2)расширение
хоз.самостоятельности предприятий
на основе хоз.расчёта;3)изменение
организации управления промышленностью.Таким
образом,решения мартовского и
сентябрьск.Пленумов положили начало
крупномасштабной эк.реформе, направленной
на укрепление эк.методов управления.На
фоне высоких темпов развития
промышленности Б выделялись
химич.,нефтехимич.,и топливная отрасли.До
сих пор спорным является вопрос
о том, дала ли эк.реформа
позитивный итог.Одни исследователи
считают,что дала,другие же считают
наоборот.
46. Социально-экономическое
развитие БССР в 1970-1980.Нарастание
кризисных явлений
Период
с 1970 по 1985 гг. был для народн хоз-ва
СССР, в том числе и БССР, противоречивым,
полным парадоксов и контрастов. Создавались
новые отрасли пром-ти, вступали
в строй новые пром.предприятия
и одноврем падали темпы эк роста.
Вместе с передовым уровнем в
аэрокосмической и оборонной
отраслях сохранялись устаревшие технологии
и оборуд в большинстве других
отраслей. Был достигнут бесспорный
рост благосостояния и реальных доходов
населения и одновременно с этим
быстро рос дефицит товаров первой
необходимости. Снижение темпов роста
нац.дохода, продукции пром-сти, произ-сти
труда свидетельствовало о том,
что в экономике СССР, в том
числе и Б, сложился механизм торможения
соц-эк развития, стали нарастать
кризисные явления. Их осн причинами
были: 1. Существующий хозяйственный
механизм с моно-полией гос.собственности,администрат-командными
методами руководства, централизованным
планированием и распределением
стал архаическим и превратился
в тормоз на пути развития сил. 2. Полностью
себя исчерпали производств.отношения.3.Нежелание
политического руководства страны
проводить реформирование форм и
методов хозяйствования. 4. Негативно
влияли на экономику и существовавшие
политические отношения.В 70-е — первой
пол 80-х гг. с/х Б развивалось
также весьма противоречиво, когда
вместе с безусловными достижениями
были и очевидные провалы. Итоги
работы с/х уже не удовлетворяли
спрос нас республики на продукты
питания. В начале 80-х гг. с/х СССР
оказалось в кризисном положении.
Уро-жайность практически не росла.
В надежде повысить эффективность
с/х в мае 1982 г. был создан Аграрно-промышленный
комплекс (АПК) СССР и принята Продовольственная
программа СССР до 1990 г. К середине
80-х гг. проблема обеспечения нас
СССР, в том числе и БССР, настолько
обострилась, что вновь появились
карточки, было введено нормирование
потребления.
47.Поиски путей перестройки
экономических отношений в БССР
во второй половине 1980-х гг. Программа
перехода к рынку
С сер 80-х г. Беларусь, как и другие
советские республики вступила в
период радикальных эк и соц преобразований.
Их необходимость была обусловлена
тем сложным эк. и полит.положением,
в котором оказалась страна на
рубеже 70 - 80 гг.Стартовые позиции
для эк превращений 1985 были довольно
благоприятными. Были не такими большими
дефицит бюджета и внешн задолж-ть,
потребительский рынок находился
в состоянии относите равновесия,
цены росли не так обвально. Учитывая
эти преимущества, страна могла бы
быстро и с меньшими потерями перейти
к рыноч эк-ке. Но поиски путей
перестройки экономических отношений,
кот. устроил Горбачев, начались не
с радикальных рыночных идей, а
с очень скромных проектов.Апрельский
пленум ЦК КПСС, XXVII съезд партии определили
новый политич курс, направл на
ускорение соц-эк развития. Под этим
понималось повыш темпов эк развития
путем интенсификации пр-ва с учетом
научно-технического прогресса, структурной
перестройки эк-ки, новых, эфф форм
организации, управления и стимулирования
труда.Первые шаги в осуществлении
нового курса привели к некоторому
оживлению и определенным сдвигам
в жизни страны. Сначала в целом
успешно выполнялись задания
двенадцатой пятилетки, росло пр-во.В
ходе осуществления курса на ускорение
соц-эк развития СССР делались первые
шаги в направлении к рыноч
отношениям. Таким первым значительным
шагом стало введение самофинансирования.
