Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 12:54, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Экономическая теория"

Файлы: 1 файл

Шпоры по экономике ПЕЧАТЬ!!.docx

— 132.15 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Понятие и  структура экономической системы.  Хозяйственный механизм. Классификация.

Эк-я система  – это совокупность эк-х процессов, соверш-ся в обществе на основе действующих в нем отношений соб-ти и организационно-правовых форм хоз-я.

Эконом система - это особым образом упорядоченная совокупность связей отношений между производителями материальных благ и услуг.

Структура эконом системы:1) соц-эконом отношения, основанные на определённых формах собственности, на эконом ресурсы и результаты произ-ва.2) хоз-енный механизм, как способ регулирования эконом процессов. 3) организационно-правовые формы хоз-ой (эконом) деятельности субъектов системы. 4) конкретные эконом связи между субъектами эконом (товарно-$, финансовые, кредитные).

Классификация эконом систем:

1) Формационный  подход (Марксистская эконом наука)А)первичная или архаичная - первобытнообщинный и Азиатские способы произ-ваБ)вторичная - основанная на частной форме на средство произ-ва (рабство, крепостничество, капитализм)В)третичная - коммунистическая формация, которая предусматривает уничтожения частной собственности (социалистический и коммунистический).

Общественная формация - это исторический тип общества, развивающийся на основе определённого способа произ-ва.

Способ произ-ва - это совокупность производительных сил и производственных отношений.

2) Цивилизационные - предполагает изучения мировой истории, как единого целого в масштабе всей планеты, с постепенной сменой цивилизаций:1)неолитическая - 35 столетий.2)восточная рабовладельческая - 30 столетий.3)античная - 13 столетий.4) раннефеодальная - 8 столетий

5) пред индустриальная - 5 столетий.6) индустриальная - 3 столетия.7) постиндустриальная - чуть больше 1 столетия. (Именно эту цивилизацию в эконом науке называют смешанной, социально-ариентированной, рыночной экономикой.)

3) По степени  индустриального развития общества:

а) индустриальная. б) постиндустриальная. в) неоиндустриальная (современное информационное общество). (Схема) Эконом Система (Типичная) - делится на:1) нерыночная ЭС: (делится)А) традиционная система хоз-ваБ) Командно-админ СХ2) Рыночная ЭС:А) Рыночная Эконом Современного типаБ) Рыночная эконом Свободного типаКомандно-админ СХ --- Переходная ЭС --- Рыночная эконом Свободного типа

 

 

 

 

 

 

 

8. Сущность собственности  и раскрытие её содержания…

Собственность – отношение  по поводу присвоения и отчуждения определенного объекта собственности (средства производства, предметы потребления, труд работников, продукты интеллектуального  труда).

Содержание собственности  как общественного отношения  раскрывается при посредстве тех  связей и отношений, в которые  собственник  необходимо  вступает  с другими людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления  материальных благ.Итак, собственность - это общественное отношение, которому  присущи материальный субстрат  и  волевое  содержание. Собственность - это имущественное отношение, причем в ряду имущественных отношений  она занимает главенствующее  место. Этого, однако, для характеристики собственности  недостаточно.

Владение означает   хозяйственное   господство  собственника  над вещью. Во владении выражается статистика  отношений собственности, закреп леность вещей за  индивидами  и коллективами. Пользование означает извлечение из вещи полезных свойств путем ее производительного и личного потребления. Распоряжение означает совершение в отношении вещи актов, определяющих ее судьбу, вплоть до уничтожения вещи. Это и отчуждение вещи, и сдача ее  внаем, и залог вещи, и многое другое. В пользовании и распоряжении выражается уже динамика отношений собственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.Типы и формы  собственности по субьектам в  РБ.

Формы собственности: 1) частная (присвоение осуществляется одним субъектом  или группой лиц); 2) общественная (присвоение осуществляется всеми членами  общества); 3) трудовая (объект потребляется теми, кто его произвел); 4) нетрудовая (продукт потребляется не теми, кто  его производил).

