Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 21:44, шпаргалка

Описание работы

1. Безработица и её виды.
2. Рынок как развитая система отношений товарно-денежного обмена.
3. Инфляция, её причины. Типы инфляции.
4. Функции кредита.
5. Понятие о конкуренции. Модели современного рынка.
6. Деньги, их сущность и функция.
7. Денежная масса, предложение и спрос на деньги
8. Рыночное равновесие и равновесная цена
9. Преимущества и недостатки рынка.
10. Основные методы экономической теории

Файлы: 1 файл

шпаргалка по экономич.теории.doc

— 527.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

18. Понятие спроса на рынке. Закон спроса.

 

Проявлением потребностей людей в  каком-либо товаре является спрос.

Рассматривая рынок как систему отношений между продавцом и покупателем по поводу обмена или купли-продажи товаров, отмечают, что основными элементами рыночного механизма являются спрос, цена и предложение. Конкретные формы рыночных отношений проявляются в количественных и качественных отношениях основных элементов рынка. Под воздействием этих элементов формируются пропорции между производством и потреблением товаров. Соотношение спроса и предложения определяет цену товара на рынке.

Покупательский спрос выступает в качестве важнейшего элемента рынка, так как в его основе лежат потребности людей. Отсутствие потребностей определяет отсутствие не только спроса, но и предложения, т.е. отсутствие рыночных отношений вообще.

Спросом называется общий объем продаж товара или услуги, который будет куплен по конкретной цене за определенный период.

Спрос выражается в денежной форме  и определяется потребителем, согласным  купить товар или услугу но определенной цене.

Важным элементом рынка, учитываемым  в коммерческой деятельности, является среда, в которой совершается  процесс купли- продажи товаров. Среда может быть: открытой или закрытой, конкурентной или регулируемой.

Открытая рыночная среда - это условия, обеспечивающие свободное вхождение предприятий на рынок и выход из него. В такой среде практически нет препятствий для организации коммерческой деятельности предприятиями на определенном товарном рынке (продовольственном, мебели и т.д.) или на определенной территории.

Закрытая рыночная среда обусловливается различными нормативными актами, которые создают препятствия для вхождения новых предприятий на рынок: соответствующие законы: системы квотирования и лицензирования, таможенные барьеры и др. Практически во всех развитых экономиках в отношении отечественных товаропроизводителей и коммерческих структур действует механизм государственного протекционизма.

Конкурентная рыночная среда предполагает наличие множества мелких и средних предприятий-продавцов и покупателей, обеспечивающих свободу выбора товаров, а также условия для свободной конкуренции. Такая рыночная среда позволяет выравнивать спрос и предложение, формировать цены, приближенные к стоимости товара. Эта среда наиболее благоприятна для коммерческой деятельности.

Регулируемая внешняя среда — это среда, в которой государство создает жесткую планово-распределительную систему, посредством которой регламентируются практически все стороны деятельности предприятия. В этой среде проявляется только распределительно-обменная функция коммерческой деятельности при практическом отсутствии коммерческою риска и коммерческого успеха. Конкурентами выступают покупатели.

Виды спроса по степени  удовлетворения

При организации коммерческих операций учитываются разные формы проявления спроса, которые влияют на решения  о покупке (продаже) товара.

По степени удовлетворения различают: реальный спрос, удовлетворенный и неудовлетворенный.

Реальный спрос представляет собой размер фактической реализации товаров за определенный срок, выраженный в натуральных или стоимостных показателях. Он определяется суммой денежных средств, направляемых на покупку товаров при определенном уровне цен на них.

Удовлетворенный (или реализованный) спрос составляет основную часть платежеспособной потребности. Он меньше реального спроса на величину неудовлетворенного спроса на товар.

Неудовлетворенный спрос - это предъявленный на товары спрос, который не был удовлетворен по любой причине: отсутствие в продаже, низкое качество, высокая цена и т.п.

Неудовлетворенный спрос может  быть:

  • явным — когда покупатель, имея определенные финансовые возможности, не может приобрести нужный ему товар по разным причинам;
  • скрытым — проявляется при покупке товара или услуги, которые не являются полноценными заменителями отсутствующего товара или услуги либо вообще не связаны с ним отношениями вза и м о за м е няе мости;
  • отложенным — отложенный на время по разным причинам спрос. К примеру — необходимость накопления определенной суммы денег для покупки конкретных товаров, обязательная покупка товара к конкретному событию и т.п.

