Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 00:44, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы к зачету по экономической теории.
Финансовая система государства и ее структура. Основные направления реформирования финансовых отношений в РФ.
Совокупность гос. мероприятий по использованию фин. отношений для выполнения гос-вом своих функций представляет фин. политику. Она охватывает широкий комплекс мероприятий: разработку общей концепции фин. политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач; создание адекватного фин. механизма; управление фин. деятельностью гос-ва. Основу фин. политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования эк. и соц. сферы страны. Одновременно с этим гос-во осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования фин. отношений.
Важной составной
частью фин. политики является
установление фин. механизма,
при помощи которого
Основные направления
реформирования фин. отношений в
РФ: 1).Сбалансированность фин. ресурсов
госуд. и хозяйствующих субъектов
через налогово-бюджетную
Государственный бюджет, формирование его доходов и основные направления расходов.
Бюджет РФ, являясь важнейшим звеном фин. системы страны и отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, представляет собой эк. форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств гос-ва.
Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов гос. власти соответствующего уровня. Виды доходов бюджетов: налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, штрафы и пени); неналоговые (доходы от использования имущества, находящегося в гос. или муницип. собственности, от платных услуг, оказанных органами власти; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, фин. помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней); безвозмездные перечисления; доходы целевых бюджетных фондов;
Главное назначение всех звеньев бюджетной системы – фин. обеспечение выполнения функций, возложенных на органы власти. В зависимости от характера этих функций формируется система бюджетных расходов. В зависимости от эк. содержания бюджетные расходы делятся на текущие и капитальные. Текущие - часть расходов, обеспечивающая текущее функционирование органов гос. власти, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики. Капитальные - часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. Это средства предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели, расходы на проведение кап. ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество РФ. Основными задачами в области расходов бюджета являются: сокращение числа федеральных целевых программ, обеспечение концентрации средств бюджета на наиболее эффективных и соц.-значимых проектах; снижение расходов на содержание гос. аппарата; расширение практики гос. - коммерческого финансирования проектов; повышение эффективности использования ассигнований на нац. оборону и оборонный комплекс.
Госбюджет — это совокупность финансовых отношений, возникающих между государством и физическими, юридическими лицами по поводу создания, распределения, использования общегосударственных фондов денежных средств. Чаще дают определение госбюджета как ежегодной сметы (росписи) доходов и расходов государства. Структура бюджета определяется государственным устройством. В странах, имеющих унитарное устройство, он включает центральный бюджет и местные бюджеты. В государствах с федеральным устройством существует еще промежуточное звено. В центральном бюджете концентрируется основная часть денежных средств государства, которые используются для финансирования общегосударственных нужд. Расходная и доходная части его могут быть использованы в целях регулирования экономики.
Бюджет состоит из расходной и доходной частей. Расходы центрального бюджета в странах СНГ делятся на следующие группы: финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны, управления; расходы, связанные с внешнеэкономической деятельностью, обслуживанием государственного долга. Наиболее крупными расходными статьями бюджета в странах с рыночной экономикой являются поддержание уровня доходов (пенсии нетрудоспособным, инвалидам, помощь безработным, живущим ниже черты бедности и т.д.); национальная оборона; образование и здравоохранение; выплата процентов по государственному долгу и т.д. Основным источником доходов бюджета являются налоги. В доходах центрального бюджета они составляют от 80 до 90 %. В местных бюджетах развитых стран на долю налогов приходится до 50 % всех поступлений.
Бюджетный профицит и бюджетный дефицит и их воздействие на экономику.
Дефицит- это та сумма, на которую в данном году расходы бюджета превышают его доходы. Он может быть вызван следующими причинами: необходимостью осуществления крупных государственных программ развития экономики; милитаризацией страны; войнами и стихийными бедствиями; экономическими кризисами и т.д. Во всех этих случаях резко возрастают расходы государства, превышая его доходы.Уровень дефицита госбюджета определяется отношением абсолютной величины дефицита к объему бюджета по расходам или к объему ВНП. финансовое положение страны нормальным, если бюджетный дефицит не превышает 2 — 3 % от ВНП. Существует четыре варианта финансирования бюджетного дефицита: увеличение налогов; эмиссия необходимого количества денег; выпуск государственных займов; привлечение внешних займов. В странах с рыночной экономикой выбирают, как правило, третий вариант. Для покрытия бюджетного дефицита государство выпускает ценные бумаги (казначейские векселя, облигации и т.д.), которые продает субъектам хозяйствования и населению. По облигациям выплачивается доход в виде процента. По истечении срока, на который они выпущены, облигации погашаются правительством. В условиях перехода к рыночной экономике одним из источников финансирования бюджетного дефицита могут быть денежные средства, вырученные от продажи государственной собственности
Государственный долг, причины его возникновения и виды. Управление государственным долгом. Государственный долг — это сумма задолженности страны другим странам, своим или иностранным юридическим и физическим лицам. В странах с рыночной экономикой он состоит из общей суммы бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишков) и суммы финансовых обязательств иностранным кредиторам (за вычетом той части, которая пошла на покрытие бюджетного дефицита) на определенную дату. Рост государственного долга наблюдается практически во всех странах, что объясняется хронической дефицитностью государственных финансов. Внутренний долг — это долг государства населению, предприятиям, организациям своей страны, внешний — это задолженность гражданам, организациям, правительствам других стран.
48. Деньги, их
происхождение, функции.
Объектом рыночных отношений является товар, а деньги выступают как инструмент современного рынка. Деньги являются продуктом развития форм товарного обмена.
Процесс возникновения
и эволюции денег: 1) Первоначально
товары обменивались в соответствии
с простой или случайной
3) Далее входе эволюции
в каждом регионе выделился
свой эквивалент уравниватель
стоимости всех товаров.
А Б В Г Д = Е – региональный эквивалент.
4) При взаимодействии
регионов был принят наиболее
удобный из возможных
Как товар деньги обладают всеми свойствами товаров:1.Потребительская стоимость или полезность денег состоит в их способности быть всеобщим эквивалентом. 2.Меновая стоимость- способность денег к обмену между собой и с другими товарами в определенных пропорциях. 3. Стоимость – способность воплощать в себе определенное кол – во труда, связанного с добычей и переработкой золота.
Деньги – это средство оплаты товаров и услуг, средство измерения стоимости, средство сохранения стоимости. Деньги не явл. товаром, т.к. денежный оборот приобрел характер бумажно-денежного обращения (золотое содержание ден.единицы отменено во всех странах мира).
Деньги явл-ся основой денежной системы страны. Ден.система – это исторически сложившаяся в каждой стране форма организации денежного обращения. Ее основы закреплены нац.законодательством.(В России – Конституцией РФ). Элементы ден.системы:
1. Ден.единица – это установленный в законодат. порядке ден.знак, который служит для соизмерения и выражения цен всех товаров. В ее понятие входит: а) наименование ден.единицы (1 руб, 1 $; 1 ЕВРО); б) на какие части делится (1 руб.=100 коп. и т.д.)
2. Масштаб цен. Утратил эконм.смысл с прекращением обмена кред.денег на золото.
3. Виды ден.знаков; 4. Порядок эмитирования и регулирования (ЦБ им.функции эмиссии)
Сущность денег проявляется в единстве 3-х свойств: 1) Всеобщей непосредственной обмениваемости; 2) кристаллизации меновой стоимости (сто-сти товара); 3) материализации всеобщего раб. времени. Функции денег: