Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 22:48, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория".

Файлы: 1 файл

1. Введение в экономическую теорию. Эт как наука. Ее предмет,фун.doc

— 386.61 Кб (Скачать файл)

1. Введение в экономическую теорию.ЭТ как наука. Ее предмет,функции и методы.

 

Слово экономика  в рус яз-ке имеет 3 зн-ия: 1)-как  нар. Хоз страны; 2)- как совокупность экономических отношений общества, т.е. отношений, в кот.  вступают люди в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ; 3)- как наука или ЭТ.

1)Экономика –  наука  о том, как люди  используют ограниченные ресурсы для производства необход. товаров и распределяют их среди различных групп населения. Ограниченность  ресурсов носит экономический хар-р, т.к. физически  в мире имеется безграничное кол-во ресурсов, но уровень развития техники  и технологии таковы, что мы имеем доступ только к ограниченному кол-ву ресурсов. Задача согласования огр. производительных возможностей  общества и неогр. потребностей людей – гл. задача экономики любого гос-ва.

  • В командной экономике эта проблема решается  с помощью талонов, карточек, т.д.
  • В рыночной - проблема решается на основе спроса, предложения и цены.

2.Производительные. силы. Производственные отн и их структура. Эк. категории и законы.

В процессе производства люди вступают в эконом. Отношения  с природой и др с другом, отсюда 2 понятия: производительные силы и  производственные отношения.

Производительные  силы – это совокупность людских  и материальных ресурсов общества, совокупность чел-ка с его раб. силой, т.е. способности к труду и средств производства. Средства Произв-ва: средства труда – то, чем чел воздействует на предметы труда и предметы труда – то, на что направлена деятельность чела. Производительные силы постоянно развиваются, т.к. совершенствуются Средства Производста  на основе НТП и развивается качество раб силы чела. Производительные силы всегда выступают в определенной форме, т.е., как сист произв. и эк отношений общества.

  Производственные отношения – это отношения , в которые люди вступают в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ и услуг.

Моё:Произв и  эк отношения отл-ся,отл-е в хар-ре возникновения,произв отн. возникают  в сфере производства,выражая  отн собственности,вторичне формы произв отн в мб в посл фазах движения продукта,эк-кие отн возн-ют во всех фазах общ-ного воспр-ва.

3.Основные этапы развития ЭТ. Развитие ЭТ в России. Современные  направления ЭТ.

 

ЭТ зародилась в древнем мире. Этапы: 1)Школа меркантилистов (15-17 века), Стюарт. Основным источником благосостояния общества считали торговлю (ошибка). Предлагали побольше продавать товаров за рубежом, чтобы накапливать золото внутри страны. 2)Школа физиократов. «Физис»- природа, «кратос»-власть.(17-18вв) Кенэ, Тюрго. Основным источником считали производство(+),но только с\х (-). и хвалили свободную конкуренцию3)Классическая школа(18-нач 19в), Адам Смит, Давид Рекардо Главное богатсво –стоимость,кот лежит в основе зар платы,ренты прибыли. Источником благосостояния явл. труд. Раздел-е труда главн фактор роста произв-сти, Раскрыли сущность разделения труда, производства, зар. платы и т.д. 4) Марксистская школа (II половина 19в), Карл Маркс, Фридрих Энгельс. Труд Маркса «Капитал». Маркс разработал теорию рынка, рын. ценообразования, товарного производства, прибыли, капитала, т.д. Из верного экономич. анализа Маркс делал неверные, ошибочные политические выводы.

4. Эконом. система, ее сущность  и структура. Хоз. механизм  как регулятор экономики.

