Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 21:44, шпаргалка

Описание работы

1. Безработица и её виды.
2. Рынок как развитая система отношений товарно-денежного обмена.
3. Инфляция, её причины. Типы инфляции.
4. Функции кредита.
5. Понятие о конкуренции. Модели современного рынка.
6. Деньги, их сущность и функция.
7. Денежная масса, предложение и спрос на деньги
8. Рыночное равновесие и равновесная цена
9. Преимущества и недостатки рынка.
10. Основные методы экономической теории

Файлы: 1 файл

шпаргалка по экономич.теории.doc

— 527.00 Кб (Скачать файл)

Экономическая теория выделяет следующие  виды конкуренции: внутри- и межотраслевая ,ценовая и неценовая, совершенная и несовершенная, добросовестная(честная) и недобросовестная (нечестная ) конкуренция.

При свободной (или совершенной) конкуренции ни одна из фирм не может влиять на рыночную цену. Разновидность свободной конкуренции - чистая конкуренция между многими продавцами и покупателями по поводу продажи-купли однородных товаров, при которой отсутствует дифференциация продукта. (Пр. конкуренция на рынке муки). В условиях капитализма свободная конкуренция проявляется в конкурентной борьбе как между различными формами частного капитала (промышленного, торгового, банковского и др.), так и внутри каждого из них. Такая конкуренция приобретает форму внутриотраслевой и межотраслевой. Внутриотраслевая конкуренция - это борьба между товаропроизводителями, которые действуют в одной отрасли. Этот вид конкуренции способствует снижению затрат производства, внедрению достижений науки и техники, стимулирует процесс концентрации производства и капитала. Межотраслевая  конкуренция -это конкуренция между товаропроизводителями, которые действуют в различных отраслях национального хозяйства. Вследствие различных условий производства в отраслях предприниматели при одинаковых затратах капитала получают неодинаковую массу продукта. Поэтому в эпоху свободной конкуренции те товаропроизводители, которые получали меньшую прибыль, стремились вкладывать свои капиталы в отрасли, где прибыль была боле высокой. С возникновением монополий свободная конкуренция превращается в монополистическую, или несовершенную, ведущуюся между крупными компаниями внутри монополизированного сектора, а также между членами групповых монополий и мелкими, и средними фирмами. Несовершенная  конкуренция – это борьба за монополизацию рынков сбыта, источников сырья, энергии за получение государственных контрактов, кредитов, за владение интеллектуальной собственностью (патентами, лицензиями и др.). К ее важнейшим чертам относятся установление монопольно высоких цен и присвоение на этой основе монопольно высоких прибылей. Особенностью несовершенной конкуренции является и то, что она является все больше перемещающейся из сферы обращения в сферу производства, с отраслевого на межотраслевой уровень, больше основывается на внедрении новых достижений науки и техники в производство и направлена на улучшение качества продукции. Вследствие этого различают ценовую и неценовую конкуренцию. Ценовая конкуренция -это борьба между товаропроизводителями за потребителя путем уменьшения затрат производства, снижения цен на товары и услуги без существенного изменения их качества и ассортимента. Отличительной чертой ценовой монополистической конкуренции является ценовая дискриминация, при которой  один и тот же товар или услугу продают по разным группам покупателей по неодинаковым ценам вследствие, например, диктата транспортных компаний при перевозке быстро портящейся сельскохозяйственной продукции. Неценовая конкуренция – это борьба за потребителей путем внедрения в производство достижений НТП., приводящего к улучшению качества продукции, ее ассортимента. Разновидность несовершенной конкуренции - нечестная конкуренция, которая ведется преимущественно неэкономическими методами с помощью подкупа чиновников, промышленного шпионажа, заключения тайных соглашений о единой политике цен, использования демпинговых цен и даже осуществления диверсий против конкурентов.

Таким образом, конкуренция делает рыночную модель функционирования экономики наиболее предпочтительной  в современных условиях по сравнению с альтернативными вариантами.

Экономисты различают четыре формы конкуренции: совершенную(чистую) конкуренцию; чистую монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию.

Свободная конкуренция означает, что, во-первых, на рынке имеется множество независимых фирм, самостоятельно решающих, что и в каком количестве производить. Во-вторых, никем и ничем не ограничен доступ на рынок и также свободен выход из него. Это предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации, и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. В-третьих, продукты определенного назначения одинаковы по важнейшим свойствам (недифференцированы). В-четвертых, фирмы никак не участвуют в контроле над рыночными ценами.  Совершенная конкуренция - это рыночная структура, в которой много фирм продают стандартизированный товар, и ни одна фирма не располагает достаточно большой долей рынка, чтобы влиять на его цену.

Монополия - это исключительное право государства, предприятия, организации, торговца на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности. Это означает, что по своей природе монополия является прямой противоположностью свободной конкуренции.

