Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 12:54, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Экономическая теория"
54.Понятие денег. Этапы развития теории денег.
Деньги - товар особого рода, выполняющий роль всеобщего эквивалента в обменных операциях. Это непременный атрибут товарного произ-ва, поскольку товарное произ-во - это произ-во продуктов для обмета, для продажи.
Функции денег:
1) меры стоимости ($ - измеритель стоимости товара)
2) средство обращения ($ - посредник в обращении)
3) средство платежа (это функция выполняется при выполнении кредитного платежа, при выполнении всякого рода финансовых обязательств). Эти долговые обязательства породили новую форму $ - кредитную. Самой первой кредитной формой $ стал вексель или долговая расписка.
4) средство соц накопления и сбережения граждан
5) мировые $ ($ - выступают в роли эквивалента хоз отношений различных стран, то есть валютные отношения).
Деньги – средство обращения,
выполняющее двоякую роль в экономике:
1) средство обращения, несущее в
себе определенное кол-во эквивалента
стоимости всех товаров и услуг;
2) товар, который можно купить и
продать. Цена денег – процент, ставка
по кредитам. Продажа денег осуществляется
в виде кредитования. Сущность денег,
как всеобщего товара выражается
в их функциях: 1. Состоит в том,
чтобы выразить стоимости товаров,
т.е. эта функция выступает как
мера стоимости. 2. Связанна с реальным
меновым процессом, в котором
деньги функционируют как средство
обращения по формуле: товар - деньги
- товар. Эту функцию выполняют
реальные деньги (наличные). 3. Как средство
накопления и образования сокровищ.
Эту функцию выполняет реальное
золото, серебро, хотя на практике производители
накапливают не только золото, но и
металлические, бумажные знаки денег.
Происходит так же накопление сокровищ
в виде предметов роскоши, изготовленных
из золота, серебра, платины, но которые
не функционируют непосредственно
в виде денег. 4. Деньги как средство
платежа. Это когда совершается
купля товара при отсрочке на определенный
срок, т.е. товара продажи в кредит.
С наступлением срока должник
уплачивает кредитору стоимость
товара. В этой функции деньги используются
при выплате заработной платы, пенсий,
пособий, стипендий. В этой функции
деньги так же функционируют при
оплате всякого рода финансовых обязательств.
Цена - денежное выражение стоимости.
Служит для косвенного измерения
величины затраченного на производство
товара общественно-необходимого рабочего
времени. Величина цены прямо пропорциональна
стоимости товаров и обратно
пропорциональна стоимости
57. Структура денежной кредитной системы. Банки и их функции.
Кредит— это форма сущ-ния
(движения) ссудного фонда, своеобразная
форма реализации собственности на ссудный
фонд.Ссудный
фондпредставляет собой часть централизованного
денежного фонда и ассоциируется с некой
суммой $. Кредит выполняет важные ф-ии
в обеспечении микро- и макроэк. равновесия.
С помощью кредита осущ. перераспределение
капитала м/у разл. отраслями и предпр.Осн.
принципы кредитования – срочность
и возвратность .Формы кредита:1)Коммерческий кредит
исп. при продаже товара с отсрочкой платежа. Цель – ускорение
реализации тов. и усл. Документом при
осущ-нии сделки в форме коммерч. кредита
выступает вексель. 2)Вексель – это одна из разновидностей
ценных бумаг. Он представляет собой особый
вид письменного долгового обязательства,
дающий его владельцу право требовать
по истечении определенного срока уплаты
обозначенной в нем суммы. 3)Банковский кредит
предоставляется банками в форме денежных
ссуд предприним. и другим заемщикам. Кредитором
выступает банк.Банковские кредиты делятся
на краткосрочные,
когда кредит выдается сроком до года
и используется на формир. оборотного
капитала, и долгосрочные,
выдаваемые на срок больше года.Банковский
кредит более эластичен, чем коммерческий,
так как он не ограничен суммами кредитных
сделок, их сроками и направленностью.4) гос. кредит,
когда заемщиком выступает гос-во, а кредитором
– главным образом население. Оформляется
эта форма кредита в гос. займах, целевых
бес%ных займах, казначейских обязательствах.5)потребительск
Банк —эк. институт, занимающийся привлечением и размещением денежных рес. Можно выделить 3 важнейших эл-та совр. кредитной системы: - центральный банк- коммерческие банки-специализированные финансовые учреждения (страховые, ипотечные, сберегательные) Банковскими операциями явл. операции, кот. могут осущ. исключительно банки и др. кредитные организации:привлечение денежных средств физ. и юрид. лиц во вклады (до востребования и на опр. срок); размещение указанных выше привлеченных средств от своего имени и за свой счет; открытие и ведение банковских счетов физ. и юрид. лиц; осущ. расчетов по поручению физ. и юрид. лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их счетам;инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физ. и юрид. лиц; купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах; привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов; выдача банковских гарантий.Крупные коммерч. банки предоставляют клиентам полный спектр услуг, включая кредиты, прием депозитов расчетов и т.д. Этим они отл. от специализир. учреждений, кот. ограничены опр. ф-ями.