Этот эксперимент начался в 1986 г.
Прошлый механизм распределения
прибыли был изменен.К осени 1986
стало очевидным, что значит сдвигов
в осущ. курса на ускорение не
удается добиться. Народное хоз-во Беларуси
продолжало работать по старой схеме,
используя приказы, корректировку
планов, политич кампании. Остались
незыблемыми администрат-командная
система упр и огромный бюрократический
аппарат, которые глушили позитивные
идеи. След важным этапом в перестройке
эк отношений стал переход от курса
на ускорение к радикальной эк
реформе. В июне 1987 Верховный Совет
СССР принял Закон СССР «О государственном
предприятии», а потом Совет Министров
СССР и ЦК КПСС приняли ряд документов
о радикальной эк реформе. Их осн
задачей было осущ переход от администрат
методов к эк. Предусматривалось
изменить сущ систему планирования
с целью повысить самост-ть предприятий
в планировании и распред продукции.
Предполагалось постепенно перейти
от распределения ресурсов по фондам
к оптовой торговле, ввести договорные
и самостоятельно определенные цены.Эта
реформа была для того времени
масштабной и радикальной, однако из-за
различных причин не дала положит
рез-в. Кризис, который начался в
1988 г. стал глубоким и острым. Его
можно отнести к самым длительным
экономическим кризисам в мировой
экономике. Его можно сравнить с
большим американским кризисом 1929 -
1933 гг.
48.Состояние экономики
РБ в 1991-1995.Начало рыночных
реформ
Гл
политич фактором принятия самост программы
перехода к рынку стало провозглашение
суверенитета и независимости РБ
27 июля 1990г. Одним из первых шагов
в складывании рыночной эк-ки в
Беларуси стало подписание в октябре
1991г. договора о едином эк-ком пространстве
между Россией, Беларусью, Арменией,
Киргизией и др. Важным моментом
этого договора явилось признание
в качестве основы подъема экономики
частной собственности, свободы
предпринимательства и конкуренции.
Важные направления перехода РБ к
рыночной экономике: 1) Меры по стабилизации
экономики(сокращение расходов на гос
капвложения, содержание аппарата упр).2)
Разгосударствление, приватизация, демонополизация,
развитие предпринимательства и
конкуренции.3) Создание системы гос.
Регулирования эк-ки, осн. Элементы
которой – собственная банковская
система и кредит РБ.4) Создание потребительского
рынка, рынков средств производства,
рабочей силы и др.5) Социальная защита
населения в условиях рыночной эк-ки.6)
Преодоление последствий Чернобыльской
катастрофы в условиях перехода к
рыночной экономике.В конце 80-х гг.
Беларусь была одной из самых развитых
республик СССР. Именно поэтому, а
также в связи с относительной
стабильностью социально-экономического
положения кризисные явления в экономике
Беларуси появились позже, чем в других
республиках СССР. Только в 1991 г. впервые
произошло абсолютное падение производства
пром и с/х продукции.В 1991-1995 гг. для народного
хоз-ва республики стало характерным резкое
обострение экономического кризиса. Его
основными проявлениями стали:А)снижение
всех главных макроэкономических показателей;
Б)падение общего производства; В)ув дефицита
гос финансов; Г)рост инфляции; Д) рост
внешней задолженности;Е)падение стоимости
бел. рубля, который был введен в денежн.обращение
в июне 1992г.Осн причинами падения объема
пр-ва в пром-сти стали медленное осуществление
рыночных преобразований, сохранение
в основном администрат-командной системы
управления с монополией гос собственности,
директивными методами руководства. В
тяжелом положении оказалось и с/х Беларуси(недостаток
собственных источников финансирования).
