Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 12:54, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Экономическая теория"

Файлы: 1 файл

Шпоры по экономике ПЕЧАТЬ!!.docx

— 132.15 Кб (Скачать файл)

54.Понятие денег.  Этапы развития теории денег.

Деньги - товар особого рода, выполняющий роль всеобщего эквивалента в обменных операциях. Это непременный атрибут товарного произ-ва, поскольку товарное произ-во - это произ-во продуктов для обмета, для продажи.

Функции денег:

1) меры стоимости ($ - измеритель стоимости товара)

2) средство обращения  ($ - посредник в обращении)

3) средство платежа (это функция выполняется при выполнении кредитного платежа, при выполнении всякого рода финансовых обязательств). Эти долговые обязательства породили новую форму $ - кредитную. Самой первой кредитной формой $ стал вексель или долговая расписка.

4) средство соц накопления  и сбережения граждан 

5) мировые $ ($ - выступают в роли эквивалента хоз отношений различных стран, то есть валютные отношения).

Деньги – средство обращения, выполняющее двоякую роль в экономике: 1) средство обращения, несущее в  себе определенное кол-во эквивалента  стоимости всех товаров и услуг; 2) товар, который можно купить и  продать. Цена денег – процент, ставка по кредитам. Продажа денег осуществляется в виде кредитования. Сущность денег, как всеобщего товара выражается в их функциях: 1. Состоит в том, чтобы выразить стоимости товаров, т.е. эта функция выступает как  мера стоимости. 2. Связанна с реальным меновым процессом, в котором  деньги функционируют как средство обращения по формуле: товар - деньги - товар. Эту функцию выполняют  реальные деньги (наличные). 3. Как средство накопления и образования сокровищ. Эту функцию выполняет реальное золото, серебро, хотя на практике производители  накапливают не только золото, но и  металлические, бумажные знаки денег. Происходит так же накопление сокровищ в виде предметов роскоши, изготовленных  из золота, серебра, платины, но которые  не функционируют непосредственно  в виде денег.  4. Деньги как средство платежа. Это когда совершается  купля товара при отсрочке на определенный срок, т.е. товара продажи в кредит. С наступлением срока должник  уплачивает кредитору стоимость  товара. В этой функции деньги используются при выплате заработной платы, пенсий, пособий, стипендий. В этой функции  деньги так же функционируют при  оплате всякого рода финансовых обязательств. Цена - денежное выражение стоимости. Служит для косвенного измерения  величины затраченного на производство товара общественно-необходимого рабочего времени. Величина цены прямо пропорциональна  стоимости товаров и обратно  пропорциональна стоимости золота. Однако цена не всегда и не по каждому  товару совпадает со стоимостью. Спрос  равен предложению, а, следовательно, цена равна стоимости. Функции цены: 1) учетная - сводится к учету и  измерению общественно- необходимых  затрат труда в сфере производства и обращения; 2) стимулирующая - заключается  в воздействии ее на темпы развития и эффективность общественного  производства, на обновление ассортимента, повышение качества продукции и  т.д.; 3) распределительная - состоит  в том, что с ее помощью осуществляется распределение и перераспределение  совокупного общественного продукта, национального дохода; 4) сбалансированная - проявляется при сбалансировании  спроса и предложения

 

 

 

 

57. Структура денежной  кредитной системы. Банки и  их функции.

Кредит— это форма сущ-ния (движения) ссудного фонда, своеобразная форма реализации собственности на ссудный фонд.Ссудный фондпредставляет собой часть централизованного денежного фонда и ассоциируется с некой суммой $. Кредит выполняет важные ф-ии в обеспечении микро- и макроэк. равновесия. С помощью кредита осущ. перераспределение капитала м/у разл. отраслями и предпр.Осн. принципы кредитования – срочность и возвратность .Формы кредита:1)Коммерческий кредит исп. при продаже товара с отсрочкой платежа. Цель – ускорение реализации тов. и усл. Документом при осущ-нии сделки в форме коммерч. кредита выступает вексель. 2)Вексель – это одна из разновидностей ценных бумаг. Он представляет собой особый вид письменного долгового обязательства, дающий его владельцу право требовать по истечении определенного срока уплаты обозначенной в нем суммы. 3)Банковский кредит предоставляется банками в форме денежных ссуд предприним. и другим заемщикам. Кредитором выступает банк.Банковские кредиты делятся на краткосрочные, когда кредит выдается сроком до года и используется на формир. оборотного капитала, и долгосрочные, выдаваемые на срок больше года.Банковский кредит более эластичен, чем коммерческий, так как он не ограничен суммами кредитных сделок, их сроками и направленностью.4) гос. кредит, когда заемщиком выступает гос-во, а кредитором – главным образом население. Оформляется эта форма кредита в гос. займах, целевых бес%ных займах, казначейских обязательствах.5)потребительский кредит, предоставляемый на бытовые цели, и меж/нар. кредит, кот. обслуживает межгос. связи.6)Лизинг – это без$ форма кредита, форма аренды с передачей в пользование машин, оборудования и др. мат. средств с последующей постепенной выплатой их стоимости. Право собств. на имущество остается за арендодателем, а арендатор пользуется им опр. время до полной оплаты стоимости этого имущества. 7)Факторинг — это перекупка или перепродажа чужой задолженности или коммерческие операции по доверенности. 8)Форфейтинг–это долгосрочный факторинг, связанный с продажей банку долгов, взыскание кот. наступит через 1-5 лет.Кредитно-$ политика гос-ва состоит в изменении денежного предложения (количества $ в обращении) в целях изменения спроса, уровня цен в национальной эконом, объема    национального произ-ва и занятости.Главными целями денежно-кредитной политики являются :1. снижение денежного предложения в периоды инфляции;2.расширение количества $ в обращении в периоды спадов и безработицы.Изменение денежного предложения осуществляется, главным образом, не путем увеличения или сокращения эмиссии наличности, а посредством воздействия на объемы коммерческого кредитования.