Эк. система – совокупность взаимосвязанных и опред-ным обр-ом упорядоченных эл-тов эк-ки(опр из уч).Моё: Эк-ка любого общ-ва представл собой сложн систему,в кот взаимод производительные силы и производств отношения,( это взаим не только в сфере мат произвдоства)Эк-ка есть единство различных форм деят-ности чел-ка:мат,духовной,научной и информационной, важной стороной любой деят-ности явл ее соц-но-эк-кое содержание,вклю в себя систему производственнх отношений,и прежде всего отн собственности.Благодаря последним в общ скл-ся опре-ные взаимосвязи между отдельными людьми,эк-кими субьектами,социальными группами.Собс-ность непоср связана с хоз-ными отн-ями, и определяет хар-р всех эк-ки процессов в общ-ве. Все это обр-ет сущьность эк-кой сист. В структуре: объекты, субъекты и связи м-ду ними. 1. Объекты:1)процесс произ-ва как взаимодействие его факторов (природных, материальных, трудовых) . Результат произ-ва – продукт. 2) Процессы распределения и обмена, в результате распределения продукт напр-ся в произ-ное ип-е для возобновления процесса производсятва или дял удовл  потр-ей людей. 3)процесс потребления блага и услуг, когда удовл чел потребности.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Субъекты (эконом. агенты): 1)Дом. хоз-ва. Ф-ии: - Предлагают ресурсы(труд, капитал, земля), за что получают доходы;           -потребляют доходы за ресурсы, потребляют благо и услуги; -сберегают часть доходов. Цель – максимизировать удовл-ие потреб. 2)Предпринимательский сектор (предприятия, фирмы). Ф-ии: -произ-во блага; -представляет спрос на ресурсы; -инвестирует капитал в произ-во и расширяет его. Цель: получение макс. прибыли. 3) Гос-во (гос. предприятия, различ. учреждения). Ф-ии: -взимает налоги; -осуществляет инвестиции, субсидии дотации; -закупает общественные блага (оборона, охрана правопорядка, охрана окр. среды). Цель – обеспечить эконом рост, эк. безопасность и соц стабильность.

Ф-ии ЭС: 1.Производственная (воспроизводство); 2)Регулирующая – рег. движ ресурсов от природы к обществу.

Хоз. механизм – совокупность форм, методов правовых норм, с помощью которых регулируется эконом жизнь общества. Плановый механизм характерен для директивной экономики. Рыночный механизм основан на спросе, предложении и свободном ценообразовании.

Экономические структуры: 1. Мат. тех. структура (уровень  развития производственных сил общества). 2. Соц. экономич. структура (система  производ. отношений общества). 3. Институциональная  стук-ра (учреждения, организации полит, экономической, правовой сферы).

Развитие ЭТ в России: Посошков-Петр I;Ломоносов Чернышевский(18-19вв);Бухарин, Кондратьев, Плеханов Ленин

Современные направления ЭТ Маржинализм(70е 19века) Теор предельной полезности,теор убывающей доходности.

Середина 20в- Неоклассический синтез.(, Самуэльсон).В основе синтез класиче и теор Кейнса Допускают некоторое вмешательство гос-ва в экономику. .Кейнсианство (Джон Кейнс). В 1936г Кейнс издает «Общая теория занятости, % и деньги». По Кейнсу, рынок не явл. идеальным, саморегулирующим  механизмом àгос-во должно влиять на него с помощью эк. политики.  .Монетаризм (60е 20в, ноб лауреат Фридмен)Осн идеи: защита свобоного рын хозва,без вмешат,гос-ва» денежн пол-ки:дешевые и дорогие денги.. Институционализм, перв половина  20в (Веблен). Воздействие институтов на  экономические процессы. Институты – правила, нормы поведения, законодательсьво по экономическим вопросам, учреждения в политико-экономической сфере.

Виды эк-ких  отношений:

Эк отношения  по уровним эк-ки разл-ют: микро- мезо макро- эк-кие отношения

Эк отношения  по соц. уровню:1) технико-экономические; 2)соц-эккие. отнош. (производственные);3)организационно-экон.

 Центральное  звено в производственных отношениях  – отношения собственности на  средства производства.

Категории и законы.

Эк. категории  – абстракции производственных отношений, лог понятия, отраж конкретные стороны  эк явлений в реал действ-ти.

Эк. законы –  внутренне присущие, часто повторяющиеся  причинно-следственные связи  в эк. процессахх. Эк. законы носят объективный характер, т.е. не зависят от воли и сознания людей, однако реализуются они в процессе чел деятельности.

Различают 3 уровня эк-ки: Микроэкономика(поведение фирм, банков, отдельных рынков); Мезоэкономика     (из-ет эк-ку региона,отрасили )Макроэкономика(из-ет Экономику в целом – эк кризисы, инфляция, безработица)

Ф-ии Эконом Теории.

1) Познавательная; 2) Практическая; 3) Методологическая (ЭТ-  теор база для др. эк. наук.)

Методы познания Экономических явлений.

1.Формальной  логики(Аристотель) – использует понятия суждения , умозаключения. Приемы: 1)анализ(расчленение целого га состав. части) и синтез(обратный анализу процесс); 2)индукция(познание от частного к общему) и дедукция(обр. процесс)

2.Диалектическая  логика. Приемы: 1) Восхождение от  абстрактного к конкретному; 2) Единство исторического и логического(исследует логику развития явления в форме конкрет. исторических событий).