Олигополия  (от греч. oligos - немногий, poleo - продаю) - это такая рыночная структура, при которой существует несколько продавцов и доля каждого из них в общих продажах на рынке настолько велика, что изменение в количестве предлагаемой продукции каждым из продавцов ведет к изменению цены.

Существуют  два вида олигополии. Первый вид предполагает, что несколько фирм производят одинаковые товары, второй - когда несколько производителей выпускают дифференцированные товары.

 

6. Деньги, их сущность и функция.

 

Деньги - особый товар, который является единственным всеобщим эквивалентом. Поскольку золото стало общепризнанным воплощением стоимости, оно стало выступать своего рода эталоном - измерителем стоимости всех товаров.

С появлением денег простой товарообмен, совершавшийся по формуле: Т1 - Т2 был замещен обращением по формуле: Т1 - Д - Т2 Деньги превратились в незаменимого и влиятельного посредника в обмене одного блага на другое.

Экономическая роль денег  проявляется в их функциях.

Деньги прежде всего осуществляют функцию меры стоимости - измеряют стоимость всех товаров. Стоимость вещи, выраженная в деньгах, - его цена. Для определения цены продуктов сами деньги не требуются, поскольку продавец товара устанавливает его цену мысленно (идеально выражает стоимость в деньгах).

В функции средства обращения денежные средства выступают в качестве посредника в обращении, которое совершается по формуле: Т (товар) - Д (деньги) - Т (товар). В данном случае деньги не задерживаются надолго в руках покупателей и продавцов и переходят из рук в руки, выполняя рассматриваемую функцию мимолетно. Это обстоятельство привело в конечном счете к замене полноценных денег неполноценными.

Если продавец получил  за свой товар деньги, но не стал сразу  же расходовать их на покупку нужных ему вещей, то процесс обращения прерывается. Тогда деньги начинают выполнять функцию средства образования сокровищ, они накапливаются в качестве представителя богатства вообще. Функцию сокровища выполняют не только золотые монеты, но и слитки, изделия из золота - сам денежный материал во всех его видах.

При продаже товаров в  кредит (в долг с отсрочкой платежа) деньги выполняют функцию платежного средства. Ими расплачиваются за ранее  приобретенный товар, когда наступает  срок погашения задолженности. В  такой роли денежные средства используются и вне сферы товарного обращения в случаях, если выплачивается заработная плата, выполняются всякого рода финансовые обязательства (по займам, по налогам, за аренду земли или помещения и т.п.).

В международной торговле осуществляется функция мировых денег, последние стали выступать в роли всеобщего эквивалента в хозяйственных взаимоотношениях всех стран.

Функцию мировых денег  длительное время выполняло золото. На смену золотых монет в ХХ веке пришла искусственная денежная единица.

Отмена золотого стандарта привела к тому, что отпали две функции, которые не могут осуществляться без золота в качестве денег:

1) средство образования сокровищ;

2) мировые деньги.

В современных условиях в основном выполняются три функции  денег:

1) мера стоимости;

2) средство обращения;

3) средство платежа.

 

7. Денежная масса, предложение и спрос на деньги

 

Денежная масса - совокупность всех денежных средств, находящихся в  хозяйстве в наличной и безналичной  формах, обеспечивающая обращение товаров  и услуг в народном хозяйстве.

Предложение денег. Предложение денег - это совокупность платежных средств, обращающихся в экономике в данный момент. Деньги выпускаются в обращение государственным казначейством и эмиссионным банком.

Для характеристики денежного предложения  применяются различные обобщающие показатели, или так называемые денежные агрегаты. К ним обычно относятся следующие:

  1. агрегат М-1 - «деньги для сделок» - это показатель, предназначенный для измерения объема фактических средств обращения. Он включает наличные деньги (банкноты и разменные монеты) и банковские деньги;
  2. агрегаты М-2 и М-3 включают, кроме М-1, денежные средства на сберегательных и срочных счетах, а также депозитные сертификаты. Эти средства не являются деньгами, поскольку их невозможно непосредственно использовать для сделок купли-продажи, а их изъятие подчинено определенным условиям, однако, они сходны с деньгами в двух отношениях: с одной стороны, они могут быть в короткие сроки выброшены на рынок товаров и услуг, с другой - позволяют осуществлять накопление денег. Неслучайно их называют «почти деньгами».

Агрегаты М-3, L и D более четко  отражают тенденции в развитии экономики, чем М-1: резкие изменения в этих агрегатах часто сигнализируют  об аналогичных изменениях в ВНП. Так, быстрый рост денежной массы и кредита сопровождает период подъема, а их сокращение часто сопровождается спадами. Однако большинство экономистов предпочитают использовать агрегат М-1, так как он включает активы, непосредственно используемые в качестве средства обращения. Мы также в дальнейшем будем понимать под предложением денег агрегат М-1.

