Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 21:44, шпаргалка

Описание работы

1. Безработица и её виды.
2. Рынок как развитая система отношений товарно-денежного обмена.
3. Инфляция, её причины. Типы инфляции.
4. Функции кредита.
5. Понятие о конкуренции. Модели современного рынка.
6. Деньги, их сущность и функция.
7. Денежная масса, предложение и спрос на деньги
8. Рыночное равновесие и равновесная цена
9. Преимущества и недостатки рынка.
10. Основные методы экономической теории

Файлы: 1 файл

шпаргалка по экономич.теории.doc

— 527.00 Кб (Скачать файл)

Рынок капиталов охватывает средне- и долгосрочные кредиты, а также  акции и облигации. Он подразделяется на рынок ценных бумаг и рынок средне- и долгосрочных банковских кредитов. Рынок капиталов служит важнейшим источником долгосрочных инвестиционных ресурсов для правительств, корпораций и банков. Если денежный рынок предоставляет высоко ликвидные средства в основном для удовлетворения краткосрочных потребностей, то рынок капиталов обеспечивает долгосрочные потребности в финансовых ресурсах.

Финансовый рынок можно рассматривать  и как совокупность первичного и  вторичного рынков, а также национальный и международный. Первичный рынок возникает в момент эмиссии ценных бумаг, на нем мобилизуются финансовые ресурсы. На вторичном рынке эти ресурсы перераспределяются, и даже не один раз. В свою очередь, вторичный рынок подразделяется на биржевой и небиржевой. На последнем происходит купля-продажа ценных бумаг, которые не котируются на бирже.

 

28. Стоимость как внутренняя  субстанция товара, характеризующая  его количественное свойство.

 

П.Самуэльсон все товары разделил на экономические (те, которые существуют в ограниченном количестве) и свободные (существуют в неограниченном количестве – воздух).

По К.Марксу товар – это продукт труда, предназначенный для обмена. Товаром может быть материальное благо или услуга. Товар должен удовлетворять потребность человека, без этого он не будет куплен. Свойство товара удовлетворять какую-либо потребность человека называется потребительной стоимостью. Она зависит от естественных свойств вещей, которые обнаруживаются в процессе исторического развития. Один товар может удовлетворять несколько потребностей человека, с развитием науки человек открывает и использует новые полезные свойства товара.

Потребительная стоимость в  виде вещей и услуг будет производиться  всегда. Конечной целью любого общества является создание потребительных стоимостей - это категория вечная. Но она и историческая, переменная. Она является не только материальной основой обмена, но и выражает степень общественного разделения труда, его историческую зрелость. Потребительная стоимость не выражает общественных производственных отношений, а отражает естественные отношения между вещами и людьми.

Продукты труда имеют потребительную стоимость, но не являются товарами, если изготовлены для себя. Части природы (воздух) тоже не являются товаром (не являются продуктом человеческого труда). Продукты труда, которые имеют общественную потребительную стоимость, становятся товарами в сфере обмена. То есть потребительная стоимость становится вещественным носителем общественных отношений или меновой стоимостью (свойство товара в любых количественных пропорциях обмениваться на другой товар (1кг мяса - на 1 г ткани). В разных товарах есть общее свойство – они являются продуктами труда. Их приравнивание означает объективное равенство еще до обмена. Внутренним содержанием товара является его стоимость – вложенный в товар труд. Это то общее, что находит выражение в меновом соотношении.

Сущностью товара является стоимость, но проявляется она лишь через  обмен, через меновую стоимость. Как потребительные стоимости товары качественно различаются, как стоимости – имеют общую меру.

Стоимость – категория историческая, существует лишь в товарном производстве и выражает отношения между товаропроизводителями  по поводу сравнения их затрат на производство товаров и услуг, которыми они  обмениваются.

Потребительная стоимость и стоимость как количественная и качественная определенность, в единстве выражают сущность товара. Без потребительной стоимости нет стоимости и наоборот. Противоречие между ними в том, что производители изготовливают товары ради реализации их стоимости, а покупатели заинтересованы в получении потребительной стоимости. Но для реализации потребительной стоимости необходимо реализовать товар как стоимость, надо чтобы потребительная стоимость получила общественное признание. В условиях товарного производства не вся потребительная стоимость получит общественное признание и будет реализована как стоимость.