3. Экономико-математич.  моделирование ( исп матем. моделей).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Собственность, ее экономическое  и юридическое содержание. Типы  и формы собственности.

 

Собственность – отношение м-ду людьми по поводу присвоения (отчуждения) средств произв-ва и результатов произв-ва. Специфика отнош. собственности – единство экономического и юридического содержания. Экономические отношения – как сущность основы собственности, юридические – определяют характер ее реализации. Экономически, можно выделить три стороны присвоения: 1) субъект присвоения: кто присваивает предмет(предприниматель, рабочий гос-во); 2)объект присвоения: что присваивается(орудия произ-ва, земля и т.д.); 3)отношения присвоения (связи отчуждения – присвоения): как присваиваются предметы, какие сами отношения(индивидуальные, коллективные, общие), от чего зависят типы и формы собственности.

 

Юридически,Собственность  проявляется как совокупность прав на имущества, принадлежащих определенным лицам. Собственность реализуется  в формах: 1) владение (фактическое обладание имуществом); 2) пользование (извлечение полезных св-в); 3)распоряжение (продажа, дарение, обмен).

6. Типы экономических систем, их  отличительные черты. Формы хозяйства,  их основные характеристики.

1 Тип: Командно-административная  экономика (основана на гос собственности): а) директивное гос планирование всей экономики, гос план – сила закона; б) централиз. распределение ресурсов по установленному плану, почти бесплатно, что приводит к растрате; в) отсутствие конкуренции, монопольное положение производителя, который подотчетен только вышестоящему органу; г) уравниловка. Доход предприятия в основном изымается в пользу общества, которое в лице гос-ва распределяет совокупный доход по статьям расходов.

«+»: оптимальные  темпы экономического роста при отсутствии глубоких экономических кризисов; относительно стабильные и низкие цены при минимально скрытой инфляции; отсутствие банкротства предприятий; полная занятость и отсутствие открытой безработицы; соц. стабильность.

«-»: неэффективное  распределение ресурсов, экстенсивный тип роста, дефицитная экономика при относительно низких ценах, незаинтересованность в труде.

2 Тип: Рыночная (экономика свободного рынка)  основана на частной собственности.: а) наличие рын мех-ма; б) экономическая  самостоятельность предпринимательской деятельности, широкая свобода  в выборе целей произ-ва, методов работы, распределение дохода, но и ответственность за рез-ты собственной деятельности; в) конкуренция- мощная движущая сила, наличие мн-ва различных предприятий, многообразие форм; г) приоритет потреителя по отношению к производителю. Произ-во подчинено спросу, основой служит конкуренция.

«+»: а)эффективное  распределение ресурсов, которые  с помоью конкуренции направляются туда, где спрос на произвед товары выше; б)интенсивная экономика и быстрые темпы роста; в) высокая ответственность и заинтересованность производителя в результатах своей работы; г)отсутствие дефицита.

«-»: а) угасание конкуренции по причине образования  монополий; б)расточительное произ-во и неравное распределение ресурсов(кто сумел, тот и съел); в) нарушение рын механизма за счет внеш факторов(окр среда, оборона, образование); г)неустойчивость экономики в связи с кризисами, инфляциями и безработицей.

7. Пр-во – это процесс создания  матер-х благ, совершающ-ся между людьми и природой в определенной общественной форме.

 

Значение пр-ва – оно создает матер-ую основу жизни людей, т. к. производит блага. => Главная цель всякого пр-ва –  удовлетворение потребностей об-ва и  человека. В то же время потребности  явл-ся исходным пунктом или мотивом для пр-ва. Для осущ-ия процесса пр-ва необход-ы фак-ры пр-ва. Фак-ры – это вовлеченные в пр-во  эк-кие ресурсы. Фак-ры пр-ва делятся на веществ-ые (ср-ва пр-ва, в том числе земля), личные (человек с его способностью к труду, в том числе с его предприним-ой способностью). Фак-ры пр-ва соедин-ся в процессе найма человека на работу. Экономически это означает, что человек продает свою раб-ую силу предпринимателю или сдает ее в аренду. Центр-ая проблема пр-ва сводится к решению 3-х проблем: а) что производить и в каком кол-ве; б) как производить (с помощью каких ресурсов, какой техники и технологии); в) для кого (т. е. как распределить произведенный продукт). Центр-ая проблема пр-ва обусловлена ограниченностью ресурсов. Потребности – это недостаток чего-либо для поддержания жизнедеят-ти и развития личности, фирмы, об-ва в целом.