-субьект собственности

-объект

-характер отношений

-форма собственности

Субъкт –носитель свойств характерных признаков правомочий которые определяют особенности исполнения объекта такими субъктами могут быть индивидуальные лица, семьи итд.

Объект – что находится  в зависимости от субъекта и лишено самостоятельного значения.

Отношения собственности  – пространственно-временная в совокупности отношений регулирующие способы эф. Распределения ресурсов и увеличение полезности благ на основе делимости и комбинирование субъктам частичных прав.

В РБ: гос. Собственность, в  совецкий период народная.

Частная собственность возникает:

1.за счет сокращения  доли гос. Собственности и передачи  прав на те или иные объекты  частным субъектам(приватизация)

2.требует создания условий  для появления новых прав и  объектов частной собственности.

Гос. Собственность : 1)республиканская 2)коммунальная

Частная собственность : 1)физ. Лица 2)негос. Юридические лица.

Общая собственность РБ: 1)долевая 2)совместнрая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Натуральное  хозяйство и товарное производство.

Натуральное пр-во – это такая форма хозяйствования, когда продукты произв-ся для собственного потребления для внутрихоз-х нужд. Осн формой богатства явл нат-й продукт, т.е. матер-е благо, удовл-ее потребности чел-ка. Н\пр-во в своем развитии прошло 2 стадии: а) собирательное хоз-во, б) воспроизводящее х-во. Осн черты нат-го пр-ва: 1) неразвитое общ-е разделение труда; 2) низкий Ур-нь разв-я

произв-х  сил; 3) замкнутый  локальный хар-р пр-ва; 4) исп-е  ручного универсального труда; 5) принцип  самообеспечения х-ва. Н\пр-во явл  господствующей формой х-ва до возн-я  капит-ма. Условия возн-я тов пр-ва: а) обществ-е разделение труда; б) хоз обособление товаропроизводителей как разл-х собственников. Т\пр-во прошло 2 стадии: бартерное и денежное х-во.

Товарное  пр-во – это такая форма х-ва, когда продукты труда произв-ся для обмена и продажи. Осн черты  т\пр-ва: 1) развитое общ-е разделение труда; 2) пр-во ведется обособл-ми произв-ми; 3) открытый хар-р пр-ва; 4) связь м\у произв-ем и потребителем опосредуется рынком; 5) м\у произв-ем и потр-ем устанавливаются отношения конкуренции. Различают 2 типа т\пр-ва:1) простое т.п.: предшествует  капит-му; а) основано на личном труде товаропроизв-ля; б) ср-ва пр-ва и рез-ты труда явл его собств-ю. в) цель – удовл-е потребностей; г) т.п. носит огранич-й хар-р; д) обслуживало рабовлад-й и феод-й способы произв-ва, но не было господствующим.

В простом т.п. постепенно создаются условия для капит-го тов-го пр-ва. Это проявл-ся в след-ем: 1)первонач-е накопление капитала; 2) при вращении массы простых товаров  пр-ва в лично-свободных, но лишенных средств пр-ва и сущ-ия.

2) капиталистическое  т.п.: а) основано на наемном труде; б) раб сила становится товаром; в) ср-ва пр-ва и рез-ты труда явл собственностью не непросредственного предприним-ля, а собственника капитала; г) носит всеобщий хар-р труда;

товар

потребит-я стоимость стоимость

конкретный труд            абстрактный труд

частный   общественный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.Товар и его  свойства