Каким образом деньги поступают  в экономику, позволяя ей функционировать  и развиваться с наибольшей эффективностью, или другими словами, кто определяет денежное предложение? Деньги эмитируются (выпускаются в обращение) тремя типами учреждений: коммерческими банками, государственным казначейством и эмиссионным банком.

Обращение денег в хозяйственном  обороте образует денежный рынок. На денежном рынке норма ставки процента, с одной стороны, определяется спросом на деньги и их предложением, а с другой стороны, рынок – это сеть финансовых институтов, обеспечивающих взаимодействие спроса и предложения денег.

Спрос на деньги.  Спрос на деньги, вытекает из двух функций денег - быть средством обращения и средством сохранения богатства. В первом случае речь идет о спросе на деньги для заключения сделок купли-продажи (транзакционный спрос), во втором - о спросе на деньги как средстве приобретения прочих финансовых активов (прежде всего облигаций и акций). Транзакционный спрос объясняется необходимостью хранения денег в форме наличных или средств на текущих счетах коммерческих банков и иных финансовых институтов с целью осуществления как запланированных, так и незапланированных покупок и платежей. Спрос на деньги для сделок определяется, главным образом, общим денежным доходом общества и изменяется прямо пропорционально номинальному ВНП.

Спрос на деньги для приобретения прочих финансовых активов определяется стремлением получить доход в форме дивидендов или процентов и изменяется обратно пропорционально уровню процентной ставки.

 

 

8. Рыночное равновесие и равновесная цена.

 

РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ - ситуация на рынке, при которой нет тенденции  к изменению рыночной цены или  объема продаваемых благ.

Рыночное равновесие устанавливается, когда цена приводится к уровню, который уравнивает объем спроса и объем предложения. Рыночное равновесие цены и объем продаваемого блага могут изменяться в ответ на изменения спроса и предложения.

Когда "потолок цен" устанавливается  ниже равновесной цены, образуется дефицит (иногда его называют избыточным спросом благ) и объем спроса превышает объем предложения. Такое положение приведет к конкуренции между покупателями за возможность купить данное благо. Конкурирующие покупатели начинают предлагать более высокие цены. В ответ на это продавцы начинают повышать цены. По мере того как цены растут, объем спроса сокращается, а объем предложения увеличивается. Это продолжается до тех пор, пока цена не достигнет своего равновесного уровня.

Когда минимальные уровни цен устанавливаются выше равновесной цены, объем предложения превышает объем спроса и образуется избыток благ. Рыночное равновесие и отклонение от него показаны на рис. 4.2.

Рис. 4.2. Рыночное равновесие

Выделяют четыре варианта влияния  сдвигов кривых спроса и предложения  на цену и объем благ.

  1. Увеличение спроса на благо вызывает сдвиг кривой спроса вправо, в результате чего увеличиваются и равновесная цена, и равновесный объем блага.
  2. Уменьшение спроса на благо смещает кривую спроса влево, в результате чего снижаются равновесная цена и равновесный объем блага.
  3. Увеличение предложения блага сдвигает кривую предложения вправо, в результате чего снижается равновесная цена и увеличивается равновесный объем блага.
  4. Уменьшение предложения блага сдвигает кривую предложения влево, в результате чего повышается равновесная цена и сокращается равновесный объем блага.

Используя указанные четыре варианта изменения спроса и предложения и сдвига их кривых, можно определить равновесную точку в случае любых колебаний спроса и предложения.

Однако не всегда "срабатывают" названные выше "четыре правила" спроса и предложения, ибо часто  одновременно происходит сдвиг и  кривой спроса, и кривой предложения, что значительно усложняет анализ реальных экономических явлений и процессов.

Научно обоснованный метод анализа  спроса и предложения предполагает необходимость:

  • а) отличать изменение спроса или предложения, которые ведут к сдвигу кривой, от изменения объема спроса или предложения, которые вызывают движение вдоль кривой;
  • б) соблюдать все остальные условия равными, что требует знания различий между влиянием, обусловленным изменением цены блага, и влиянием, обусловленным изменением других факторов.

Изложенная выше модель рынка статическая, поскольку распространяется на определенный фиксированный период (год, квартал, месяц), связи ее переменных во времени  не анализируются. Включение в модель зависимости спроса, предложения  и цен во времени трансформирует модель в динамическую модель.

Если допустить, что под воздействием спроса реакция предложения будет  более медленной, возникает иной вариант, который в экономической  науке называется "паутинообразной  моделью", предполагающей, что осуществление нового состояния равновесия устанавливается соотношением определенных параметров функций спроса и предложения.

 

9. Преимущества и недостатки рынка.

Как и у всякого явления, у рынка есть свои преимущества и  недостатки. К преимуществам рынка относится:

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"