Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 12:54, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Экономическая теория"
Виды цен. 1) в зависимости от сфер торговли. Оптовые - цены, по которым продукция реализуется крупными партиями. Розничные - цены, по которым товар продается в розничной торговой сети. Закупочные цены - цены государственных закупок продукции у предприятий. Цены на услуги.
2) виды цен, различающиеся
по степени и способам
Мировые цены - цены мирового рынка Цены сезонные - изменяются в определенные периоды года, типичны для сельхоз.продукции.
Поскольку ВНП имеет стоимостное измерение, то его величина может изменяться, чаще всего увеличиваться из-за роста цен. При повышении цен, например, в два раза величина ВНП также увеличится в два раза при неизменном количестве произведенной продукции и услуг.
ВНП, в составе которого стоимость товаров и услуг измерена в текущих ценах, называется номинальным ВНП
Чтобы точно отразить состояние эконом, измеритель количества произведенной продукции и услуг не должен зависеть от колебаний цен. В этих целях используется показатель реального ВНП, исчисленного в постоянных ценах. Чтобы рассчитать реальный ВНП, выбирают базисный год, например, 1991. Затем стоимость всех товаров рассчитывается в ценах 1991 г. и суммируется.
47.Совокупный спрос.
Совокупность спроса - это спрос на общий объём товаров и услуг, который может быть предъявлен при данном уровне цен.
К неценовым факторам совокупного спроса относят:1) колебание уровней благо состояний
2) налоги и трансфертные платежи3) колебание % ставок, субсидии и кредиты4) изменение гос расходов 5) колебание валютных курсов
Совокупный спрос по структуре совпадает со структурой ВНП1) личные потребительские расходы населения 2) валовые инвестиции 3) гос закупки
Совокупный спрос- это модель, которая показывает различные объемы товаров и услуг, т.е. реальный объем нац. произ-ва, который потребители, предприятия и гос-ва готовы купить при любом возможном уровне цен. Главными составляющими совокупного спроса явл. потребление, инвестиции и гос-ные расходы,на совокупный спрос оказывают влияние след. факторы: - уровень цен;- доходы населения;
Повышение или понижение цен на товары и услуги, которые составляет объем нац. произ-ва оказывает влияние на совокупный спрос в сторону его повышения или понижения. Чем больше уровень цен, тем меньший объем нац. произ-ва, захотят купить потребители, предприятия и гос-ва. И наоборот: чем ниже уровень цен, тем большую часть произ-ва, захотят купить потребители. На кривую совокупного спроса оказыв. влияние след. Факторы 1.эффект %-ой ставки. 2.эффект материал. 3.эффект импортных закупок.
Эффект %-ой ставки: С повышением уровней цен повышается % ставки, а возросшие %-ы ставки приводят к сокращению потребительских расходов и инвестиций, что вызывает сокращение спроса на реальный объем нац. продукта.
Эффект материальных ценностей: При более высоком уровне цен реальная стоимость финансовых активов, таких как срочные счета, акции, облигации, находящиеся у населения уменьшается. В этом случаи население сокращает свои расходы и наоборот: при снижении уровня цен покупателя способность материальных ценностей возрастает.
Эффект импортных закупок: Объемы экспорта и импорта в стране зависят от соотношения цен на отечественную продукцию и аналогично продукцию зарубежом. Если уровень цен на отечественную продукцию выше, чем на импортную продукцию, то покупатели будут больше приобретать импортных товаров, что приведет к уменьшению экспорта. И наоборот: если цены на импортные товары ниже, чем на отечественные, то совокупный спрос перемещается на отечественные товары, и это приводит к сокращению импорта и увеличению экспорта. Сущ.-ют неценовые факторы совокупного спроса: 1) изменение потребительских расходов, на них влияет уровень дохода потребителя, задолженность потребителя, налоги, ожидание потребителя.
2)изменения инвестиционных расходов( %-е ставки, ожидаемые прибыли от инвестиций, налоги, избыточные мощности и технологии).
3) изменение гос-ных расходов на чистый объем экспорта
48. Совокупное предложение.
Совокупное предложение хар-ется объемом выпускаемой продукции, которую предприниматели будут продавать при каждом возможном уровне цен.
Совокупное предложение - это общее количество товаров и услуг, которое может быть произведено и предложено в соответствии со сложившимся уровнем цен.
Неценовые факторы совокупного предложения:
1.изменение цен на ресурсы
а) внутренние ресурсы(земля,
б) на импортные ресурсы
2. изменение производительности труда.
Макроэкономическое равновесие.очень важным моментом функционирования рыночной экономики явл. установление макроэкономического равновесия.
Макроэкономическое равновесие- это такое состояние нац.экономики когда устанавливается пропорциональность между ресурсами и их использованием, факторами произ-ва и результатами произ-ва между накоплением и потреблением, между совокупным спросом и предложением.