Важнейшей категорией товарного  производства является товар. Товар-это  продукт труда, удовлетворяющий  потребности и предназначенный  для обмена. Товар имеет два  свойства: 1) потребительная стоимость 2) стоимость. Существуют различные  подходы, трактовки свойств товара. Представители маржиналистского направления  акцентируют внимание на потребительной стоимости товара, а представители  теории трудовой стоимости акцент делают на стоимости товара. Рассмотрим осн.положения  теории трудовой стоимости. Сторонники теории рассматривают два свойства товара и дают им характеристику:Потребительная стоимость- это способность продукта труда удовлетворять какие-либо потребности человека, его полезность. Потр. стоимость не всегда явл. Свойством  товара. Продукт может обладать полезностью, но товаром может не являться. Потр. стоимость как свойство товара во-первых должна удовлетворять не личные, а  общественные потребности, во-вторых должна поступать в потребление через  обмен. Стоимость товара- это внутреннее свойство товара. Стоимость определяется затратами труда, воплощёнными в  товаре. Проявляется стоимость в  процессе обмена через меновую стоимость. Меновая стоимость- это количественное соотношение в котором один товар  приравнивается к другому. Товары обмениваются друг на друга в силу того, что  они содержат то общее, что делает их соизмеримыми. Таким общим явл. Труд затраченный на производство товара. Двойственность товара определяется двойственным характером труда, воплощённого в товаре труд с одной стороны выступает  как труд конкретный, а с другой стороны как труд абстрактный. Конкретный труд характеризует целесообразную деятельность человека, результатом  которой явл. произ-во какой-либо потребит. стоимости. Абстрактный труд есть труд вообще в физиологическом смысле слова как затрата энергии  мозга, мускулов, нервов. Абстрактный  трудом создаётся стоимость товара.Основным противоречием простого товарного  произ-ва явл. Противоречие между общественным характером произ-ва обусловленным  обществ. разделением труда и  частной формой присвоения. Каждый товаропроизводитель затрачивает  на произ-во товара свой индивидуальный труд который определяет индивид. Стоимость  товара. Однако на рынке формируется  общественная стоимость товара и  товары продаются не по индивидуальной стоимости а величина стоимости  на рынке формируется как средняя  величина в основе которой лежат  общественно необходимые затраты  труда определяются общественно  необходимым рабочим временем которое  измеряется при среднем уровне производительности с интенсивности труда, средним  уровнем техники. Следовательно  величина стоимости товара есть средне взвешенные затраты общественного  и абстрактного труда на единицу  потребит. стоимости.Факторы оказывающие  влияние на величину стоимости товара: 1. Количество труда 2. Производительность труда 3. Интенсивность труда 4. Сложность  трудаОсновные положения маржиналистской  теории предельной полезности (не трудовой теории стоимости):1. Полезность определяется субъективно психологической оценкой  людей2. все блага подразделяются на две группы: а) имеющиеся в безграничном количестве: воздух, морская вода. Люди не считают их полезными и не оплачивают их стоимость. Б) относительно редкие и  обладающие стоимостью в) человек располагает  в своей потребности в порядке  понижения степени их важности. При  этом стоимость зависит от степени  важности товара и от степени насыщения  потребности. В эк. Жизни общества действует закон убывающей полезности. Суть закона сост. В том, что каждая последующая еденица товара на рынке  представляет для каждого потребителя  всё меньшую и меньшую полезность, т. к. их общее количество способствует всё большему удовлетворению потребностей. На рынке стоимость(ценность) товара определяется  как считают маржиналисты предельной полезностью.Предельная полезность- это полезность удовлетворяющая  наименее настоятельную потребность (полезность конечного товара). Теория трудовой стоимости и теория предельной полезности рассматриваются как  два отдельных направления , каждое из которых подчёркивает какое-то определённое свойство товара. Эти два направления  как считают ряд учёных следует  не противопоставлять, а соединять  друг с другом, т.к. величина стоимости  товара определяется с одной стороны  затратами труда воплощёнными в  товаре, а с дрю стороны следует  учитывать полезность товара со стороны  потребителей.

12. Возникновение  и сущность денег. Закон денежного  обращения.

В эк. лит-ре рассм. 2 концепции  происх. денег: рационалистическая, эволюционная.

