Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 00:44, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы к зачету по экономической теории.
Для рыночного хозяйства
достаточно высокая степень
б) Инфраструктура рынка.
Рыночная инфраструктура - система учреждений и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке.
14============================
а) Рынок труда и проблемы занятости, соц. защита безработных
Рынок труда - сфера формирования
спроса и предложения на рабочую
силу. Через рынок труда
Основными компонентами рынка труда являются:
- спрос на рабочую силу и предложение рабочей силы;
- стоимость рабочей силы;
- цена рабочей силы;
- конкуренция между
работодателями и
Субъектами рынка труда выступают:
- работодатели и их представители (союзы);
- работники и их представители (профсоюзы);
- государство и его органы: министерство труда и социальной защиты населения, департаменты, комитеты и департаменты по труду и занятости и т.д.
Различают внешние и внутренние, открытые и скрытые рынки труда.Когда человеку предоставлена свобода выбора рода деятельности и места работы, в каждый момент часть работников оказывается в положении "между работами". Они добровольно меняют место работы и в промежутке перехода "от одного до другого" оказываются на какое-то время безработными. Это касается и молодых людей, которые впервые ищут место работы. Этот тип текущей безработицы присущ любой экономической системе.
Ко второму типу относится структурная безработица. Мы уже говорили о том, что в структуре потребительского спроса и в технологии происходят важные изменения, которые, в свою очередь, изменяют структуру общего спроса на рабочую силу. Из-за таких изменений спрос на некоторые виды профессий уменьшается или вовсе прекращается. Спрос на другие профессии, включая новые, ранее не существовавшие, увеличивается. Возникает безработица, потому что рабочая сила реагирует медленнее и ее структура полностью не отвечает новой структуре рабочих мест. Навыки и опыт некоторых рабочих оказываются устаревшими, не отвечающими спросу. Для таких рабочих необходима переподготовка.
Циклическая безработица. Под ней понимается безработица. вызванная спадом производства. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет. Экономисты считают текущую (фрикционную) и структурную безработицу совершено неизбежной. Поэтому "полная занятость" населения всегда будет меньше 100 проц. рабочей силы.
Определенную группу безработных составляют взрослые, потенциально имеющие возможность работать, но по каким-то причинам не работающие и не ищущие работу.
15============================
а) Рынок ценных бумаг, его значение для экономики
Внутренний рынок ценных
бумаг - в узком смысле - часть
национального внутреннего
Значение рынка ценных бумаг:
основные функции рынка ценных бумаг:
+инвестиционная функция - распределение инвестиционных ресурсов, необходимых для расширенного воспроизводства, и их оборот в рамках рынка финансового капитала;
+перераспределение
+перераспределение рисков
путем купли-продажи
посредством противоположных сделок, участники которых поочередно принимают риск на себя;
+повышение ликвидности обязательств, в том числе государственных.
Таким образом, рынок ценных бумаг является одним из ключевых
факторов регулирования процесса инвестирования капитала и его миграции путем притока в те отрасли, где в нем остро нуждаются, и покидая те отрасли, где наблюдается его излишек и прибыльность вложения в которые снижается.
б) Акции, облигации и другие ценные бумаги.
Ценные бумаги - денежные документы, подтверждающие право владения или отношение займа и определяющие взаимоотношения между лицом, которое их выпустило и их владельцем. При этом предусматривается выплата дохода (дивиденда) или процента на ценную бумагу и возможность передачи денежных прав другим лицам.
К ценным бумагам относятся облигации, казначейские обязательства и сберегательный сертификат.
Акция - ценная
бумага без установленного
Облигация
- ценная бумага, подтверждающая
внесение ее владельцем
Государственное
казначейское обязательство - вид
ценных бумаг на предъявителя,
которые размещаются среди
населения исключительно на
Сберегательный
сертификат - письменное свидетельство
банка о депонировании
16. Теория спроса
и предложения. Рыночное
Ценообразование на рынке складывается в зависимости от спроса и предложения — важнейших экономических рычагов рыночной экономики.
Спрос — это потребность в товарах и услугах, обеспеченная необходимыми денежными и другими платежными средствами. Спрос определяет, что покупать на рынке и в каком количестве; на стороне спроса — деньги. На рынке покупатели (потребители) хотят купить товар и удовлетворить свою потребность. Спрос покупателей на определенный товар зависит от множества факторов: денежного дохода и роста населения, от размера рынка, льгот потребителю, субъективных вкусов потребителей, наличия товаров-субститутов (товаров-заменителей) и др. Но главным фактором, определяющим спрос, является цена (покупатели всегда хотят купить товар дешевле, а продавцы — продать дороже). Покупатель предлагает цену спроса — предельно максимальную цену, за которую он согласен купить товар. Выше эта цена подняться не может, так как у покупателя нет больше денег. Следовательно, при неизменности всех других факторов у покупателя существует определенное соотношение между рыночной ценой товара и величиной спроса на него. Это отношение называется кривой спроса.
Если цены растут, то спрос уменьшается.
