным в России относятся лица, достигшие 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период: 1)не имели работы (доходного занятия); 2)занимались поисками работы; 3)были готовы приступить к работе.
К безработным, зарегистрированным в органах гос-ой службы занятости, относятся лица, не имеющие работы, ищущие работу и в установленном порядке получившие официальный статус безработного в органах государственной службы занятости.
К безработным обычно относят не только уволенных по различным причинам, но и лиц, добровольно оставивших работу и предпринимающих попытку найти новую. Структура безработицы по ее причинам включает 4-е основные категории рабочей силы: потерявшие работу в результате увольнения, добровольно оставившие работу, пришедшие на рынок труда после перерыва, впервые пришедшие на рынок труда. Соотношение этих категорий зависит, прежде всего, от фазы экономического цикла.
Различают следующие виды безработицы:
1)Фрикционная безработица. На рынке труда всегда имеется некоторый уровень безработицы, связанный с перемещением людей из одной местности в другую, с одного предприятия в другое. Для того чтобы работники нашли для себя устраивающие их рабочие места, а наниматели – рабочую силу определенной квалификации, требуется время. Данное время поиска работы образует основу фрикционной безработицы. Она обусловлена тем, что между работниками и свободными рабочими местами всегда существует определенное несоответствие, когда отсутствует полная информация об имеющихся вакансиях или эта информация стоит слишком дорого.
2)Структурная безработица – безработица,
возникающая в результате профессионально-
3)Сезонная безработица обусловлена сезонными колебаниями в объёме производства определённых отраслей: с/х, строительство, промыслы, в которых в течение года происходят резкие изменения спроса на труд. Сезонные колебания спроса на труд, как правило, определяются особенностями ритма производственного процесса.
4)Циклическая безработица. Её основой являются циклич-ие колеб-я объёмов выпуска продукции и занятости, связанные с эконом-им спадом и недостатком спроса.
Следует различать также действительную и фиктивную безработицу. В первом случае человек имеет трудоспособность и желание работать, но в силу сложившейся ситуации на рынке труда не может получить работу. Второй характеризует лиц, нежелающих заниматься по тем или иным причинам трудовой деят-тью. Безработица может быть открытой и скрытой, долгосрочной (циклическая и структурная) и краткосрочной (сезонная и фрикционная).