Банки осущ. активные и пассивные операции. С помощью пассивных операций банк мобилизует рес., а с помощью активных осущ. их размещение.Ресурсы банка формир. за счет собственных, привлеченных и эмитированных средств. К собств. средствам относится акционерный и резервный капитал, а также нераспределенная прибыль. Собств. средства составляют незначит. часть рес. совр. банка. Осн. часть рес. банка привлекается в виде вкладов (депозитов), а также контокоррентных и корреспондентских счетов.
58. Понятие финансов
и их функции. Финансовая
Эк. структура любого общества не может функц-ть без нормально организованного потока денежных средств м/у гос-вом и производств. структурами, гос-вом и разл. слоями насел., м/у регионами и отдельными гос-вами. Такие денежные потоки отражают процессы реальной жизни общества, устанавливая связи и отн. м/у гражданами и юрид. учреждениями. Через финансовый механизм гос-во реализует все свои ф-ии по управлению, ограничению, контролю и аудиту за производств. и финансовыми структурами. В ходе выполнения этих ф-ий финансы исп-ся в качестве индикатора роста нац. эк-ки, роста благосостояния, а также как инструмент устранения негативных моментов в эк. росте. Они стимулируют снижение издержек произв-ва и их конкурентоспособность на мировом рынке, формируют структуру произв-ва, межотраслевые и территориальные пропорции.
Сл-но, финансы – это система отношений по поводу распределения и исп. фондов денежных средств или финансовых рес. через особые фонды и учреждения.
Становление финансовых отн. происходит одновременно с развитием товарно-денежных отн. в целях обслуживания потребностей гос-ва в организации эк. и культ. жизни, содержании аппарата управления, армии, здравоохр., образования, пенсионного обеспечения и т. д.
Реализуются финансовые связи через финансовую систему, кот. включает в себя бюджеты разл. уровней, фонды соц., имуществ. и личного страхования, валютные резервы гос-ва, денежные фонды предприятий и фирм, коммерческих и некоммерческих структур и прочие специальные денежные фонды. В рамках эл-тов финансовой системы формируются финансовые рес., как количественно определенная и специально предназначенная сумма денежных средств.
Чем более развиты рыночные отн., чем сложнее и многообразнее эк. связи в гос-ве, тем сложнее финансовая система и тем больше ее финансовые рес. Развитость и размер финансовых рес. обеспечивают более широкую маневренность гос-ва в выполнении внутр. и внеш. эк. ф-ий.
Различают финансы хозяйствующих субъектов, населения и государства. 3a счет гос. финансов решаются такие соц. программы, как защита окр. среды, эколог. мониторинг, создание земельного кадастра, конверсия военно-пром. предпр. и т. д., а также соц. вопросы: помощь ветеранам, инвалидам, вынужденным переселенцам, военнослужащим, уволенным в запас, и др. Гос. финансы обеспеч. обороноспособность и защиту.
К концу XX столетия в большинстве стран гос. финансы стали активно исп. для достижения результатов стабильного роста – повышения конкурентной способности нац. эк-ки, ускорения НТП, преодоления региональной неравномерности в распределении и исп. рес. и трудового потенциала
59.Налогообложение. Сущность принципы. Виды налогов.
