Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 14:19, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы к государственному экзамену по курсу "Экономическая теория".
Для анализа эластичности предложения необходимо определить, какой период кратчайший, короткий или долгосрочный будет анализироваться.
Кратчайший период времени – период деятельности фирмы, в течении которого фирма не имеет возможности изменить объемы ни одного из используемых ресурсов. Предложение абсолютно не эластично.
Короткий период – период, в течении которого фирма располагает возможностью изменить объемы производства, некоторых из используемых ресурсов. Предложение становится более эластичным.
Долгосрочный период – период, в течении которого фирма может изменить объемы всех используемых ресурсов. Предложение эластично.
Спрос – это желание и возможность потребителя купить данный товар по данной цене в данный период времени.
Величина спроса – это определенное количество благ, которое потребитель желает и имеет возможность купить по данной цене и в данный момент времени. Основным параметром, который действует на потребительский спрос является рыночная цена. Существует обратная зависимость между ценой и величиной спроса, которая носит название – закон спроса: с ростом цены величина спроса падает и наоборот.
|
|
Рисунок 1 – Кривая спроса на товар |
Рисунок 2 - Действие на спрос неценовых факторов |
Каждая точка кривой спроса (рисунок 1) иллюстрирует обратную зависимость м/у ценой и величиной спроса, т.е. действие закона спроса.
Кроме цены на спрос могут действовать неценовые факторы (детерминанты), в результате чего спрос будет расти или падать, т.е. будут происходить изменения в спросе.
К неценовым факторам относят:
1. вкусы и предпочтения потребителей;
2. количество потребителей на рынке;
3. доходы потребителей
4. сопряженные товары. К сопряженным товарам относятся взаимно заменяемые или взаимно дополняемые
5. потребительские ожидания – либо увеличивается цена, либо увеличивается доход в будущем.
Действие неценовых факторов графически иллюстрируется сдвигом кривой спроса D либо в положение D1, либо в D2.
Функциональный спрос — спрос, обусловленный присущими данному благу потребительскими качествами;
Нефункциональный спрос — спрос, возникающий у потребителя не в силу потребительских характеристик товара, а под влиянием каких-либо других факторов.
Теория поведения потребителя — теория, посвященная тому, как отдельные потребители распределяют свои доходы при покупке товаров и услуг: потребители стремятся максимизировать полезность, или удовлетворение, получаемое от расходования фиксированного дохода.
Полезность какого-либо блага – способность блага удовлетворять какие-либо потребности человека или общества.
Полезность, заключенная в товарах и услугах, связана с качествами и характеристиками, позволяющими удовлетворить те или иные желания людей. К таким качествам могут быть отнесены здоровье, дизайн, легкость использования, долговечность, роскошь, комфорт и т.д. Наличие в полезности как объективных, так и субъективных качеств делает ее понятием относительным, а не абсолютным.
Несмотря на относительный характер полезности, существует две теорий полезности:
1. Количественный подход и так называемая кардиналистская теория полезности. В рамках данной теории выдвигается гипотеза о возможности количественного соизмерения полезности различных благ и существовании функции полезности.
2. Порядковый подход и так называемая ординалистская теория полезности. В рамках этой теории предполаг-ся возможность лишь ранжирования полезностей человека - от лучшей к худшей, и отказ от количественного соизмерения полезности благ.
В основе анализа лежит набор некоторого числа исходных гипотез (аксиом), на основе которых строятся кривые безразличия (рисунок 1) и рассматривается оптимум потребителя (3). Кривая безразличия – это кривая, каждая точка которой представляет собой такой набор из двух товаров, что потребителю безразлично какой из этих наборов выбрать, поскольку их полезность одинакова.
|
|
Рисунок 1 - Кривые безразличия |
Рисунок 2 - Линия бюджетного ограничения |
Совокупность множества кривых безразличия называется картой безразличия.
Кривые безразличия имеют отрицательный наклон, выпуклы относительно начала ординат и никогда не пересекаются друг с другом. Поэтому через любую точку можно провести лишь одну кривую безразличия.
Возникает понятие предельной нормы замещения (MRS), которая показывает на какое количество должно быть сокращено потребление товара Y для увеличения потребления количества блага X на единицу так, чтобы уровень удовлетворения потребителя остался неизменным: = -
При этом, минус перед дробью делает значение нормы замещения положительным, так как отношение по определению отрицательно.
Замещение одного товара другим происходит под действием «эффекта замещения» и «эффекта дохода». «Эффект замещения» проявляется в том, что снижение цены блага увеличивает его относительную привлекательность и заставляет потребителя заменять “подешевевшим” благом относительно более дорогие товары. Тем самым меняется структура потребления. Например, снижение цены на мясо курицы делает его более привлекательным для потребителя, чем мясо говядины или свинины, при их неизменных ценах, в результате чего потребитель заменяет курятиной относительно подорожавшую говядину или свинину. «Эффект дохода» проявляется в том, что снижение цены блага увеличивает реальный доход потребителя, тем самым позволяя ему покупать большее количество данного товара.
Кривые безразличия не показывают, какой именно набор товаров потребитель считает для себя наиболее предпочтительным. Естественно, потребитель стремится приобрести товарный набор, расположенный на наиболее удаленной от начала координат кривой безразличия, но при этом он ограничен в своих средствах. Поэтому не всякий товарный набор будет доступен потребителю. Для изображения множества доступных потребителю товарных наборов используется бюджетная линия (рисунок 2).
|
|
Рисунок 3 - Оптимум потребителя |
Рисунок 4 - Кривая уровня жизни |
Все товарные наборы, соответствующие точкам на линии бюджетного ограничения по стоимости равны доходу в 1 ден. ед. и поэтому являются доступными для потребителя.
