Шпаргалка по "Экономической истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 19:12, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая история".

Файлы: 1 файл

ekonomicheskaya_istoria.docx

— 98.47 Кб (Скачать файл)

16. Возрастание экономической  роли США в межвоенный период.”Новый  курс” Рузвельта

США очень быстро выходит из воен. кризиса,т.е. укрепляет свою мощь,вступает в период стабилизации кап-ма.В США начинается пром. подъём,ускорился НТП,возрастает ст-ть научн.силы,формир-ся общ-во массового  спроса на предметы потребления.Сложились  благопр пропорции фондов накопления и потребления,но пром. подъём оказался временным,т.е. в 1929 г. в США-экон.кризис.Его  начало положено в фин.-кред.сфере.Президент  Рузвельт о вступления на пост определил  осн.направления экон.пол-ки-«новый курс».Главное-это решение соц-экон.проблем,т.е. предупреждение соц .взрыва,восстан-ние  нац.эк-ки,пром-ти и с/х,стабилизация фин-кред.с-мы и ден.обращения.,т.е. новый  курс означал активное вмешат-во гос-ва в упр-ние эк-кой.Были сформированы рычаги гос.рег-ния и хоз-ния.Комплекс мер активного влияния гос-ва на эк-ку:-оказ-ние поддержки фин.банк.системе,промышл. и торг.предпр-иям при помощи крупн.займов и субсидий;-фин-ние частных инв-ций  посредством налог.льгот;-стабилизация падающих цен и допущение усиления инф-ции;- принудит.контрол-ние пром-ти(гос. рег-ние уровня пром. пр-ва);-введение отраслевых кодексов,кот.определяли единую политику цен,фиксирован. размеры пр-ва,распределяли рынки сбыта гот.прод-ции.В первые 100 дней в марте и июне 1933г. Руз-т  ввёл в действие 15 зак-ов,кот.стали  базой дальн.развёртывания антикриз-ной  программы.В их числе:* «О банк.дея-ти»,* «Об эк-ке»,* «О труд.лагерях и  гражд.строит-ве»и т.д.особое внимание уделялось банк.сфере.

9 марта  1933г.-закон «О банк.дея-ти».Все  банки закрывались.Было разрешено  открыть наиб.устойчивые банки,кот.разрешалось  продолжать свои операции.Неустойч. банки попадали под кон-троль  гос-ва и закрывались.Прав-ву разрешено  проводить эмиссию бум.денег.Нас-ние  обяз было сда-вать гос-ву драг.металы,запрещается  их вывоз.Закон «О регул-нии  с/х пр-ва»- рег-лись расходы  на с/х продукцию,субсидии,кредиты  фермерам.

В марте 1933г.-создаётся Гражд.корпус содействия охране и восстан-нию лесов.Он был  призван к уменьшению безработицы  среди молодёжи.Вопросы,решаемые этим органом:строит-во до-рог,лесонасаждение,гидромелиорация,обустройство нац.парков.

Создавался  фонд по поддержке обществ.работ.Новый  курс Рузвельта означал дальнейшее расширение демократии.С 1941 г.-новый  экон. подъём.

17. Замедление темпов  экономического развития Англии  в межвоенный период 1918-1939

Эк  положение А после ПМВ было довольно сложным, выражалось в следующем:1. понесла огромные потери (уничтожены часть пром предприятий, разрушены  железные дороги, часть жилого фонда, снизился экспорт, возрос импорт, выросла  задолженность )2. ликвидируются госконтролирующие  органы, часть военных заводов  продавалась частным ли-цам.3. В 1919 закон об отказе от золотого стандарта  фунта стерлингов. Гос-во контролирует выпуск бум денег. Восстанавливается  контроль над железной дорогой, расширяются  социальные функции гос-ва. Гос-во продолжало контролировать военные заводы, железные дороги, покупало акции судострои-тельных, хим предпр. Эти меры привели к  стабилизации в 1924, но временно. 1933 –  эк кризис, котор поразил старые от-расли промышленности: угольную, чугунную, сталелитейную; сократилось сельскохозяйственная про-дукция. С 1931 – фин кризис: снизилась реальная покупательная способность фунта стерлингов. Правитель-ство начинает разрабатывать меры по выходу из кризиса. В марте 1931 создали комиссию по нац экономии. В отличие от США ввели режим жестокой экономии: 1.сокращение размеров пособий по безра-ботице; 2.сокращение зарплаты госслужащих; 3.снижение расходов на образование, здравоохранение; 4. в сентябре 1931 отмена золотого стандарта; 5.бумажные деньги обесценены. Чтобы укрепить валюту, соз-дали стерлинговый блок: Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия, Португалия и др. В октябре 1931 – суверенитет бывшим колониям, политика протекционизма, отказ от свободной торговли. 1932 – закон об импортной пошлине 10%, заключение торговых договоров с рядом стран. 1937 – эк кризис. Связано с тем, что в А. резко возросло военное производство, значительные суммы из военного бюджета шли непосредственно на изготовление новой техники. Кризис 1937 привел к сокращению многих отраслей производства. В предвоенный период происходило активное проникновение в с/х пром и торговых монополий благодаря той политике, кот. проводило правительство, поощряя приток капитала в с/х. К концу 1939 в А. начался рост производства, и к середине 1940 был достигнут его докризисный уровень.Несмотря на общее ослабление своих позиций, А. смогла сохранить перед 2МВ положение одной из самых крупных держав мира, за кот. все еще сохранялись важнейшие рынки приложения капитала. А. оставалась крупнейшим мировым экспортером и импортером.