Такое состояние экономики, как правило, явл. непродолжительным преходящим в экономич. динамику
50. Циклический
характер экономического
В среднесрочных эконом циклах выделяют несколько (4 фазы):
1) спад (увеличивается масса нереализованной продукции, уменьшается прибыль предприятий, растет судный %, уменьшение кредитного долга, массовое банкротство, рост безработицы, падение котировок акций, обесценивается основной капитал.)2) депрессия (уменьшаются темпы спада произ-ва, подходят к завершению не реализованные товарные законы, затухает падение инвестиций и потребительского спроса, НО сохраняется массовая безработица и низкие цены. В эконом начинается медленное накопление капитала и появление точек роста)3) оживление, (рост объёма произ-ва до предкризисного уровня, увеличение спроса на факторы произ-ва, потребительские товары и услуги, обновление основного капитала, уменьшение безработицы и повышение цен)4) подъём (продолжается рост объёмов произ-ва и обновление основного капитала, увеличение инвестиционного и потребительского спроса, повышение цен и доходов, уменьшение безработицы)Во второй половине 20 в претерпели изменения циклы. Процессы перепроиз-ва стали сопровождаться ростом цен и инфляцией, появление также явление как стагфляция (сохранение высоких цен в условиях спада).
Цикличность эк. развития - это регулярно
повторяющиеся колебания
Кризис(спад)-это такое
состояние экономики, когда происходит
нарушение её равновесия, вызывающее
её сокращение и преостановку произ-ва,
а в наиболее тяжёлых случаях
и разрушение производит. сил. Кризисы
произ-ва могут быть двух основных типов:1.кризисы
перепроизводства 2.кризисы недопроизводства.
Кризисы перепроиз. характерны для
развитых стран. Причинами явл. противоречия
между производством и низким
платёжеспособным спросом населения
(график) Кризис проявляется в следующем:
Подъем (бум). Черты:
Превый кризис в Англии в 1825г.
51.Сущность и причины инфляции. Измерение инфляции.
Инфляция – превышение денежной ед., находящ. в обращении над суммой товарных цен и появление в рез-те этого денег, не обеспечен-х товарами и услугами. И вытекает из нарушения требований закона денежного обращения. M(кол-во денег в обращ)=PQ/V; MV>PQ-И; MV=PQ (P-цена, Q-кол-во, V-скорость обращения)Причины И: 1Дефицит госбюджета 2Кризис и депрессия 3Опережение роста з/пл 4Милитаризация эк-ки 5 Высокий уровень монополизацииИ. классифицируется по разл. критериям:
1) По формам проявления
И делится на: открытую(явная)
и скрытую(подавленная).
2)По темпам роста цен: а)Ползучую(умеренную) И от 4 до 10% в годб) Галонирующая И от 10 до 200%
в) ГиперИ. свыше 50% в месяц1993-10300% в год, 1994-501% 1995-281, 1996-гривна 97-10%, 98-20%, 99-19%, 2000-оживление эк-ки 6% в год 2001-9%
3) по происхождению:а)
И спросаб) И предложения(
И спроса возникает в усл. Избыточного совокупного спроса . когда произ-во не может отреагировать на его возрастание, увеличение V ВНПИ предложения(изд) означает рост цен в рез-те повышения номин. З/пл, увеличения цен на сырье, топливо, обор-ие. Результатом такого повышения яв-ся рост издержек на ед. продукции, что вызывает рост цен. В механизме воспроиз-ва отпр. И важнейшую роль играют:
Последствия И:
1Обесценивание сбережений
2 Сокращение текущего потребления
3 Уменьшение заинтересованности в произ. труде
4Усилив-ся бег от $ к товарам
6 Подавляются стимулы к денеж накоплению
Методы регулирования инфляций
1. Кейнсианский метод – метод в рамках теории кейнсианства. Это активная бюджетная политика, то есть маневрирование доходами и расходами, что мы имеем сейчас в нашей стране.
2. Денежно-кредитное
53. Безработица и ее виды. Уровень безработицы. З-н оукена.
Безработица – временная незанятость экономически-активного раселения (или трудоспособного насел) в обществ произв-ве.
Причины:
в реальной эк жизни безработица – превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.
Сттруктура безработицы по ее причинам включает 4 осн категории раб силы: потерявшие работу в рез-те увольнения, добровольно оставившие работу, пришедшие на рынок после перерыва, впервые пришедшие на рынок труда.
Уровень безработицы – отн кол-ва безработных к общему числу работоспособных. УБ=Б/РС*100%.
Эк-ка не может ф-ровать при
100% использовании ресурсов (впервую
очередь трудовых). Она должна располагать
резервами, кот можно привести в
действие в усл циклического развития
эк-ки. Полная занятость в рыночной
эк-ке определяется как занятость, составляющая
менее 100% раб силы и равная сумме
уровней фрикционной и
Формы безработицы:
полная и частичная, скрытая и явная, добровольная и вынужденная, молодежная и женская.
Закон Оукена–отражает отношения
м/у уровнем безработицы и
Соц-эк последствия: не производится какая-то часть товаров и услуг, снижение налоговых поступлений гос-ву от з/п, деквалификация раб силы, снижается уровень жизни семьи безработного, усиливается эксплуатация труда и т.д.