Первая теория впервые  была изложена Аристотелем, кот. писал, что для осуществления обмена должна сущ. какая-то единица измерения, причем основанная на условности. Вторая теория изложена в «Капитале» Маркса. Согласно ей деньги возникли в рез-те процесса обмена и формирования стоимостей. Сначала обмен носил случайный  характер и этому этапу сооств. простая случайная форма стоимости: 1овца = 20 кг зерна. Овца – отн. форма  стоимости, зерно – эквивалентная. Полная развернутая стоимость: 1овца = 20 кг зерна, 5 кг соли, 3 топора. Эквиваленты  различны, что затрудняет обмен. Всеобщая форма стоимости: здесь в качестве эквивалента выступает определенный товар. 20 кг зерна, 3 топора, 5 корзин= 4 шкуры. Денежная форма стоимости: здесь  все товары измеряются денежным эквивалентным (золотом). 20 кг зерна = 3 гр. золота или 20 гр. серебра.В результате процесса обмена в роли денег стали выступать  благородные металлы (золото, серебро) в силу из физ-хим св-в: антикоррозионны, портативны, транспортабельны, содержат большое кол-во труда.

Деньги – это особый товар, играющий роль всеобщего эквивалента.

Ф-ии:мера стоимости (т.к. затрачен абстрактный чел труд). Сначала  функц-ли в форме слитков, затем  в форме монет. После открытия китайцами бумажных денег, они стали  проникать и в Европу. Бумажные деньги функц-ли в течение длит времени, как знаки золота и серебра. Каждой бумажной единице соотв. опр. кол-во (весовое) золота и серебра. Т.е. каждая страна вводила свой масштаб цен  – фиксированный вес золота и  серебра денежной единице. До 2 мир  войны 1доллар = 0,888 гр. золота, фунт стерлингов = 2 гр золота, 1 руб = 0,987.

  1. средство обращения, т.е. роль посредника в обращении товар – деньги – товар. Деньги функц-ют как реальные, но могут быть неполноценными.
  2. деньги как средство накопления, образования сокровищ
  3. деньги как средство платежа
  4. мировые деньги

В нач. 70-хз гг XX в деньги утратили связь с золотом. Деньги сейчас обращаются как абсолютно ликвидное средство обмена. Важнейшим условием обращения денег и покупательной способности явл. их соразмерность с товарооборотом или стоимостью товаров, предложенных к реализации. Это требование выражает закон денежного обращения: КД=(СЦ-К+П-В)/О, КД– кол-во денег в обращении, СЦ – сумма цен реализуемых товаров, К – товары, проданные в кредит, П – платежи, срок кот наступил, В – взаимно поглощающиеся платежи, О – скорость оборота одноименных денежных ед.В наиболее общем виде этот закон получил название закона Фишера и зависимость м/у денежной и товарной массой выражена Фишером в следующей форме: М=PQ/V, М – кол-во денег в обращении, Р – цена товара,Q–кол-во товара, V – скорость оборота.М*V=P*Q. М*V>P*Q – инфляция.Современная денежная система включает в себя 2 важнейших компонента: 1). Неразменные гос. банкноты и беллоную монету 2). Депозиты до востребования или текущие счета в нац. кредитной системе.Новым моментом в движении депозитных денег явл. переход от традиционных форм к совершению безналичных платежей в системе расчетов с помощью ЭВМ, т.е. электронных денег. Основным законом товарного производства явл. з-н стоимости. Сущность з-на ст-ти заключается в том, что обмен товаров должен осуществляться эквивалентно в соответствии с затратами общественно необходимого труда. На рынке з-н ст-ти проявляется через механизм ценообразованиеЦена-это денежное выражение ст-ти и полезности товара. Она формируется на рынке в зависимости от спроса и предложения. Если спрос больше, чем предложение, то цена повышается и наоборот. Происходит колебание цен вокруг ст-тиФункции з-на ст-ти:1)з-н ст-ти выступает регулятором в распределении средств произв-ва и рабочей силы по отраслям и видам произв-ва2)з-н ст-тистимулирует повышение производительности труда на единицу выпускаемой продукции3)з-н ст-ти приводит к дифференциации товара производителей по доходам и делит общество на бедных и богатых

13. Понятие рынка.  Функции ,недостатки.