18. Характерные черты экономического  развития Франции в межвоенный  период1918-1939

Экономическое положение Ф после 1МВ было довольно сложным, выражалось в следующем:Ф. понесла огромные потери. Боевые действия происходили на тер-рии Ф ( были уничтожены часть про-мышленных предприятий, разрушены железные дороги, часть  жилого фонда, снизился экспорт, возрос импорт, выросла задолженность Ф. перед США). Прав-во страны приняло  меры по стабилизации сво-его экономического положения, денежно-кредитной системы:1) отмена карточной системы; 2) отмена законов военного времени относительно распределения сырья, заказов, рабочей  силы; 3) часть военных заводов  передается в руки частным лицам. Т.о. в период стабилизации капитализма  Ф. превратилась в индустриально-аграрную страну.Период подъема – 1924. Важную роль сыграли: 1) репарации Германии; 2) воссоединение Эльзаса, Лотарингии; 3) восстановление разрушенных областей, что создавало рынок для Ф. пром-сти.Падение пром-го пр-ва наблюдается  в конце 1930. Особенности кризиса  во Ф–это более длительный ха-рактер, наиболее тяжелые периоды 1932-1935. Падение  всех эк поазателей. Банкротство банков. В условиях кризиса пр-во повышает госрегулирование эк-ки: 1) - предоставляет  предприятиям военно-промышленного  комплекса госзаказы и кредиты. Предоставлены налоговые и таможенные льготы. Крестьянам премии за сокращение посевных площадей. 2) разработа-на соцпрограмма помощи безработным.С 1936 наблюдается  оживление в пром-ти. К власти пришло прав-тво народного фронта. Мероприятия: -закон о 40-часовой рабочей  неделе, -оплачиваемые отпуска, -право  на заключение коллективных дого-воров, -повышение зарплаты на 7-15%, -повышение  зарплаты госслужащим , -повышение пенсии быв-шим фронтовикам, для безработных  – организация общественных работ, пособия по безработице, -мелким торговцам  предоставление льготных кредитов, -закупка  зерна у крестьян по твердым ценам, -сельскохозяйственные пособия многодетным  семьям.

Эк  развитие Ф. между двумя войнами  носило неравномерный характер. Периоды  оживления и ста-билизации сменялись  потрясениями, кот. резко ухудшали обстановку в стране. Государственное регу-лирование  помогло найти выход из сложных  экономических ситуаций и избежать катастрофы с помо-щью реформирования капитализма.

19.Общее и особенное  в хоз системах Германии и  Японии в период между первой  и второй мировыми войнами.  Милитаризация экономики 1918-1939

В 1 мир войне Я приняла участие  на стороне Антанты. От кризиса 1920—1921 гг. Япония не могла оправиться много  лет. Лишь в 1925 г. пр-во восстановило уровень  докризисного 1919 г., но в 1926—1927 гг. Японию охватил "промежуточный" кризис, которого не было в других стра-нах. В 1920-х гг. в Я экономике быстро шел процесс концентрации пр-тва  и капитала. Ускоренными темпами развивалась тяжелая промсть: машиностроение, электротехника, хим. промсть.Во время ПМВ и в первые послевоенные годы значительно усилилась роль крупных объединений в форме семейных концернов. Вместе с теи государство по-прежнему играло важнейшую роль в экономике, обеспечивая компании инвестициями.Уже в конце 1929 г. Я была втянута в мировой эк кризис, который привел к сокраще-нию пром прод-ции, экспорта, росту числа безработных.Весь период от конца 1 мировой войны до 30-х гг. Япония непрерывно переживала кризисы и депрессии. В с\х сохранялись те же отношения, что и до 1 мировой войны. Больше половины земли находилось в собств помещиков, которые сами хоз-вом не занимались, а сдавали землю в аренду. Милитаризация досрочно вывела японскую пром-ть из кризиса. К 1936 г. промышл. пр-во ув на 70% по сравнению с уровнем 1929 г. В 30-х гг. высокими темпами ув и легкая пром-ть. В 30-х гг. в Японии был установлен фашистский режим (усиление гос. регулирования хоз-ва). В де-кабре 1941 г. внезапным нападением на американскую базу в Перл-Харборе и уничтожением основных сил америк. тихоокеанского флота Япония включилась во 2 мировую войну. Вместе с военной экспансией в 1930 гг. усилилось и эк наступление Я на внешнем рынке. Прави-тельство щедро поощряло фирмы, производившие продукцию на экспорт. Помимо экспорта товаров Я активно наращивала вывоз капиталов в страны Юго-Восточной Азии.