В
аналогичном положении находились
транспорт и жилищно-коммунальное
хоз-во, где деформация цен привела
к потери работниками этих отраслей
стимулов к хоз. деятельности. Проблемой,
которая стала угрожать эк безоп-ти
РБ, явилась беспрестанно нарастающая
внешняя задолженность республики.За
1991-1995 гг.-возросла денежная разбалансированность(дестабилизация
денежн. обращения в целом). Если
еще в 1992 г. западные экономисты характеризовали
РБ как наиболее перспективную из
республик бывшего СССР на пути перехода
к рыночным отношениям, то в последующие
годы отношение со стороны международных
финансово-экономических организаций
изменилось в худшую сторону. Главной
причиной такого явления стала непоследовательность
правительства республики в осуществлении
экономических преобразований.
49. Становление и реализация
белорусской модели социально-ориентированной
рыночной экономики Государственные
программы социально-экономического
развития Республики Беларусь
на 1996-2000 гг., 2001-2005 гг., 2006-2010 гг. и их
осуществление
В
1996 г. Первое Всебелорусское народное
собрание утвердило предложенные президентом
Основные направления социально-эк.
развития РБ на 1996-2000 гг. Целью программы
стало построение социально ориентированной
рыночной экономики, достижение в 2000 г.
уровня 1990 г. по важнейшим эк.показателям(стабилизация,эк.рост).Приоритетами
программы были экспорт, жилье, продовольствие.Программа
2001-2005 гг. предусматривала:1) наращивание
экспорта товаров и услуг;2) развитие
агропромышл. комплекса и связанных
с ним отраслей; 3) активизация
инновационной и инвестиционной
дея-ти;4) дальнейшее развитие жилищного
строительства;5) формирование эффективной
системы здравоохранения2006-2010 гг.: 1)
всесторонне гармоничное развитие
человека, формирование эффективной
системы здравоохранения;2) инновационное
развитие нац. Эк., энерго- и ресурсосбережение;3)
наращивание экспортного потенциала
страны;4) развитие агропромышл. комплекса,
социальной сферы села;5) развитие малых
и средних городов;
6)
жилищное строительство.
50. Внешнеэкономические
связи РБ. Участие РБ в экономической
интеграции на постсоветском
пространстве 1991-2012
Статус Беларуси как независимого
гос-ва был признан международн.
сообществом. РБ в мае 2004 имела дипломатическ.отношения
со 160 странами мира. Статус Б был
объявлен как безъядерный и нейтральный.
Внешняя политика-многовекторной. Беларусь
расширила свое участие в организациях
системы ООН, является членом 13 спец.учреждений
ООН. В рамках ЮНЕСКО для Б. были разработаны
программа «ЮНЕСКО - Чернобыль».В 92
Беларусь вступила в международн.банк
реконструкции и развития, международн.валютный
фонд, международн.финансовую корпорацию,
международное агентство по гарантиям
инвестиций. В многовекторной внешней
политике Беларуси приоритетом, тем
не менее, является сотрудничество с
Россией. Это сотрудничество активизировалось
с избранием в 94 первого президента
РБ Лукашенко. На майском референдуме
95 года 82% граждан Беларуси, кот. приняли
участие в референдуме поддержали
идею об эк. интеграции с Россией. В
95 президенты Лукашенко и Ельцин
подписали договор о дружбе, сотрудничестве
и добрососедстве на 10 лет. В 96 в Кремле
подписан договор о создании сообществ
суверенных Республик. По этому договору
они обязывались сотрудничать по
сохранению безопасности. В марте 96
был подписан договор об углублении
эк. интеграции 4 стран: России, Беларуси,
Казахстана, Киргизии, позже и Таджикистана.
В 2003 создана Организация интеграции,
в которую вошли Россия и Беларусь,
Украина и Казахстан. Эти страны
заявили о стремлении создать
зону свободной торговли и подписали
соглашение о формировании единого
эк. пространства.