Налог — это принудительно изымаемые гос-вом или местными властями средства с физ. и юрид. лиц, необходимые для осущ. гос-вом своих ф-ий. Сборы эти производятся на осн. гос. законодательства.Исп. налогов в качестве инструмента централизованного воздействия на эк. развитие гос-ва имеет длит. историю с периода широкого развития товарно-денежных отношений. Первый денежный поголовный налог на граждан был введен еще в Римской империи во II веке.В совр. усл. налоги выполняют 2 осн. ф-ии: фискальную и эк-кую.Фискальная – осн. Используя ее, гос-во формирует денежные фонды.Эк. – предполагает исп. налогов в качестве инструмента перераспределения нац. дохода, заинтересованности производителей и предприним. в развитии разнообразных видов деят. по производству товаров и услуг. Используя эту ф-ию налогов, гос-во оказывает влияние на реальный процесс произв-ва и инвестирования капитальных вложений.Взимание налогов основывается на исп. разл. ставок налогов:Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размера дохода (тонну, штуку, партию товара, услугу и т. д.).ропорциональные ставки действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины.• Прогрессивные ставки предполагают прогрессивное повышение ставки налога по мере возрастания дохода. Этот вид ставок служит инструментом изъятия средств у лиц, получающих большие доходы.• Регрессивные ставки предполагают снижение налога по мере роста дохода. Эти ставки наиболее выгодны лицам, обладающим большими доходами, и наиболее обременительны физ. и юрид. лицам, обладающим незначит. доходами.
По платежеспособности и методу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.Прямые налоги непосредственно уплачиваются конкретным плательщиком. Как правило, они прямо пропорциональны платежеспособности.Косвенные налоги — это обязательные платежи, включенные в цену тов. или усл. Значит. часть их образуют акцизы.По использованию налоги подразделяются на общие, поступающие в общую доходную часть бюджета, и специальные (целевые). Они используются строго на опр. цели. Это налоги, например, на продажу бензина, топлива, смазочных масел и др.В соотв. с гос. устройством и бюджетной структурой налоги подразделяются на федеральные и местные.
Принципы налогообложения:
1) Обязательная уплата всеми
2) удобство и дешевизна взимания
3) налог должен быть
четко определён по сроку,
4) размер налога не должен приносить вреда
5) налоги берут с дохода, а не с капитал
60. Государственный бюджет и его функции. Доходы и расходы бюджета.
Главным звеном финансовой системы явл. гос. бюджет. Это крупнейший денежный фонд, находящийся в распоряжении прав-ва. Гос. бюджет образует централизованный фонд денежных рес. прав-ва для содержания гос. аппарата, вооруж. сил, здравоохр., образования, выплаты соц. пособий. Бюджет явл. мощным рычагом гос. регулир. эк-ки, воздействия на хоз. конъюнктуру, осущ. мер по ее стабилизации. Воздействие гос-ва на эк-ку происходит путем финансирования, выдачи субсидий и т. д.
Бюджет совр. гос-ва – сложный, многоплановый инструмент, отражающий компромисс в соотнош. соц-эк. интересов разл. групп и партий. Это компромисс м/у собственниками и работающими по найму, по вопросам налогообложения, доходов и з/п, по поводу расходов на соц. цели.
С помощью бюджета гос-во осущ. сочетание централизованных и местных интересов регионов ч/з распределение налогов, бюджетных дотаций, трансфертов.
Направления исп-ия: поддержание конъюнктуры и эк. рост через субсидии и инвестиции, катализатор развития НТП, повышение конкурентоспособности нац. прод. на внеш рынках, расходы на развитие аграрного сектора, на вооружение, мат обеспечение внешнеэк связей, содержание аппарата, обслуживание внутр и внеш гос долга, расходы на кредитование экспорта, для обеспечения поставок на внутр рынок зарубежных товаров. Как эк. документ бюджет отражает полит. и соц. динамику общества.
Доходы гос. бюджета на 85% формируются за счет налоговых поступлений, прибыли казенной пром., поступлений от приватизации собств. и т. д.
Общая сумма доходов в идеале должна покрывать запрограммированные расходные статьи бюджета. В случае если расходы превышают доходную часть в общей структуре, образуется бюджетный дефицит.