Г потерпела поражение ПМВ. К 1924г. в  Г удалось стаб-вать ситуацию, в 1928г. она превзошла до-воен объем пром произ-ва. Ускоренными темпами развивалась тяжелая промсть: машиностроение, электротехника, хим. промсть, и по объему пром произва Г заняла 2-ое место. Гл роль в этом сыграли займы США.В 1929г. в Г разразился эк кризис. Падение темпов эк. развития продлилось до августа 1932г. Объем пром продукции умнож более чем на 40%, сократилась выплавка стали и чугуна. Резко ув численность безработных, сократилась реальная з/пл. Сокр пр-во с/х продукции. Ликвидация соц завоеваний: системы соц. страхования, вводятся новые налоги, повышаются ввоз-ные пошлины на с/х продукцию, снижаются пособия по безработице, сокращаются размеры пенсий, з/пл гос.служащих. В этих условиях активизировали свою деятельность фашисты. 30 января – фашистский переворот, Гитлер становится рейхсканцлером. Фашистское прав-во вводит строго централизованную сис-тему управления экономикой. 1934г. – Декрет о трудовом фронте, который запрещал переходы рабочих, отменялись коллективные договоры, т. е создавалась система принудительного труда.1934г. – Закон о построении герм хозяйства. Производится объединение предприятий по отраслям и территориям.С 1936г. начинается усиленная милитаризация германской экономики. К 1937г. в Германии работало более 300 военных заводов: авиационные, автомобильные, тракторные, химические и военные судо-строительные. С 1935г. в Германии вводилась трудовая повинность для молодежи 18-25 лет, а с 1938г. она стала всеобщей. В с/х вводилась принудительная система поставок с/х продукции. 1933 г. Закон о наслед дворах, с/х надела (7,5-125 га) передавались по наследству старш сыновьям, др- в армию

К 1941г. Германия была полностью перестроена  на военный лад.

20. Основные тенденции  экономического развития ведущих  капиталистических стран в послевоенный  период 1945-2012

2 сентября 1945г. заканчивается 2 мир война  капитуляцией Японии. Перед странами  встала задача за короткий  период восстановить свою экономику.  Для этого: 1.Усиливается роль  государства в регулировании  экономики(гос-во становится крупным  собственником, те больше 30% экономики  составлял гос сектор экки, становится  крупным потребителем, закупает  военные продукты в огромных  размерах, г-во стало проявлять  внимание к программированию  экономики(составляются планы эк- развития), усиливается роль гос-ва  в ВЭД. 2. Используются достижения  НТР. Гос-во стало вмешиваться  в НТР:А) Ув ассигнования на  научно-исследовательский и опытно- конструкторские работы, на науку,  образование.Б) особое внимание  уделяется наукоёмким производством,  а также производству новых  технологий.3. Международная эк интеграция. Начало было положено в западной  Европе. Причины:А) узкие внутренние  рынки в ряде западно-европейских  стран,Б) Усиление конкуренции стран западной Европы с США и Японией,В) наличие стран социализма, которые интегрируются в совет экономической взаимопомощи.