Предложение — это количество товаров и услуг, которое производитель желает продать на рынке. Предложение показывает, какая и в каком количестве произведена продукция, которую производитель желает продать на рынке. На стороне предложения — товары. На предложение товаров могут влиять технический прогресс, монопольное положение производителя, движение цен на другие товары и др. Важнейшими факторами, воздействующими на предложение товара, являются цены на этот товар и издержки его производства. Как связано предложение с ценой? Производители стремятся продать товар подороже. Продавцы назначают на свой товар предельно минимальную цену, так как более низкая цена сделает их производство нерентабельным. Соотношение между рыночными ценами предложения и количеством товаров называется кривей предложения. По мере повышения цены предложения возрастает число продавцов (производителей) и объем предложения на рынке (S). Итак, кривые спроса и предложения указывают, какое количество товара конкурирующие потребители и производители готовы покупать и продавать в зависимости от цены, которую они платят и получают.
Механизм спроса и предложения. Если государство не вмешивается в рыночный механизм, т. е. не вводит контроль за ценами, то спрос и предложение на конкурентном рынке придут в равновесие и установятся рыночная цена товара и его общий объем производства. Равновесие возникает при таких ценах и при таких количествах товаров, при которых конкурентные силы сбалансированы, т. е. когда количество товаров, которое хотят купить покупатели, соответствует количеству товаров, которое продавцы хотят продать. В результате образуется равновесная цена — цена такого уровня, когда объем предложения соответствует объему спроса. Колебания спроса и предложения изменяют равновесную цену и равновесное количество товаров на рынке. Это выражается в следующем:
-увеличение спроса вызывает рост как равновесной цены, так и равновесного количества товара;
-уменьшение спроса
приводит к падению
-рост предложения товара вызывает уменьшение равновесной цены и увеличение равновесного количества товара;
-сокращение предложения
ведет к увеличению
Таким образом, на рынке спрос и предложение не всегда уравновешены, но рынок тяготеет к равновесию. В рыночной экономике действует закон спроса и предложения, согласно которому любое изменение спроса и предложения автоматически включает стихийный механизм поиска равновесных цен, т. е. равновесия производства и потребления, что и создает сбалансированность экономики.
17. Понятие
эластичности спроса и
Эластичность -важнейшая характеристика спроса, показывающая зависимость изменения величины спроса от изменения различных факторов ( цены, дохода и др.). Это показатель степени чувствительности (реакции) потребителей к изменениям цены товара. Спрос эластичен, если он сформировался при условии, что изменение его объема (в %) превышает процентное отношение снижения цен. К эл. Больше 1. В случае, когда степень снижения цен превышает показатель спроса на товары и услуги, спрос неэластичен. Коэф-т эластичности меньше 1. Если показатели падения цен и увеличения спроса, выраженные в процентах, равны, то-есть рост объема спроса лишь компенсирует снижение уровня цен, эластичность спроса
равна 1.
Факторы, влияющие на эластичность:
• наличие хороших заменителей товаров
• удельный вес в бюджете потребителя
• размер дохода
• качество товаров
18. Теория потребительского поведения. Бюджетная линия и кривые безразличия.
Потребительское поведение — это процесс формирования спроса покупателей, осуществляющих выбор товаров с учетом цен и личного бюджета, т.е. собственных денежных доходов. Известно, что денежные доходы оказывают прямое и непосредственное влияние на спрос, а цены — на количество покупаемых товаров. Это влияние прослеживается через особенности потребительского поведения, которое учитывает предприниматель в ценовой политике.
Бюджетные ограничения и покупательная способность
В любой данный момент времени личные доходы потребителя представляют собой определенную фиксированную денежную сумму, определяющую меру платежеспособности его получателя. Количественно доходы могут существенно различаться, однако его величина выступает бюджетным ограничением покупательной способности каждого конкретного покупателя.
Функция бюджетного ограничения, представленная в виде графика (рис.6.1), имеет вид уже известной по предыдущим темам кривой, которая подобна линии производственных возможностей. Разница лишь в том, что на графике бюджетных ограничений линия ресурсных возможностей очерчивает предел покупательной способности данного дохода. Соответственно, ее называют линией, или кривой бюджетных ограничений.
Линия бюджетных ограничений на нашем графике — это сочетание покупок гипотетических товарных наборов X (одежды шт.) и наборов Y (продуктов, шт.), осуществляемых в пределам имеющегося денежного дохода, равного 10 денежным единицам (см. рис. 6.1). Любая точка на кривой бюджетных ограничений —это выбор из вариантов товарных наборов, между которыми потребитель распределил свой денежный доход, личный бюджет. Всякое изменение величины денежных доходов покупателей вызывает соответствующее изменение их бюджетных ограничений а следовательно, платежеспособности и спроса на товары. Так если при прочих равных условиях возрастают денежные доходы!то возрастает платежеспособность (покупательная способность)потребителей. Рост платежеспособности происходит и в том случае, если денежные доходы не изменились, но снизились потребительские цены. На графике бюджетных ограничений эта ситуация может быть показана смещением вправо и вверх всей бюджетной линии. И наоборот, при прямом снижении денежным доходов и неизменных ценах — имеет место сокращение платежеспособности и спроса покупателей. Снижение покупательной способности произойдет и в том случае, если повысились цены на товары, тарифы на услуги и т.д. при неизменном денежном доходе потребителей. Такая ситуация может быть показана на графике смещением влево и вниз всей кривой бюджетных ограничений
Кривые безразличия
Графическая интерпретация выбора потребителем того или иного набора товаров может быть представлена с помощью кривых безразличия. Каждая кривая безразличия — это наборы товаров, обладающих одинаковой полезностью, так что потребителю как бы «безразлично», какой из них выбрать.