Банк —эк. институт, занимающийся привлечением и размещением денежных рес. Можно выделить  3 важнейших эл-та совр. кредитной системы: - центральный банк- коммерческие банки-специализированные  финансовые  учреждения (страховые, ипотечные, сберегательные) Банковскими операциями явл. операции, кот. могут осущ. исключительно банки и др. кредитные организации:привлечение денежных средств физ. и юрид. лиц во вклады (до востребования и на опр. срок); размещение  указанных выше привлеченных средств от своего имени и за свой счет; открытие  и   ведение   банковских   счетов   физ.   и юрид. лиц; осущ. расчетов по поручению физ. и юрид. лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их счетам;инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физ. и юрид. лиц; купля-продажа  иностранной  валюты  в наличной и безналичной формах;   привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов; выдача банковских гарантий.Крупные коммерч.  банки предоставляют клиентам полный спектр услуг,  включая кредиты, прием депозитов расчетов и т.д. Этим они отл. от специализир. учреждений,  кот. ограничены опр. ф-ями.

Банки осущ. активные и пассивные операции. С помощью  пассивных операций банк мобилизует рес., а с помощью активных осущ. их размещение.Ресурсы банка формир. за счет собственных, привлеченных и эмитированных средств. К собств. средствам относится акционерный и резервный капитал, а также нераспределенная прибыль. Собств. средства составляют незначит. часть рес. совр. банка. Осн. часть рес. банка привлекается в виде вкладов (депозитов), а также контокоррентных и корреспондентских счетов.

 

58. Понятие финансов  и их функции. Финансовая система.

Эк. структура  любого общества не может функц-ть без  нормально организованного потока денежных средств м/у гос-вом и производств. структурами, гос-вом и разл. слоями насел., м/у регионами и отдельными гос-вами. Такие денежные потоки отражают процессы реальной жизни общества, устанавливая связи и отн. м/у гражданами и юрид. учреждениями. Через финансовый механизм гос-во реализует все свои ф-ии по управлению, ограничению, контролю и аудиту за производств. и финансовыми структурами. В ходе выполнения этих ф-ий финансы исп-ся в качестве индикатора роста нац. эк-ки, роста благосостояния, а также как инструмент устранения негативных моментов в эк. росте. Они стимулируют снижение издержек произв-ва и их конкурентоспособность на мировом рынке, формируют структуру произв-ва, межотраслевые и территориальные пропорции.

Сл-но, финансы  – это система отношений по поводу распределения и исп. фондов денежных средств или финансовых рес. через особые фонды и учреждения.

Становление финансовых отн. происходит одновременно с развитием  товарно-денежных отн. в целях обслуживания потребностей гос-ва в организации эк. и культ. жизни, содержании аппарата управления, армии, здравоохр., образования, пенсионного обеспечения и т. д.

Реализуются финансовые связи через финансовую систему, кот. включает в себя бюджеты разл. уровней, фонды соц., имуществ. и личного страхования, валютные резервы гос-ва, денежные фонды предприятий и фирм, коммерческих и некоммерческих структур и прочие специальные денежные фонды. В рамках эл-тов финансовой системы формируются финансовые рес., как количественно определенная и специально предназначенная сумма денежных средств.

Чем более развиты  рыночные отн., чем сложнее и многообразнее  эк. связи в гос-ве, тем сложнее финансовая система и тем больше ее финансовые рес. Развитость и размер финансовых рес. обеспечивают более широкую маневренность гос-ва в выполнении внутр. и внеш. эк. ф-ий.

Различают финансы  хозяйствующих субъектов, населения  и государства. 3a счет гос. финансов решаются такие соц. программы, как защита окр. среды, эколог. мониторинг, создание земельного кадастра, конверсия военно-пром. предпр. и т. д., а также соц. вопросы: помощь ветеранам, инвалидам, вынужденным переселенцам, военнослужащим, уволенным в запас, и др. Гос. финансы обеспеч. обороноспособность и защиту.