По периодичности возникновения  рассматривают:

  • повседневный спрос — предъявляется практически ежедневно (продукты питания, мыло);
  • периодический — предъявляется через определенные промежутки времени (обувь, одежда);
  • эпизодический — предъявляется изредка, «от случая к случаю» (ювелирные изделия, деликатесы).

Кроме того, выделяют:

Формирующийся спрос — это спрос на новые и малоизвестные товары и услуги, складывающийся по мере изучения покупателями потребительских свойств товаров, их качества, упаковки и т.п., а также под воздействием мер, предпринимаемых производителями и посредниками для продвижения этих товаров.

Потенциальный спрос — потенциально возможный объем спроса покупателей данного торгового предприятия на все товары, определенные группы товаров или на определенную марку товара. Он отражает возможность потребителей направить определенную сумму денег на приобретение товаров и услуг.

Совокупный спрос - это реальный объем товаров, которые потребители, предприятия и правительство готовы приобрести при данном уровне цен. Совокупный спрос может быть приравнен к емкости рынка.

Виды спроса в зависимости от намерений покупателей

В зависимости от намерений покупателей  выделяют:

  • спрос устойчивый (консервативный, твердо сформулированный, жесткий) - заранее обдуманный спрос, предъявляется на определенный товар и не допускает его замены каким-либо другим, даже однородным товаром. Обычно устанавливается на товары повседневного потребления, постоянно воспроизводимые в тех же количествах и ассортименте (на хлеб, молоко и т.п.);
  • альтернативный (неустойчивый, мягкий, компромиссный) спрос формируется окончательно в магазине в процессе непосредственного ознакомления покупателей с товаром и его особенностями. Альтернативный спрос допускает взаимозаменяемость товаров в пределах товарной группы или подгруппы (кондитерские изделия, обувь);
  • импульсный (спонтанный) спрос — предъявляется покупателями без предварительного обдумывания, возникает непосредственно в местах продажи под воздействием рекламы, выкладки товаров или предложений продавца. Чаще всего это спрос на малоизвестные или новые товары.

При спросе негативном большинство покупателей на данном рынке отвергает товар вне зависимости от его качества (керосин для ламп, некоторые канцелярские товары и т.д.).

При спросе нерегулярном сбыт колеблется на сезонной, ежедневной и даже почасовой основе (спрос на зонты, лекарства и т.п.).

Спрос повышенный превышает возможности производства и импорта в его удовлетворении.

Виды спроса в зависимости  от влияния цены

В зависимости от влияния цены различают:

  • спрос эластичныи имеет тенденцию к изменению при изменении цены на товар или дохода населения (спрос на автомобили, электробытовые товары и т.д.);
  • спрос неэластичный имеет тенденцию оставаться неизменным вне зависимости от изменения доходов населения и цены на товар (спрос на товары, обеспечивающие жизнедеятельность человека — товары потребительской корзины).

Эти основные формы спроса в отдельности  или в совокупности формируют  конъюнктуру рынка.

Конъюнктура рынка - соотношение спроса и предложения на рынке товаров и услуг. Следует учитывать социально-психологические аспекты прояатсния спроса и в соответствии с этим принимать окончательное решение о закупке и формах реализации товара.

Закон спроса гласит: при прочих равных условиях спрос на товары в количественном выражении изменяется в обратной зависимости от цены. Закон спроса не действует в трех случаях:

  • при ажиотажном спросе, вызванном ожидаемым повышением цен;
  • для некоторых редких и дорогостоящих товаров, которые покупаются как средство вложения денег;
  • при переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары.

 

 

 

 

 