8. Эк-кие ресурсы – это ср-ва, необходимые процесса пр-ва эк-ких  благ.

 

Ф-ции: а) производственная – ресурсы обеспечивают в конечном итоге создание  - потребительских товаров и услуг, удовлетворяющих общественные потребности; б) б) эффективная – состоит в содействии получению большего эффекта при производстве товаров и услуг за счет экономии ресурсов; в) экономическая – состоит в образовании экономической основы получения дохода собственником ресурса при продаже его потребителю. Главным ресурсом об-ва явл-ся труд. Для наем-го рабочего это основной источник дохода. Типы ресурсов: а) природные – земля. Лес, вода, полезные ископаемые, к-рые изведаны и м/б использованы в пр-ве; б) матер-ые – машины, оборудование, готовое сырье и материалы здания и т. д.; в) людские – труд наемных работников, создающих товары и услуги; предпринимательские способности работников; г) информационные – информация и ср-ва, обеспечивающие ее получение, передачу, обработку и потребление. Главной чертой эк-ких ресурсов явл-ся их огран-ть, как невозможность удовлетв-я ими потреб-ей всех членов об-ва одновременно и в полном объеме. Осн-е причины такого характера ресурсов след-ие: 1) часть ресурсов не возобновляется (сырьевые, энергоносители); потребности в них опережают возможности, к-рые исходят из существующих запасов;


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2) многие ресурсы не эластичны, т. е. не взаимозаменяемы при пр-ве альтерн-ых товаров (земля используемая под строительство непригодна под посевы зерновых); 3) сущ-ют предельные экологические нагрузки на природные рес-сы в виде пороговых ситуаций, за пределами к-рых при увеличении добычи, использовании ресурсов ухудшается качество окружающей среды. Вовлеченные в пр-во эк-кие рес-сы превращаются в ф-ры пр-ва. Ф-ры – это преобразованные природные и матер-е рес-сы в орудия труда, сырье, энергию. Рес-сы превращ-ся в ф-ры тогда, когда они непосредственно соедин-ся между собой. Ф-ры пр-ва становятся таковыми, когда они находятся не в статике, а в движении, в действии как внешние причинные явления, обеспечивающие изменения в том или ином процессе. Труд – это приложение физических и (или) психических усилий при выполнении определенной работы; цена труда – заработная плата. Капитал -  это ср-ва пр-ва в денежном измерении. Земля – самый ограниченный ресурс; приносит доход в виде ренты. Информация – один из самых дорогих ресурсов в постиндустриальной эк-ке. Предприимчивость – способность к реализации нововведений в сфере бизнеса; проявляется в виде прибыли, полученной в результате инноваций (~ 10% населения).

Классификация потребностей: 1)по субъектам потребностей: а) личные; б) общественные; в) фирменные; 2)по хар-ру: а) производственные; б) непроизводственные; 3) а) экономические; б) социальные; 4)По значимости а) первичные; б) вторичные. Ведущими потребностями явл-ся личные потреб-ти человека. Они классифиц-ся в виде «пирамиды Маслоу»: I физиологические (пища, сон, жилье); II безопасность; III социальные (общение, дружба, любовь, уважение и т. д.);IV духовные (тв-во, образование, духовная деят-ть); потребность в самореализации. Платежеспособные потреб-ти – это потреб-ти, обеспеченные ден-ыми ср-вами (понятие спроса).все потреб-ти динамично развиваются, безграничны и явл-ся стимулом для развития пр-ва. Эк-ка явл-ся эффективной, если с помощью имеющихся ресурсов она удовлетв-ет как можно больше человеч-их потреб-тей. Блага – это ср-ва, удовлетворяющие потреб-ти. Нек-рые блага сущ-ют в неогран-ом кол-ве (воздух), а нек-рые в огран-ом. Последние блага назыв-ся экономическими. Они представимы вещами и услугами. Виды эк-ких благ: 1) многоразовые и разовые; 2) взаимозаменяемые, взаимодополняемые.

3 Тип: Смешанная  экономика: рыночное начало с  гос регулированием (основана на  различных формах собственности): а) наличие рынка и рыночного  механизма, свободное регулирование  экономики; б) конкуренция; в)  участие гос-ва в регулировании.

