Шпаргалка по экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 00:44, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы к зачету по экономической теории.

Файлы: 5 файлов

Один (ответы не их).doc

— 770.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Ответы на вопросы к зачету по экономической теории.doc

— 946.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Экономика ( их ответы).doc

— 459.00 Кб (Скачать файл)

Вид кривой с набором  безразличия напоминает хорошо известную нам кривую спроса. Это не случайно: из индивидуальных кривых безразличия формируется общая кривая спроса покупателей на товары. Свойства кривых безразличия по существу и выявляют важнейшие тенденции рыночного спроса. К числу таких свойств и особенностей кривых безразличия относятся следующие.

Во-первых, кривые безразличия покупателей имеют  отрицательный наклон, поскольку характеризуют соотношение равноценных и взаимно замещаемых товаров. Различные точки на одной и той же кривой безразличия — это товарные наборы одинаковой полезности и потребительских эффектов, которые могут быть ранжированы лишь по предпочтениям.

Во-вторых, наклон кривой безразличия достаточно определенно показывает соотношение предельной полезности «ассортимента» набора, из которого одни товары отмечены на горизонтальной, а другие — на вертикальной оси.

В-третьих, наклон кривой безразличия в различных  точках неодинаков. Каждая точка на кривой — это соотношение предельной полезности товаров в каждом варианте потребительских предпочтений. Соответственно предельная норма замещения одного товара другим определяет крутизну кривой безразличия на различных ее участках. Более пологий вид кривой по мере ее движения вниз и вправо означает ее выпуклость. Процесс замещения одного товара другим идет по убывающей.

В-четвертых, каждая кривая безразличия соответствует  только одному уровню потребления, ранжированного в различных вариантах товарных наборов.

При снижающемся  уровне потребления каждая кривая будет смещаться влево вниз, «представляя» принадлежащие ей точки с вариантами наборов одинаковых предельных полезностей более низкого уровня потребления.

В-пятых, тот  факт, что с помощью карты безразличия можно представить изменяющиеся уровни потребления, означает также, что кривые безразличия не пересекаются. Каждая кривая безразличия «описывает» какой-либо один уровень потребления. Изменение его, например, из-за роста или снижения доходов может быть изображено новыми, соответственно смещающимися (но не пересекающимися) кривыми безразличия.

Кривые  безразличия и бюджетные ограничения

Возможности потребительского выбора, как известно, определяются бюджетными ограничениями и ценами товаров. Рассмотренные нами кривые безразличия остается  совместить с графиком дохода (линией бюджетных ограничений).

Сопоставив ценовые  и бюджетные ограничения, покупатель замещает одни товары другими, стремясь к максимизации их полезности и собственного потребительского эффекта. максимального удовлетворения потребностей покупателя, которое можно подтвердить также кривыми безразличия, совмещенными с линией бюджетных ограничений.

 

19. Понятие  конкуренции. Типы и виды конкуренции  в рыночной экономике

Конкуренция (от лат. «сталкиваться») - это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Конкуренция - состязательная работа между товаропроизводителямилями  за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм стихийного регулирования пропорций общественного производства. Она порождается объективными условиями: хоз. обособленностью каждого производителя, его зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством с другими товаровладельцами в борьбе за покупательский спрос.

Условия, в которых  протекает рыночная конкуренция, как  и ряд других процессов, называется рыночной структурой. Она характеризуется  рядом черт: число и размер фирм, тип предлагаемого продукта, степень контроля над ценами, условия входа в отрасль и выхода из нее, доступность информации.

 

Виды рыночных структур по уровню конкуренции:

- Совершенная конкуренция:  Множество мелких фирм, Однородная  продукция, Свободный вход/выход,  Равный доступ к информации

- Монополистическая конкуренция:  Множество мелких фирм, Разнородная  продукция, Свободный вход/выход,  Некоторые ограничения доступа  к информации

- Олигополия: Число фирм  невелико, есть крупные, Разнородная  или однородная продукция, Возможны отдельные препятствия для входа в отрасль, Некоторые ограничения доступа к информации

- Монополия: Одна фирма,  Уникальная продукция. Практически  невозможно войти, Некоторые ограничения  доступа к информации.