Бюджетное ограничение имеет следующий вид: = +
Таким образом, бюджетная
линия ограничивает сверху множество
доступных для потребителя
Перенесем бюджетное ограничение на карту безразличия (рисунок 2). Потребитель выберет товарный набор, который наиболее удален от начала координат, при условии, что его доход позволяет ему это сделать. Точки А и В потребитель не выберет, так как они расположены на более низкой кривой безразличия. Он выберет точку Е, в которой бюджетная линия лишь касается кривой безразличия. Таким образом, в точке Е наклоны кривой безразличии (MRS) и линии бюджетного ограничения (Px/Py) совпадают. Поэтому в этой точке выполняется равенство = , являющееся условием оптимума потребителя. С ростом реального дохода происходит смещение бюджетной линии вправо вверх. По точкам Е1, Е2, … Еn можно построить кривую «доход-потребление» или иначе кривую уровня жизни W (рисунок 4). Если данная кривая луч под 45о, то это означает, что с ростом дохода потребитель в одинаковой пропорции увеличивает потребление блага X и Y.
С последовательным снижением цен на товар X при неизменном доходе и постоянной цене Y, потребитель замещает относительно подорожавший товар Y на Х. В этом случае бюджетная линия смещается вправо и получаются точки оптимума Е1, Е2,… Еn, по которым можно построить кривую «цена-потребление». Если эту кривую построить в координатах P-Q, то мы получим кривую спроса D.
Таким образом, мы рассмотрели факторы, лежащие в основе кривой спроса. Существенная причина изменения объема спроса как обратной функции цены заключается в происходящем убывании предельной полезности товара. Только тогда, когда цена товара снижается, потребитель будет готов купить последующее количество данного товара, приносящее ему меньше удовлетворения.
Рисунок - Кривая «цена-потребление» а) и кривая спроса б)
Рыночная конкуренция приводит к тому, что спрос и предложение на рынке взаимодействуют м/у собой, приходят в соответствии друг с другом. В результате на рынке формируется рыночное равновесие. Основной характеристикой этого состояния является цена равновесия или равновесная цена.
Равновесная цена – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил (рисунок 1).
|
|
Рисунок 1 – Равновесная цена |
Рисунок 2 – Излишек потребителя |
Р1< Ре, Qд>Qs Дефицит. Конкуренция среди покупателей среди дефицита формирует тенденцию цен к росту до равновесного уровня.
Р2>Ре, Qд<Qs Избыток. В условиях избытка цены имеют тенденцию к снижению, причем эту тенденцию формируют продавцы.
В условиях совершенной конкуренции происходит быстрое взаимное приспособление цен спроса и цен предложения, объема спроса и объема предложения. Цена равновесия ниже максимально предлагаемой потребителями цены, разница этих цен называется излишком потребителя, графически величину излишка потребителя можно изобразить через площадь PmaxEPE (рисунок 2). Равновесная цена обычно выше минимальной цены, которую могли бы предложить наиболее передовые фирмы. Разница между общей выручкой PЕ*QЕ (площадь прямоугольника 0РЕEQE) и совокупными издержками (площадь 0РminЕQE) составляет излишек производителя (площадь РЕЕРmin).
Излишек потребителя- разность между суммой денег, которые покупатели были готовы заплатить за определенные объемы благ, приобретая их по ценам спроса, и теми расходами, которые они несут, приобретая блага по равновесной цене. Поскольку на рынке совершенной конкуренции отсутствует ценовая дискриминация покупателя, т.е. возможность продавать одно и тоже благо разным покупателям по разным ценам и цена является единой для всех агентов.
Излишек производителя- разность между той выручкой, которую реально получили продавцы благодаря отсутствию ценовой дискриминации продавцов и той выручкой которая была для них вполне достаточна для покрытия всех издержек (явных и неявных) при реализации меньших объемов благ.
Монополия – тип рынка, для которого характерно наличие единственного продавца. Выпускаемый им продукт в определенной степени уникален, т.е. нет близких заменителей. На монопольных рынках значительны барьеры для вступления в отрасль, которые делают невозможным проникновение на рынок любого нового продавца. К таким барьерам относятся: законодательные барьеры, лицензирование, преимущества крупного производства, исключительное право отдельных производителей на ресурс.
3 типа монополий (зависит от способов, какими фирма добивается положения единственного продавца товаров или услуг на рынке):
1) Закрытая монополия, обеспечивает себе такое право с помощью юридических постановлений и решений.
2) Естественная монополия, в тех отраслях, где одна фирма или корпорация обслуживает весь рынок, например, когда она владеет единственными источниками полезных ископаемых или сырья. Средние издержки такой монополии минимальны в силу масштаба производства. Поэтому разделение рынка с другими фирмами привело бы к неэффективности производства.
3) Открытая монополия не защищена от конкуренции и поэтому может господствовать на рынке лишь некоторое время. Обычно такими монополиями являются фирмы, к-ые выходят на рынок с качественно новой продукцией. Но со временем другие фирмы могут предложить либо аналогичную, либо лучшую продукцию и тем самым лишают прежнюю фирму возможности быть единственным поставщиком товара на рынке.
Негативные последствия монополии: препятствуя конкуренции, изгоняя с рынка мелких и средних производителей, она не способствует оптимальному использованию ограниченных р. общества. Когда цены устанавливаются выше предельных или средних издержек, тогда выпуск продукции будет меньше того объема, при котром предельные издержки равны установленной цене. Вследствие этого рынок не получает необходимые товары, а производственный потенциал оказывается не полностью использованным. Все это приводит к расстройству рынка, нарушению его равновесия и регулирования.
Монополия возникает, как правило, вседствии вертикальной и горизонтальной интеграции. В условиях совершенной конкуренции идет как насильственное поглощение, так и добровольное слияние предприятий.