Дальнейшее  развитие интеграции привело к тому, что в к.20-н.21 столетия в интеграции преобладает глобальный характер. Противоречия между государствами в международном  хозяйстве.1952 г. – начало западно-европейской  интеграции. Соглашение о создании европейских объединений угольной и сталелитейной пром-ти. Его подписали: Франция, Германия, Италия, Бельгия, Голландия, Люксембург. Создаётся европейское  эк сообщество. 1973г. в состав ЕЭС  Англия, Ирландия, Дания. !981г. Греция, 1986г.- Испания, Португалия, 1995г.- Финляндия, Швеция, Австрия. Основная цель ЕЭС: таможенный союз. 1992г. – подписан договор о  соз-дании Европейского союза (экономический, валютный, политический союз)1999г.- завершается  формирование валютно-экономического союза. Евро получает статус офиц денежн единицы стран-участниц. На смену  региональной интеграции приходят транснацио-нальные  союзы. Складывается трансатлантическая зона – Северная Америка + Западная Европа. Июнь 1999г. – соглашение об объединении  европейской и латиноамериканской зоны свободной торговли, т.е крупнейшего  рынка. 1944г. – МВФ, банк реконструкции  и развития.

21. Сохранение экономического могущества  США в послевоенное время1945-2012

В годы 2МВ для США повторилась ситуация ПМВ. Воен действия проходили в Европе, ее хоз-во разрушалось. В войну США  вступили позже других стран; на тер-рии  США воен действия не велись. Вклад  США в победу над Герм был преим-но мат-ным. 46 млрд $. составили поставки по ленд-лизу, т. е. передача участникам войны против Гер разл военных  мат-лов. Чтобы отправить снаряжение союз-никам, оно закупалось у амер корпораций. Ленд-лиз вызвал эк. оживление, увеличение занятости нов доходы, новое стр-тво. В период войны  увел-ся вес гос-ва. Воен пром пред-тия  строило тогда гос-во. Было построено 2,5 тыс. нов заводов, оснащенных передовой  техникой, После войны эти пр-тия  были проданы монополиям.В этих усл-х  война обеспечила новый скачок в  эк. развитии США. Пром пр-во ^ с 1938 по 1948 г. более чем в 2 раза. Выросла и  доля США в мир пр-ве. Евр. страны только в 1948 г. вос-становили довоенный  уровень пр-ва. А пром-ть США ^ ускоренными  темпами. США сохраняют 1 ме-сто в  мире по основным эконом. показателям. За послевоен время амер хоз-во испытало 9 кризисов. Но послевоен кризисы  намного слабее, чем довоенные; пр-во v не на 30—50%, а только на 5—10%.

Неравномерность развития разных отраслей пром-ти увел-сь когда отдельные отрасли исп-т  застой в период общего подъема. В  таком положении чаще всего оказываются  старые отрасли, особенно уголь-ная  и металлургическая пром-ть. Существенно  изменились монополии.В США существует гос. сектор хоз-ва. Гос-ву принадлежит  часть инфраструктуры. Гос-во регулиру-ет хоз. развитие в осн через гос. бюджет. Раньше через бюджет проходила  незнач часть нац дохода. Те-перь ам гос-во изымает в виде налогов  и других поступлений и использует как гос. капитал около 1/3 ВНП. Использованием этих денет гос-во и регулирует экон. развитие:1. Гос заказами промышленным фирмам. 2. Гос стр-вом (свыше 20% нового строительства). 3. Государство принимает  на себя расходы по научным исследованиям (около 60% ). Гос-во стимулирует рост пр-ва, потому что в условиях НТР  обеспечить соответствие спроса и предложения, пр-ва и потребления товаров можно  лишь при опр темпах роста, усиление фиск мер гос-ва, гос регул-ие по поддержке  НИОКР, поддержка ср и малого бизнеса,стркут перстройка эк-ки, усиление роли гос-ва в реш-ии соц проблем

22.Превращение Японии  в одну из ведущих индустриальных  держав 1945-2012

Поражение в войне привело к  глуб эк кризису Для покрытия дефицита гос бюджета эмиссия бум денег, с 1945 по 1947 гг ден масса ув в 4 р. В 1946 г –закон о чрезв мерах в  обл фин-в и эк-ки. Ден реформа. (обмен старых денег на новые, замораж-ие з/п и вкладов)

Эк реформы: 1946г – создано  Бюро эк стабции и Комитет по гос  регул цен.1945-1947гг –функции рук-ва группами перешли к банкам. 1946г – новая  Конституция. (особ знач 9 статьи об отказе от применения воен силы как ср-ва разре-шения  межд конфликтов)Аграр. реформа 1947—1949 гг. Гос-во принудит выкупало у помещиков  землю. В рез. помещ землевладение  было прак-ки уничт-но. Это была буржуаз  реформа. В 1947 – реформа образие (обяз 9 лет). 1947 г к власти приходит социалист Катаяма Тэцу, программа  чрезв мер для преодоления  кризиса (уст-ся контроль над з/п  и ценами, выдся приор произ-ва, гос субсидии, смена права, цель сбаланс  бюджет, рост налогов, почт сборов). Но довоенный уровень пр-ва был восстановлен только в 1952 г. Восст-ие происходило  на старой тех-нич. основе. Я утрач-ла прежнее положение в мир- эк-ке. Тогда лидеры хоз-ва Я резко измен  приорите-ты и началось "яп эк. чудо": по темпам роста основных эк. показателей  Я- опередила весь мир. В 1952 был принят з-н, разреш-ий создавать эксп картели (льготы госва, субсидии и премии, новый  тамож ко-декс, которыйпредусам введение новых пошлин и увие тарифов.1952 –  з-н о модерн-ции предпр (помощь монополиям,осущ мод-ию, затем всеоб  хар-р мод-ции, раз-витие пр-ва пластмасс).