20. Функции экономической теории

   Современная экономическая теория выполняет следующие основные функции: познавательную, методологическую, прогностическую, практическую, мировоззренческую. Значение экономической теории многогранно и это можно проследить на её функциях. Познавательная функция состоит в том, чтобы всесторонне изучить формы экономических явлений и их внутреннюю сущность, что позволяет открыть законы, по которым развивается национальное хозяйство. Методологическая функция. С её помощью раскрываются общие закономерности экономической политики, различных экономических систем, экономических отношений. Чтобы глубже познать изучаемые процессы, учёные прибегают к теоретическим обобщениям реальных фактов, открывают тенденции и законы хозяйственного развития. В западной литературе в этом случае пишут о позитивной экономической теории, которая путём анализа фактов и данных выводит научные обобщения о хозяйственном поведении людей. При этом применяются: экономический анализ и экономические принципы,  законы, модели. Польза достоверной истории возрастает, если она позволяет лучше предвидеть ход экономического развития. Прогностическая функция ( в переводе с греческого «предвидение, предсказание») заключается в разработке научных основ предвидения перспектив научно-технического и социально-экономического развития на будущее. Эта функция связана с разработкой перспективных критериев и показателей.Практическая функция экономической теории состоит в научном обосновании экономической политике государств, выявлении принципов и методов рационального хозяйствования. В литературе в таком случае пишут о нормативной экономической теории или экономической политике – научном направлении, которое определяет, какой должна быть экономика и хозяйственная политика государства. Практическая функция заключается в разработке научных основ управления хозяйственной деятельностью, выявлению наиболее эффективных способов разрешения экономического противоречия. Мировоззренческая функция заключается в формировании нового типа экономического мышления, и на этой основе – современного мировоззрения человека.

Экономическая теория тесно связана  с экономической политикой.

Экономическая политика, основываясь  на определении экономической теории, направлена на достижение следующих целей: полная занятость: работу необходимо обеспечить всем, кто желает и способен трудиться; стабильность уровня цен: необходимо избегать значительного повышения общего уровня цен, т.е. инфляции; экономическая эффективность: максимальная отдача при минимальных затратах; экономический рост, обеспечивающий более высокий уровень жизни; экономическая свобода: предприниматели, рабочие и потребители должны обладать высокой степенью свободы в своей экономической деятельности; справедливое распределение доходов; социально-экономическая обеспеченность: государство должно обеспечить существование больных, нетрудоспособных, престарелых или других иждивенцев.

 

21. Методы конкурентной  борьбы 

Конкуренцию можно условно разделить на добросовестную и недобросовестную. 
   Основными методами добросовестной конкуренции являются: 
   • повышение качества, продукции; 
   • снижение цен («война цен»); 
   • реклама; 
   • развитие до- и послепродажного обслуживания; 
   • создание новых товаров и услуг с использованием достижений НТР и т.д. 
   Одной из форм конкурентной борьбы является манипулирование ценами, так называемая «война цен». Она осуществляется понижением цен, локальными изменениями цен, сезонными распродажами, предоставлением большего объема услуг по действующим ценам, удлинением сроков потребительского кредита и др. В основном ценовая конкуренция используется для выталкивания с рынка слабых соперников или для проникновения на уже освоенный рынок. 
   Более эффективной формой конкурентной борьбы является борьба за качество предлагаемого на рынок товара. Поступление на рынок продукции более высокого качества или новой потребительной стоимости затрудняет ответные меры со стороны конкурента, поскольку формирование качества проходит длительный цикл. 
   В настоящее время получили очень большое развитие различного рода маркетинговые исследования, целью которых является изучение запросов потребителя, его отношения к тем или иным товарам, так как знание производителем подобного рода информации позволяет ему более точно представлять и прогнозировать ситуацию на рынке в результате его действий, уменьшать риск неудачи и т.д. 
   Большую роль играет до- и послепродажное обслуживание покупателя, в связи с тем, что необходимо постоянное присутствие производителей в сфере обслуживания потребителей. Предпродажное обслуживание включает удовлетворение требований потребителей по условиям поставок: регулярность, ритмичность. Послепродажное обслуживание - создание различных сервисных центров по обслуживанию купленной продукции, включая обеспечение запасными частями, ремонт и т.п. 
   В связи с большим влиянием на общественность средств массовой информации реклама является важнейшим методом ведения конкурентной борьбы, так как с помощью рекламы можно формировать мнение потребителей о том или ином товаре, причем как в лучшую, так и в худшую сторону. 
   Но наряду с методами добросовестной конкуренции существуют и методы недобросовестной конкуренции. 
   Основными из них являются: 
   • экономический (промышленный шпионаж); 
   • подделка продукции конкурентов; 
   • подкуп и шантаж; 
   • обман потребителей; 
   • махинации с деловой отчетностью; 
   • валютные махинации; 
   • сокрытие дефектов и т.д. 
   К этому можно также добавить и научно-технический шпионаж, так как любая научно-техническая разработка только тогда является источником прибыли, когда она находит применение в практике, т.е. когда идеи воплощаются на производстве в виде конкретных товаров или новых технологий.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"