К концу XX столетия в большинстве стран гос. финансы стали активно исп. для достижения результатов стабильного роста – повышения конкурентной способности нац. эк-ки, ускорения НТП, преодоления региональной неравномерности в распределении и исп. рес. и трудового потенциала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

59.Налогообложение.  Сущность принципы. Виды налогов.

Налог — это принудительно изымаемые гос-вом или местными властями средства с физ. и юрид. лиц, необходимые для осущ. гос-вом своих ф-ий. Сборы эти производятся на осн. гос. законодательства.Исп. налогов в качестве инструмента централизованного воздействия на эк. развитие гос-ва имеет длит. историю с периода широкого развития товарно-денежных отношений. Первый денежный поголовный налог на граждан был введен еще в Римской империи во II веке.В совр. усл. налоги выполняют 2 осн. ф-ии: фискальную и эк-кую.Фискальная – осн. Используя ее, гос-во формирует денежные фонды.Эк. – предполагает исп. налогов в качестве инструмента перераспределения нац. дохода, заинтересованности производителей и предприним. в развитии разнообразных видов деят. по производству товаров и услуг. Используя эту ф-ию налогов, гос-во оказывает влияние на реальный процесс произв-ва и инвестирования капитальных вложений.Взимание налогов основывается на исп. разл. ставок налогов:Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размера дохода (тонну, штуку, партию товара, услугу и т. д.).ропорциональные ставки действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины.• Прогрессивные ставки предполагают прогрессивное повышение ставки налога по мере возрастания дохода. Этот вид ставок служит инструментом изъятия средств у лиц, получающих большие доходы.• Регрессивные ставки предполагают снижение налога по мере роста дохода. Эти ставки наиболее выгодны лицам, обладающим большими доходами, и наиболее обременительны физ. и юрид. лицам, обладающим незначит. доходами.

По платежеспособности и  методу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.Прямые налоги непосредственно уплачиваются конкретным плательщиком. Как правило, они прямо пропорциональны платежеспособности.Косвенные налоги — это обязательные платежи, включенные в цену тов. или усл. Значит. часть их образуют акцизы.По использованию налоги подразделяются на общие, поступающие в общую доходную часть бюджета, и специальные (целевые). Они используются строго на опр. цели. Это налоги, например, на продажу бензина, топлива, смазочных масел и др.В соотв. с гос. устройством и бюджетной структурой налоги подразделяются на федеральные и местные.

Принципы налогообложения:

1) Обязательная уплата  всеми

2) удобство и дешевизна  взимания

3) налог должен быть  четко определён по сроку, размеру  и способу изъятия

4) размер налога не  должен приносить вреда

5) налоги берут с дохода, а не с капитал

 

 

 

 

 

 

 

 

60. Государственный  бюджет и его функции. Доходы  и расходы бюджета.

Главным звеном финансовой системы явл. гос. бюджет. Это крупнейший денежный фонд, находящийся  в распоряжении прав-ва. Гос. бюджет образует централизованный фонд денежных рес. прав-ва для содержания гос. аппарата, вооруж. сил, здравоохр., образования, выплаты соц. пособий. Бюджет явл. мощным рычагом гос. регулир. эк-ки, воздействия на хоз. конъюнктуру, осущ. мер по ее стабилизации. Воздействие гос-ва на эк-ку происходит путем финансирования, выдачи субсидий и т. д.

Бюджет совр. гос-ва – сложный, многоплановый  инструмент, отражающий компромисс в  соотнош. соц-эк. интересов разл. групп  и партий. Это компромисс м/у собственниками и работающими по найму, по вопросам налогообложения, доходов и з/п, по поводу расходов на соц. цели.

С помощью бюджета  гос-во осущ. сочетание централизованных и местных интересов регионов ч/з распределение налогов, бюджетных дотаций, трансфертов.

Направления исп-ия: поддержание конъюнктуры и эк. рост через субсидии и инвестиции, катализатор развития НТП, повышение  конкурентоспособности нац. прод. на внеш рынках, расходы на развитие аграрного  сектора, на вооружение, мат обеспечение  внешнеэк связей, содержание аппарата, обслуживание внутр и внеш гос  долга, расходы на кредитование экспорта, для обеспечения поставок на внутр  рынок зарубежных товаров. Как эк. документ бюджет отражает полит. и соц. динамику общества.

Доходы гос. бюджета на 85% формируются за счет налоговых  поступлений, прибыли казенной пром., поступлений от приватизации собств. и т. д.

Общая сумма доходов в  идеале должна покрывать запрограммированные  расходные статьи бюджета. В случае если расходы превышают доходную часть в общей структуре, образуется бюджетный дефицит.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"