Яп эк чудо с 1950 г. по 1970 г. среднегодовые  темпы роста промыш. пр-ва составили 15%. Причины: 1 помощь всех стран мира,в  прев очередь США. 2. масс обнов капитала 3. расшир-ие внутр рынка 4. шир исп-ие науч-техн иностр достижений 5. высококач  раб сила 6. относ высокая норма  накопления капитала 7. развитее собств науч-техн базы иссслед-ия и др.1973-75 – эк кризис, структ перстройка (обсп-ие приоритета наукоём прои-в; сокр-ие энерго- и ма-тёмк пр-в; рекнструкция отраслей, переживших тяж кризис из-за усиления иностр конкур.) К 1990 г. промыш. пр-во Я ^, по сравнению с уровнем 1938 (или 1952) года, в 21,1 раза. Высокими остаются темпы Я и в 1970-1990 г. пром-ть Я ^ пр-во в 2,2 раза. По осн. эк. показателям  Я вышла на 2-е место в кап  мире. Она заняла 1-е место в  мире по пр-ву судов, стали, авто., ряда электро- и радиотова-ров и др.

23. Путь Германии к  экономическому лидерству в Европе1945-2012

Фашизм  после прихода к власти изменил  свою соц сущность. Он стал особой формой гос-но-моноп-го капитализма, гос. управления хоз-вом, доведенного до крайней  степени. Все хоз-во страны было подчинено  органам гос. управления, в которых  решающую роль играли лидеры монополистической  буржуазии. С самого начала фашистское гос-во приступило к регулированию  цен, нарушив тем рын отношения. Был установлен низкий уровень цен  на товары народного потребления. Пришлось вводить карточки на продовольствие.Под  контроль гос-ва было поставлено и с/х. С/х продукция учитывалась и  должна была сдаваться гос-ву по установленным  ценам. Была поставлена цель производить  в Гер все, необх для ведения  войны, но в этой стране не было каучуковых плантаций и нефтяных месторождений, поэтому нат ресурсы приходилось  заменять синтетическими. Война закончилась  поражением. Гер понесла большие  потери в войне. Эк-ка страны была разрушена. Довоенный уровень пром-го пр-ва в ФРГ был восстановлен несколько  позже, чем в других евр странах, только в 1951 г. И не только из-за больших  воен разруше-ний,но и из-за проводимой в стране реформы по ликвидации воен пром-ти, по разукрупнению монопо-лий, задерживали финансовое истощение  страны и наложенные на Гер репарации.Но затем пром-ть ФРГ стала ускоренно  развиваться. Это объяснялось: 1.обновлением  осн капитала при усиленном участии  гос-ва и низких воен расходах. Проводилось  обновление капитала в значительной степени силами гос-ва, потому что  провести тех перевоо-ужение ослабленные "корпорации оказались не в состоянии. 2. в послевоенные годы появилась  возможность развивать те невоен отрасли пр-ва, кот много лег  подавлялись фашистским гос-вом. Стал увел-ся экспорт пром продукции. Занимая 3-е место среди раз-витых капстран по пром прву, ФРГ занимает 2-е место  по экспорту товаров. После окончания  войны на Потсдамской конференции  было принято решение ликвидировать  монополии, которые стояли за спиной Гитлера. В 80-х годах в хозяйстве  ФРГ господствовало несколько фин  групп («Немецкий банк", электротехническая корпорация «Сименс»). Головное положение  в фин. труппах ФРГ занимают, наряду с банками, и пром корпорации. Другая особенность корпораций и фингрупп ФРГ — далеко зашедший процесс  диверсификации. Переход к многоотраслевой структуре здесь облегчали два обстоятельства: старая традиция образования многоотраслевых монополий с расчетом на "самообслуживание" и "разукрупнение" моно-полий после войны. Через гос. бюджет проходит около 40% ВНП, именно бюджет является главным гос. регулятором эк. развития.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической истории"