Эта экономика противоречива, но это и помогает ей быть наиболее эффективной. Имеет 2 модели: 1)Либеральная экономика(США); частная собственность преобладает над гос-венной,главная чета – личный интерес, патернализм гос-ва только для нищих. 2) социально ориентированная (все страны Зап. Европы, придумала Германия). Преобладает гос регулирование. Патернализм гос-ва распространяется на всех.

Формы хоз-ва: Натуральное хоз-во – замкнутая система организационно экономических отношений, в которой продукты производятся для удовлетворения собственных потребностей отдельного хоз-ва. Присуще:1) отсутствие рынка, ничего не покупается, ничего не продается, производитель является покупателем, обмен отсутствует; 2) экономические отношения между людьми непосредственные и складываются внутри хоз-ва; 3) труд имеет частный, слабовыраженный общественный характер, его разделение ограничено рамками отдельного хоз-ва, полезность труда определяется сразу после получение продукта; 4)застойность. Товарное хоз-во – открытая система организационно экономических отношений, в которой продукты производятся обособленными производителями на рынок. Продукт создается для обмена. Присуще: 1)наличие рынка – столкновение и согласование интересов производителя и потребителя; 2) экономические отношения опосредованы куплей-продажей и приобретают вид товарных или товарно-денежных отношений; 3) труд каждого товаропроизводителя приобретает ярко выраженный общественный хар-р. Его разделение охватывает все общество. Полезность обозначается при обмене; 4) прогрессивное, эффективное и выгодное для общества товарное хоз-во.

Собственность эк-ки реализуеться тогда, когда приносит доход своему владельчу.

Типы и формы  собственности: 3 типа: 1. Общая –или  госуд-ная, при ней собст-ность  на различне объекты принадлоежит всему  обществу (люди совместно присваивают средства и результаты производства). 2. Частная – СП принадлежат частным лицам. Выступает в 2х видах: трудовой частной собсн-сти при ней происходит непосредственное соединение труда и собственности.(чел-к явл собственником  условий производства и исполнителем своего труда) и нетрудовой частной собст-сти-труд и собственность разъединины,труд выполняют наемные рабочие 3. Групповая собс-ность: при ней усл-я труда и рез-таты производства принадлежат отдельной группе лиц. формы(кооперативы, товарищества, АО).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Центральная проблема производства. Произв. возм. и экономический выбор.

Центр-ая проблема пр-ва сводится к решению 3-х проблем: а) что производить и в каком кол-ве; б) как производить (с помощью каких ресурсов, какой техники и технологии); в) для кого (т. е. как распределить произведенный продукт). Центр-ая проблема пр-ва обусловлена ограниченностью ресурсов. . Пр-во – это процесс создания матер-х благ, совершающ-ся между людьми и природой в определенной общественной форме.

Пр-ные  возм-ти – это возм-ти об-ва по пр-ву экон-их благ при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов и при данном уровне развития техники и технологии. Граф-ки отображ-ся на гр-ке в виде кривой произв-ных возм-тей. Эта кривая показывает альтер-ые варианты пр-ва при полном испол-ии всех ресурсов. Точки, распол-ые внутри фигуры, огран-ой данной кривой означают неполное использование ресурсов => будет безработица, пустующие земли, неиспольз-ое оборудование. Любая производственная программа, характеризуемая точками вне этой фигуры не будет обеспечена рес-ми. Кривая произв-ых возможностей отражает достигнутый уровень развития техники и степень использ-ия рес-ов. С течением времени под влиянием НТП площадь данной фигуры растет, т. к. кривая сдвиг-ся вправо, т. е. увелич-ся возмож-ти.

10. Воспроизводство и его типы. Микро- и макроэконом.: содержание  и основные проблемы.