 

29. Методологическое значение  «Кривой Лоренца» и «Коэффициента  Джини»

 

Для измерения фактического распределения  доходов используют «кривую Лоренца» и «коэффициент Джини», показывающие, какая доля совокупного дохода приходится на каждую группу населения, что позволяет судить об уровне экономического неравенства в данной стране.

«Кривая Лоренца» — это метод графического изображения уровня концентрации явления. Для ее построения на обе оси координат наносят процентную масштабную шкалу (от 0 до 100 %). Для точек кривой абсциссами служат единицы совокупности, а ординатами — значения признака. Равномерное распределение признака будет представлено в таком случае диагональю, называемой «линией равномерного распределения», а неравномерное — «линией Лоренца», отклонение которой от диагонали и характеризует степень неравномерности (см. график 17.1).

Таким образом, если принять величину дохода и численность населения за 100 %, то прямая ОА покажет абсолютно равномерное распределение совокупного дохода между всеми группами населения. Однако реальное распределение всегда будет характеризоваться отклонением от этой прямой. Абсолютно неравномерное распределение совпало бы с осями координат. Но поскольку «сверхбедные» и «сверхбогатые» всегда составляют незначительную часть рыночного общества, то перед нами будет некоторая кривая («кривая Лоренца»), отклонение которой от диагонали наглядно покажет степень неравномерного распределения доходов.

Для расчета конкретного уровня неравенства в распределении  доходов поступают следующим  образом. Площадь, образованную линиями  равномерного и неравномерного распределения  доходов (она на графике заштрихована), относят к площади треугольника ОАВ. Полученный результат и есть «коэффициент Джини».

Размер дохода сопровождается опережающим  увеличением его «сберегаемой»  части.

Исключительная сложность рыночной экономики состоит в том, что  пропорция между «потреблением» и «сбережением» доходов предопределяет величины совокупных расходов и совокупных сбережений в обществе (со всеми вытекающими отсюда последствиями для макроэкономических процессов), и в то же время эта пропорция сама отражает степень сбалансированности макроэкономических процессов. Вот почему искусство регулирования рыночной экономики заключается не в нахождении неких универсальных «рецептов» управления ею, а в умении определить доминирующий фактор в данной рыночной ситуации. И подчас оказывается, что таким фактором является пропорция, в которой рядовой доходополучатель решает разделить свой доход между потреблением и сбережением. Склонить его к принятию оптимального для общества решения — такова порой «сверхзадача» механизма регулирования рыночной экономики в конкретной ситуации.

 

32. Экономический рост  и способы его измерения, типы  экономического роста.

 

Экономический рост в любой стране мира является одной из основных целей  макроэкономической политики правительства. Понятие экономического роста связывается  с увеличением общего количества благ, доступности к ним все большего количества граждан. Экономический рост определяет улучшение и облегчение условий работы и жизни.

В экономической теории количественной характеристикой экономического роста  выступает увеличение совокупного  ВВП страны, а также его увеличение в расчете на душу населения.

Экономический рост- это увеличение ВВП страны как совокупного, так  и в расчете на душу населения.

Оба показателя отмечают одну и ту же тенденцию тенденцию увеличения благ в обществе. Но показатель роста ВВП на душу населения претендует на более точную оценку экономического развития страны. Именно он показывает, на сколько увеличилось благосостояние общества в целом и его членов в частности.

Суть экономического роста можно  отразить графически с помощью линии, или границы, производственных возможностей (ЛПВ) следующим образом. В экономике любой страны все отрасли материального и нематериального производства можно разделить на две группы:

-производство инвестиционных товаров,

-производство потребительских        товаров.

  Под инвестиционными товарами  подразумеваются средства производства  то есть тс товары, которые  используются для производства  потребительских товаров.

К потребительским товарам относятся  товары, работы и услуги, используемые для потребления, а не для производства.

Типы и факторы экономического роста

Развитие экономики страны может  происходить за счет разных факторов. Экономическая теория выделяет три  типа экономического роста.

Экстенсивный экономический рост означает развитие за счет привлечения дополнительных факторов производства. Английское слою «extension» означает расширение, увеличение. Например, для увеличения производства сельскохозяйственной продукции можно вовлечь в оборот новые земли. Происходит увеличение такого фактора производства, как земля.

Интенсивный экономический рост выражается в увеличении производства продукции  при сохранении существующего количества факторов производства. Рост происходит за счет снижения издержек, применения новых технологий, повышения квалификации персонала, появления новых покупателей и пр. Примером интенсивного развития может служить увеличение производства из-за снижения налогов или предоставления субсидий, появления оолее дешевых производственных материалов, новых рынков сбыта, удешевления энсргорссурсов, экономии на масштабах и т.д. В данном случае не происходит увеличения количества производственных факторов.

Смешанный тип экономического роста  объединяет в себе экстенсивный и  интенсивный варианты развития. Экономическое  развитие происходит как при вовлечении новых факторов   производства,   так   и   при   использоании новых технологий или различной экономии. К примеру, в сельскохозяйственном производстве увеличение урожая может быть достигнуто не только путем обработки новых земель, но и за счет орошения и удобрения обрабатываемых земель (если речь идет о засушливых территориях), использования более плодородных семян, борьбы с вредителями. Для увеличения производства в промышленности опять-таки можно привлечь дополнительную рабочую силу, например более льготными условиями работы, и одновременно с этим совершенствовать системы производства и управления, перерабатывать отходы и бракованную продукцию.

Выделим основные факторы экономического роста, способствующие развитию экономики:

факторы спроса;

факторы предложения;

факторы распределения;

внутренние;

внешние;

смешанные.

К факторам спроса следует отнести  факторы, способствующие увеличению совокупного  спроса. Это заработная плата и  иные доходы, налоги на доходы и имущество, предельная склонность к потреблению, ставка банковского процента, величина кассовых остатков и другие факторы, определяющие спрос.

К факторам предложения относятся  количество и качество природных  и трудовых ресурсов, объем основного  капитала, уровень технологий и их доступность, предпринимательские способности хозяйствующих субъектов, а также научно-технический прогресс.

Факторы распределения включают инфраструктуру страны по распределению и перераспределению  ресурсов и продукции.

Факторы экономического роста можно  еще разделить на внутренние, внешние и смешанные.

Внутренние факторы роста включают факторы производства данной страны.

К внешним факторам роста относятся  иностранные ресурсы, а к смешанным - и те, и другие. Примером смешанного фактора экономического роста выступают  смешанные инвестиции. Имеется в виду, что некий проект финансируется частично отечественным капиталом и частично привлеченным иностранным капиталом.

 

35. Основные макроэкономические  показатели.

Для измерения результатов функционирования национальной экономики в теории и хозяйственной практике используются различные макроэкономические показатели.

Ряд таких показателей предназначен для оценки величины суммарного объема национального производства. К ним  относятся, валовой общественный продукт (ВОП), конечный общественный продукт (КОП), чистый общественный продукт (ЧОП), чистый национальный продукт (ЧНП), валовой внутренний продукт (ВВП), национальный доход (НД), личный доход (ЛД), промежуточный продукт (ПП)

Связь между различными макроэкономическими  показателями может быть представлена следующим образом:

ВОП-ПП = КОП; КОП-А = ЧОП = НД = ФН + ФП + ЧЭ

В экономической теории и статистике зарубежных стран  для характеристики конечных результатов годового производства используются показатели, исчисленные  на основе системы национальных счетов. Стандартная система национальных счетов, разработанная статистической комиссией ООН, применяется в мировой практике с 1953 г. В настоящее время национальные счета составляются в более чем 100 странах мира. В Казахстане система национального счетоводства внедрена в 1993 году.

На базе СНС рассчитываются следующие макроэкономические показатели:

Валовой национальный продукт, представляющий рыночную ценность всех конечных благ, произведенных в стране в течение года. Он близок по своему экономическому смыслу к показателю КОП, но превышает его на стоимость услуг нематериального производства.

Валовой внутренний продукт. Этот показатель является своеобразной модификацией ВНП, но в отличие от последнего охватывает результаты деятельности на территории данной страны всех экономических субъектов независимо от их национальной принадлежности. Различие между ВНП и ВВП двоякое. С одной стороны, при расчетах ВВП из ВНП вычитается сумма доходов от использования ресурсов данной страны за рубежом (заработная плата, проценты, дивиденды и т. д.) С другой стороны, при расчете ВВП к ВНП прибавляются аналогичные доходы иностранцев, получаемые в данной стране. Например, дивиденды, получаемые иностранными инвесторами, учитываются в ВНП страны их постоянного проживания и в ВВП страны, акции корпораций которой приобретены иностранцами.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"