Рынок — это совокупность сделок купли и продажи товаров и услуг. В такие сделки повседневно вступает каждый, когда, например, покупает продукты в магазине или уплачивает за проезд на общественном транспорте, приобретает билет в кино или на стадион. Если иметь в виду территориальные границы данного явления, то различают: а) местный (в пределах села, города,  региона);  б) национальный  (внутренний)   и   в) мировойрынки.

Особые  функции рынка.Первая функция состоит в том, что рынок интегрирует (соединяет) сферы произ-ва и потребления. Без рынка товарное произ-во не может служить потреблению, а область потребления окажется без благ, удовлетворяющих запросы людей.Другая функция: рынок выполняет роль главного контролера конечных результатов произ-ва. Именно в рыночном обмене непосредственно выявляется, в какой мере качество и количество созданных продуктов соответствуют нуждам покупателей. Кроме того, рынок проводит, так сказать, экзамен по эконом: для продавцов — доходно или убыточно реализовывать тоззры, для покупателей — разорительно или выгодно их приобретать?Наконец, важная функция рынка проявляется в том, что рыночный обмен служит способом осуществления эконом интересов продавцов и покупателей. Взаимосвязь этих интересов строится на принципе, который сформулировал А. Смит: «Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно...». Это предполагает: а) обмен нужными друг другу полезностями и б) эквивалентность рыночной сделки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14. Конкуренция.  Понятие виды

К-ия — это соперничество м/у субъектами хоз.  деятельности за лучшие условия произ-ва, купле-продаже товаров в целях получения наибольшей прибыли. К-ия выполняет ряд ф-ий: формирует цену; является ср-ом сбалансирования спроса и предложения; стимулирует снижение затрат  произ-ва и повышение качества выпускаемой продукции; повышает эффективность произ-ва; осуществляет контроль над эк-ой силой каждого производителя. Основным условием конкурентной борьбы является редставление на рынке конкурентно способной продукции. К-ая способность — это комплекс потребительских и ценовых характеристик товара, определяющих его успех на рынке над другими товарами. К-ия на рынке проявляется в различных видах, в основе кот. лежат различные критерии. 1.(степень развития) Совершенная к-ия — это свободная к-ия в условиях рынка, где существует предприниматели, способные диктовать к-ам условия произ-ва и сбыта товаров. Основные черты совершенной к-ии: наличие большого кол-ва мелких и средних предприятий; выпуск однородной стандартизированной продукции; доступность рыночной информации; свободный вход в рынок. В основе этого процесса лежит появление нового явления в эк-ке — капитализма — возникновение монополий. Монополия — предприятие или группа предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, что позволяет контролировать и определять цены. Несовершенная к-ия — к-ия, ограниченная властью не множества произ-ей, а продавцов, диктующих условия произ-ва и сбыта товаров. Несовершенная к-ия привела к возникновению различных моделей рынка: 1) чистая монополия — модель р., контрол-го одним или несколькими монополистами; 2) монополистическая к-ия — модель р., при кот. большое число фирм производят похожую, но неполностью взаимозаменяемую продукцию3) олигополия — модель р., на кот. господствуют несколько фирм, производящие стандартизированные товары. 2.(структура) Внутриотраслевая к-ия — к-ия м/у предпринимателями одной отрасли за наиболее выгодные условия производства и сбыта товара. Межотраслевая к-ия — между предпринимателями различных отраслей за лучшие условия приложения капитала с целью получения наиболее высокой прибыли. 3.(методы) Ценовая к-ия — метод к-ой борьбы путем снижения цен. Неценовая к-ия — метод к-ой борьбы, кот. достигается не с помощью ценового превосходства, а путем достижения более высокого качества продукции, технического уровня производства, использование рекламы и т.д. Недобросовестная к-ия — к-ия с использованием запрещенных методов: эк-ий шпионаж; подделка продукции к-ов; распространение необъективной информации о товарах своих соперников; махинации с деловой отчетностью; подкуп и шантаж; физическое устранение своих к-ов.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"