 

Воспроизводство – это постоянно повтор-ся процесс пр-ва. Включает след-ие эл-ты: а) воспр-во продукта; б) ср-ва пр-ва и раб-ую силу; в) окруж-ая среда; г) эконом-ие отношения, т. е. отношения пр-ва, распределения, обмена и потребления. Типы воспр-ва: 1) простое: а) объем произвед-ого продукта и фак-ов пр-ва из года в год остается неизменным; б) весь прибавочный продукт (продукт за минусом затрат на пр-во) идет на личное потреб-ие; прибавочный продукт не расход-ся на произв-ое потребление => кол-во ср-в пр-ва, раб-ей силы в пр-ве не увелич-ся, их производит-ть не меняется; 2) расширенное: а) размер производимого продукта и фак-ов пр-ва с каждым годом возраст-ет и повеш-ся их качество; б) одна часть прибавочного продукта расход-ся на личное потреб-ие, другая часть – накапливается и использ-ся в качестве источника расшир-ого воспр-ва.3)суженное Микроэк-ка – наука об отдельных рынках и эк-ких агентах. Она изучает деят-ть отдельных хоз-ных единиц, их эк-ких процессов и взаимод-ия на рынке. Проблемы, решаемые микроэк-кой: 1) теория спроса: какие и каком кол-ве спрашиваются блага на рынке; какие факторы и  каким образом они влияют на спрос; от чего зависит эластич-ть спроса и т. д.; 2) теория пр-ва и предложения: чем определяется ассортимент производимых товаров; от чего завис-ит способ их изготовления, повышенная эффек-ть пр-ва; какие фак-ры влияют на предложение, повышение и понижение его эластичности;

11. Товар и его свойства. Цена, ее функции и виды.

   

 

Товар – продукт труда, предназначенный  для обмена путем купли-продажи. Товар обладает 2-мя св-вами: 1) он удовлетв-ет какую-либо челов-ую потреб-ть (это сво-во потребительной стоимости тво-ра); 2) он способен обмениваться на другой товар (сво-во меновой стоимости тов-ра). Товары обмениваются друг на друга, т. к. на их пр-во затрачен человеч-ий труд => 2-е св-во товара назыв-ся стоимость – это воплощенный в товаре человеч-ий труд. Меновая ст-ть – внешнее проявление ст-т, это пропорция, в к-рой один товар меняется на другой. Теории ст-ти: 1) трудовая теория ст-ти (А. Смит, К. Маркс) – согласно их воззрениям, величина ст-ти товара определяется кол-вом труда, общественно необход-ого для его пр-ва (ОНЗТ) и измеряется рабочим временем. ОНЗТ – средние затраты труда (времени) на пр-во конкретного товара. Рынок побуждает товаропроиз-ей придерживаться ОНЗТ. Чем меньше индивидуальные затраты на пр-во товара по сравнению с ОНЗТ, тем выше доход производителя;

12.Рынок, его сущность и виды. Структура и инфраструктура рынка.

 

    Рынок-это  определенная форма хоз-ных связей  между производителями и потребителями в сфере обмена, осуществляемая посредством купли – продажи.

Условия существования  рынка: 1) наличие множества независимых  предпринимателей, организовывающих производство на свой риск; 2) конкуренция между  производителями; 3) свободное ценообразование на основе спроса и предложения; 4) наличие законодательства по экономическим вопросам.

Субъекты рыночных отношений, это участники рын-ных  сделок: покупатели,продавцы; фирмы  – производители; фирмы – посредники; банки, финансовые учреждения.

Ф –  ции рынка: 1)соединительная: является связующим звеном между производством и покупателем; 2)стимулирующая : рынок – стимулирует технический прогресс произ-вства, (вследиствии конкуренции) а) приводит объем и структуру производства в соответствие с объемом и структурой спроса; б) стимулирует рост производительности труда, способствует снижению затрат на производство, повышает качество продукции; 3) распределительная: рынок опосредует общественное разделение труда между экономически обособленными производителями материальных благ и услуг; 4)информационная: рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимых издержках производства, качестве, ассортименте товаров и услуг на рынке через меняющиеся цены товаров и услуг, процентные ставки на кредит и т.д.; 5) дифференцирующая: с помощью конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективных предприятий и способствует развитию сильных предприятий.

Виды  рынков: 1) классификация по территории: местный (городской, сельский, региональный); национальный (внутренний); мировой (внешний);

2) Классификация  по экономическому назначению  объектов рынка: рынок услуг;  рынок средств производства; рынок  труда; рынок информационных услуг;  рынок недвижимости; рынок валюты; рынок ценных бумаг и т.д.;

3) по рыночной  конкуренции: рынок чистой конкуренции  (купле – продажа однотипных  товаров); монопольный рынок –  вытеснение одним субъектом других, такой рынок наз. монопсония; олигопольный  рынок – слияние множества  мелких производителей в несколько крупных предприятий.

4) по формам  хозяйствования: гос., кооперативный,  арендный рынок и др.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"