 

Рынок совершенной конкуренции 

Условия существования:

1) неограниченное количество  покупателей и продавцов

2) ни один производитель  не обладает полной властью  над рынком

3) свободный вход/выход  производителя на рынок

4) информационная прозрачность

5) однородность товара

На рынке совершенной  конкуренции производитель стремится к равенству (предельный доход)=(предельные издержки)=(средние издержки)=(цена)

Рынок совершенной конкуренции  самостабилизируется на основании  законов спроса и предложения. Однако есть и отрицательная черта такого рынка - стремление к сиюминутной прибыли тормозит научно-техническое развитие и совершенствование товаров.

Рынок чистой монополии

Обращаясь к монополии  как к виду экономической структуры  рынка, мы рассматриваем ее как определенный тип экономических отношений, который  дает возможность одному из участников этих отношений диктовать свои условия на рынке определенного товара.

Заметим, что в монопольной  Рыночной Структуре нарушены все  аксиомы рынка совершенной конкуренции.

 

20. Причины  возникновения монополизма в  экономике. Основные направления антимонопольного регулирования: мировой опыт и специфика в России.

Структура рынка  чистой монополии противоречива: чистая монополия представлена как одна из моделей структуры рынка. Между  тем монополия отрицает рынок. Есть сознательное регулирование экономических процессов. Опасность монополии состоит в том, что она, устраняя конкуренцию, уничтожает движущую силу развития производства. Манипулируя ценами и объемами производства, она способна присвоить прибыль сверх обычной. Если увеличивать прибыль можно путем сокращения производства и вздувания цен, то утрачивается стимул к внедрению достижений научно-технического прогресса. Монополия сопротивляется или подавляет технологические достижения.

Монополия означает существование одного продавца на рынке. Продукт, который он продает, не имеет заменителей. Монополию в реальной жизни определить довольно сложно. Концентрация капитала и производства имеет два измерения - абсолютное и относительное. Монополистическая ситуация существенным образом зависит от степени взаимозаменяемости товаров и услуг. Отсюда определенное значение для идентификации монополии имеет показатель перекрестной эластичности спроса. Положительная перекрестная эластичность спроса свидетельствует о том, что товары являются взаимозаменяемыми, а их производители не являются монополистами.

 

Виды монополии

  • Естественная (сформировывая вследствие внешних факторов, таких как технология, природные ресурсы и т.д. например МПС России);
  • Монополия основанная на дефферинцированности продукции;
  • Научно-техническая (временная монополия для исследования или производства)
  • Монопсония(один покупатель)

Особенностью  монополии является отсутствие для  максимизации прибыли приводить  цену к состоянию рыночного равновесия, обычно монополии повышают цену практически бесконтрольно (в зависимости от эластичности спроса) чтобы максимизировать свои доходы.

 

Антитрестовская (антимонопольная) политика государства  направлена на регулирование отношений  между участниками рыночного  обмена. Она имеет два направления: 1) запрещение или ограничение определенных нежелательных видов делового поведения; 2) формирование конкурентной рыночной структуры, в рамках которой желаемое поведение производителей будет достигаться более или менее автоматически. Эта политика зависит от каждой взятой страны.

При осуществлении антитрестовской  политики государство может придерживаться одного из двух походов: 1) объявлять  незаконными все соглашения между  конкурирующими фирмами по фиксации цен, ограничению объема продаж, разделу  рынков безотносительно к возможным результатам. Этот подход связан с правилом per se, согласно которому монополистическая практика является незаконной независимо от того, можно ли доказать её антисоциальный характер; 2) на основе правила целесообразности признавать действия фирм незаконными только тогда, когда предполагаемое действие не только было совершено, но и противоречит общественным интересам. В США предпочитают первый, в Европе - второй. Антитрестовское законодательство встречается с одной дилеммой: следует ли принимать во внимание поведение фирмы на рынке или структуру рынка (антитрестовское законодательство должно способствовать формированию структуры рынка, благоприятной для развития конкуренции).

 

21. Основные  типы рынков в зависимости  от степени конкуренции.

Виды рыночных структур по уровню конкуренции:

- Совершенная конкуренция:  Множество мелких фирм, Однородная  продукция, Свободный вход/выход,  Равный доступ к информации

- Монополистическая конкуренция:  Множество мелких фирм, Разнородная  продукция, Свободный вход/выход, Некоторые ограничения доступа к информации

- Олигополия: Число фирм  невелико, есть крупные, Разнородная  или однородная продукция, Возможны  отдельные препятствия для входа  в отрасль, Некоторые ограничения  доступа к информации

- Монополия: Одна фирма, Уникальная продукция. Практически невозможно войти, Некоторые ограничения доступа к информации.

Рынок совершенной конкуренции 

Условия существования:

1) неограниченное количество  покупателей и продавцов

2) ни один производитель  не обладает полной властью над рынком

3) свободный вход/выход  производителя на рынок

4) информационная прозрачность

5) однородность товара

На рынке совершенной  конкуренции производитель стремится  к равенству (предельный доход)=(предельные издержки)=(средние издержки)=(цена)

Рынок совершенной конкуренции самостабилизируется на основании законов спроса и предложения. Однако есть и отрицательная черта такого рынка - стремление к сиюминутной прибыли тормозит научно-техническое развитие и совершенствование товаров.

Рынок чистой монополии

Обращаясь к монополии  как к виду экономической структуры  рынка, мы рассматриваем ее как определенный тип экономических отношений, который  дает возможность одному из участников этих отношений диктовать свои условия  на рынке определенного товара.

Заметим, что в монопольной Рыночной Структуре нарушены все аксиомы рынка совершенной конкуренции.

 

22.  Организационные  формы монополий.

Монополия:

    • Единственный продавец (одна фирма или отрасль является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги);
    • Отсутствие близких продуктов-заменителей (с точки зрения покупателя это означает, что он должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него, т.е. нет приемлемых альтернатив);
    • Диктуемая цена (чистая монополия диктует цены или осуществляет значительный контроль над ценой); вступление в отрасль конкурентов заблокировано.

Виды монополии

  • Естественная (сформировывая вследствие внешних факторов, таких как технология, природные ресурсы и т.д. например МПС России);
  • Монополия основанная на дефферинцированности продукции;
  • Научно-техническая (временная монополия для исследования или производства)
  • Монопсония (один покупатель)

Особенностью  монополии является отсутствие для  максимизации прибыли приводить  цену к состоянию рыночного равновесия, обычно монополии повышают цену практически бесконтрольно (в зависимости от эластичности спроса) чтобы максимизировать свои доходы.

 

23. Издержки производства: постоянные, переменные, валовые. Предельные издержки и их влияние на определение объёма производства.

Издержки производства – это затраты на приобретение производственных факторов, используемых для производственной и реализационной деятельности. С экономической точки зрения издержки представляют собой стоимость всех затраченных материалов и услуг. Это важнейшая экономическая категория, от которой зависит:

  1. Уровень цен
  2. Величина прибыли
  3. Конкурентоспособность
  4. Положение на рынке

В издержки производства входят затраты на сырье, материалы, амортизацию средств труда, на зарплату.

Издержки производства – это главный фактор, влияющий на объем предложения, поэтому прежде чем решить, сколько товаров производить фирма должна проанализировать издержки производства.

Классификация издержек производства:

Издержки обращения – связаны с процессом реализации товара. В образовании стоимости товара участвуют только те издержки обращения, которые представляют собой продолжение процесса производства в сфере обращения (хранение товара, его транспортировка, упаковка).

Издержки производства в зависимости от:

Экономика вопросы.doc

— 31.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

StudFiles.htm

— 934 байт (Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по экономической теории